ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-6841/17 от 14.09.2017 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-6841/2017

21 сентября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 21 сентября 2017 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Мирошник Анны Сергеевны, при ведении протокола секретарем судебного заседания Миллер Т.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению № 7.5.14-13/201 от 20.06.2017 (поступило в суд 21.06.2017) Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Москва) к Оренбургской таможне об изменении постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10409000-247/2017 от 08.06.2017 и назначении административного штрафа в минимальном размере предусмотренном санкцией ч.1 ст. 16.9 КоАП РФ.

Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 19.06.2017 № 7.5.14-10/98, постоянная, паспорт);

от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 17.01.2017 № 21-20/00540, постоянная), ФИО3 (доверенность от 28.12.2016 № 09-30/16777, постоянная),ФИО4 (доверенность от 29.11.2016 № 21-21/15289, постоянная, удостоверение).

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице УФПС Оренбургской области - филиала ФГУП «Почта России» (далее – заявитель, ФГУП «Почта России») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Оренбургской таможне (далее - заинтересованное лицо) об изменении постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10409000-247/2017 от 08.06.2017 и назначении административного штрафа ниже низшего предела.

В ходе судебного заседания 07.09.2017 от заявителя поступило письменное уточнение заявленных требований, ФГУП «Почта России» просит изменить постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10409000-247/2017 от 08.06.2017 и назначить административного штрафа в минимальном размере предусмотренном санкцией ч.1 ст. 16.9 КоАП РФ.

В силу пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Суд, с учетом названной нормы права, принимает уточненные заявленные требования и рассматривает дело по уточненным требованиям.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что ФГУП «Почта России» принимало активное участие в содействии таможенному органу при проведении расследования по делу об административном правонарушении, а также ссылается на то, что при назначении административного наказания таможенным органом не были учтены характер совершенного административного о правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, что привело к нарушению конституционного принципа запрета дискриминации и соблюдения соразмерности наказания совершенному деянию.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признает по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях на заявление, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Стороны не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. В связи с чем, суд рассматривает дело исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Как следует из материалов дела в мае 2016 года на таможенный пост Международный почтамт Московской таможни, в регионе деятельности которого расположено место международного почтового обмена - ММПО «Москва» -УФПС г.Москвы -филиала ФГУП «Почта России», поступило из Германии международное почтовое отправление (далее - МПО) № СК043946737DE весом 19,62 кг., адресованное получателю ФИО5, проживающему по адресу: 462781, <...>.

Таможенным постом Международный почтамт данное МПО № CK043946737DE,предъявленное работниками места международного почтового обмена в целях совершения необходимых таможенных операций, было направлено по адресу получателя с таможенным уведомлением № 10129056/080516/0007103СР от 08.05.2016, в котором указано на необходимость осуществления таможенного оформления товаров, содержащихся в МПО, по месту нахождения адресата в Оренбургской таможне по причине отсутствия сведений, необходимых для выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (пункт 4 статьи 314 Таможенного кодекса Таможенного союза) в соответствии с действующим законодательством.

Второй экземпляр уведомления направлен на Орский таможенный пост Оренбургской таможни по адресу: <...>.

Согласно пункту 1 статьи 96 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и считаются находящимися под таможенным контролем до наступления событий либо совершения действий, перечисленных в пункте 2 настоящей статьи 96 ТК ТС.

Из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № СК04394673 7DE на официальном сайте ФГУП «Почта России» установлено, что 08.05.2016 в 05:15 данное МПО направлено с таможенным уведомлением и получено адресатом 14.05.2016 в 13:15.

Орским таможенным постом разрешения на выдачу получателю МПО № СК04394673 7DE не выдавалось, таможенные операции в отношении данного МПО должностными лицами таможенного поста не совершались.

С целью проверки соблюдения норм таможенного законодательства Таможенного союза/права Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС) и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при совершении таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО, Орским таможенным постом в адрес филиала ФГУП «Почта России» - УФПС Оренбургской области Орский почтамт был направлен запрос от 13.12.2016 № 34-01-26/0295 о предоставлении сведений о фактах выдачи либо возврата МПО № CK043946737DE.

Согласно ответа УФПС Оренбургской области - филиала ФГУП «Почта России» Орский почтамт от 01.03.2017 № 7.5.15.51.2.1-54/73-1, МПО № CK043946737DE поступило из г. Оренбурга без отметок «с таможенным уведомлением», однако на адресном ярлыке к посылке ф. 17 отметка «с таможенным уведомлением» была, работники участка обработки сортировки почты в связи с большим объемом работы проглядели данную посылку и направили ее для вручения адресату в г.Ясный, где МПО № CK043946737DE было вручено ФИО5 14.05.2016.

