ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-6780/17 от 14.12.2017 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-6780/2017

27 декабря 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 27 декабря 2017 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сукачевой Н.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ясаковой Л.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург,

к обществу с ограниченной ответственностью «Машинно-технологическая станция агрокомплекса «Ташлинский», ОГРН <***>, ИНН <***>, с. Трудовое, Ташлинский район, Оренбургская область,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Счетная палата Оренбургской области, г. Оренбург,

о взыскании 17 294 489 руб. 86 коп.,

В судебном заседании приняли участие:

представитель истца ФИО1 по доверенности № 53 от 18.05.2017, представители ответчика: ФИО2 по доверенности от 03.07.2017 (до перерыва), ФИО3 по доверенности от 03.07.2017 (после перерыва), ФИО4 по доверенности от 20.09.2017, ФИО5 по доверенности от 20.06.2017,

представитель третьего лица ФИО6 по доверенности № 1-24/446 от 06.06.2016, ФИО7 по доверенности №1-24/690 от 30.08.2016,

Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Машинно-технологическая станция агрокомплекса «Ташлинский» (ответчик, ООО «Машинно-технологическая станция агрокомплекса «Ташлинский») о взыскании 17 294 489 руб. 86 коп., в том числе субсидий из федерального бюджета: 5 570 758 руб. - по кредитному договору <***> от 30.01.2015, 5 718 077 руб. 36 коп. - по кредитному договору <***> от 30.10.2014, 2 589 149 руб. 81 коп. - по кредитному договору <***> от 19.01.2015; субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации: 1 138 438 руб. - по кредитному договору <***> от 30.01.2015, 1 694 702 руб. 48 коп. - по кредитному договору <***> от 30.10.2014, 583 364 руб. 21 коп. - по кредитному договору <***> от 19.01.2015.

Лица участвующие в деле заявили ходатайства о приобщении дополнительных документов.

Суд в порядке статей 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) приобщил указанные документы к материалам дела.

Истец в заседании суда поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик в заседании суда и в отзыве на иск возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что субсидии получены в соответствии с нормативно-правовыми актами, и использованы в соответствии с целевым назначением.

Третье лицо считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании арбитражного суда объявлен перерыв до 14.12.2017 - 12 час. 30 мин.

После перерыва ответчик заявил ходатайство о приобщении дополнительных документов.

Суд удовлетворил ходатайство ответчика, приобщил документы к материалам дела.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик в заседании суда и в отзыве на иск возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что субсидии получены в соответствии с нормативно-правовыми актами, и использованы в соответствии с целевым назначением.

Третье лицо считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Лица участвующие в деле не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Машинно-технологическая станция агрокомплекса «Ташлинский» в 2015 и 2016 годах обратилось в министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области для получения субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитным договорам <***> от 30.10.2014 на получение денежных средств в сумме 84 000 000 руб., <***> от 19.01.2015 на получение денежных средств в сумме 23 700 000 руб., <***> от 30.01.2015 на получение денежных средств в сумме 57 000 000 руб., предоставив необходимые документы.

После проверки правильности расчета размера субсидии и соответствия приложенных документов порядку и условиям предоставления субсидий министерством принято решение о выплате ответчику субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам сроком погашения до одного года на общую сумму 17 294 489 руб. 86 коп. (из федерального бюджета - 13 877 985 руб. 17 коп., из областного бюджета - 3 416 504 руб. 69 коп.), в том числе: по кредитному договору <***> от 30.01.2015 в сумме 6 709 196 руб. (федеральный бюджет - 5 570 758 руб., областной бюджет -1 138 438 руб.); по кредитному договору <***> от 30.10.2014 в сумме 7 412 779 руб. 84 коп. (федеральный бюджет - 5 718 077 руб. 36 коп., областной бюджет -1 694 702 руб. 48 коп.); по кредитному договору <***> от 19.01.2015 в сумме 3 172 514 руб. 02 коп. (федеральный бюджет- 2 589 149 руб. 81 коп., областной бюджет - 583 364 руб. 21 коп.).

