ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-6171/09 от 22.10.2009 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

г. Оренбург, ул. Володарского, 39

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А47-6171/2009

г. Оренбург 29 октября 2009 года

  Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2009 года

Решение в полном объёме изготовлено 29 октября 2009 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Малышевой И.А.

При ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Поляковой И.Н.

При участии представителей:

От заявителя - ФИО1 Николаевич-представитель (доверенность постоянная № 8 от 11.01.2009, сроком действия до 31.12.2009, паспорт <...>, выдан ОВД Сорочинского района Оренбургской области 10.10.2002, код подразделения 562-037);

От ответчика - не явился, извещён в порядке ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТехСервис», п. Новосергиевка Оренбургской области к Отделу внутренних дел по муниципальным образованиям г. Сорочинск и Сорочинский район, г. Сорочинск Оренбургской области о признании незаконным решения ответчика от 23 апреля 2009 года № 3822 об отказе в регистрации транспортных средств и обязании ответчика произвести регистрацию транспортных средств, выдать свидетельства о регистрации транспортных средств, регистрационные знаки на них и паспорта транспортных средств (требование с учётом уточнения), арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Отводов судье и секретарю судебного заседания не заявлено.

До начала судебного заседания от ответчика поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, которое удовлетворено судом.

В ходе судебного заседания представитель общества с ограниченной ответственностью «ТехСервис», п. Новосергиевка Оренбургской области (далее по тексту - заявитель, общество, ООО «Техсервис») в письменной форме уточнил предмет заявленных требований и лицо, которому они адресованы, указав, что заявитель просит признать незаконным решение Отдела внутренних дел по муниципальным образованиям г. Сорочинск и Сорочинский район, г. Сорочинск Оренбургской области от 23 апреля 2009 года № 3822 об отказе в регистрации транспортных средств и обязать данного ответчика произвести регистрацию транспортных средств, выдать свидетельства о регистрации транспортных средств, регистрационные знаки на них и паспорта транспортных средств, поскольку МРЭО ГИБДД при ОВД по муниципальным образованиям г. Сорочинск и Сорочинский район, г. Сорочинск Оренбургской области не имеет самостоятельного статуса юридического лица согласно «Положению о межрайонном регистрационно-экзаменационном отделении ГИБДД Сорочинского ОВД» (утверждено 25.02.2008 начальником ОВД по МО г. Сорочинска и Сорочинского района), в связи с чем требования к нему предъявлены быть не могут. Статус Отдела внутренних дел по муниципальным образованиям г. Сорочинск и Сорочинский район в качестве юридического лица подтверждён свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, серии 56 № 001494235 от 19.12.2002, копия которого представлена ответчиком по факсу.

Уточнение принято судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Требование рассматривается с учётом уточнения.

Как следует из материалов дела, требования о признании незаконным отказа в регистрации транспортных средств, обязании ответчика произвести регистрацию транспортных средств, выдать свидетельства о регистрации транспортных средств, регистрационные знаки на них и паспорта транспортных средства заявлены в отношении следующих автомобилей:

-автомобиль КРАЗ-250, гос.номер отсутствует, категория С, тип двигателя - дизель, тип кузова – прочие спец.а/м агрегат для ремонта скважин, VIN <***>, год выпуска - 1993, модель, № двигателя –ЯМЗ 283, 40218920, № шасси (рама) – 0747157, цвет серый (прежний песочный);

-автомобиль КРАЗ-250, гос.номер отсутствует, категория С, тип двигателя - дизель, тип кузова – прочие спец.а/м агрегат для ремонта скважин, VIN отсутствует, маркировочная таблица отсутствует, год выпуска - 1995, модель, № двигателя –ЯМЗ М2-4, 50259483, № шасси (рама) – S0782592, цвет серый (прежний песочный);

-автомобиль КРАЗ-65101, гос.номер отсутствует, категория С, тип двигателя - дизель, тип кузова – прочие спец.а/м агрегат для ремонта скважин, VIN отсутствует, маркировочная таблица отсутствует, год выпуска - 1991, модель, № двигателя - ЯМЗ-238М-2-5, 98039451, № шасси (рама) – М 0713134, цвет серый (прежний песочный);

