АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-5853/2017
22 марта 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 22 марта 2018 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Лезиной Л.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой О.И. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Гая, ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Гай Оренбургской области,
к обществу с ограниченной ответственностью «Энергосервисная компания «Южный Урал», ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Оренбург,
о взыскании 4 321 199 руб.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. В заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 24.01.2018 до 31.01.2018 до 10 час. 50 мин.
Отдел жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Гая (далее - истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Энергосервисная компания «Южный Урал» (далее - ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» ответчик) о взыскании 6 171 026 руб. 81 коп., в том числе: 4 321 199 руб. штрафа за неисполнение и ненадлежащее исполнение работ, 1 849 827 руб. 81 коп. пени за просрочку исполнения обязательства по муниципальным контрактам № 02-39-14, № 02-40-14, № 02-41-14, № 02-42-14, № 02-43-14, № 02-44-14, № 02-49-14, № 02-50-14, № 02-51-14, № 02-52-14, № 02-53-14, № 02-54-14, № 02-55-14, № 02- 56-14, № 02-58-14, № 02-59-14.
Стороны о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 АПК РФ, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителей не направили. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Ответчик в порядке 131 АПК РФ отзыв на исковое заявление не представил, иск не оспорил.
Определением суда (резолютивная часть от 31.01.2018) исковые требования в части требования о взыскании 1 849 827 руб. 81 коп. неустойки (пеней) оставлены без рассмотрения.
Истец и ответчик не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках действия муниципальной адресной программы «Переселение граждан муниципального образования Ириклинский поссовет Гайского района из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы» (утвержденной Постановлением Администрации Ириклинского поссовета Гайского района Оренбургской области от 15.04.2013 № 07-п в результате электронного аукциона были заключены 16 муниципальных контрактов на участие в долевом строительстве для переселения граждан из жилого фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу на территории Ириклинского поссовета Найского района Оренбургской области между Администрацией Ириклинского поссовета Гайского района Оренбургской области и ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» №№ 02-39-14, № 02-40-14, № 02-41-14, № 02-42-14, № 02-43-14, № 02-44-14, № 02-49-14, № 02-50- 14, № 02-51-14, № 02-52-14, № 02-53-14, № 02-54-14, № 02-55-14, № 02- 56-14, № 02-58-14, № 02-59-14 от 06.10.2014 на строительство этапа 2014-2015 годов программы 10 домов и 32 квартиры.
Согласно пунктам 2.1 муниципальных контрактов застройщик обязуется своими силами и (или) с привлечением других лиц построить на земельном участке два жилых помещения (квартир) в одноэтажном многоквартирном жилом доме (далее - объект долевого строительства) по адресу: Оренбургская область, Гайский район, п. Ириклинский и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать участнику долевого строительства объект, указанный в техническом задании к контракту (приложение № 1), а участник долевого строительства обязуется оплатить в порядке и сроки, установленные контрактом, цену и принять в муниципальную собственность объект долевого строительства.
В соответствии с пунктами 1.1 технических заданий (приложения № 1 к муниципальным контрактам) количество приобретаемых жилых помещений по муниципальному контракту в долевом строительстве:
- 2 шт.: одна двухкомнатная квартира, одна трехкомнатная квартира (муниципальные контракты № 02-39-14, № 02-40-14, № 02-41-14, № 02-42-14, № 02-43-14, № 02-44-14, № 02-58-14, № 02-59-14 от 06.10.2014);
- 2 шт.: все двухкомнатные квартиры (муниципальные контракты № 02-49-14, № 02-50-14, № 02-51-14, № 02-52-14, № 02-53-14, № 02-54-14, № 02-55-14, № 02-56-14 от 06.10.2014).
В силу пунктов 2.9 муниципальных контрактов срок выполнения работ (в редакции соглашений № 2 от 15.07.2015) срок окончания работ по каждому отдельному контракту установлен до 31.12.2015.
