ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-6508/14 от 09.06.2015 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-6508/2014  

08 июля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена        июня 2015 года

В полном объеме решение изготовлено        июля 2015 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Федоровой Светланы Геннадьевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вакуленко Е. С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, г. Оренбург) к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург) о признании незаконными действий, выраженных в издании градостроительного заключения от 17.03.2014г., подготовленного по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25.12.2013г. № КК-12-15/3623, о невозможности использования земельного участка примерной площадью 400000 кв.м., расположенного по правой стороне Илекской трассы (в районе направления движения из города) напротив поворота ул. Авиационная, для целей комплексного освоения земельного участка с целью жилищного строительства, обязании Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в двухнедельных срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение прав заявителя путем изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка примерной площадью 400 000 кв. м.,  расположенного по правой стороне Илекской трассы (в районе направления движения из города) напротив поворота ул. Авиационная, конфигурация участка согласно схеме испрашиваемого участка, с координатами поворотных точек 1 точка Х-423611,16, Y-2302161,04; 2 точка Х-423618,34  Y-2302279,46; 3 точка Х-423888,96, Y-2302878,75; 4 точка Х-424338,58, Y-2302841,59; 5 точка Х-424333,09, Y-2302611,08; 6 точка Х-424259,21, Y-2302529,60; 7 точка Х-424126,22, Y-2302147,10 для   целей комплексного освоения земельного участка с целью жилищного строительства (с учетом уточненных требований),

   с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя ФИО2 - представитель (доверенность от 01.08.2014, постоянная, паспорт);

от заинтересованного лица: ФИО3 – главный специалист (доверенность от 16.01.2014г., постоянная, паспорт);

от третьего: лица не явились (извещены надлежащим образом).

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 02 июня 2015г. по 09 июня 2015г. до 11 час. 30 мин.

После перерыва судебное заседание продолжено.

УСТАНОВИЛ

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга о признании незаконными действий, выраженных в издании градостроительного заключения от 17.03.2014г., подготовленного по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25.12.2013г. № КК-12-15/3623, о невозможности использования земельного участка примерной площадью 400000 кв.м., расположенного по правой стороне Илекской трассы (в районе направления движения из города) напротив поворота ул. Авиационная, для целей комплексного освоения земельного участка с целью жилищного строительства, обязании Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в двухнедельных срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение прав заявителя, изготовить, утвердить и направить в адрес Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области градостроительное заключение и функциональном назначении и разрешенном использовании земельного участка.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечено Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

В ходе судебного разбирательства заявителем заявлялось ходатайство об уточнении требований (в части способа восстановления нарушенного права). Указанное ходатайство заявителя было удовлетворено судом на основании статей 41, 49, 159 АПК РФ (протокольное определение от 26.03.2015г.). С учетом уточнения заявитель просит суд признать незаконными действия, выраженные в издании градостроительного заключения от 17.03.2014г., подготовленного по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25.12.2013г. № КК-12-15/3623, о невозможности использования земельного участка примерной площадью 400000 кв.м., расположенного по правой стороне Илекской трассы (в районе направления движения из города) напротив поворота ул. Авиационная, для целей комплексного освоения земельного участка с целью жилищного строительства, обязании Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в двухнедельных срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение прав заявителя путем изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка примерной площадью 400 000 кв. м.,  расположенного по правой стороне Илекской трассы (в районе направления движения из города) напротив поворота ул. Авиационная, конфигурация участка согласно схеме испрашиваемого участка, с координатами поворотных точек 1 точка Х-423611,16, Y-2302161,04; 2 точка Х-423618,34  Y-2302279,46; 3 точка Х-423888,96, Y-2302878,75; 4 точка Х-424338,58, Y-2302841,59; 5 точка Х-424333,09, Y-2302611,08; 6 точка Х-424259,21, Y-2302529,60; 7 точка Х-424126,22, Y-2302147,10 для   целей комплексного освоения земельного участка с целью жилищного строительства.

Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явилось. В порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие третьего лица.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица возражал против требований заявителя, считая их необоснованными.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, суд установил следующее.