-автомобиль КРАЗ-65101, гос.номер отсутствует, категория С, тип двигателя - дизель, тип кузова – прочие спец.а/м агрегат для ремонта скважин, VIN <***>, год выпуска - 1995, модель, № двигателя - ЯМЗ-238-М2-9, 99069570, № шасси (рама) – S 0783409, цвет песочный;

-автомобиль КРАЗ-256Б1, гос.номер отсутствует, категория С, тип двигателя - дизель, тип кузова – прочие спец.а/м агрегат для ремонта скважин, VIN отсутствует, год выпуска - 1981, модель, № двигателя - ЯМЗ-238-М-2-2, 44659, № шасси (рама) – 427316, цвет зелёный, (прежний песочный);

-автомобиль КРАЗ-65101, гос.номер отсутствует, категория С, тип двигателя - дизель, тип кузова – прочие спец.а/м, VIN <***>, год выпуска - 1995, модель, № двигателя - ЯМЗ-238-М-2-2, 28204, № шасси (рама) – 0783326, цвет серый (прежний песочный);

-автомобиль КАМАЗ 43101 УРБ 2,5 А, категория С, тип двигателя – дизель, тип кузова – прочие спец.а/м, VIN <***>, год выпуска 1990, модель, № двигателя 740.09 311062 2004г., № шасси (рама)– 0016174, номер кузова – 1262840, цвет зелёный;

–автомобиль ЗИЛ-131, категория С, тип двигателя – бензин, тип кузова – прочие спец.а/м (техническая помощь), VIN отсутствует, маркировочная таблица отсутствует, год выпуска не указан, модель, № двигателя 508 000, Y0238483, № шасси (рама) – 296004, цвет хаки.

При рассмотрении спора судом установлено, что 29 июля 2005 года между обществом с ограниченной ответственностью «Родник» (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью «ТехСервис» (покупатель) был заключен договор купли-продажи №77 указанных выше автомобильных транспортных средств в количестве 8 единиц, согласно приложению №1 (л.д.35-39).

По условиям пунктов 2.1.1,2.1.2 данного договора общество с ограниченной ответственностью «Родник» передаёт транспортные средства в течение 3-х календарных дней с момента подписания договора по акту приёма-передачи, который был подписан сторонами в тот же день-29 июля 2005 года (л.д. 40,41). Одновременно с передачей транспортных средств продавец обязался передать покупателю относящиеся к транспортным средствам документы (технические паспорта, сертификаты качества, заключение об обследовании, техническом диагностировании и расчёте остаточного ресурса и т.п.), необходимые при эксплуатации транспортных средств по их производственному назначению, однако свои обязательства по передаче необходимой документации не исполнил.

Как сообщил директор данного общества в письме от 30.08.2005 исх.№270 передать документацию (паспорта транспортных средств) на транспортные средства, указанные в акте от 29.07.2005, не представляется возможным, так как данные документы утеряны (л.д. 42).

Заявитель со своей стороны обязательства покупателя по оплате транспортных средств по вышеуказанному договору выполнил надлежащим образом, расчёт произведён полностью путём передачи продавцу векселя Сбербанка России номинальной стоимостью 500 000 руб., что подтверждается актом приёма-передачи векселя б/н от 01.08.2005 (л.д. 80).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.05.2006 по делу № А 47-16344/2005-14 ГК общество с ограниченной ответственностью «Родник» (продавец) было признано банкротом с открытием в отношении него конкурсного производства.

Определением от 27 марта 2007 года по вышеуказанному делу конкурсное производство в отношении общества с ограниченной ответственностью «Родник» было завершено, в связи с чем оно было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 50-53).

В качестве документов, удостоверяющих соответствие транспортных средств установленным требованиям безопасности дорожного движения, заявителем были представлены сведения Кременчугского автозавода № 238/82 от 26.08.2008 и открытого акционерного общества «Торгово-финансовой компании «КАМАЗ» № 81-160-52 от 28.08.2008, подтверждающие факт изготовления на данных заводах автомобилей марок КРАЗ и КАМАЗ аналогичных типов и годов выпуска с теми же номерами шасси, что и указанные заявителем, но с иными номерами двигателей, за исключением автомобиля КРАЗ-65101, год выпуска - 1995, модель, № двигателя - ЯМЗ-238-М-2-2, 28204, № шасси (рама) – 0783326, номер двигателя которого соответствует данным производителя (л.д. 54,55)

Письмо № 238/82 от 26.08.2008 Кременчугского автозавода, выпускающего автомобили марки КРАЗ, содержало дополнительные пояснения о том, что несоответствие номеров двигателей, установленных на прочих автомобилях при выходе с конвейера, фактически имеющимся в настоящее время, может быть объяснено их заменой во время капитального ремонта.

