ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-6050/17 от 03.10.2017 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-6050/2017

06 октября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 06 октября 2017 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сукачевой Н.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ясаковой Л.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург,

к обществу с ограниченной ответственностью «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский», ОГРН <***>, ИНН <***>, с. Ташла, Ташлинский район, Оренбургская область,

третье лицо: Счетная палата Оренбургской области, г. Оренбург

о взыскании 8 506 481 руб. 47 коп.

В судебном заседании приняли участие

представитель истца ФИО1 по доверенности № 53 от 18.05.2017,

представитель ответчика ФИО2 по доверенности от 08.06.2017, ФИО3 по доверенности 10.10.2016 (после перерыва),

представитель третьего лица ФИО4 по доверенности № 1-24/690 от 30.08.2016, ФИО5 по доверенности № 1-24/516 от 30.06.2016,

Министерство сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский» (ответчик, ООО «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский») о взыскании 8 506 481 руб. 47 коп. субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору <***> от 19.01.2015.

Третье лицо, ответчик заявили ходатайства о приобщении дополнительных документов.

Суд в порядке статей 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) приобщил указанные документы к материалам дела.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном размере.

Ответчик в заседании суда и в отзыве на иск возражал против удовлетворения исковых требований.

Третье лицо не заявило возражений против удовлетворения исковых требований.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании арбитражного суда объявлен перерыв до 03.10.2017 - 14 час. 30 мин.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном размере.

Ответчик в заседании суда возражал против удовлетворения исковых требований.

Третье лицо считает исковые требования истца обоснованными, просит удовлетворить в полном объеме.

Лица участвующие в деле не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский» в 2015 году обратилось в министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области за получением субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитному договору <***> от 19.01.2015, предоставив необходимые документы.

После проверки правильности расчета размера субсидий и соответствия приложенных документов установленному перечню и требованиям, министерство приняло решение о выплате ответчику субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на общую сумму 8 506 481 руб. 47 коп., из них за счет средств, выделенных федеральным бюджетом 8 093 704 руб. 47 коп., из областного бюджета 412 777 руб.

В 2017 году Счетной палатой Оренбургской области проведено контрольное мероприятие по вопросу эффективности использования средств областного бюджета, выделенных на поддержку сельхозтоваропроизводителей Ташлинского района в 2016 году и истекшем периоде 2017 года на развитие сельскохозяйственного производства, в результате которого установлено нецелевое использование бюджетных денежных средств.

В связи с изложенным, истец письмом № 01-05-06/349 от 30.03.2017 обратился к ответчику с предложением добровольно произвести возврат неправомерно полученных бюджетных средств (т. 1, л.д. 92-95).

Неисполнение ответчиком обязательств по возврату бюджетных средств, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.

Оценив представленные в обоснование исковых требований доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая установленные судом фактические обстоятельства дела, носящие объективный характер, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Статьями 3 и 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В 2015 году порядок и условия предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным с 01.01.2013 на срок до 1 года по 31.07.2015 включительно за счет средств федерального бюджета, а также перечень необходимых документов были регламентированы Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (Правила № 1460); за счет средств областного бюджета - Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.03.2013 № 206-п «О порядке возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (действующим в спорный период) (Порядок № 206-п).

По условиям пункта 2.1 кредитного договора <***> от 19.01.2015 (с учетом дополнительного соглашения № 1 от 20.05.2015) заемщик обязуется использовать полученный кредит на следующие цели: закуп сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки.

В соответствии с пунктом 1.2 указанного договора кредит предоставлен ответчику в сумме 64 500 000 руб., о чем свидетельствуют выписка по лицевому счету № 40702-810-1-0501-0000037 за 21.01.2015, банковский ордер № 878831 от 21.01.2015, (т. 1, л.д. 50, 51).

Срок погашения кредита (в редакции дополнительного соглашения № 6 от 15.12.2016) – 21.11.2016.

ООО «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский» в 2015 году обратилось в Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области за получением субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитному договору <***> от 19.01.2015, предоставив необходимые документы.

