ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-6176/09 от 13.11.2009 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского, 39, г. Оренбург, 460046

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург

16 ноября 2009 года Дело № А47- 6176/2009

Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2009 года

Решение изготовлено в полном объеме 16 ноября 2009 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи С. Г. Фёдоровой, при ведении протокола секретарем Л. П. Войцеховской, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Редникова Владислава Егоровича (г. Орск) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области о признании незаконными действий налогового органа по внесению изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя Редникова В. Е. под государственным регистрационным номером записи № 408565834602651, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Сутыриной В.А. – представителя (доверенность № 7206 от 13.06.2007г., постоянная);

от ответчика: Шваровой В.С. – старшего специалиста 2 разряда юридического отдела (доверенность № 04-14 от 02.03.2009г., постоянная);

от третьего лица: не явился (извещен в силу ч. 1 ст. 123 АПК РФ)

На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 12 ноября 2009г. до 13 ноября 2009г. до 14 час. 15 мин.

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Редников Владислав Егорович (далее заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области (далее ответчик, регистрирующий орган, Инспекция) о признании незаконными действий налогового органа по внесению изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя Редникова В. Е. под государственным регистрационным номером записи № 408565834602651. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Орску.

Отводов и ходатайств не заявлено.

Ответчик представил отзыв на заявление, в котором требования заявителя не признает.

Третье лицо по существу заявленных требований возражает.

В судебном заседании установлено следующее.

11.12.2008 года Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее ЕГРИП) в отношении Редникова Владислава Егоровича внесена запись за № 408565834602651 о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРИП, в связи с ошибками, допущенными регистрирующим органом. Согласно п. 219 ЕГРИП изменения внесены в запись № 405561418016422, касающуюся сведений о дате постановке Редникова В.Е. на учет в налоговом органе. Дата постановки Редникова В.Е. на учет в налоговом органе (12.03.2003г.) изменена на 25.11.1999г.

Причиной внесения данных изменений явилось поступление в регистрирующий орган сообщения ИФНС России по г. Орску от 11.12.2008г. исх. 06-19/60880 о том, что Редников В.Е. состоит на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с 25.11.1999 года. ИФНС России по г. Орску указанным сообщением просило внести соответствующие изменения в ЕГРИП.

Редников В.Е., обнаружив внесение изменений в ЕГРИП в части изменения даты постановки на учет в налоговом органе и полагая, что действия регистрирующего органа незаконны, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование своих требований заявитель указывает на отсутствие полномочий у регистрирующего органа самостоятельно вносить изменения в сведения об индивидуальном предпринимателе, а также нарушение прав предпринимателя, которые выражаются в лишении права пользоваться определенными налоговыми льготами.

Ответчик требования заявителя не признает. В отзыве на заявление отмечает, что внесением изменений была исправлена техническая ошибка в части неверной даты постановки предпринимателя на налоговый учет. Инспекция считает необходимым учесть, что согласно действующему законодательству идентификационный номер налогоплательщика и дата постановки на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя включаются в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании сведении, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН), при этом ведение ЕГРН осуществляется уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов органом. Ответчик полагает, что поскольку уполномоченным органом по контролю и надзору в области налогов и сборов в отношении Редникова В.Е. является ИФНС России по г. Орску, то получение от налогового органа по месту учета налогоплательщика сведений о фактической дате постановки предпринимателя на налоговый учет является достаточным основанием для исправления недостоверных сведений в ЕГРИПе. Регистрирующий орган считает, что содержание достоверных сведений в ЕГРИП не может нарушить чьи-либо права и законные интересы. Просит суд в удовлетворении требований заявителю отказать.

Третье лицо в отзыве на заявление поясняет, что 25.11.1999г. администрацией Северного района г. Орска Оренбургской области Редникову В.Е. было выдано свидетельство № АСР 3985-99 о государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица, данные об этом в ЕГРИП не вносились. 12.03.2003г. заявителем было получено другое свидетельство за № АСР 2379 на осуществление вида деятельности: организация и содержание тотализаторов и игорных заведений, сведения о данной регистрации внесены в ЕГРИП. В связи с этим считает, что дата постановки на налоговый учет Редникова В.Е. должна соответствовать 25.11.1999г., оспариваемые действия регистрирующего органа находит правомерным. Просит суд в удовлетворении требований заявителю отказать.