Кременчугский автозавод представил по запросу заявителя две копии «Одобрения транспортного средства» на автомобили КрАЗ-65101 (л.д. 75-79), пояснив при этом, что на другие автомобили такие докмуенты не могут быть выданы, поскольку на момент их производства «Одобрения транспортного средства» не выдавались.

Открытое акционерное Московское общество «Завод имени Лихачёва» ответа на запрос заявителя о представлении документов, подтверждающих соответствие обязательным требованиям и стандартам выпущенного данным заводом автомобиля марки ЗИЛ-131, никаких документов не представило, сославшись в своём письменном ответе № 430-82 от 19.08.2008 на истечение срока хранения документов в архиве (л.д.56).

Восстановить утраченную документацию на автотранспорт во внесудебном порядке заявителю не удалось.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16 января 2009 года (резолютивная часть объявлена 12 января 2009 года) по делу № А 47-3862/2008-2 ГК был установлен факт владения и пользования заявителем перечисленными выше транспортными средствами как своим собственным имуществом, после чего ООО «ТехСервис» обратилось в РЭО ГИБДД ОВД по МО г.Сорочинск и Сорочинский район с требованием произвести регистрацию перечисленных выше транспортных средств за заявителем на основании судебного акта, выдать свидетельства о регистрации транспортных средств, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки на них.

Рассмотрев представленные заявителем документы, Отдел внутренних дел по муниципальным образованиям г. Сорочинск и Сорочинский район (далее по тексту –ответчик, регистрирующий орган, ОВД г. Сорочинска и Сорочинского района) письмом № 3822 от 23.04.2009 отказал ООО «ТехСервис» в регистрации за ним транспортных средств, сославшись на установленный п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», а также приложением № 1 к приказу МВД России № 1001 от 24.11.2008 запрет регистрации транспортных средств без представления паспорта транспортного средства или иного документа, подтверждающего техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов.

Заявитель обжаловал данный отказ в судебном порядке, ссылаясь на нарушение ответчиком ст. 209 Гражданского кодекса РФ, предоставляющей обществу как собственнику перечисленных выше транспортных средств полномочия по их распоряжению, а также на пункт 51 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утверждённых Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 «О порядке транспортных средств», предусматривающий возможность регистрации транспортных средств на основании судебного решения. По утверждению заявителя, отказ ответчика в регистрации принадлежащих ему на праве собственности транспортных средств лишает его возможности эксплуатировать их по назначению, а также получать доход от сдачи данных транспортных средств в аренду.

Ответчик в письменном отзыве возражает против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для регистрации транспортных средств за ООО «ТехСервис» ввиду того, что ранее данные транспортные средства не были зарегистрированы за обществом с ограниченной ответственностью «Родник», выступавшим их продавцом по договору купли-продажи, в связи с чем данное общество, по утверждению регистрирующего органа, не могло осуществлять сделки купли-продажи в отношении транспортных средств. Кроме того, в своём отзыве ОВД г. Сорочинска и Сорочинского района указывает на то, что производители транспортных средств, перечисленных заявителем, не подтверждают выпуск автомобилей как таковых, а подтверждают лишь выпуск шасси, что означает сборку данных автомобилей из запасных частей и агрегатов. Ответчик в отзыве также указал на то, что автомобиль КРАЗ 65101, двигатель 28204, рама (шасси) 0783326, 1995 года выпуска песочного цвета был зарегистрирован ранее за ООО «Согласие» и был снят с регистрационного учёта 22.03.2003 в связи с отчуждением за пределы Российской Федерации, в подтверждение чего представлена заверенная копия регистрационной карточки данного транспортного средства.

Исследовав материалы дела и заслушав доводы заявителя, арбитражный суд признаёт заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения государственного органа, органа местного самоуправления и их должностных лиц, если полагает, что данным решением нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Согласно п. 11 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утверждённых Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, изменённые номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15 июня 1998 года № 711 (в редакции от 03.07.2008) утверждено «Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии с пп. «з» п. 12 названного Положения ГИБДД имеет право не допускать к участию в дорожном движении путём отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, изменённые номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

Решением Верховного Суда РФ № ГКПИ 03-1012 от 26 сентября 2003 года оставлено без удовлетворения заявление о признании противоречащим закону пп. «з» п. 12 «Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711.