В 2017 году Счетной палатой Оренбургской области проведено контрольное мероприятие по вопросу эффективности использования средств областного бюджета, выделенных на поддержку сельхозтоваропроизводителей Ташлинского района в 2016 году и истекшем периоде 2017 года на развитие сельскохозяйственного производства, в результате которого установлено нецелевое использование бюджетных денежных средств.

В связи с изложенным, истец письмом № 01-05-06/348 от 30.03.2017 обратился к ответчику с предложением добровольно произвести возврат неправомерно полученных бюджетных средств (т. 3, л.д. 53-56).

Неисполнение ответчиком обязательств по возврату бюджетных средств, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.

Оценив представленные в обоснование исковых требований доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая установленные судом фактические обстоятельства дела, носящие объективный характер, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Статьями 3 и 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В 2015 году порядок и условия предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным с 01.01.2013 на срок до 1 года по 31.07.2015 включительно за счет средств федерального бюджета, а также перечень необходимых документов были регламентированы Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (Правила № 1460); за счет средств областного бюджета - Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.03.2013 № 206-п «О порядке возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (действующим в спорный период) (Порядок № 206-п).

По условиям пункта 2.1 кредитного договора <***> от 30.10.2014 заемщик обязуется использовать полученные денежные средства на приобретение кормов, ГСМ (т. 1, л.д. 26-50).

В соответствии с пунктом 1.2 указанного договора кредит предоставлен ответчику в сумме 84 000 000 руб., о чем свидетельствуют выписка по лицевому счету № 40702-810-8-0501-0000052 за 30.10.2014, банковский ордер № 470345 от 30.10.2014 (т. 1, л.д. 53, 54).

Срок погашения кредита (в редакции дополнительного соглашения от 30.10.2015) – 24.10.2016 (т. 1, л.д. 49, 50).

Пунктом 2.1 кредитного договора <***> от 19.01.2015 предусмотрено, что заемщик обязуется использовать полученный кредит на закуп кормов (т. 2, л.д. 61-84).

Согласно пункту 1.2 данного договора кредит предоставлен ответчику в сумме 23 700 000 руб., что подтверждается выпиской по лицевому счету № 40702-810-8-0501-0000052 за 21.01.2015, банковским ордером № 877638 от 21.01.2015 (т. 2, л.д. 88, 89).

Срок погашения кредита в соответствии с приложением № 1 – 14.12.2015 (т. 2, л.д. 80).

В соответствии с пунктом 2.1 кредитного договора <***> от 30.01.2015 заемщик обязуется в соответствии с пунктом 2.1 использовать полученный кредит на закуп семян и запасных частей (т. 2, л.д. 10-35).

В силу пункта 1.2 указанного договора кредит предоставлен ответчику в сумме 57 000 000 руб., о чем свидетельствуют банковский ордер № 100 от 30.01.2015 (т. 2, л.д. 36).

Срок погашения кредита (в редакции дополнительного соглашения от 30.10.2015) – 23.01.2017 (т. 2, л.д. 34, 35).

ООО «Машинно-технологическая станция агрокомплекса «Ташлинский» в 2015 и 2016 годах обратилось в министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области для получения субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитным договорам <***> от 30.10.2014, <***> от 19.01.2015, <***> от 30.01.2015, предоставив необходимые документы (т. 1, л.д. 24-25, 30; т. 2, л.д. 5-9, 57-60).

Истец заключил с ответчиком соглашения № 10 от 15.01.2015 и № 12 от 15.01.2016 о предоставлении субсидий для целей, предусмотренных Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.03.2013 № 206-п «О порядке возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах».

После проверки правильности расчета размера субсидий и соответствия приложенных документов установленным перечню и требованиям, истец перечислил ответчику субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по кредита, в том числе субсидий из федерального бюджета: 6 709 196 руб. по кредитному договору <***> от 30.01.2015, что подтверждается платежными поручениями № 430169 от 14.04.2016, № 1 от 04.04.2016; 10 331 606 руб. 87 коп. по кредитному договору <***> от 30.10.2014, что подтверждается платежными поручениями № 403796 от 08.04.2016, № 49044 от 12.02.2016, № 103284 от 31.08.2015, № 240141 от 24.09.2015; 3 295 764 руб. по кредитному договору <***> от 19.01.2015, что подтверждается платежными поручениями № 403788 от 08.04.2016, № 403791 от 08.04.2016, № 403771 от 08.04.2016, № 226 от 15.01.2016, № 301 от 15.01.2016, № 469358 от 07.09.2016 (т. 2, л.д. 1-4, 50-56; т. 3, л.д. 34, 35).

Субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Вместе с тем, данное требование не действует в случае нарушения условий предоставления субсидий.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу пункта 10 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение и иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В 2017 году Счетной палатой Оренбургской области проведено контрольное мероприятие « Проверка использования бюджетных средств, выделенных на поддержку сельхозтоваропроизводителей Ташлинского района в 2016 году и истекшем периоде 2017 года. Проверка соблюдения условий предоставления субсидий главным распорядителем бюджетных средств и получателям субсидий» (т. 3, л.д. 36-52).

Документарной проверкой, проведенной Счетной палатой Оренбургской области, установлено, что средства в размере 10 700 000 руб., полученные по кредитному договору <***> от 30.01.2015 не использовались ответчиком на закуп семян и запасных частей, фактически кредитные средства использованы на приобретение кормов.

Денежные средства в размере 46 300 000 руб. в период с 30.01.2015 по 13.01.2016 не использовались по целевому назначению, а переданы в качестве займа сторонней организации, следовательно в указанный период ООО «Машинно-технологическая станция агрокомплекса «Ташлинский» получало доход в качестве процентов по договору займа за счет указанных средств.

Исходя из изложенного, целевое использование кредитных средств ответчиком в сумме 57 000 000 руб. не подтверждено, и соответственно субсидия в размере 6 709 196 руб. подлежит возврату в бюджет.

Кроме того, денежные средства в размере 45 000 000 руб., полученные по кредитному договору <***> от 30.10.2014 фактически не использовались на покупку дизельного топлива, так как поставка топлива по договору поставки от 28.10.2014 № 289 (т. 1, л.д. 61-64) не производилась, ввиду прекращения обязательств 31.10.2014, вместе с тем данные документы направлялись истцу в целях получения субсидии.

Согласно отчету Счетной палаты Оренбургской области целевое использование денежных средств в размере 39 000 000 руб. на приобретение фуражного зерна не подтверждено, ввиду того, что в товарной накладной от 28.08.2015 № М0000128 (т. 1, л.д. 58), представленной в министерство в качестве документа, подтверждающего целевое использование денежных средств отражен договор поставки от 28.10.2014 № 290 (т. 1, л.д. 59-60), вместе с тем обязательства по указанному договору прекращены 31.10.2014 (отсутствовало основание поставки фуражного зерна).

Таким образом, денежные средства в размере 45 000 000 руб. за период с 31.10.2014 по 10.06.2015, а также в размере 39 000 000 руб. в период с 31.10.2014 по 30.07.2015, переданы в качестве займа сторонней организации, и соответственно, не использовались ООО «Машинно-технологическая станция агрокомплекса «Ташлинский» на цели развития подотрасли растениеводства и животноводства.

Изложенное свидетельствует о том, что целевое использование кредитных средств ответчиком в сумме 84 000 000 руб. не подтверждено и субсидия в размере 7 404 450 руб. 38 коп. подлежит возврату в бюджет.

Документарной проверкой, проведенной Счетной палатой Оренбургской области в отношении ответчика установлено, что денежные средства в размере 23 700 000 руб., полученные по кредитному договору <***> от 19.01.2015 не использовались ООО «Машинно-технологическая станция агрокомплекса «Ташлинский» на закуп кормов, а перечислены платежным поручением № 5 от 22.01.2015 (т. 2, л.д. 91) за зерно фуражное и отруби по договору поставки № 3/56/14 от 01.12.2014 (т. 2, л.д. 92-93).