После проверки правильности расчета размера субсидий и соответствия приложенных документов установленным перечню и требованиям, истец перечислил ответчику субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по кредита в размере 8 506 481 руб. 47 коп. (за счет средств, выделенных федеральным бюджетом 8 093 704 руб. 47 коп., из областного бюджета 412 777 руб.), что подтверждается платежными поручениями № 755842 от 09.06.2016 на сумму 3 164 846 руб., № 794021 от 22.07.2015 на сумму 3 346 435 руб., № 72601 от 26.08.2015 на сумму 778 241 руб., № 240139 от 24.09.2015 на сумму 804 182 руб. 47 коп., № 381377 от 25.07.2016 на сумму 412 777 руб. (т. 1, л.д. 79-83).

Субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Вместе с тем, данное требование не действует в случае нарушения условий предоставления субсидий.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу пункта 10 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение и иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В 2017 году Счетной палатой Оренбургской области проведено контрольное мероприятие по вопросу эффективности использования средств областного бюджета, выделенных на поддержку сельхозтоваропроизводителей Ташлинского района в 2016 году и истекшем периоде 2017 года на развитие сельскохозяйственного производства, в результате которого установлено нецелевое использование бюджетных денежных средств (т. 1, л.д. 84-91).

В подтверждение перечисления денежных средств в размере 64 500 000 руб. за сырье (молоко), в рамках договора поставки № 11/5м от 16.12.2014 ответчиком обществу с ограниченной ответственностью «МТС АК Ташлинский», представлено платежное поручение от 22.01.2015 № 81 (т. 1, л.д. 54-58).

Использование указанных средств отражено в счетах-фактурах: № 000582 от 31.01.2015, № 001914 от 28.02.2015, № 003590 от 31.03.2015, № 005320 от 30.04.2015, № 005806 от 31.05.2015, № 006466 от 30.06.2015, № 007050 от 31.07.2015, № 007455 от 31.08.2015; в товарных накладных № 0000067 от 31.01.2015, № 0006678 от 28.02.2015, № 0006895 от 31.03.2015, № 0006965 от 30.04.2015, № 0007123 от 31.05.2015, № 0007255 от 30.06.2015, № 0007325 от 31.07.2015, № 0007423 от 31.08.2015 (т. 1, л.д. 59-72, т. 3, л.д. 127-128).

Документарной проверкой, проведенной Счетной палатой Оренбургской области, установлено, что средства в размере 64 500 000 руб., полученные по кредитному договору от 19.01.2015 <***> согласно карточке счета 58.3 «Представленные займы» и перечисленные согласно платежному поручению от 22.01.2015 № 81 31.01.2015 отражены в учете ООО «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский» как заем, предоставленный ООО «МТС АК Ташлинский», то есть полученные средства не использовались ООО «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский» на закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки продукции животноводства, а переданы в качестве коммерческого займа сторонней организации.

Основанием для бухгалтерских проводок послужил договор перевода (новации) долга в заем № 15/1 от 22.01.2015 (т. 2, л.д. 75), в соответствии с условиями которого кредиторская задолженность ООО «МТС АК «Ташлинский» в размере 64 500 000 руб., возникшая из заключенного договора поставки № 11/5м от 16.12.2014, заменяется заемным обязательством, и на данную сумму начисляются проценты за пользование заемными денежными средствами из расчета 25,7% годовых (выше процентной ставки по кредитному договору).

Обязательства сторон, возникшие из договора поставки № 11/5м от 16.12.2014 по состоянию на 22.01.2015 прекращаются в момент подписания договора перевода (новации) долга в заем № 15/1 от 22.01.2015.

Кроме того, по соглашению об отступном от 01.04.2016 (т. 4, л.д. 21), стороны договорились о прекращении взаимных обязательств, вытекающих из договора перевода (новаций) долга в заем № 15/1 от 22.01.2015, в силу предоставления ООО «МТС «Ташлинский» взамен исполнения обязательств по возврату долга в сумме 64 500 000 руб. –отступного (молоко коровье сырое) в срок передачи товара: не позднее 31.10.2016.

