АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046
e-mail: info@orenburg.arbitr.ru
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Оренбург
05 ноября 2009 года Дело № А47-6454/2009
Резолютивная часть решения объявлена 28.10.09г.
Решение изготовлено в полном объеме 05.11.09г.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Т.В. Сердюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем Хачатрян С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Зайцева Александра Михайловича (г. Оренбург) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга о признании действий налогового органа по изъятию 15-ти единиц компьютерного оборудования индивидуального предпринимателя Зайцева А.М. по адресу г. Оренбург, ул. Родимцева, рынок «Универсам», препятствующих законной предпринимательской деятельности, незаконными,
С участием:
От заявителя: не явились, доказательства извещения о времени и месте проведения судебного заседания в деле имеются;
от ответчика: Ретивкиной А.А. - специалиста первого разряда (доверенность №03/15 от 07.07.2009 г. по 31.12.2009 г.);
В судебном заседании объявлялся перерыв с 21.10.09г. до 28.10.09г. (без учета выходных дней) в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После перерыва судебное заседание продолжено.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Зайцев Александр Михайлович (г. Оренбург) (далее по тексту заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (ответчик, налоговый орган, Инспекция) о признании действий налогового органа по изъятию 15-ти единиц компьютерного оборудования индивидуального предпринимателя Зайцева А.М. по адресу г. Оренбург, ул. Родимцева, рынок «Универсам», препятствующие законной предпринимательской деятельности, незаконными.
Заявитель в заявлении и дополнениях к заявлению, ссылается на то, что организацией азартных игр он не занимается, а также на то, что изъятие компьютерного оборудования произведено налоговым органом в отсутствие соответствующих полномочий.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, пояснил, что право инспекции на совершение оспариваемых действий основывается на полномочиях налогового органа как лицензирующего органа, в игровом зале фактически осуществляются азартные игры посредством использования компьютерного оборудования, подключенного к сети интернет.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
Сотрудниками налогового органа на основании поручения от 22.05.09г. № 000070 проведена проверка игрового зала «Золотая подкова», расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Родимцева, 13 (нежилое строение на территории рынка) по вопросам соблюдения Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.06г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».
Согласно объяснениям индивидуального предпринимателя Зайцева А.М., им деятельность по организации и проведению азартных игр не осуществляется, им осуществляется деятельность по предоставлению доступа посетителей в сеть «Интернет» к системе расчетов Money.
Предприниматель дал следующее описание осуществляемой им деятельности: предприниматель действует на основании субагентского договора с ООО «Авангард» от 21.04.2009 года № 5/10; субагент в соответствии с договором осуществляет действия по приему депозитов от клиентов принципала и передает им информацию, необходимую для доступа в систему расчетов Mоney; субагент производит выплату клиентам принципала денежных средств, имеющихся на их балансе в системе расчетов и передает депозиты, принятые от клиентов (отправителей) клиентам (получателям); субагент осуществляет бесплатный доступ клиентам принципала к системе расчетов Mоney, используя необходимое компьютерное оборудование; клиенты принципала через субагента могут осуществлять трату внесенных ими денежных средств по своему усмотрению, в том числе для оплаты услуг мобильной связи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от № 244-ФЗ азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1); выигрыш - это денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 4); игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (пункт 18).
В соответствии с частью 1 ст. 25.8 КоАП РФ в качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
Определением от 15.06.2009 года налоговый орган привлек в качестве специалиста, обладающего специальными познаниями в области информационных технологий, доцента, кандидата технических наук, заведующего курсом правовой информатики кафедры общегуманитарных естественно-научных, экономических и математических дисциплин Оренбургского института МГЮА Черняева С.В.
В распоряжение привлеченного специалиста представлены изъятые 22.05.2009 года системные блоки в количестве 15 штук: серийные номера 5Grazi ПH 326667-041, Fruit Coctail ПH 326667-041, Lacky Drink ПH 326667-041, Carage ПH 32667-041, Grags Bugs ПH 326666-041, Money ПH 326666-0441, Rock Glimber ПH 326667-041, Lucky Haunter 05070018, Lucky Haunter 00051-122-029-984, AL Gatraz ПH 326657-041, Spx Tricks 00045-616-791-771, Rairy Gand 2 ПH 35555-888, Fairy Lahu 2 00045-616-791-842, Pesident p/н 326666041, Villart Game p/н 355951-888.
Из п. 3 выводов по результатам исследования (стр. 8 справки специалиста от 30.06.2009 года № 03-12-2009) следует, что с помощью исследованных системных блоков и установленного на них программного обеспечения могла осуществляться игра с получением денежного выигрыша, при условии установки на отдельном компьютере серверной части программного комплекса - рабочего места оператора игрового зала Internet Caffe Administrator или другого подобного по функциональному назначению программного обеспечения.
Таким образом, вывод специалиста об осуществлении предпринимателем ФИО1 предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр поставлен в зависимость от наличия на отдельном компьютере серверной части программного комплекса - рабочего места оператора игрового зала Internet Caffe Administrator или другого подобного по функциональному назначению программного обеспечения.
Налоговым органом при проведении проверки системный блок оператора игрового зала не изымался и, следовательно, не был предметом исследования специалиста.
Оценка вышеуказанным обстоятельствам дана арбитражным судом в решении по делу №А47-5960/2009 в рамках которого рассматривался вопрос о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ по итогам проверки, проведенной 22.05.09г.
Согласно протоколам осмотра и изъятия вещей и документов от 22.05.09г. в игровом зале фактически осуществляются азартные игры посредством использования лотерейного оборудования, имеющего признаки игровых автоматов.