В соответствии с условиями договора перевода (новации) долга в заем № 15/2 от 22.01.2015 (т. 4, л.д. 42) задолженность ООО «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский» в размере 23 700 000 руб., возникшая из заключенного договора поставки зерна от 01.12.2014 № 3/56/14 заменяется заемным обязательством, на данную сумму начисляются проценты за пользование заемными денежными средствами из расчета 25% годовых (превышает процентную ставку по кредитному договору). Срок возврата заемных средств до 31.12.2015. Обязательства сторон возникшие из договора поставки зерна от 01.12.2014 № 3/56/14 по состоянию на 22.01.2015 прекращаются в момент подписания договора перевода (новации) долга в заем № 15/2 от 22.01.2015.

Целевое использование кредитных средств ответчиком в сумме 23 700 000 руб. не подтверждено и соответственно субсидия в размере 3 180 843 руб. 48 коп. подлежит возврату в бюджет.

Исходя из расчета истца ответчиком неправомерно получены денежные средства в размере 17 294 489 руб. 86 коп., в том числе субсидий из федерального бюджета: 5 570 758 руб. - по кредитному договору <***> от 30.01.2015, 5 718 077 руб. 36 коп. - по кредитному договору <***> от 30.10.2014, 2 589 149 руб. 81 коп. - по кредитному договору <***> от 19.01.2015; субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации: 1 138 438 руб. - по кредитному договору <***> от 30.01.2015, 1 694 702 руб. 48 коп. - по кредитному договору <***> от 30.10.2014, 583 364 руб. 21 коп. - по кредитному договору <***> от 19.01.2015.

Расчет, представленный истцом, проверен судом, признан обоснованным, произведенным исходя из требований закона и обстоятельств дела.

Таким образом, отсутствие сведений в бухгалтерской отчетности ООО «Машинно-технологическая станция агрокомплекса «Ташлинский», подтверждающих финансово-хозяйственные операции по расчету с поставщиками кредитными средствами, свидетельствует о том, что хозяйственные операции, подлежащие субсидированию, ответчиком не осуществлялись.

Третье лицо в отзыве на иск поддерживает доводы истца, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик в отзыве на иск возражает против удовлетворения исковых требований, в силу следующих обстоятельств.

Между ООО «Машинно-технологическая станция агрокомплекса «Ташлинский» и ООО «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский» заключены договоры поставки № 289 от 28.10.2014, № 290 от 28.10.2014, №3/56/14 от 01.12.2014, № П-150129-з/ч от 29.01.2015, № 11-150129 от 29.01.2015.

Согласно указанным договорам ООО «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский» обязался поставить ответчику товары, соответствующие целевому назначению вышеуказанных кредитных договоров, а ответчик обязался оплатить поставку товара по указанным договорам.

Обязательства ООО «Машинно-технологическая станция агрокомплекса «Ташлинский» по оплате товара исполнены за счет кредитных денежных средств, полученных по вышеуказанным кредитным договорам, равно как и обязательства ООО «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский» по поставке товара исполнены в полном объеме.

Основанием для отказа в признании представленных истцу документов, как подтверждающих целевое использование кредитных средств, явилось прекращение действия вышеуказанных договоров поставки в силу заключенных между соглашений о прекращении обязательств по поставке товара.

Вместе с тем, ответчик полагает, что действие обязательств по поставке товара не прекращалось, вышеуказанные договоры поставки поставщиком исполнены в полном объеме, обязательства по целевому использованию кредитных средств и субсидий выполнены ответчиком в полном объеме.

В дополнении к отзыву ответчик указывает, что отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, выделенных на поддержку сельхозтоваропроизводителей Ташлинского района в 2016 году и истекшем периоде 2017 года, проверка соблюдения условий предоставления субсидий главными распорядителями бюджетный средств и получателями субсидий» является недопустимым доказательством, поскольку проверяемый период с 01.01.2016 по 01.02.2017, а проверка производилась за период с 2015 года, то есть за пределами контрольного мероприятия и проверяемого периода.

Указанный довод отклонен судом в силу неверного толкования ответчиком нормативно-правовых актов, поскольку проверяемым периодом является не период деятельности, а период получения ответчиком средств государственной поддержки.