18.12.2013года заявитель обратился в Министерство природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее-МПРЭиИО Оренбургской области) с заявлением о проведении процедуры предусмотренной ст.30.2, 38.2 Земельного кодекса РФ, а именно просил сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельный участок примерной площадью 400 000 кв.м., расположенный по правой стороне Илекской трассы (в районе направления движения из города)  напротив поворота ул.Авиационная, для целей комплексного освоения земельного участка с целью жилищного строительства.

Письмом МПРЭиИО Оренбургской области от 26.03.2014 года № КК-12-15/3623 заявителю было отказано со ссылкой на отрицательное Градостроительное заключение от 17.03.2014 года о функциональном назначении земельного участка, расположенного в районе АЗС по шоссе Илекское,2 подготовленное по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению МПРЭиИО Оренбургской области от 25.12.2013 № КК-12-10/17438, выданное Департаментом градостроительства и земельных отношений г.Оренбурга (далее Департамент).

Не согласившись с указанными выше действиями Департамента, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что Градостроительное заключение изготовлено с нарушением п.1 ст.30 Градостроительного кодекса РФ, п.11 ст. 1 Земельного кодека РФ, п.4 ст.1 Закона Оренбургской области от 16.11.2012 N 317/64-III-ОЗ «О порядке распоряжения земельными участками на территории Оренбургской области», а именно, управление и распоряжение земельными участками на территории Оренбургской области должно осуществляться на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности, ст.55 Правил землепользования и застройки муниципального образования «г.Оренбург» (утверждено решением Оренбургского городского Совета № 557 от 25.12.2012), кроме того выводы содержащиеся в Градостроительном заключении, по мнению заявителя, являются необоснованными и противоречат действующему законодательству.

Возражая против заявленных требований заинтересованное лицо, ссылалось на невозможность образования земельного участка в будущем, так как земельный участок расположен в двух территориальных зонах, и в соответствии с п.4 с.30 Градостроительного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Кроме того, по утверждению заинтересованного лица, испрашиваемый земельный участок согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «г.Оренбург» отнесен к зоне «СХ», в котором предусмотрены следующие основные виды разрешенного использования:

- земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.

       Состав видов разрешенного использования:

- выращивание сельскохозяйственной продукции без применения ядохимикатов;

- пастбища, луга, сенокосы;

- подсобные хозяйства предприятий.

Для зоны «Р5» основными видами разрешенного использования является:

- земельные участки, занятые особо охраняемыми природными территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими лесами.

Кроме того, заинтересованное лицо утверждает, что действующим в настоящее время градостроительным регламентом не допускается строительство жилых домов на таких участках.

Как следует из материалов дела, и уже указывалось выше, индивидуальный предприниматель ФИО1 18 декабря 2013 года обратилась в Министерство природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее-МПРЭиИО Оренбургской области, Министерство) с заявлением о проведении процедуры, предусмотренной ст.30.2, 38.2 Земельного кодекса РФ, а именно - просила сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельный участок примерной площадью 400 000 кв.м., расположенный по правой стороне Илекской трассы (в районе направления движения из города)  напротив поворота ул.Авиационная, для целей комплексного освоения земельного участка с целью жилищного строительства.

Письмом МПРЭиИО Оренбургской области  26.03.2014 года № КК-12-15/3623 заявителю было отказано со ссылкой на отрицательное Градостроительное заключение от 17.03.2014 года о функциональном назначении земельного участка, расположенного в районе АЗС по шоссе Илекское,2 подготовленное по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению МПРЭиИО Оренбургской области от 25.12.2013 № КК-12-10/17438 выданное Департаментом градостроительства и земельных отношений г.Оренбурга (далее ДГиЗОг.Оренбурга).

В Градостроительном заключении было указано следующее.