Цена контрактов по итогам аукциона в электронной форме составляет:
- 2 756 610 руб., налогом на добавленную стоимость (далее -НДС) не облагается в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (муниципальный контракт № 02-39-14 от 06.10.2014);
- 2 736 940 руб., НДС не облагается в соответствии со статьей 149 НК РФ (муниципальный контракт № 02-40-14 от 06.10.2014);
- 2 759 420 руб., НДС не облагается в соответствии со статьей 149 НК РФ (муниципальные контракты № 02-41-14, № 02-42-14 от 06.10.2014);
- 2 798 760 руб., НДС не облагается в соответствии со статьей 149 НК РФ (муниципальный контракт № 02-43-14 от 06.10.2014);
- 2 866 200 руб., НДС не облагается в соответствии со статьей 149 НК РФ (муниципальный контракт № 02-44-14 от 06.10.2014);
- 2 571 150 руб., НДС не облагается в соответствии со статьей 149 НК РФ (муниципальный контракт № 02-49-14 от 06.10.2014);
- 2 484 040 руб., НДС не облагается в соответствии со статьей 149 НК РФ (муниципальный контракт № 02-50-14 от 06.10.2014);
- 2 649 830 руб., НДС не облагается в соответствии со статьей 149 НК РФ (муниципальный контракт № 02-51-14 от 06.10.2014);
- 2 588 010 руб., НДС не облагается в соответствии со статьей 149 НК РФ (муниципальный контракт № 02-52-14 от 06.10.2014);
- 2 602 060 руб., НДС не облагается в соответствии со статьей 149 НК РФ (муниципальный контракт № 02-53-14 от 06.10.2014);
- 2 661 070 руб., НДС не облагается в соответствии со статьей 149 НК РФ (муниципальный контракт № 02-54-14 от 06.10.2014);
- 2 658 260 руб., НДС не облагается в соответствии со статьей 149 НК РФ (муниципальный контракт № 02-55-14 от 06.10.2014);
- 2 610 490 руб., НДС не облагается в соответствии со статьей 149 НК РФ (муниципальный контракт № 02-56-14 от 06.10.2014);
- 2 874 630 руб., НДС не облагается в соответствии со статьей 149 НК РФ (муниципальный контракт № 02-58-14 от 06.10.2014);
- 2 840 910 руб., НДС не облагается в соответствии со статьей 149 НК РФ (муниципальный контракт № 02-59-14 от 06.10.2014);
Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (пункты 3.1 муниципальных контрактов в редакции дополнительных соглашений № 1 от 17.12.2014).
Согласно подпунктам 4.4.14 муниципальных контрактов застройщик обязан безвозмездно исправить по требованию участника долевого строительства все выявленные, в том числе в ходе гарантийного срока, недостатки в течение 10 рабочих дней с момента извещения застройщика об обнаружении недостатков.
Гарантийный срок исчисляется со дня передачи участнику объекта долевого строительства и составляет:
- на конструктивные элементы здания – 5 лет;
- на технологическое и инженерное оборудование и материалы: срок установленный заводом изготовителем – 3 года;
- на качество выполненных работ – 5 лет.
Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся недостатки, не позволяющие продолжать нормальную эксплуатацию жилого помещения, гарантийный срок продлевается до их устранения. Наличие недостатков и срок их устранения фиксируется в двустороннем акте застройщика и участника (пункты 5.8 муниципальных контрактов).
В соответствии с пунктами 5.10 муниципальных контрактов в случае если объект долевого строительства построены застройщиком с отступлением от условий контракта, приведшим к ухудшению качества такого объекта или с иными недостатками, которые делают их непригодными для предусмотренного контрактом использования, участник по своему выбору вправе потребовать от застройщика:
- безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
- соразмерного уменьшения цены контракта;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков.
Сторонами в шестом разделе муниципальных контрактов согласован порядок приема-передачи жилых помещений.
Застройщик направляет участнику заявку на проведение обследования жилых помещений после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта. Обследование объекта осуществляется на предмет соответствия жилья требованиям благоустроенности, отделке, санитарным и техническим нормам, предъявляемым к жилым помещениям, действующим законодательством Российской Федерации и Оренбургской области. По результатам обследования составляется акт, который подписывается представителями застройщика и участника. В акте обследования отражается техническое состояние жилых помещений (состояние стен, перегородок и их соответствие техническому и кадастровому паспорту, полов и потолков, дверей, систем электроснабжения, освещения, вентиляции, водоснабжения, канализации, отопления, степень готовности жилого помещения к использованию, а также другая необходимая информация) (подпункты 6.1.1 муниципальных контрактов).
Согласно подпунктам 6.2.2 муниципальных контрактов в случае если состояние жилых помещений не соответствуют требованиям, участником составляется акт обследования, в котором отражаются выявленные недостатки и сроки для их устранения застройщиком.
На основании положительного заключения, отраженного в акте обследования жилых помещений, составляется акт приема-передачи жилых помещений. Передача объекта оформляется актом приема-передачи после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (одноэтажного многоквартирного жилого дома), не позднее 10.09.2015 (подпункты 6.1.3 муниципальных контрактов).
В силу подпунктов 8.5.2 муниципальных контрактов штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение застройщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением, просрочки исполнения застройщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в размере 10 % цены контракта.