Согласно пункту 3 раздела 1 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (приложение № 1 к приказу МВД России № 1001 от 24.11.2008 «О порядке регистрации транспортных средств») не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесённой на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Пунктом 35.6 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (приложение № 2 к приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001) установлено, что при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесённой на транспортных средствах организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся.

Из анализа всех перечисленных выше норм права следует, что замена узлов и агрегатов транспортных средств является препятствием для совершения регистрационных действий в том случае, если данная замена не была зарегистрирована в органах ГИБДД.

Поскольку регистрационный учёт в органах ГИБДД осуществляется не в целях регистрации перехода права на транспортные средства, а исключительно в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, основной задачей данного учёта является контроль за безопасностью регистрируемого транспорта, его соответствием установленным требованиям и нормам, в связи с чем само по себе приобретение права собственности на транспортное средство либо установление в судебном порядке факта владения автотранспортными средствами как собственным имуществом не порождают безусловной обязанности органов ГИБДД допустить его к участию в дорожном движении при отсутствии доказательств безопасности транспортного средства, его соответствия установленным нормам и требованиям.

Таким образом, отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Представление на регистрацию автомобилей, имеющих иные номерные обозначения узлов и агрегатов, чем те, которые были установлены изготовителем и указаны в данных о регистрации транспортного средства, по сути, означает отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Регистрация такого автомобиля прямо запрещена пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Пунктом 51 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации» (приложение № 1 к приказу МВД России № 1001 от 24.11.2008), на который ссылается заявитель в обоснование своего требования, действительно предусмотрена возможность восстановления регистрационного учёта на основании судебных решений, но лишь при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Следовательно, для восстановления регистрационного учёта в судебном порядке ООО «ТехСервис» в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ должно доказать не только наличие законного права на автомобили, но и соответствие транспортных средств с изменёнными узлами или агрегатами требованиям безопасности дорожного движения, поскольку их безопасность является необходимым условием для допуска к участию в дорожном движении и, соответственно, для проведения регистрационных действий в органах ГИБДД.

В материалах дела отсутствуют доказательства соответствия семи из перечисленных заявителем восьми транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения, поскольку паспорта транспортных средств заявителю не переданы, открытое акционерное Московское общество «Завод имени И.А. Лихачёва» сведений либо документов, подтверждающих соответствие автомобиля ЗИЛ -131, категории С, год выпуска не указан, VIN отсутствует, маркировочная таблица отсутствует, модель, № двигателя 508 000, Y0238483, № шасси (рама) – 296004, цвет хаки не представил в связи с истечением срока хранения (л.д. 56), а из представленных по запросам заявителя Кременчугским автозаводом и открытым акционерным обществом «Торгово-финансовой компанией «КАМАЗ» (заводами-производителями автомобилей КРАЗ и КАМАЗ) писем № 238/82 от 26.08.2008 и № 81-160-52 от 28.08.2008 следует, что двигатели на перечисленные заявителем автомобили марок КРАЗ и КАМАЗ, за исключением двигателя на автомобиль КРАЗ-65101, год выпуска - 1995, модель, № двигателя - ЯМЗ-238-М-2-2, 28204, № шасси (рама) – 0783326,были заменены и отличаются от двигателей, установленных производителями данных автомобилей, совпадают лишь номера шасси (л.д. 54,55). При этом доказательств регистрации замены двигателей в органах ГИБДД материалы дела не содержат.