Земельный участок примерной площадью 400 000 кв.м. расположен в районе АЗС №1 ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» по шоссе Илекское,2 на территории Ленинского района Южного округа. Земельный участок ограничен: с севера и запада в 40 м. территорией коллективных садов-огородов «Тюльпан»; с востока в 7,5 м лесополосой, в 40 м. СНТ «Виктория»; с юга в 88 м. лесополосой вдоль шоссе Илекское; Земельный участок находится в кадастровом квартале 56:44:0217001 в данных границах на кадастровый учет не поставлен. На земельном участке находятся зеленые насаждения.

Наличие обременений (отводы, охранные зоны инженерных сетей), ограничения в праве пользования (ССЗ, подтопляемые зоны) –Зона затопления паводковыми водами 1% обеспеченности. Информация о наличии инженерных сетей на участке отсутствует. Территория общего пользования.

Утвержденные документы территориального планирования. Генеральный план г.Оренбурга утвержденный решением Оренбургского городского Совета от 10.10.2008 №674 в соответствии со ст.24 Градостроительного кодекса РФ. Правила землепользования и застройки МО «г.Оренбург», утвержденные решением Оренбургского городского Совета от 25.12.2012 №557.

Согласно генеральному плану г.Оренбурга земельный участок расположен на территории городских лесов и ГФЛ (городского лесного фонда) в зоне затопления паводковыми водами 1% обеспеченности.

Согласно правилами землепользования и застройки МО «город Оренбург», земельный участок расположен в зонах «СХ»-сельскохозяйственного назначения и «Р5»-зоне озеленения территорий специального назначения. В соответствии с п.4 ст.30 Градостроительного кодекса РФ формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков расположенных в различных территориальных зонах не допускается.

В соответствии с п.4 ст.67 Водного кодекса РФ на территориях, подверженных затоплению, размещение новых населённых пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается.

Противоречит п.6.12 приложения к постановлению Оренбургского городского Совета от 26.08.1999 № 112 «Положение о развитии системы земельных насаждений в г.Оренбурге», согласно которому не допускается на территориях перспективного развития системы озеленения города: -использование земель, предназначенных для зеленого строительства, не по назначению.

Противоречит п.14.6, раздела «Охрана окружающей среды» СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*» Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» размещение зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктур запрещается на землях зеленых зон городов, городских лесов, если проектируемые объекты не предназначены для отдыха, спорта или обслуживания пригородного лесного хозяйства.

Согласно ч.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, земельный участок относится к территории общего пользования, которыми пользуется неограниченный круг лиц.

Согласно ч.12 ст.85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые, площадями, улицами автодорогами, скверами, бульварами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

С учетом указанных выше доводов Департамент градостроительства и земельных отношений пришел выводу о невозможности использования земельного участка примерной площадью 400 000 кв.м. расположенного в районе АЗС по шоссе Илекское, для комплексного освоения с целью индивидуального жилищного строительства.

Заслушав пояснения представителей заявителя, заинтересованного лица, третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.11 ст.1 Земельного кодекса РФ использование земли основывается на принципах сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества, при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

 Пункт 1 оспариваемого Градостроительного заключения указывает, что земельный участок расположен в кадастровом квартале номер «56:44:0217001», в то время как из представленной заявителем выписки на кадастровый квартал следует, что запрашиваемый земельный участок не расположен в указанном квартале. В ходе судебного заявитель представил заключение кадастрового инженера, подтверждающее факт нахождения испрашиваемого земельного участка в кадастровом квартале «56:44:02:41001».

Заинтересованным лицом данный факт был признан, представитель заинтересованного лица пояснил, что неверный номер был указан ввиду технической ошибки. Фактически же в заседании было установлено, что испрашиваемый спорный земельный участок расположен в кадастровом квартале «56:44:02:41001», что не отрицается и заинтересованным лицом.

Пункт 3 Градостроительного заключения указывает, что земельный участок расположен на территории «зоны затопления паводковым водами 1% обеспеченности», что является по мнению ДГиЗОг.Оренбурга безусловным основанием для невозможности использования земельного участка.

Указанный довод не принят судом ввиду следующего.

