ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-6063/2023 от 30.08.2023 АС Оренбургской области

176/2023-178832(2)





АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-6063/2023  07 сентября 2023 года 

Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2023 года  В полном объеме решение изготовлено 07 сентября 2023 года 

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сердюк  Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания  Войцеховской Л.П., рассмотрев в открытом судебном заявление 

Публичного акционерного общества "Россети Волга" в лице  Центрального производственного отделения филиала ПАО "Россети  Волга" (ОГРН <***>, ИНН <***>) 

к Администрации Соль-Илецкого округа Оренбургской области,  г. Соль-Илецк 

о признании незаконным решения от 28.03.2023г. № 1957 об  отказе в удовлетворении ходатайства об установлении публичного  сервитута, 

 возложении на заинтересованное лицо обязанности со дня  вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу  заявление Публичного акционерного общества "Россети Волга" от  16.03.2023г. об установлении публичного сервитута, с учетом  требований действующего законодательства, а также возмещении  расходов по уплате госпошлины, 

третье лицо: индивидуальный предприниматель ФИО1, г. Соль-Илецк Оренбургской области (ОГРНИП  <***>, ИНН <***>), 

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в  судебном заседании с 23.08.2023 по 30.08.2023 

В судебном заседании присутствуют представители:


От заявителя: Харламова Ольга Павловна (паспорт, доверенность  от 10.01.2022, диплом), 

От ответчика: не явился
От третьего лица: не явился, извещен.

В обоснование заявленных требований общество указывает, что  между ПАО «Россети Волга» и ИП ФИО1 заключены договоры № 2230-003308/1210009496 от  24.05.2021г. по осуществлению технологического присоединения  энергопринимающих устройств заявителя - ВРУ-0,4 кВ для  электроснабжения объекта сельскохозяйственного назначения,  расположенных в Оренбургской области, Соль-Илецком районе,  относительно ориентира пересечение оврага с Соль-Илецким ГЛФ,  расположенного в границах участка, адрес ориентира: обл.  Оренбургская, р-н Соль-Илецкий Угольный сельсовет, кадастровый  номер 56:29:2008030:2; № 2230-003306/1210009495 от 24.05.2021г. по  осуществлению технологического присоединения энергопринимающих  устройств заявителя - ВРУ-0,4 кВ. для электроснабжения объекта  сельскохозяйственного назначения, расположенных в Оренбургской  области, Соль-Илецком районе, в южной части кадастрового квартала  56:29:2010003, кадастровый номер56:29:2010003:221, в связи с чем  обратилось в администрацию МО Соль-Илецкий городской округ для  установления публичного сервитута на земельный участок. Между тем,  заинтересованное лицо отказало заявителю в установлении публичного  сервитута по причине отсутствия интересов населения в его  установлении, что, по мнению общества, является незаконным и  нарушает права и интересы заявителя ввиду невозможности  исполнения договора на технологическое присоединение. 

Заинтересованным лицом в материалы дела представлен  письменный отзыв на заявление, в котором требования не признает 

При рассмотрении материалов дела судом установлены  следующие обстоятельства. 

Оренбургская область, Соль-Илецкий район, земельный участок  расположен в южной части кадастрового квартала 56:29:2010002, с  кадастровым номером 56:29:2010002:225, площадью 942 кв.м.; 

Оренбургская область, Соль-Илецкий район, земельный участок  расположен в западной части кадастрового квартала 56:29:2010002, с  кадастровым номером 56:29:2010002:224, площадью 251 кв.м.; 


Оренбургская область, Соль-Илецкий район, Угольный сельсовет,  земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового  квартала 56:29:0000000, с кадастровым номером 56:29:0000000:1463,  площадью 222 кв.м.; 

Оренбургская область, Соль-Илецкий район, земельный участок  расположен в западной части кадастрового квартала 56:29:2010002, с  кадастровым номером 56:29:2010002:9, площадью 239 кв.м.; 

Оренбургская область, Соль-Илецкий район, земельный участок  расположен в западной части кадастрового квартала 56:29:2010002, с  кадастровым номером 56:29:2010002:10, площадью 139 кв.м.; 

Оренбургская область, Соль-Илецкий район, Угольный сельсовет,  СПК (колхоз) «Угольное», земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:29:2010001, с кадастровым  номером 56:29:2010001:12, площадью 323 кв.м. 

Решением Администрации муниципального образования «Соль- Илецкий городской округ» Оренбургской области от 28.03.2023 № 1957  было отказано в удовлетворении ходатайства по установлению  публичного сервитута на ранее указанные земельные участки. 

В качестве причины отказа Администрация муниципального  образования «Соль-Илецкий городской округ» Оренбургской области  указала поступившее коллективное возражение об установлении  публичного сервитута в границах указанных земельных участков. 

