176/2023-178832(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-6063/2023 07 сентября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2023 года В полном объеме решение изготовлено 07 сентября 2023 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сердюк Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Войцеховской Л.П., рассмотрев в открытом судебном заявление
Публичного акционерного общества "Россети Волга" в лице Центрального производственного отделения филиала ПАО "Россети Волга" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации Соль-Илецкого округа Оренбургской области, г. Соль-Илецк
о признании незаконным решения от 28.03.2023г. № 1957 об отказе в удовлетворении ходатайства об установлении публичного сервитута,
возложении на заинтересованное лицо обязанности со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявление Публичного акционерного общества "Россети Волга" от 16.03.2023г. об установлении публичного сервитута, с учетом требований действующего законодательства, а также возмещении расходов по уплате госпошлины,
третье лицо: индивидуальный предприниматель ФИО1, г. Соль-Илецк Оренбургской области (ОГРНИП <***>, ИНН <***>),
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании с 23.08.2023 по 30.08.2023
В судебном заседании присутствуют представители:
От заявителя: Харламова Ольга Павловна (паспорт, доверенность от 10.01.2022, диплом),
От ответчика: не явился
От третьего лица: не явился, извещен.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что между ПАО «Россети Волга» и ИП ФИО1 заключены договоры № 2230-003308/1210009496 от 24.05.2021г. по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя - ВРУ-0,4 кВ для электроснабжения объекта сельскохозяйственного назначения, расположенных в Оренбургской области, Соль-Илецком районе, относительно ориентира пересечение оврага с Соль-Илецким ГЛФ, расположенного в границах участка, адрес ориентира: обл. Оренбургская, р-н Соль-Илецкий Угольный сельсовет, кадастровый номер 56:29:2008030:2; № 2230-003306/1210009495 от 24.05.2021г. по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя - ВРУ-0,4 кВ. для электроснабжения объекта сельскохозяйственного назначения, расположенных в Оренбургской области, Соль-Илецком районе, в южной части кадастрового квартала 56:29:2010003, кадастровый номер56:29:2010003:221, в связи с чем обратилось в администрацию МО Соль-Илецкий городской округ для установления публичного сервитута на земельный участок. Между тем, заинтересованное лицо отказало заявителю в установлении публичного сервитута по причине отсутствия интересов населения в его установлении, что, по мнению общества, является незаконным и нарушает права и интересы заявителя ввиду невозможности исполнения договора на технологическое присоединение.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлен письменный отзыв на заявление, в котором требования не признает
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
Оренбургская область, Соль-Илецкий район, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:29:2010002, с кадастровым номером 56:29:2010002:225, площадью 942 кв.м.;
Оренбургская область, Соль-Илецкий район, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала 56:29:2010002, с кадастровым номером 56:29:2010002:224, площадью 251 кв.м.;
Оренбургская область, Соль-Илецкий район, Угольный сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:29:0000000, с кадастровым номером 56:29:0000000:1463, площадью 222 кв.м.;
Оренбургская область, Соль-Илецкий район, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала 56:29:2010002, с кадастровым номером 56:29:2010002:9, площадью 239 кв.м.;
Оренбургская область, Соль-Илецкий район, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала 56:29:2010002, с кадастровым номером 56:29:2010002:10, площадью 139 кв.м.;
Оренбургская область, Соль-Илецкий район, Угольный сельсовет, СПК (колхоз) «Угольное», земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:29:2010001, с кадастровым номером 56:29:2010001:12, площадью 323 кв.м.
Решением Администрации муниципального образования «Соль- Илецкий городской округ» Оренбургской области от 28.03.2023 № 1957 было отказано в удовлетворении ходатайства по установлению публичного сервитута на ранее указанные земельные участки.
В качестве причины отказа Администрация муниципального образования «Соль-Илецкий городской округ» Оренбургской области указала поступившее коллективное возражение об установлении публичного сервитута в границах указанных земельных участков.