В связи с ликвидацией муниципального образования Гайский район Оренбургской области и муниципального образования Ириклинский поссовет Гайского района 01.06.2015 в силу Закона Оренбургской области от 15.12.2014 № 2825/782-V-03 «Об объединении муниципальных образований Гайского района Оренбургской области с городским кругом город Гай» имущество Гайского района передано в Гайский городской округ.
На основании постановления Администрации города Гая от 26.06.2015 № 546-пА «О правопреемстве в отношении муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда нам отдельных территориях Гайского городского округа» отдел жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Гая является правопреемником администрации Ириклинского поссовета Гайского района Оренбургской области по муниципальным контрактам на участие в долевом строительстве для переселения граждан из жилого фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Акты приема-передачи квартир по муниципальным контрактам № 02-39-14, № 02-40-14, № 02-41-14, № 02-42-14, № 02-43-14, № 02-44-14, № 02-49-14, № 02-50- 14, № 02-51-14, № 02-52-14, № 02-53-14, № 02-54-14, № 02-55-14, № 02-56-14, от 06.10.2014 подписаны сторонами 19.07.2016.
Акты приема-передачи квартир по муниципальным контрактам № 02-58-14, № 02-59-14 от 06.10.2014 подписаны сторонами 28.10.2016.
Также сторонами подписаны акты освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта жилищного строительства по муниципальным контрактам (т. 1, л.д. 57, 58, 100, 101, 135; т.2, л.д.12, 40, 41, 82, 83, 112, 113, 138, 139; т.3, л.д. 16, 49, 76, 102, 103, 129, 130; т.4, л.д. 4, 26, 43).
Свои обязательствапо контрактам истец исполнил.
В обоснование исковых требований истец указывает, что в ходе проверки выявлены замечания на объектах нового строительства, по результатам которой истец направил ответчику гарантийное требование исх. № 01-2573 от 02.08.2016 об устранении выявленных нарушений по дымоходам на объектах нового строительства до 15.08.2016 (т.4, л.д.70).
На основании письма (т.4 л.д.104-106) Гайской межрайонной прокуратуры Оренбургской области для участия в проверке по определению полноты выполненных подрядной организацией работ по строительству жилья введенного в эксплуатацию в 2014 – 2016 годах в рамках программы «Переселение граждан муниципального образования Ириклинский поссовет Гайского района из аварийного жилищного фонда» государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области проведена 30.08.2016 проверка в ходе которой выявлены замечания на объектах строительства, о чем составлена справка № С-450 пр от 30.08.2016 (т.4, л.д. 49-51).
Письмом исх. №. 01-3116 от 19.09.2016 истцом направлено ответчику гарантийное требование об устранении недостатков (отсутствуют акты специализированной организации о технически исправном состоянии вентиляционных каналов и дымоходов, двери слуховых окон чердачного помещения, полная внутренняя отделка потолков) до 20.09.2016.
Поскольку ответчиком недостатки не устранены в указанные периоды истец направил в адрес ответчика претензию исх. № 01-3203 от 26.09.2016 (т. 4, л.д.71).
В связи с ненадлежащим выполнением работ по муниципальным контрактам (не устранением выявленных в пределах гарантийного срока замечаний) истцом начислена неустойка (штраф) по подпунктам 8.5.2 муниципальных контрактов в размере 4 321 199 руб., с требованием о взыскании которой истец обратился в арбитражный суд.
При этом ФИО1 21.03.2016 (согласно штампу экспедиции суда) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» в связи с наличием задолженности в размере 324 800 руб. (320 000 руб. – основной долг, 4 800 руб. – проценты за пользование займом), подтвержденной судебным приказом мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского района города Оренбурга от 04.09.2015 по делу № 2-10-1194/2015.
Определением суда от 22.03.2016 по делу № А47-2408/2016 принято заявление кредитора и возбуждено производство по делу о признании ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» несостоятельным (банкротом).
Согласно определению суда от 12.10.2016по делу № А47-2408/2016 произведена замена кредитора – ФИО1 на ФИО2 в порядке процессуального правопреемства. Определением суда от 28.09.2017 по тому же делу произведена процессуальная замена кредитора – ФИО2 на ФИО3
В соответствии с решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.10.2017по делу № А47-2408/2016 ликвидируемый должник - ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» признан банкротом с открытием конкурсного производства сроком на шесть месяцев до 02.04.2018. Конкурсным управляющим должника утвержден ФИО4.
В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 126 Федерального Закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В силу статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63), в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом.
В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 при решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований о применении мер ответственности за нарушение обязательств (возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, взыскании неустойки, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами) требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, относящихся к текущим платежам, следуют судьбе указанных обязательств; требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами.