Считая отказ администрации МО Соль-Илецкий городской округ  в установлении публичного сервитута незаконным, заявитель  обратился в суд с рассматриваемым заявлением. 

Из представленных документов следует, что земельные участки  относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. 

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей  лиц, участвующих в деле, оценив представленные в материалы дела  доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к  следующим выводам. 

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и  иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о  признании недействительными ненормативных правовых актов,  незаконными решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если  полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и  действие (бездействие) не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают их права и законные  интересы в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и  иной экономической деятельности. 


В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об  оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании  осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных  положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и  устанавливает их соответствие закону или иному нормативному  правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица,  которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили  оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает,  нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие)  права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности. 

В абзаце 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N  35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике)  установлено, что технологическое присоединение к объектам  электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств  потребителей электрической энергии, объектов по производству  электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства,  принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется  в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и  носит однократный характер. 

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике  технологическое присоединение осуществляется на основании  договора об осуществлении технологического присоединения к  объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой  организацией и обратившимся к ней лицом. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от  27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического  присоединения энергопринимающих устройств потребителей  электрической энергии, объектов по производству электрической  энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих  сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее -  Правила N 861), которыми установлены порядок технологического  присоединения энергопринимающих устройств потребителей  электрической энергии, объектов по производству электрической  энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих  сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям,  процедура присоединения энергопринимающих устройств к  электрическим сетям сетевой организации, существенные условия  договора об осуществлении технологического присоединения к  электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том  числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, 


порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой  организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия)  технической возможности технологического присоединения и  особенности технологического присоединения энергопринимающих  устройств потребителей посредством перераспределения максимальной  мощности между юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями, а также особенности отказа потребителей  электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой  организации. Действие Правил N 861 распространяется на случаи  присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее  присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная  мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в  отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств  изменяются категория надежности электроснабжения, точки  присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие  пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему  внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств. 

Пунктом 3 Правил N 861 установлено, что сетевая организация  обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица  мероприятия по технологическому присоединению при условии  соблюдения им этих Правил и наличии технической возможности  технологического присоединения. Независимо от наличия или  отсутствия технической возможности технологического присоединения  на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить  договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил,  обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое  присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на  праве собственности или на ином предусмотренном законом основании  (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих  устройств таких лиц мероприятия по технологическому  присоединению. 

В соответствии с пунктом 6 указанных Правил N 861,  технологическое присоединение осуществляется на основании  договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим  или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими  Правилами. 

Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской  Федерации вещным правом наряду с правом собственности являются  сервитуты. 

В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской  Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским  законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в 


государственной или муниципальной собственности, с учетом  особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса. 

Сервитут может быть установлен решением исполнительного  органа государственной власти или органа местного самоуправления в  целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также  нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный  сервитут). 

Публичный сервитут устанавливается в соответствии с  настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с  установлением, осуществлением и прекращением действия публичного  сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о  сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются. 

Публичный сервитут может устанавливаться, в том числе для  использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей  39.37 настоящего Кодекса. 

Как следует из подпункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса  Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей главой,  публичный сервитут устанавливается для использования земельных  участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого  хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения,  линий и сооружений связи, линейных объектов системы  газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их  неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты  являются объектами федерального, регионального или местного  значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-,  водоснабжения населения и водоотведения, подключения  (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического  обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков,  на которых они ранее располагались, для государственных или  муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения). 

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.38 Земельного кодекса  Российской Федерации публичный сервитут в отношении земельных  участков и (или) земель для их использования в целях,  предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается  решением органа местного самоуправления муниципального района в  случае установления публичного сервитута для размещения  инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения  муниципального района, сельского поселения, размещения  автомобильных дорог местного значения муниципального района,  сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных  статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3  настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, 


расположенных в границах сельских поселений, на межселенных  территориях муниципального района. 

Согласно пунктам 1 -3 статьи 39.39 Земельного кодекса  Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением  уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного  самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса  (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на  установление публичного сервитута), на основании ходатайства об  установлении публичного сервитута. Публичный сервитут должен  устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса.  Установление публичного сервитута допускается только при условии  обоснования необходимости его установления в соответствии с  пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса. 

Как следует из подпункта 1 статьи 39.40 Земельного кодекса  Российской Федерации с ходатайством об установлении публичного  сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом  естественных монополий, - в случаях установления публичного  сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих  деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных  изысканий в целях подготовки документации по планировке  территории, предусматривающей размещение указанных сооружений,  инженерных изысканий для их строительства, реконструкции. 