Факт выдачи МПО № CK043946737DE адресату 14 мая 2016 года также был подтвержден письмом Орского почтамта от 22.03.2017 № 7.5.15.51.2.1.-54/73-1 и письмом УФПС Оренбургской области-филиала ФГУП «Почта России» от 25.05.2017 № 7.5.14-12/163, а также представленной копией почтового извещения ф.22, содержащей отметки о выдаче международного почтового отправления получателю 14.05.2016.

Согласно информации, предоставленной Московской таможней в письме от 24.03.2017, МПО № CK043946737DE для осуществления таможенных операций и таможенного контроля поступило в отдел таможенного оформления и таможенногоконтроля № 5 таможенного поста Международный почтамт Московской таможни; после завершения таможенных операций указанное МПО по накладной формы ф.16 № 1191 от 08.05.2016 было передано оператору почтовой связи -ММПО Москва-УФПС г.Москвы - филиал ВГУП «Почта России». При этом в графе «Примечания» накладной № 1191 относительно МПО № CK043946737DE имелась отметка о передаче МПО вместе с таможенным уведомлением, которое крепилось непосредственно к транспортной упаковке МПО способом, исключающим утерю документов.

Факт направления МПО № CK043946737DE адресату с таможенным уведомлением также подтверждается и филиалом заявителя - УФПС г.Москвы - ММПО «Москва» в письме от 07.03.2017, где указано, что «международная посылка № СК043946737DE, поступившая из Германии с адресом назначения: Орск - 462781, Оренбургской области на имя ФИО5, по решению инспектора таможенного поста «Международный почтамт» Московской таможни, была направлена адресату с таможенным уведомлением № 10129056/080516/0007103СР от 08.05.2016. Отправка международной посылки осуществлялась в выделенное ОПС в страховом мешке № 2/1029019800293064 от 08.05.2016 назначением Орск-462419. На всех сопроводительных документах, а именно: в накладных ф.16-п, ф.23, а также и на мешковом (адресном) ярлыке ф.17 имелись отметки четким и выделенным шрифтом «С таможенным уведомлением» и «груз таможенный». Все сопроводительные документы были вложены и прикреплены к специальному карману, предназначенному для транспортировки документов. На самой посылке был прочно приклеен стикер красного цвета с надписью «с таможенным уведомлением», что также не позволяло выдачу почтового отправления без разрешения сотрудника Орского таможенного поста. Представленная информация подтверждается приложенными к письму копиями документов: накладной № 102901 98 0029306 4 Ф.16-П с отметками выделенным шрифтом «ГРУЗ ТАМОЖЕННЫЙ» «С ТАМОЖЕННЫМ УВЕДОМЛЕНИЕМ»; адресным (мешковым) ярлыком Ф.17 с отметками выделенным шрифтом «груз таможенный», «С ТАМОЖЕННЫМ УВЕДОМЛЕНИЕМ»; накладной № 102901 98 0032455 3 с отметками «ГРУЗ ТАМОЖЕННЫЙ».

ФГУП «Почта России» в лице своего филиала УФПС Оренбургской области и его подразделений - Орский почтамт, Ясненский почтамт, а также получатель МПО с заявлением о получении разрешения на выдачу адресату МПО № CK043946737DE на Орский таможенный пост не обращались. Таможенные операции в отношении данного МПО, связанные с их выпуском и разрешением на выдачу получателю, таможенным органам не совершались.

Таким образом, ФГУП «Почта России» выдало 14 мая 2016 года международное почтовое отправление № СК04394673 7DE, содержащее товары, находящиеся под таможенным контролем, получателю ФИО5 без разрешения таможенного органа.

По указанному факту в отношении перевозчика ФГУП «Почта России», 28.04.2017 возбуждено дело об административном правонарушении №10409000-247/2017 по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.

По результатам административного расследования должностным лицом Оренбургской таможни 26.05.2017 в отношении ФГУП «Почта России» в присутствии защитника Ахмарова Р.Р. был составлен протокол об административном правонарушении № 10409000-247/2017 по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.

08.06.2017 Оренбургской таможней было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10409000-247/2017, которым ФГУП «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 16.9 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.

В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем, в виде административного штрафа от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.