Исследовав представленные документальные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 пп. «н» ст. 5 Федеральною закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об идентификационном номере налогоплательщика, дате постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе.

Как правомерно отмечено в отзыве на заявление регистрирующим органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 № 630 «О ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ПРАВИЛАХ ХРАНЕНИЯ В ЕДИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕЕСТРАХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ДОКУМЕНТОВ (СВЕДЕНИЙ) И ПЕРЕДАЧИ ИХ НА ПОСТОЯННОЕ ХРАНЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АРХИВЫ, А ТАКЖЕ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 ИЮНЯ 2002 Г. N 438 И 439» (п. 20) идентификационный номер налогоплательщика и дата постановки на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя включаются   в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН).

Согласно п. 8 ст. 84 Налогового Кодекса Российской Федерации Единый государственный реестр налогоплательщиков ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в настоящем случае Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Орску.

В свою очередь, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Суд считает, что при совершении оспариваемых действий, как регистрирующим органом, так и ИФНС России по г. Орску не учтены положения пункта 4 указанных Правил, предусматривающие, что постановка на учет индивидуального предпринимателя   в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, содержащихся в соответствующей записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

При этом последним абзацем данного пункта прямо установлено, что датой постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения, месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным настоящим пунктом, является дата внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

То есть, законодатель конкретизировал момент возникновения статуса налогоплательщика – индивидуального предпринимателя в случае, если физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, ранее было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве физического лица и уже присвоен ИНН.

Именно такая ситуация имеет место быть в настоящем деле.

Заявителем в материалы дела представлено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица   по месту жительства на территории РФ от 25.11.1999г. с присвоением ИНН 561600580406.

Кроме того, следует отметить, что свидетельство о постановке Редникова В.Е. на учет в налоговом органе от 25.11.1999г. выдавалось в соответствии с Приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ПРИСВОЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ, А ТАКЖЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА И ФОРМ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ УЧЕТЕ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ». Порядок, действовавший до 01.01.2004г. также предусматривал различные основания для постановки на учет в налоговом органе физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя и индивидуальных предпринимателей. В последнем случае необходимо было предоставить свидетельство о государственной регистрации, подтверждающий данный статус.

Материалы дела не содержат доказательств присвоения ИНН 25.11.1999г. Редникову В.Е. в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно всем имеющимся выпискам из ЕГРИП в отношении индивидуального предпринимателя Редникова В.Е. дата регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя 12.03.2003г.

Кроме того, суд учитывает, что постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2008г. по делу № А47-9335/2007 установлена дата государственной регистрации Редникова Владислава Егоровича в качестве индивидуального предпринимателя – 12.03.2003г. При этом суд указал, что в ЕГРИП содержатся сведения о дате государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающие факт внесения в ЕГРИП записи об указанной государственной регистрации. Каких-либо изменений в соответствующую запись, содержащуюся в ЕГРИП в отношении Редникова В.Е., не вносилось.

В силу п. 2 ст. 69 АПК РФ суд признает данный факт не подлежащим доказыванию вновь.

Анализ действующего законодательства позволяет суду прийти к выводу, что дата постановки на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя однозначно соответствует дате приобретения статуса индивидуального предпринимателя.

Кроме того, статьей 22.2 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен только заявительный характер внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе Редникове В.Е. в части даты постановки на налоговый учет, содержащиеся в ЕГРИП, а также отсутствии полномочий регистрирующего органа без предусмотренного законом заявления вносить изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРИП.

Возражение регистрирующего органа и третьего лица об исправлении технической ошибки противоречит фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, отклонено судом.

С учетом изложенного, действия регистрирующего органа по внесению изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя Редникова В. Е. под государственным регистрационным номером записи № 408565834602651 являются незаконными, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.  Требования индивидуального предпринимателя Редникова Владислава
Егоровича (г. Орск) удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области по внесению изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя Редникова В. Е. под государственным регистрационным номером записи № 408565834602651.

2. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №
 10 по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных
интересов заявителя.

3. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №
10 по Оренбургской области в пользу индивидуального предпринимателя
Редникова Владислава Егоровича 100 руб. расходов по государственной пошлине.

Исполнительный лист выдать заявителю после вступления решения в законную силу в порядке ст. 319 АПК РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) если не подана апелляционная жалоба.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.

Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.arbitr.ru) или ФАС Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).

Судья С.Г. Фёдорова