Счетная палата Оренбургской области в отзыве на иск от 12.10.2017 указывает, что сумма необоснованно полученных субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами, рассчитана исходя из периодов отвлечения кредитных средств, составила по договору <***> от 30.01.2015 - 6 709 196 руб., по кредитному договору <***> от 30.10.2014 – 7 412 779 руб. 84 коп., по кредитному договору <***> – 3 172 514 руб. 02 коп. В предмете проверки сознательно не указаны даты документов, так как получение субсидий в периоде с 01.01.2016 по 01.02.2017 могут подтверждать документы, составленные как в 2016 году, так и в более ранний период, в связи с тем, что допускаются случаи, когда субсидируемые кредиты пролонгируются, заявления на выплату субсидии подаются после окончания действия кредитного договора.

Выводы Счетной палаты Оренбургской области, отраженные в акте проверки сделаны в феврале 2017 года, то есть до признания незаключенными решениями Арбитражного Оренбургской области от 05.07.2017 по делу № А47-5375/2017, от 24.08.2017 по делу № А47-5376/2017 и от 28.08.2017 по делу № А47-5377/2017 договоров займа от 31.10.2014 на сумму 56 500 000 руб. и от 31.10.2014 на сумму 27 500 000 руб., договоров перевода (новации) долга в заем № 15/2 от 22.01.2015 сумму 23 700 000 руб., № 15/3 от 30.01.2015 на сумму 46 300 000 руб.

Из содержания решений суда от 05.07.2017 по делу № А47-5375/2017, от 24.08.2017 по делу № А47-5376/2017 и от 28.08.2017 по делу № А47-5377/2017 следует, что в период рассмотрения вышеуказанных дел ни истцом, ни ответчиком суду не представлены документы о фактическом исполнении договоров. В тоже время при проведении контрольного мероприятия договоры займа и новации представлялись и ответчиком и его контрагентом, на основании указанных договоров, сделаны соответствующие проводки в бухгалтерском учете, на их основе ответчиком даны пояснения по результатам проверки (пояснения и замечания к акту от 27.02.2017 № 61, по договорам перевода (новации) долга в заем № 15/3 от 30.01.2015, № 15/2 от 22.01.2015 начислялись и уплачивались проценты, и к договорам займа перевода долга в заем заключены соглашения об отступном. Помимо того, суммы денежных средств, переданные по договорам займа и перевода долга в заем, ООО «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский» не начислен, а ООО «Машинно-технологическая станция агрокомплекса «Ташлинский» не предъявлен к вычету налог на добавленную стоимость.

Исходя из вышеизложенного следует, что договоры займа и новации фактически исполнены.

В силу пункта 1 статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.

В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, в связи с чем, возражения ответчика судом отклоняются, как необоснованные, документально не подтвержденные и противоречащие материалам дела.

Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Учитывая изложенное, факт приобретения ответчиком кормов, ГСМ по условиям кредитного договора <***> от 30.10.2014, кормов по условиям кредитного договора <***> от 19.01.2015, семян и запасных частей по условиям кредитного договора <***> от 30.01.2015 на средства субсидируемого кредита не подтвержден.

Сумма необоснованно полученных субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов составила 17 294 489 руб. 86 коп.

Из содержания правовых норм Правил № 1460 и Порядка № 206-п, их системного толкования следует, что обязанностью получателя субсидии является ее использование по целевому назначению, представление документов, подтверждающих факт целевого использования субсидии, а также возврат суммы субсидии, не использованной по целевому назначению.

В случае отказа получателя от возврата указанных средств в областной бюджет их взыскание осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, учитывая, что ответчиком достоверность представленных доказательств не опровергнута, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме, субсидии, полученные на возмещение части затрат на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами, использованные на цели, не предусмотренные кредитными договорами, подлежат возврату в бюджет в соответствии с действующим законодательством в сумме 17 294 489 руб. 86 коп.

В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

По пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета Российской Федерации в сумме 109 472 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Машинно-технологическая станция агрокомплекса «Ташлинский» в пользу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области 17 294 489 руб. 86 коп. основного долга.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Машинно-технологическая станция агрокомплекса «Ташлинский» в доход федерального бюджета 109 472 руб. государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать взыскателю и налоговому органу в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья Н.Ф. Сукачева