По смыслу указанных правовых позиций при квалификации в качестве текущего требования о применении мер ответственности за нарушение неденежных обязательств следует исходить из даты, когда основное обязательство должно быть исполнено согласно условиям договора. Если дата исполнения основного обязательства наступает после возбуждения дела о банкротстве, то обязательство является текущим, соответственно, меры ответственности в виде неустойки (штрафа) следуют судьбе основного обязательства и также являются текущими.
Требования о взыскании штрафа за ненадлежащее выполнение работ по муниципальным контрактам возникли из гарантийных обязательств, которые в соответствии с пунктом 5.8 муниципальных контрактов возникают с момента передачи объектов строительства.
Поскольку акты приема-передачи квартир по муниципальным контрактам № 02-39-14, № 02-40-14, № 02-41-14, № 02-42-14, № 02-43-14, № 02-44-14, № 02-49-14, № 02-50- 14, № 02-51-14, № 02-52-14, № 02-53-14, № 02-54-14, № 02-55-14, № 02-56-14от 06.10.2014 подписаны 19.07.2016, по муниципальным контрактам № 02-58-14, № 02-59-14 от 06.10.2014 - 28.10.2016, а заявление о признании несостоятельным (банкротом) ООО «Энергосервисная компания «Южный Урал» подано в суд 21.03.2016,принято к производству Арбитражным судом Оренбургской области определением от 22.03.2016, то данные требования истца являются текущими.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, в том числе: передать имущество, выполнить работу, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; по общему правилу односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Спорные правоотношения сторон возникли из подписанных между ними муниципальных контрактов № 02-39-14, № 02-40-14, № 02-41-14, № 02-42-14, № 02-43-14, № 02-44-14, № 02-49-14, № 02-50- 14, № 02-51-14, № 02-52-14, № 02-53-14, № 02-54-14, № 02-55-14, № 02- 56-14, № 02-58-14, № 02-59-14 от 06.10.2014, которые регулируются, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в Федеральном законе от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 4 Закона № 214-ФЗ предусмотрено, что по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закон № 214-ФЗ договор должен содержать: определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости; срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства; цену договора, сроки и порядок ее уплаты; гарантийный срок на объект долевого строительства.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 214-ФЗ застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, за исключением случая, установленного частью 3 настоящей статьи.
В силу пунктов 2.9 муниципальных контрактов срок выполнения работ (в редакции соглашений № 2 от 15.07.2015) срок окончания работ по каждому отдельному контракту установлен до 31.12.2015.
Акты приема-передачи квартир по муниципальным контрактам № 02-39-14, № 02-40-14, № 02-41-14, № 02-42-14, № 02-43-14, № 02-44-14, № 02-49-14, № 02-50- 14, № 02-51-14, № 02-52-14, № 02-53-14, № 02-54-14, № 02-55-14, № 02-56-14, от 06.10.2014 подписаны сторонами 19.07.2016 без претензий и замечаний. Также акты приема-передачи квартир по муниципальным контрактам № 02-58-14, № 02-59-14 от 06.10.2014 подписаны 28.10.2016 без претензий и замечаний.
Также сторонами подписаны акты освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта жилищного строительства по муниципальным контрактам (т. 1, л.д. 57, 58, 100, 101, 135; т.2, л.д. 12, 40, 41, 82, 83, 112, 113, 138, 139; т.3, л.д. 16, 49, 76, 102, 103, 129, 130; т.4, л.д. 4, 26, 43).
В силу пункта 1 статьи 12 Закона № 214-ФЗ обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец считает, что ответчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по муниципальным контрактам, в связи с чем обязан уплатить неустойку (штраф) по подпунктам 8.5.2 муниципальных контрактов в размере 4 321 199 руб.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
На основании норм статьи 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определено, что в случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, предусмотренная настоящей частью неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере. В случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства вследствие уклонения участника долевого строительства от подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства застройщик освобождается от уплаты участнику долевого строительства неустойки (пени) при условии надлежащего исполнения застройщиком своих обязательств по такому договору.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В силу подпунктов 8.5.2 муниципальных контрактов штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение застройщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением, просрочки исполнения застройщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в размере 10 % цены контракта.
Пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ определено, что участник долевого строительства вправе предъявить иск в суд или предъявить застройщику в письменной форме требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства с указанием выявленных недостатков (дефектов) при условии, что такие недостатки (дефекты) выявлены в течение гарантийного срока. Застройщик обязан устранить выявленные недостатки (дефекты) в срок, согласованный застройщиком с участником долевого строительства. В случае отказа застройщика удовлетворить указанные требования во внесудебном порядке полностью или частично либо в случае неудовлетворения полностью или частично указанных требований в указанный срок участник долевого строительства имеет право предъявить иск в суд.