В качестве основания для погашения обязательств по договору перевода (новации) долга в заем в бухгалтерском учете ООО «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский» и ООО «МТС АК «Ташлинский» отражены договор уступки права требования от 31.03.2016 № 7/13/16 (64 197 577 руб. 44 коп.) и договор поставки № П-160316 от 16.03.2016 (302 422 руб. 56 коп.) (т. 4, л.д. 17-20).

В пользу нецелевого использования бюджетных средств свидетельствует тот факт, что в соответствии с договором перевода (новации) долга в заем в период с 31.03.2015 по 31.03.2016 начислены проценты за пользование займом в размере 19 698 848 руб., перечисленные ООО «МТС АК «Ташлинский» в период с 23.06.2015 по 10.05.2016 в полном объеме.

Таким образом, отсутствие сведений в бухгалтерской отчетности ООО «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский», подтверждающих финансово-хозяйственные операции по расчету с поставщиком сырья кредитными средствами, свидетельствует о том, что хозяйственные операции, подлежащие субсидированию, ответчиком не осуществлялись.

Третье лицо в отзыве на иск поддерживает доводы истца, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик в отзыве на иск возражает против удовлетворения исковых требований, в силу следующих обстоятельств.

Между ООО «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский» и ООО «МТС АК «Ташлинский» заключено дополнительное соглашение от 22.05.2017 к договору перевода (новации) долга в заем № 15/1 от 22.01.2015, по пункту 1.1 которого сумма долга по договору договор поставки № 11/5м от 16.12.2014 на момент подписания договора, с учетом поставленной продукции, составляла 140 557 576 руб. 28 коп. (т. 2, л.д. 77).

Пункт 1.3 договора перевода (новации) долга в заем № 15/1 от 22.01.2015, гласит обязательства сторон, возникшие из договора поставки № 11/5м от 16.12.2014 по состоянию на 22.01.2015, в момент подписания сторонами договора прекращаются в объеме предоплаты в сумме: 64 500 000 руб., из объема перечисленных в 2014 году по договору поставки молока № 9/14м от 20.12.2013. В остальной части в размере предоплаты в сумме: 76 057 576 руб. 28 коп. исполняются в полном объеме.

Дополнительным соглашением к договору № 15/1 от 22.01.2015 предусмотрено возвращение суммы займа в срок до 31.12.2016.

Указанный довод ответчика отклоняется судом, поскольку дополнительное соглашение от 22.05.2017 заключено сторонами после исполнении основного договора № 15/1 от 22.01.2015.

В соответствии с пунктом 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

В силу пункта 1 статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Внесение изменений в исполненный договор дополнительным соглашением, подписанным после исполнения основного договора, либо изменение исполненного договора иным способом, противоречит нормам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, в связи с чем, возражения ответчика судом отклоняются, как необоснованные, документально не подтвержденные и противоречащие материалам дела.

Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Учитывая вышеизложенное, факт приобретения ответчиком сырья (молока) на средства субсидируемого кредита не подтвержден. Сумма необоснованно полученных субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов составила 8 506 481 руб. 47 коп.

Из содержания правовых норм Правил № 1460 и Порядка № 206-п, их системного толкования следует, что обязанностью получателя субсидии является ее использование по целевому назначению, представление документов, подтверждающих факт целевого использования субсидии, а также возврат суммы субсидии, не использованной по целевому назначению.

В случае отказа получателя от возврата указанных средств в областной бюджет их взыскание осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, учитывая, что ответчиком достоверность представленных доказательств не опровергнута, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме, субсидии, полученные на возмещение части затрат на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами, использованные на цели, не предусмотренные кредитным договором, подлежат возврату в бюджет в соответствии с действующим законодательством в сумме 8 506 481 руб. 47 коп.

В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

По пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета Российской Федерации в сумме 65 532 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский» в пользу Министерства сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области 8 506 481 руб. 47 коп. основного долга.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский» в доход федерального бюджета 65 532 руб. государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать взыскателю и налоговому органу в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья Н.Ф. Сукачева