Пунктом 1 статьи 312 ТК ТС установлено, что к международным почтовым отправлениям относятся посылки и отправления письменной корреспонденции, являющиеся объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза.

На основании части 1 статьи 317 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров в международных почтовых отправлениях осуществляется в соответствии с главой 44 ТК ТС и международными договорами между государствами-членами Таможенного союза.

Статьей 314 ТК ТС предусмотрено, что таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в МПО, производятся таможенным органом в местах (учреждениях) международного почтового обмена либо иных местах, определенных таможенным органом. Таможенное декларирование товаров, пересылаемых в МПО, производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих МПО и содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, либо декларации на товары.

Согласно пункту 3 статьи 312 ТК ТС МПО не могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории Таможенного союза без разрешения таможенного органа

Исходя из пункта 36 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 г. №234 (далее-Правила оказания услуг почтовой связи), выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам производится с соблюдением требований таможенного законодательства Российской Федерации.

Порядок и особенности проведения таможенного оформления товаров, пересылаемых в МПО, а также порядок взаимодействия почтовых служб и таможенных органов закреплены в Правилах таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных приказом ГТК России от 03.12.2003 № 1381 (в редакции от 07.09.2010) (далее-Правила таможенного оформления) и Правилах оказания услуг почтовой связи.

Согласно пунктов 53-55 Правил таможенного оформления на каждое МПО, содержащее товары, таможенное оформление которых производится по месту нахождения адресата, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена, составляет в двух экземплярах уведомление о необходимости проведения таможенного оформления товаров, перемещаемых в указанном МПО, в таможенном органе, расположенном по месту нахождения адресата. Также должностное лицо таможенного органа отправления на накладной ф. 16, оформляемой на МПО в месте международного почтового обмена, проставляет штамп «Груз таможенный» и письменную отметку «С уведомлением».

Отделение почтовой связи осуществляет выдачу вышеуказанного МПО получателю в порядке, предусмотренном положениями пунктов 56-60 Правил таможенного оформления. Адресату направляется извещение ф.22, при предъявлении которого работник объекта почтовой связи выдает адресату под расписку на извещении изъятые из страхового мешка уведомление, почтовые и другие сопроводительные документы. Адресат обращается в таможенный орган, в котором будет производить таможенное оформление товаров, пересылаемых в МПО, с уведомлением в целях получения разрешения на выпуск товаров до подачи таможенной декларации. Выдачу МПО получателю объект почтовой связи (отделение почтовой связи) производит исключительно на основании решения, принятого таможенным органом и зафиксированного проставленной на уведомлении отметкой «Выдача МПО разрешена», заверенной подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица. Также, согласно пунктов 60-62 Правил таможенного оформления, объект почтовой связи осуществляет выдачу МПО и при наличии оттиска штампа «Выпуск разрешен», проставленного должностным лицом таможенного органа на таможенной декларации, в качестве которой может использоваться почтовый документ- таможенная декларация CN 23.

В настоящем деле МПО № CK043946737DE было направлено ММПО «Москва» по адресу получателя с таможенным уведомлением по накладным ф-16-п и ф.23 с мешковым ярлыком ф.17, где имелись отметки «с таможенным уведомлением» и «груз таможенный». Из содержания имеющихся на документах отметок однозначно следовало, что на выдачу товаров, находящихся в МПО № CK043946737DE, необходимо было получить разрешение таможенного органа.

В этой связи считаем несостоятельным довод заявителя о выдаче им МПО получателю без получения разрешения таможенного органа по причине отсутствия необходимых документов, в том числе документов, указывающих на необходимость уплаты таможенных платежей. Данный довод противоречит пунктам 59-60 Правил таможенного оформления, согласно которым основанием для осуществления объектом почтовой связи выдачи МПО является не наличие либо отсутствие документа по уплате таможенных платежей (таможенного приходного ордера), а принятое таможенным органом решение, зафиксированное проставлением на документах соответствующих отметок «выдача МПО разрешена» или «выпуск разрешен».

Кроме того, если данное МПО поступило в адрес назначения без необходимых сопроводительных документов, то от адресного предприятия связи в силу ст.484 Почтовых правил должен направляться запрос на предприятие связи ММПО. Однако подобный запрос с актом ф.51 в адрес ММПО Москва из Орского почтамта либо Ясненского почтамта не поступал, согласно письму ММПО Москва -УФПС г.Москвы от 07.03.2017, что также является подтверждением факта получения отделением почтовой связи назначения данного МПО № СК043 94673 7DE с полным комплектом документов, в том числе с таможенным уведомлением.