Поскольку безопасность транспортных средств после замены двигателей заявителем документально не подтверждена, у ответчика имелись препятствия для совершения регистрационных действий и допуска к участию в дорожном движении в отношении следующих семи автомобилей: автомобиля КРАЗ-250, гос.номер отсутствует, категория С, тип двигателя - дизель, тип кузова – прочие спец.а/м агрегат для ремонта скважин, VIN <***>, год выпуска - 1993, модель, № двигателя –ЯМЗ 283, 40218920, № шасси (рама) – 0747157, цвет серый (прежний песочный); автомобиля КРАЗ-250, гос.номер отсутствует, категория С, тип двигателя - дизель, тип кузова – прочие спец.а/м агрегат для ремонта скважин, VIN отсутствует, маркировочная таблица отсутствует, год выпуска - 1995, модель, № двигателя –ЯМЗ М2-4, 50259483, № шасси (рама) – S0782592, цвет серый (прежний песочный);автомобиля КРАЗ-65101, гос.номер отсутствует, категория С, тип двигателя - дизель, тип кузова – прочие спец.а/м агрегат для ремонта скважин, VIN отсутствует, маркировочная таблица отсутствует, год выпуска - 1991, модель, № двигателя - ЯМЗ-238М-2-5, 98039451, № шасси (рама) – М 0713134, цвет серый (прежний песочный);автомобиля КРАЗ-65101, гос.номер отсутствует, категория С, тип двигателя - дизель, тип кузова – прочие спец.а/м агрегат для ремонта скважин, VIN <***>, год выпуска - 1995, модель, № двигателя - ЯМЗ-238-М2-9, 99069570, № шасси (рама) – S 0783409, цвет песочный; автомобиля КРАЗ-256Б1, гос.номер отсутствует, категория С, тип двигателя - дизель, тип кузова – прочие спец.а/м агрегат для ремонта скважин, VIN отсутствует, год выпуска - 1981, модель, № двигателя - ЯМЗ-238-М-2-2, 44659, № шасси (рама) – 427316, цвет зелёный, (прежний песочный); автомобиля КАМАЗ 43101 УРБ 2,5 А, категория С, тип двигателя – дизель, тип кузова – прочие спец.а/м, VIN <***>, год выпуска 1990, модель, № двигателя 740.09 311062 2004 г., № шасси (рама)– 0016174, номер кузова – 1262840, цвет зелёный; автомобиля ЗИЛ-131, категория С, тип двигателя – бензин, тип кузова – прочие спец.а/м (техническая помощь), VIN отсутствует, маркировочная таблица отсутствует, год выпуска не указан, модель, № двигателя 508 000, Y0238483, № шасси (рама) – 296004, цвет хаки.

С учётом изложенного, требования заявителя в отношении перечисленных выше семи транспортных средств удовлетворению не подлежат на основании ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Вместе с тем, номер двигателя автомобиля КРАЗ-65101, год выпуска - 1995, модель, № двигателя - ЯМЗ-238-М-2-2, 28204, № шасси (рама) – 0783326, указанный заявителем, соответствует данным производителя (л.д. 54), то есть установленный при изготовлении двигатель на указанное транспортное средство не был заменён. Данное транспортное средство согласно представленной ответчиком карточке учёта было допущено к участию в дорожном движении и зарегистрировано в органах ГИБДД ранее (л.д. 97), что подтверждает соответствие автомобиля установленным требованиям и нормам. На транспортное средство марки КРАЗ тип 65101 заводом –изготовителем представлено письменное одобрение Госстандарта России № РОСС UAМТ 02 Е 00517 от 01.07.1995 (л.д. 75-79). Документов, подтверждающих несоответствие данного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, ответчиком не представлено, всвязи с чем суд приходит к выводу о том, что препятствий для совершения регистрационных действий в отношении указанного автомобиля по мотиву его несоответствия требованиям безопасности дорожного движения не имелось.

Довод ответчика об отсутствии у общества с ограниченной ответственностью «Родник» полномочий по распоряжению данным транспортным средством и продаже его заявителю ввиду отсутствия государственной регистрации автомобиля в органах ГИБДД за ООО «Родник» отклоняется судом, поскольку, как указано выше, государственная регистрация транспортных средств, предусмотренная статьёй 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1996, осуществляется в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и не является государственной регистрацией, порождающей возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей на транспортные средства, в том числе право собственности на них, в связи с чем при определении момента перехода права собственности на транспортные средства применяются положения ст. ст. 218, 223, 224 Гражданского кодекса РФ, согласно которым право собственности на движимое имущество, приобретённое по договору купли-продажи, возникает у приобретателя с момента фактической передачи вещи, то есть с момента подписания акта приёма-передачи имущества.