 Статья 59 Приложения №1 Правил землепользования и застройки г.Оренбурга, утвержденных решением Городского совета от 25.12.2012 №557, устанавливает, что зона затопления пойменных территорий рек паводком 1% обеспеченности обусловлена нормативным расчетным уровнем воды, который необходимо учитывать при освоении новых территорий или предусматривать инженерную защиту уже застроенных пойменных территорий.

В границах зон затопления паводком 1% обеспеченности использование земельных участков и объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения инженерной защиты территории от затопления паводковыми водами и подтопления грунтовыми водами путем подсыпки (намыва) грунта или строительства дамб обвалования, или совмещения подсыпки и строительства дамб обвалования.

Выбор методов инженерной защиты и подготовки пойменных территорий, подверженных временному затоплению, зависит от гидрологических характеристик водотока, особенностей использования территории, характера застройки. Выбор наиболее рационального инженерного решения определяется архитектурно-планировочными требованиями и технико-экономическим обоснованием.

Таким образом, использование запрашиваемой территории, вышеуказанной нормой поставлено под условие выполнения инженерной защиты от затопления паводковыми водами и не содержит прямого запрета на использование участка.

В пункте 6 Градостроительного заключения указано, что согласно генеральному плану г.Оренбурга земельный участок расположен на: -территории городских лесов и ГЛФ ….

Статья 7 Лесного кодекса РФ определяет, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ, так же единицами лесоустройства являются лесничества, и лесопарки которые располагаются, в том числе и на землях населённых пунктов на которых расположены городские леса.

Однако для признания зеленых насаждений лесом или территорией городского леса требуется учет данной территории в государственном кадастре недвижимости в соответствии с  Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а закрепление на местности, при отсутствии государственного кадастрового учета, местоположения границ лесничеств, лесопарков, в соответствии с пунктом 53 приказа Федерального агентства Лесного хозяйства от 12.12.2011 №516 «Об утверждении лесоустроительной инструкции» производится по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей. Заинтересованным лицом не представлено документальных доказательств того, что в границах запрашиваемого участка имеются земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет, как лесные участки, как территория городских лесов или на запрашиваемом участке осуществлено закрепление на местности границ лесных земельных участков, границ городских лесов.

В то же время, заявителем в материалы дела представлена выписка из кадастрового плана территории, подтверждающая отсутствие в границах запрашиваемого участка лесных участков, участков городского лесофонда, поставленных на государственный кадастровый учет. Более того, заинтересованное лицо и не отрицало, что в настоящее время в границах запрашиваемого участка таких земельных участков (поставленных на государственный кадастровый учет) не имеется.

В отношении довода заинтересованного лица о наличии безусловного основания для выдачи отрицательного градостроительного заключения, суд считает необходимым отметить следующее.

Пункт 7 заключения указывает на расположение земельного участка в границах двух территориальных зон согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования «г.Оренбург» «СХ» «Р5».

Однако, суд не находит документального подтверждения данному факту ввиду следующего.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов производится в процессе градостроительного зонирования. Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, утверждаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса  РФ, правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты - территориальные зоны.

Границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования. Согласно ст. 30 ГрК РФ и ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Территориальные зоны согласно ст. 1 Федерального закона  «О землеустройстве»   № 78-ФЗ от 18.06.2001 (далее - Закон о землеустройстве) относятся к объектам землеустройства. Требования к описанию границ территориальных зон  как объектов землеустройства установлены Порядком описания местоположения границ объектов землеустройства (далее – Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства), утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 267 от 03.06.2011. В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план).  Форма карты (плана) - документа, отображающего в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики, установлена Положением «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 621 от 30.07.2009 (далее – Положение о форме карты (плана).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 221–ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) в состав сведений государственного кадастра недвижимости входят сведения о территориальных зонах.

В соответствии с вышеуказанной статьей в ГКН вносятся следующие сведения о территориальных зонах:

1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон;

2) описание местоположения границ таких зон;

3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон;

4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений;

5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Таким образом, анализ указанных выше положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство устанавливает четкие критерии, при которых границы территориальных зон считаются установленными, а именно: сведения о границах территориальных зон должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости.