МПО № CK043946737DE находилось под таможенным контролем, не было выпущено таможенным органом в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза/ЕАЭС, следовало с таможенным уведомлением в адрес Ясный-почтамт (Орск-почтамт), где получателю надлежало осуществить таможенные операции в отношении данного МПО, а выдача МПО могла быть осуществлена отделением почтовой связи только с разрешения уполномоченного должностного лица Орского таможенного поста при наличии соответствующих отметок на сопроводительных документах к МПО.

Вместе с тем, ФГУП «Почта России» в нарушение пункта 36 Правил оказания услуг почтовой связи без соблюдения порядка, установленного Правилами таможенного оформления, осуществило выдачу получателю товаров, находящихся в МПО № CK043946737DE, без разрешения таможенного органа, нарушив тем самым требования, установленные пунктом 3 статьи 312 ТК ТС.

Исходя из изложенного, выводы административного органа о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, являются обоснованными.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с порядком выдачи товаров, находящихся под таможенным контролем.

Объективную сторону вмененного предприятию правонарушения согласно диспозиции части 1 статьи 16.9 КоАП РФ образует выдача (передача) без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" оператором почтовой связи признаются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи; организации почтовой связи - юридические лица любых организационно - правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности; организации федеральной почтовой связи - организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Соответственно с учетом приведенных положений ФГУП "Почта России" является оператором почтовой связи и отвечает признакам субъекта административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина юридического лица в совершении административного правонарушения выражается в отсутствии объективных препятствий для надлежащего исполнения возложенной на него таможенным законодательством публично-правовой обязанности. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П такие препятствия определяются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц. Такие обстоятельства в данном случае отсутствовали.

Вопрос виновности ФГУП "Почта России" в совершении вмененного административного правонарушения исследован таможенным органом, подробно мотивированные выводы о виновности заявителя в соответствии с требованиями части 1 статьи 29.10 КоАП РФ отражены в постановлении о привлечении к административной ответственности.

Вменяемое заявителю административное правонарушение является грубым нарушением таможенного законодательства, представляет собой общественно опасное деяние вне зависимости от стоимости, количества выданного товара. В результате противоправных действий заявителя таможенный орган был лишен законного права на своевременную реализацию возложенных на него государственных функций.

Выбытие товаров из-под таможенного контроля препятствует нормальной работе таможенных органов, лишает их возможности проверить соблюдение положений действующего законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, препятствует осуществлению других видов государственного контроля.

Систематические нарушения, допускаемые работниками ФГУП "Почта России" (указанный факт установлен в судебном заседании), влекущие административную ответственность для данного юридического лица свидетельствуют о неэффективности принимаемых мер по соблюдению таможенного законодательства и, как следствие, о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения.

Доказательства невозможности соблюдения предприятием приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, выводы административного органа о наличии в действиях ФГУП "Почта России" вины в совершении административного правонарушения является обоснованными.

На основании изложенного суд полагает состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, установленным и доказанным материалами административного производства № 10409000-247/2017.

Процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены.

Протокол об административном правонарушении в отношении ФГУП "Почта России" составлен уполномоченным лицом в пределах предоставленных законом полномочий; его содержание соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении от 08.06.2017 вынесено уполномоченным лицом в рамках предоставленных полномочий с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.

Размер штрафа (400 000 руб.) определен административным органом не в минимальном размере в данном случае правомерно, поскольку материалами административного дела подтверждается, что заявитель привлекается к административной ответственности за однородное административное правонарушение по ст. 16.9 КоАП РФ в течение года повторно (вынесены 10 постановлений), кроме того, следует отметить, что ранее ФГУП «Почта России» было привлечено к административной ответственности по ст. 16.9 КоАП РФ по 180 постановлениям по состоянию на 14.06.2016.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

При оценке формальных составов административных правонарушений последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание правоприменителем при выборе конкретной меры ответственности. Пренебрежительное отношение к формальным требования публичного порядка как субъективный признак содеянного присущ любому правонарушению, посягающему на общественные отношения. Однако сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей.

В рассматриваемом случае действия заявителя посягают на нарушение таможенных правил и, по мнению суда, наличие в Таможенном кодексе Таможенного союза, в Правилах оказания услуг почтовой связи положений о необходимости соблюдения норм таможенного законодательства при осуществлении операций с международными почтовыми отправлениями обязывает к совершению операций только после проведения таможенного контроля и проставления соответствующих отметок о выпуске товаров на таможенной территории.

