ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-6864/14 от 30.03.2016 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-6864/2014  

01 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена        марта 2016 года

В полном объеме решение изготовлено        апреля 2016 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи                Сиваракши В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Абязовой А.Г. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ФИО1 к государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Грачевском районе Оренбургской области об отмене постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 17.03.2014 года № 06621590004096 и возврате удержанных денежных средств,

представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частями 2 и 3 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 23.03.2016 года до 30.03.2016 года 15 часов 00 минут. Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.

ФИО1 (далее - заявитель, ФИО1) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Грачевском районе Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Отдел ПФР) об отмене постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 17.03.2014 года № 06621590004096 и возврате удержанных денежных средств.

Определением арбитражного суда от 29.07.2014 года производство по делу было прекращено на основании п. 1 части 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (утрата заявителем статуса индивидуального предпринимателя до обращения в суд).

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27.01.2015 года № Ф09-8550/14 определение арбитражного суда от 29.07.2014 года отменено, дело направлено на рассмотрение по существу спора в Арбитражный суд Оренбургской области.

Определением арбитражного суда от 29.04.2015 года производство по делу было прекращено на основании п. 2 части 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2015 года № Ф09-8550/14 определение арбитражного суда от 29.04.2015 года отменено в части постановления отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Грачевском районе Оренбургской области о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от 17.03.2014 года № 06621590004096, в указанной части дело направлено на рассмотрение по существу спора в Арбитражный суд Оренбургской области.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указывает, что в 2006 году был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Грачевским районным судом Оренбургской области 19.03.2008 года осужден по части 1 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к 9 годам лишения свободы, начало срока - 11.09.2007 года, конец срока - 10.06.2016 года. В течение 2010, 2011, 2012 и половины 2013 годов Отделом ПФР не предпринимались меры по взысканию с него задолженности по страховым взносам. В связи с нахождением в местах лишения свободы им предпринимательская деятельность не осуществляется, поэтому он не может быть признан плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Вместе с тем, на основании оспариваемого постановления Органом ПФР осуществляется удержание недоимки по страховым взносам из его пенсии.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.

В обоснование возражений Орган ПФР указывает, что обязанность по уплате страховых взносов индивидуальными предпринимателями связана с наличием данного статуса, прядок вынесения оспариваемого постановления соблюден.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

ФИО1 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области 11.08.2006 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРН <***>, ИНН <***>.

В Единый государственный реестр физических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области 20.05.2014 года внесена запись за № 414565814001270 о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.

Согласно справке федерального казенного учреждения исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области от 21.07.2014 года № П-3, ФИО1 осужден Грачевским районным судом Оренбургской области 19.03.2008 года по части 1 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к 9 годам лишения свободы, начало срока - 11.09.2007 года, конец срока - 10.06.2016 года (т. 1, л.д. 23).

Заявитель зарегистрирован с 23.08.2006 года в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве плательщика страховых взносов, регистрационный номер 066215010212.

Органом ПФР направлено в адрес заявителя требование от 24.02.2014 года № 06621640032480 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (т. 1, л.д. 35).

Согласно данному требованию, у заявителя имеется задолженность по страховым взносам (недоимка) и пеням в размере 40 266,99 рублей, в том числе, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере 32 479,20 рублей, недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3 185,46 рублей, по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере 3 891,91 рублей, по пеням по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 710,42 рублей.

Заявителю предложено в срок до 15.03.2014 года произвести уплату страховых взносов и пеней, указанных в требовании от 24.02.2014 года            № 06621640032480.

В связи с тем, что указанная задолженность ФИО1 погашена не была, руководителем Отдела ПФР 17.03.2014 года вынесено постановление № 06621590004096 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) (т. 1, л.д. 9-10).

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 года                № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное пенсионное страхование является составной частью обязательного социального страхования, подчиняется его общим принципам и задачам.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05.02.2004 года № 28-О, в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.

В силу подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 года               № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели, организации производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно обеспечивающие себя работой, а также члены крестьянских (фермерских) хозяйств согласно п. 1     ст. 7 Закона № 167-ФЗ отнесены к числу застрахованных лиц. При этом индивидуальные предприниматели, которые уплачивают страховые взносы за себя, также отнесены к страхователям в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 6 Закона № 167-ФЗ.

Подпунктом 1 ст. 28 Закона № 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи, названные в подп. 2 п. 1 ст. 6 данного Федерального закона (индивидуальные предприниматели, самостоятельно обеспечивающие себя работой, которые уплачивают страховые взносы за себя), уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ), стоимость страхового года определяется в соответствии с указанным Законом.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное, являются плательщиками страховых взносов.