Следовательно, представленные заинтересованным лицом координаты не являются достоверными границами установленных территориальных зон.

Кроме того, согласно п. 6 ст. 15 Закона о кадастре орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения, состав которых определен ст. 10 Закона о кадастре.

Заинтересованным лицом не представлено решение органа местного самоуправления  об установлении территориальных зон «СХ» и «Р5».

Таким образом, факт установления территориальных зон «СХ» и «Р5» в предусмотренном действующем законодательством порядке, нельзя считать доказанным и, соответственно, у заинтересованного лица отсутствовали безусловные основания для того, чтобы сделать вывод о невозможности использования испрашиваемого земельного участка для целей комплексного освоения с целью жилищного строительства.

Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.

Статья 55 Правил землепользования и застройки муниципального образования «г.Оренбург» (утверждено решением Оренбургского городского Совета № 557 от 25.12.2012) устанавливает, что земельные участки в составе зон «СХ»- это пашни, сенокосы, выгоны, залежи, участки занятые многолетними насаждениями переданные в соответствии с действующим законодательством из состава муниципальных земель юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства.

Тем не менее, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что в настоящее время испрашиваемый земельный участок используется под какой либо вид сельскохозяйственного использования, это же обстоятельство подтверждает и само Градостроительное заключение, в п.1 которого указано, что «на земельном участке находятся зеленые насаждения», в то время как отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие факт передачи участка из состава муниципальных земель юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства.

Кроме того, суд считает позицию заинтересованного лица, о том, что состав видов разрешенного использования «СХ» не допускает использование земельного участка с целью жилищного строительства, противоречащей абз. 3 ст.55 Правил землепользования и застройки муниципального образования «г.Оренбург», который устанавливает, что вид функционального назначения зоны сельскохозяйственного использования, в том числе, в целях развития жилищного строительства может быть изменен, после разработки и утверждения проектной документации по планировке территории в установленном действующим законодательством порядке.

С учетом вышеизложенного, Правила землепользования и застройки муниципального образования «г.Оренбург» устанавливают условие, при котором использование земельного участка с целью жилищного строительства является возможным.

Из анализа ст. 9 Градостроительного кодекса  РФ следует, что инициатором разработки проектной документации по планировке территории является, в том числе и орган местного самоуправления.

В отношении ссылки заинтересованного лица в Градостроительном заключении на пункт 4 ст. 67 Водного кодекса РФ (пункт 8 Градостроительного заключения), суд считает необходимым отметить следующее: в соответствии с п.4 ст.67 Водного кодекса РФ на территориях подверженных затоплению, размещение новых населённых пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается».  Однако, пункты 2-4 ст.67 Водного кодека РФ утратили силу, в соответствии с  ФЗ-282 от 21.10.2013 года, в связи с чем, ссылка на указанный пункт является неправомерной.

       Довод Департамента о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть использован для целей жилищного строительства, поскольку это противоречит п.6.12 приложения к постановлению Оренбургского городского Совета от 26.08.1999 №112 «Положение о развитии системы зеленых насаждений в г.Оренбурге», согласно которому, не допускается на территориях перспективного развития системы озеленения города использование земель, предназначенных для зеленого строительства, не по назначению, не может быть принят судом, как несостоятельный, поскольку заинтересованным лицом не доказано, что спорный земельный участок отнесен к территориям, предназначенным для перспективного озеленения города. Указанное выше «Положение о развитии системы зеленых насаждений в г.Оренбурге» принято до  Генерального плана г.Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 10.10.2008 № 674 и Правил землепользования и застройки г.Оренбурга, утвержденных решением Городского совета от 25.12.2012  №557 и, соответственно, не учитывает данные нормативные акты, в том числе раздел 1 Положения о развитии системы зеленых насаждений в г.Оренбурге не содержит графических и текстовых материалов, позволяющих установить, что земельный участок отнесен  к территории перспективного озеленения г.Оренбурга.