Суд полагает, что совершение заявителем административного правонарушения посягает на общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля, затрагивающие экономическую безопасность и экономические интересы Российской Федерации, бесконтрольный ввоз товаров на территорию Российской Федерации свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению публично-правовой обязанности. О высокой степени общественной опасности административного правонарушения в сфере таможенного регулирования свидетельствует установленный КоАП РФ значительный размер штрафа.

В деле не установлено каких-либо исключительных обстоятельств при совершении Заявителем административного правонарушения. При этом следует отметить, что ФГУП "Почта России" является монополистом на данном рынке услуг и на профессиональной основе осуществляет деятельность по доставке и выдаче товаров, поступивших на таможенную территорию.

Снижение размера штрафных санкций в данной ситуации может привести к снижению уровня ответственности лица привлекаемого к административной ответственности, снижению превентивной роли наказания, что может способствовать совершению заявителем новых административных правонарушений.

Судом установлено, что ФГУП "Почта России" систематически допускает нарушения, как в регионе деятельности Оренбургской таможни, так и в регионе деятельности иных таможенных органов, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела установлен факт повторного привлечения предприятия к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, что в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ является отягчающим вину обстоятельством.

При этом суд учитывает, что размер штрафов по уже вступившим в законную силу постановлениям о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.9. КоАП РФ варьировался от минимального – 300 000 руб. до 350 000 руб., однако совершение заявителем подобных правонарушений не прекратилось.

Приведенный факт свидетельствует о неэффективности принимаемых Заявителем мер по соблюдению таможенного законодательства, а также о том, что назначением штрафа в минимальном и среднем размере не были достигнуты цели административного наказания по смыслу п. 1 ст.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как ФГУП «Почта России» совершаются новые аналогичные правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, наказание в виде административного штрафа 400 000 рублей, назначенное ФГУП "Почта России" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, является законным и справедливым, назначенным в пределах санкции статьи, учитывая наличие отягчающих обстоятельств.

Ссылаясь при рассмотрении настоящего дела на сложное финансово-хозяйственное положение, ФГУП "Почта России" документально его не подтвердило, несмотря на предложение суда, заявителем не представлено никаких документальных доказательств в подтверждении указанного выше довода.

Кроме того, согласно представленным в материалы дела копиям бухгалтерского баланса на 30.06.2017 и отчета о финансовых результатах за январь - июнь 2017, нераспределенная прибыль предприятия на 31.12.2016 составила 18 868 301 тыс. руб., на 30.06.2017 составила 13 545 811 тыс. руб. То есть по результатам первого полугодия 2017 года прибыль составила 72% от прибыли, полученной за весь 2016 год, при этом размер отложенных налоговых обязательств, заемных средств и кредиторской задолженности в первом полугодии 2017 года в сравнении с 2016 годом уменьшился. Внеоборотные активы за первое полугодие 2017 года составили 56 101 867 тыс. руб., за весь 2016 год составили 51 167 075 тыс. руб., что не свидетельствует о тяжелом финансово-хозяйственном положении.

Довод заявителя о том, что при проведении административного расследования по данному делу в адрес административного органа были представлены все необходимые сведения и доказательства, а также пояснения, подтверждающие вину работников предприятия в правонарушении, тем самым предприятие способствовало проведению расследования, судом отклоняется как несостоятельный последующим основаниям.

Все представленные сведения и доказательства, а также пояснения были истребованы Оренбургской таможней у заявителя при проведении административного расследования.

В данном случае представление лицом, совершившим административное правонарушение, документов и информации, затребованных таможенным органом, является прямой обязанностью заявителя, поэтому не соответствует понятию смягчающего обстоятельства в том значении, как это предусмотрено нормой п.4 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что 08.06.2017 Оренбургской таможней в отношении заявителя внесено представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Так, в силу части 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Вместе с тем, до настоящего времени даже промежуточный ответ, учитывая, что оспариваемое постановление не вступило в силу, на представление Оренбургской таможней не получен.

В связи с указанным, суд полагает, что в рассматриваемом случае оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Изложенные иные доводы заявителя отклоняются судом как основанные на неверном толковании действующих норм права и противоречащие материалам судебного дела.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 49, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Уточнение заявленных требований принять.

В удовлетворении заявленных требований Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья А.С.Мирошник