Из отзыва ответчика следует, что с регистрационного учёта автомобиль КРАЗ-65101, год выпуска - 1995, модель, № двигателя - ЯМЗ-238-М-2-2, 28204, № шасси (рама) – 0783326 был снят 22.03.2003, то есть до совершения сделки купли-продажи между ООО «Родник» и ООО «ТехСервис» (29.07.2005) и до настоящего времени в органах ГИБДД за иными лицами не зарегистрирован. В момент обращения ООО «ТехСервис» к ответчику с заявлением о регистрации данного транспортного средства были представлены документы, подтверждающие наличие у него права собственности на данное транспортное средство, а именно, договор купли-продажи № 77 от 29 июля 2005 года с приложениями и акт приёма-передачи транспортных средств от 29 июля 2009 года, а также решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.01.2009 по делу № А 47-3862-2 ГК об установлении факта владения и пользования заявителем автомобилем как своим собственным имуществом, из которых следует, что право собственности на данное транспортное средство перешло ООО «ТехСервис» и последнее открыто владеет и пользуется автомобилем как своим собственным. При этом заявитель не может нести ответственность за действия предыдущих собственников автомобиля по его регистрации в органах ГИБДД, поскольку данная регистрация связана исключительно с необходимостью участия автомобилей в дорожном движении, но её отсутствие не препятствует совершению иных действий по распоряжению находящимся в собственности автомобилем, в том числе по его продаже.

Других доводов относительно невозможности регистрации указанного автомобиля за заявителем, помимо отсутствия регистрации в органах ГИБДД за предыдущим собственником (ООО «Родник»), ответчик в письменном отзыве не привёл.

Таким образом, соответствие автомобиля КРАЗ-65101, год выпуска - 1995, модель, № двигателя - ЯМЗ-238-М-2-2, 28204, № шасси (рама) – 0783326 требованиям безопасности дорожного движения подтверждено сведениями, представленными производителем, а также данными регистрационного учёта. За иными лицами данный автомобиль не зарегистрирован, право собственности заявителя на него документально доказано, в связи с чем препятствий для регистрации данного транспортного средства за ООО «ТехСервис» у ответчика не имелось.

Согласно пункту 40 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (приложение № 1 к приказу МВД России № 1001 от 24.11.2008 «О порядке регистрации транспортных средств») на зарегистрированные транспортные средства выдаются: свидетельство о регистрации транспортного средства, соответствующее образцу, утверждённому в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России; паспорт транспортного средства в порядке, предусмотренном настоящими Правилами и Административным регламентом; регистрационные знаки, соответствующие государственным стандартам Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

На автомобили и автобусы выдается по два, а на мототранспортные средства и прицепы - по одному регистрационному знаку.

Следовательно, требования заявителя в отношении автомобиля КРАЗ-65101, год выпуска - 1995, модель, № двигателя - ЯМЗ-238-М-2-2, 28204, № шасси (рама) – 0783326 о признании незаконным решения об отказе в его регистрации, и восстановлении нарушенного права путём обязания ответчика произвести регистрацию указанного автомобиля, выдать свидетельство о регистрации транспортного средства, регистрационный знак на него и паспорт транспортного средства подлежат удовлетворению в порядке ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Заявление подано с соблюдением срока на обжалование, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Понесённые заявителем расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию в ответчика в качестве судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.49, 106-112, 159, 167-170,176,181,198,201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Ходатайство ответчика о рассмотрении дела без участия е6го представителя удовлетворить.

2.Уточнение предмета заявленного требования принять.

3.Заявленное требование удовлетворить частично.

4.Признать незаконным решение Отдела внутренних дел по муниципальным образованиям г. Сорочинск и Сорочинский район, г. Сорочинск Оренбургской области от 23 апреля 2009 года № 3822 об отказе в регистрации за обществом с ограниченной ответственностью «ТехСервис», п. Новосергиевка Оренбургской области автомобиля КРАЗ-65101, год выпуска - 1995, модель, VIN <***>,№ двигателя - ЯМЗ-238-М-2-2, 28204, № шасси (рама) – 0783326 и обязать ответчика произвести регистрацию указанного автомобиля, выдать свидетельство о регистрации транспортного средства, регистрационный знак на него и паспорт транспортного средства.

5.В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказать.

6.Взыскать с Отдела внутренних дел по муниципальным образованиям г. Сорочинск и Сорочинский район, г. Сорочинск Оренбургской области (ОГРН <***>, место нахождения 461900, <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «ТехСервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения 461201, <...>) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей (две тысячи рублей).

7.Исполнительные листы выдать заявителю после вступления решения суда в законную силу.

8.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

9.Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округаhttp://www.fasuo.arbitr.ru .

Судья Малышева И.А.