Из содержания пояснительной записки к проекту Федерального  закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты  Российской Федерации в части упрощения строительства,  реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных  объектов" следует, что целью разработки проекта является сокращение  материальных и временных издержек по оформлению прав на  земельные участки с целью строительства, реконструкции и (или)  эксплуатации линейных объектов, обеспечение единых сроков  строительства линейных объектов как на земельных участках, права на  которые оформлены, так и на земельных участках, права на которые не  оформлены. Концепция законопроекта изменяет содержание  публичного сервитута, предполагая, что публичный сервитут  становится правом юридического лица обеспечить размещение  общественно значимых объектов (линии электропередач,  водопроводов, газопроводов и т.п.). 

В результате обсуждения указанного законопроекта был принят  Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в  Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные  законодательные акты Российской Федерации в части упрощения  размещения линейных объектов", которым и изменены вышеуказанные 


нормы Земельного кодекса Российской Федерации в части оснований и  порядка установления публичного сервитута. 

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что согласно  общедоступной информации, размещенной на сайте Федеральной  антимонопольной службы, заявитель включен в Реестр субъектов  естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.  Следовательно, имеет право на обращение с ходатайством об  установлении публичного сервитута. 

Частью 5 ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации  установлены случаи, при которых не допускается установление  публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи  39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков,  предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных  для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства,  огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением  случаев, если это требуется для: 

Согласно материалам дела, земельный участок, на котором  заявитель просил заинтересованное лицо установить публичный  сервитут, относится к землям сельскохозяйственного назначения, т.е.  не относится к категории земель, указанных в ч.5 ст. 39.9 Земельного  кодекса Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.39 Земельного кодекса  Российской Федерации установление публичного сервитута  осуществляется независимо от формы собственности на земельный  участок. 

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том,  что на испрашиваемом заявителем земельном участке возможно  установление публичного сервитута. 

Статьей 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации  установлены случаи отказа в установлении публичного сервитута,  которой не предусмотрена возможность отказа в установлении  публичного сервитута по основаниям, изложенным в оспариваемом  заявителем решении администрации муниципального образования 


Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области об отказе в  удовлетворении ходатайства об установлении публичного сервитута. 

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о  незаконности принятого заинтересованным лицом решения об отказе в  установлении публичного сервитута. 

Оспариваемым отказом в установлении публичного сервитута  нарушаются права заявителя, поскольку он не имеет возможности  исполнить свои обязательства по договору перед третьим лицом по  технологическому присоединению. 

Таким образом, оспариваемое заявителем решение  непосредственно затрагивает права и обязанности общества. 

При таких обстоятельствах требование заявителя о признании  незаконным решения администрации муниципального образования  Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от 28.03.2023г.   № 1957об отказе в удовлетворении ходатайства об установлении  публичного сервитута подлежит удовлетворению. 

Выбирая способ восстановления нарушенных прав и законных  интересов заявителя, учитывая, что ходатайство общества об  установлении публичного сервитута по существу не рассмотрено,  принимая во внимание конкретную ситуацию, адекватную  возможность и потребности каждой из сторон, способствование  реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены, а  также направление на устранение именно того нарушения, которое  обсуждалось в ходе судебного спора, суд считает необходимым в  качестве способа восстановления нарушенных прав заявителя обязать  администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской  округ Оренбургской области рассмотреть по существу заявление об  установлении публичного сервитута после вступления решения суда в  законную силу. 

В порядке ст. 110 АПК РФ с администрации муниципального  образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области в  пользу ПАО «Россети Волга» подлежат взысканию понесенные  судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000  рублей. 

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

Решение администрации Соль-Илецкого округа Оренбургской  области решения от 28.03.2023г. № 1957 об отказе в удовлетворении  ходатайства об установлении публичного сервитута, признать  незаконным 


2. Обязать администрацию Соль-Илецкого округа Оренбургской  области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя путем рассмотрения по существу заявления Публичного  акционерного общества "Россети Волга" от 16.03.2023г. об  установлении публичного сервитута, после вступления решения суда  в законную силу. 

Исполнительный лист выдать ПАО «Россети Волга» в порядке  статей 319, 320 АПК РФ по его ходатайству. 

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в  Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в  срок, не превышающий месяца со дня его принятия (изготовления в  полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области. 

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения  апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте  Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  http://www.18aac.arbitr.ru. 

Решение, выполненное в форме электронного документа,  направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения  на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного  доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. 

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном  носителе могут быть направлены им в пятидневный срок, со дня  поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд  заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под  расписку. 

 Судья Т.В.Сердюк

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 13.03.2023 4:10:00

 Кому выдана Сердюк Татьяна Владимировна