Статья 30 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что Правила землепользования и застройки принимаются с целю  создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия,  создания условий для планировки территорий муниципальных образований,  обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства,  создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

С учетом вышеизложенного в данном случае ссылка заинтересованного лица на «Положение о развитии системы зеленых насаждений в г.Оренбурге» является безосновательной.

Согласно ч.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, земельный участок относится к территориям общего пользования, которым беспрепятственного пользуется неограниченный круг лиц». Однако п.12 ст.1 содержит уточнение, какие именно участки могут быть отнесены к территориям общего пользования - в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары, то есть участки, которые  тем или иным образом связанны с элементами улично-дорожной сети города и элементами благоустройства территории (парки и сады), к которым испрашиваемый земельный участок не относится.

Неосвоенная территория в пригороде – это совершено иной объект, хотя им также беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, но это просто еще не вовлеченная в хозяйственное использование территория.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд считает, что в рассматриваемом случае у заинтересованного лица отсутствовали основания, в том числе безусловные, для того, чтобы сделать вывод о невозможности использования испрашиваемого земельного участка для целей комплексного освоения с целью жилищного строительства и, соответственно, действия заинтересованного лица, выраженные в издании градостроительного заключения от 17.03.2014г., подготовленного по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25.12.2013г. № КК-12-15/3623, о невозможности использования земельного участка примерной площадью 400000 кв.м., расположенного по правой стороне Илекской трассы (в районе направления движения из города) напротив поворота ул. Авиационная, для целей комплексного освоения земельного участка с целью жилищного строительства являются незаконными, в связи с чем, требования заявителя о признании указанных выше действий незаконными подлежат удовлетворению.

В части обязания  Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в двухнедельных срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение прав заявителя путем изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка примерной площадью 400 000 кв. м.,  расположенного по правой стороне Илекской трассы (в районе направления движения из города) напротив поворота ул. Авиационная, конфигурация участка согласно схеме испрашиваемого участка, с координатами поворотных точек 1 точка Х-423611,16, Y-2302161,04; 2 точка Х-423618,34  Y-2302279,46; 3 точка Х-423888,96, Y-2302878,75; 4 точка Х-424338,58, Y-2302841,59; 5 точка Х-424333,09, Y-2302611,08; 6 точка Х-424259,21, Y-2302529,60; 7 точка Х-424126,22, Y-2302147,10 для   целей комплексного освоения земельного участка с целью жилищного строительства требования заявителя удовлетворению не подлежат, поскольку, по мнению суда, указанный способ устранения нарушений является неверным.

Подпункт 4 пункта 14 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка должна быть указана территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется  или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, то вид образуемого земельного участка. Соответственно, у заинтересованного лица должна быть возможность при устранении допущенных нарушений провести процедуры, в соответствии с порядком, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации, а именно, главами I. 1, V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, суд считает необходимым обязать Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, г. Оренбург), в соответствии с порядком, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, главами I. 1, V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с виновной стороны.

Таким образом, государственная пошлина в размере 2000 руб., уплаченная заявителем при подаче настоящего заявления подлежит взысканию в пользу заявителя с заинтересованного лица.

Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит возврату заявителю из средств федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

1. Требования индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, г. Оренбург) удовлетворить частично.

2. Признать незаконными действия Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, выраженные в издании градостроительного заключения от 17.03.2014г., подготовленного по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25.12.2013г. № КК-12-15/3623, о невозможности использования земельного участка примерной площадью 400000 кв.м., расположенного по правой стороне Илекской трассы (в районе направления движения из города) напротив поворота ул. Авиационная, для целей комплексного освоения земельного участка с целью жилищного строительства.

3. Обязать Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, г. Оренбург), в соответствии с порядком, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, главами I. 1, V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

4. В остальной части в удовлетворении требований отказать.

5. Взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга (г. Оренбург) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, г. Оренбург) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать заявителю в порядке, предусмотренном ст.ст. 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

6. Излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 (двух тысяч) рублей возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, г. Оренбург) из средств федерального бюджета, выдав справку после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья          С. Г. Федорова