Согласно подпунктам 4.4.14 муниципальных контрактов застройщик обязан безвозмездно исправить по требованию участника долевого строительства все выявленные, в том числе в ходе гарантийного срока, недостатки в течение 10 рабочих дней с момента извещения застройщика об обнаружении недостатков.
Гарантийный срок исчисляется со дня передачи участнику объекта долевого строительства и составляет:
- на конструктивные элементы здания – 5 лет;
- на технологическое и инженерное оборудование и материалы: срок установленный заводом изготовителем – 3 года;
- на качество выполненных работ – 5 лет.
Условиями муниципальных контрактов согласован порядок приема-передачи жилых помещений.
Застройщик направляет участнику заявку на проведение обследования жилых помещений после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта. Обследование объекта осуществляется на предмет соответствия жилья требованиям благоустроенности, отделке, санитарным и техническим нормам, предъявляемым к жилым помещениям, действующим законодательством Российской Федерации и Оренбургской области. По результатам обследования составляется акт, который подписывается представителями застройщика и участника. В акте обследования отражается техническое состояние жилых помещений (состояние стен, перегородок и их соответствие техническому и кадастровому паспорту, полов и потолков, дверей, систем электроснабжения, освещения, вентиляции, водоснабжения, канализации, отопления, степень готовности жилого помещения к использованию, а также другая необходимая информация) (подпункт 6.1.1 муниципальных контрактов).
Согласно подпункту 6.2.2 муниципальных контрактов в случае если состояние жилых помещений не соответствуют требованиям, участником составляется акт обследования, в котором отражаются выявленные недостатки и сроки для их устранения застройщиком.
На основании положительного заключения, отраженного в акте обследования жилых помещений, составляется акт приема-передачи жилых помещений. Передача объекта оформляется актом приема-передачи после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (одноэтажного многоквартирного жилого дома), не позднее 10.09.2015 (подпункты 6.1.3 муниципальных контрактов).
Сторонами подписаны акты приема-передачи объектов, акты обследования без замечаний и претензий.
Истец в исковом заявлении указывает, что в ходе проверок обнаружены замечания на объектах нового строительства.
Согласно подпунктам 4.4.14 муниципальных контрактов застройщик обязан безвозмездно исправить по требованию участника долевого строительства все выявленные, в том числе в ходе гарантийного срока, недостатки в течение 10 рабочих дней с момента извещения застройщика об обнаружении недостатков.
Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся недостатки, не позволяющие продолжать нормальную эксплуатацию жилого помещения, гарантийный срок продлевается до их устранения. Наличие недостатков и срок их устранения фиксируется в двустороннем акте застройщика и участника (пункты 5.8 муниципальных контрактов).
Однако истцом не представлены доказательства надлежащего извещения застройщика для составления совместного акта об обнаружении недостатков, доказательства направления гарантийных требований, справки № С-450 пр от 30.08.2016 застройщику.
Сторонами в соответствии с условиями муниципальных контрактов не составлены акты о недостатках.
Истцом экспертиза выполненных работ не проводилась. В рамках настоящего дела ходатайств о проведении по делу экспертизы для определения фактов и существа недостатков объектов строительства в порядке статьи 92 АПК РФ истец не заявлял.
Суд отмечает, что представленные в дело документы содержат противоречия в отношении конкретизации выявленных недостатков, в том числе, указанные в гарантийных требованиях замечания не совпадают с перечнем недостатков, установленных в справке № С-450пр от 30.08.2016.
Таким образом, истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств наличия оснований для начисления штрафа, доказательств уклонения ответчика от исполнения гарантийных обязательств в рамках муниципальных контрактов № 02-39-14, № 02-40-14, № 02-41-14, № 02-42-14, № 02-43-14, № 02-44-14, № 02-49-14, № 02-50- 14, № 02-51-14, № 02-52-14, № 02-53-14, № 02-54-14, № 02-55-14, № 02- 56-14, от 06.10.201 подписаны 19.07.2016, по муниципальным контрактам № 02-58-14, № 02-59-14 от 06.10.2014.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Истец от уплаты государственной пошлины по делу освобожден, при обращении с иском ее оплата в бюджет не производилась.
В соответствии с пунктом 12 (абзац второй) постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Гая о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Энергосервисная компания «Южный Урал» 4321199 руб. неустойки (штрафов) отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Л.В. Лезина