Как зафиксировано в указанных протоколах осмотра, инспекция пришла к выводу о необходимости применения процессуальной меры обеспечительного характера в виде временного изъятия из оборота лотерейного оборудования, имеющих признаки игровых автоматов.
В связи с чем, административным органом 22.05.09г. изъято у предпринимателя системные блоки в количестве 15 штук.
Пунктом 1 ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.
Согласно ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ, помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензии, в пределах соответствующего органа.
Вступившим в силу с 01.01.2007г. Федеральным законом от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 244-ФЗ) определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления этой деятельности.
В соответствии с п.п. 5.1.9 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года № 506 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.02.2008 года № 116) Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением организатором азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ.
Согласно п. 5.3.4 Положения о Федеральной налоговой службе Федеральная налоговая служба осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 45 утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование (далее - Перечень).
Постановлением Правительства РФ от 03.09.2007 года № 556 из компетенции Федеральной налоговой службы исключено лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов).
Таким образом, у сотрудников налоговых органов отсутствуют полномочия на составление протоколов по части 2 ст. 14.1 КоАП РФ, и следовательно, у них нет прав на изъятие спорного компьютерного оборудования.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
В силу п.п. 77 п. 1 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ (в ред., действующей до 30.06.2009 года) лицензированию подлежит деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов).
Согласно п. 3 части 1 ст. 3 Федерального закона № 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
Из системного анализа приведенных выше нормативных актов следует, что деятельность по организации и проведению азартных игр до 30.06.2009 года осуществлялась на основании лицензии, выдаваемой в соответствии с п.п. 77 п. 1 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ, с 30.06.2009 года - на основании разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, выдаваемом в соответствии с требованиями Федерального закона № 244-ФЗ.
Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр без лицензии (до 30.06.2009 года), либо без разрешения (с 30.06.2009 года) образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Предпринимателем ФИО1 соответствующие лицензия и разрешение в ходе проверки и рассмотрении дела в суде, не представлены. Лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр не могла быть им представлена, поскольку в силу Закона индивидуальные предприниматели с 01.07.2007 года не вправе осуществлять указанный вид деятельности. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне не могло быть им представлено, поскольку указанной деятельностью вправе заниматься только юридические лица в игорных зонах, к каковым Оренбургская область не относится (часть 2 ст. 9 Федерального закона № 244-ФЗ).
В соответствии с частью 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доказательства того, что с помощью изъятых объектов и установленного на них программного обеспечения могла осуществляться азартная игра с получением денежного выигрыша налоговый орган не представил.
В силу требований части 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Изъятые налоговым органом у индивидуального предпринимателя ФИО1 системные блоки в количестве 15 штук, не изъяты из оборота и не отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам. Доказательств обратного налоговым органом в материалы дела не представлено.
Таким образом, поскольку изъятие системных блоков явилось следствием незаконных действий налогового органа и доказательств того, что изъятые объекты являются изъятыми из оборота, ответчиком не предоставлено, устранять допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата незаконно изъятых объектов, обязана именно Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга.
На основании изложенного, требования индивидуального предпринимателя ФИО1 подлежат удовлетворению.
Решением арбитражного суда Оренбургской области, вступившим в законную силу, по делу №А47-5660/2009 налоговому органу отказано в привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. В пункте 2 резолютивной части решения суд обязал Инспекцию возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 системные блоки в количестве 15 штук: серийные номера 5Grazi ПH 326667-041, Fruit Coctail ПH 326667-041, Lacky Drink ПH 326667-041, Carage ПH 32667-041, Grags Bugs ПH 326666-041, Money ПH 326666-0441, Rock Glimber ПH 326667-041, Lucky Haunter 05070018, Lucky Haunter 00051-122-029-984, AL Gatraz ПH 326657-041, Spx Tricks 00045-616-791-771, Rairy Gand 2 ПH 35555-888, Fairy Lahu 2 00045-616-791-842, Pesident p/н 326666041, Villart Game p/н 355951-888, изъятые на основании протокола изъятия вещей и документов от 22.05.2009 года.
Таким образом, вопрос о возврате системных блоков разрешен судом в рамках административного дела.
Понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 рублей в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на налоговый орган и подлежат взысканию с ответчика в качестве судебных расходов в порядке, установленном ст.ст. 106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга, выразившиеся в изъятии 22.05.09г. 15-ти единиц компьютерного оборудования индивидуального предпринимателя ФИО1 по адресу <...> рынок «Универсам».
2. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (<...>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Оренбург судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 (двести) рублей.
Исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдать заявителю после вступления решения суда в законную силу.
3. Копии решения направить лицам, участвующим в деле.
Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск).
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г. Екатеринбург) не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.arbitr.ru) или ФАС Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).
Судья Т.В. Сердюк
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Володарского 39, <...>
e-mail: info@orenburg.arbitr.ru
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
(резолютивная часть)
г. Оренбург
28 октября 2009 года Дело № А47-6454/2009
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Т.В. Сердюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем Хачатрян С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Оренбург) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга о признании действий налогового органа по изъятию 15-ти единиц компьютерного оборудования индивидуального предпринимателя ФИО1 по адресу <...> рынок «Универсам», препятствующих законной предпринимательской деятельности, незаконными,
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга, выразившиеся в изъятии 22.05.09г. 15-ти единиц компьютерного оборудования индивидуального предпринимателя ФИО1 по адресу <...> рынок «Универсам».
2. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (<...>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Оренбург судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 (двести) рублей.
Исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдать заявителю после вступления решения суда в законную силу.
3. Копии решения направить лицам, участвующим в деле.
Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск).
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г. Екатеринбург) не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.arbitr.ru) или ФАС Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).
Судья Т.В. Сердюк