Считая отказ администрации МО Соль-Илецкий городской округ в установлении публичного сервитута незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Из представленных документов следует, что земельные участки относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В абзаце 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861), которыми установлены порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям,
порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации. Действие Правил N 861 распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Пунктом 3 Правил N 861 установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им этих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил N 861, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещным правом наряду с правом собственности являются сервитуты.
В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
Публичный сервитут может устанавливаться, в том числе для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
Как следует из подпункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель,
расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.
Согласно пунктам 1 -3 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса. Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.
Как следует из подпункта 1 статьи 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции.
Из содержания пояснительной записки к проекту Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов" следует, что целью разработки проекта является сокращение материальных и временных издержек по оформлению прав на земельные участки с целью строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, обеспечение единых сроков строительства линейных объектов как на земельных участках, права на которые оформлены, так и на земельных участках, права на которые не оформлены. Концепция законопроекта изменяет содержание публичного сервитута, предполагая, что публичный сервитут становится правом юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линии электропередач, водопроводов, газопроводов и т.п.).
В результате обсуждения указанного законопроекта был принят Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов", которым и изменены вышеуказанные
нормы Земельного кодекса Российской Федерации в части оснований и порядка установления публичного сервитута.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что согласно общедоступной информации, размещенной на сайте Федеральной антимонопольной службы, заявитель включен в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе. Следовательно, имеет право на обращение с ходатайством об установлении публичного сервитута.
Частью 5 ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для:
Согласно материалам дела, земельный участок, на котором заявитель просил заинтересованное лицо установить публичный сервитут, относится к землям сельскохозяйственного назначения, т.е. не относится к категории земель, указанных в ч.5 ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что на испрашиваемом заявителем земельном участке возможно установление публичного сервитута.
Статьей 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи отказа в установлении публичного сервитута, которой не предусмотрена возможность отказа в установлении публичного сервитута по основаниям, изложенным в оспариваемом заявителем решении администрации муниципального образования
Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области об отказе в удовлетворении ходатайства об установлении публичного сервитута.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о незаконности принятого заинтересованным лицом решения об отказе в установлении публичного сервитута.
Оспариваемым отказом в установлении публичного сервитута нарушаются права заявителя, поскольку он не имеет возможности исполнить свои обязательства по договору перед третьим лицом по технологическому присоединению.
Таким образом, оспариваемое заявителем решение непосредственно затрагивает права и обязанности общества.
При таких обстоятельствах требование заявителя о признании незаконным решения администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от 28.03.2023г. № 1957об отказе в удовлетворении ходатайства об установлении публичного сервитута подлежит удовлетворению.
Выбирая способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, учитывая, что ходатайство общества об установлении публичного сервитута по существу не рассмотрено, принимая во внимание конкретную ситуацию, адекватную возможность и потребности каждой из сторон, способствование реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены, а также направление на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора, суд считает необходимым в качестве способа восстановления нарушенных прав заявителя обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области рассмотреть по существу заявление об установлении публичного сервитута после вступления решения суда в законную силу.
В порядке ст. 110 АПК РФ с администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области в пользу ПАО «Россети Волга» подлежат взысканию понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Решение администрации Соль-Илецкого округа Оренбургской области решения от 28.03.2023г. № 1957 об отказе в удовлетворении ходатайства об установлении публичного сервитута, признать незаконным
2. Обязать администрацию Соль-Илецкого округа Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявления Публичного акционерного общества "Россети Волга" от 16.03.2023г. об установлении публичного сервитута, после вступления решения суда в законную силу.
Исполнительный лист выдать ПАО «Россети Волга» в порядке статей 319, 320 АПК РФ по его ходатайству.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в срок, не превышающий месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18aac.arbitr.ru.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок, со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Т.В.Сердюк
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 13.03.2023 4:10:00
Кому выдана Сердюк Татьяна Владимировна