В силу части 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 указанной статьи.

Фиксированный размер взноса в ПФР определяется исходя из двукратного размера МРОТ, установленного на начало финансового года, и соответствующего тарифа (часть 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

На начало 2013 года МРОТ составляет 5205 рублей в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").

Тарифы страховых взносов составляют (часть 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ):

- 26% - в бюджет ПФР;

- 5,1% - в бюджет ФФОМС.

Следовательно, в 2013 г. предприниматели должны перечислить за весь год в ПФР 32 479,20 рублей (5205 x 2 x 12 x 26%).

Фиксированный размер взноса в ФФОМС определяется исходя из МРОТ, без умножения на два (часть 1.2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). Следовательно, в 2013 году предприниматели должны перечислить в ФФОМС 3185,46 рублей (5205 x 12 x 5,1%).

Итого общая сумма страховых взносов в 2013 году составляет 35 664,66 рублей (32 479,2 руб. + 3185,46 руб.).

Страховые взносы за себя индивидуальные предприниматели должны перечислить в бюджеты ПФР и ФФОМС не позднее 31 декабря текущего календарного года, то есть до 31 декабря 2013 года (часть 2 ст. 16 Закона        № 212-ФЗ).

Сумма страховых взносов за 2013 год, включенная в оспариваемое постановление, определена Органом ПФР в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5, частью 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ.

Согласно частям 1 - 3 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона. До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов требований фонда обязанность по уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Статьей 19 Закона № 212-ФЗ установлен порядок взыскания недоимки по страховым взносам за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, согласно которому взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона № 212-ФЗ взыскание страховых взносов может производиться с расчетных (текущих) счетов в валюте Российской Федерации, а при недостаточности средств на счетах в валюте Российской Федерации - со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в иностранной валюте.

Частью 14 статьи 19 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 указанного закона.

На основании части 2 статьи 20 Закона № 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей.

Указанные положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов.

Предусмотренные статьями 19, 20 Закона № 212-ФЗ меры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, а не самостоятельные, независимые друг от друга, процедуры.

Исходя из вышеизложенных норм права, Пенсионный фонд вправе принимать решение о взыскании страховых взносов за счет иного имущества должника только в случае достоверного подтверждения информации о невозможности обращения взыскания долга за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя в виду недостаточности средств на счете или отсутствия информации о счетах.

У заявителя отсутствуют расчетные (текущие) счета в кредитных учреждениях, обратного не доказано (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу условий части 1 ст. 25 Закона № 212-ФЗ, пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (часть 3 ст. 25Закона № 212-ФЗ).

В оспариваемое постановление заинтересованным лицом включены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, начисленные в связи с неуплатой страховых взносов как за 2013 год, так и за предшествующие годы.

Предоставленный Органом ПФР расчет пеней арбитражным судом проверен и признан правильным (т. 3, л.д. 135-146).

Законодатель, определяя в Законе № 167-ФЗ круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, (застрахованные лица), включил в их число индивидуальных предпринимателей и установил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы. Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.

В силу статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, включаются в страховой стаж для начисления пенсии при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 11 Федерального закона № 173-ФЗ наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Закона, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, засчитываются также иные (нестраховые) периоды, в том числе: период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

В соответствии с пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 года         № 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальными предпринимателями не уплачиваются страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 Федерального закона № 173-ФЗ.

Оснований для освобождения заявителя от уплаты страховых взносов по данному основанию не имеется.

В соответствии с позицией, изложенной в п. 4 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 года            № 164-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 1 Информационного письма от 11.04.2006 года  № 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суды, рассматривая споры, связанные со взысканием с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не должны ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период. При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.

Частью 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред., действующей до 01.01.2015 года, далее - Закон о государственной регистрации) установлено, что государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) документа об уплате государственной пошлины;

в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 22.3 Закона о государственной регистрации представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке предусмотренном ст. 9 данного Федерального закона.

В части 1 ст. 9 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Согласно пунктам 103 и 104 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 года № 205 (далее - Правила № 205) осужденные по своему желанию могут за счет собственных средств пользоваться услугами предприятий коммунально-бытового обслуживания, расположенных в районе дислокации исправительного учреждения. К таким услугам относятся: пошив одежды и обуви гражданского образца, их ремонт, чистка одежды, ремонт бытовой техники, имеющейся у осужденных, фотовидеосъемка (производится под контролем администрации), парикмахерские услуги, копирование судебных документов, других документов, имеющихся в личных делах осужденных, нотариальные услуги.

Как статьей  185 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. до 01.09.2013 года), так и ст. 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции установлено, что к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы.

Наличия обстоятельств исключительного характера, которые не позволили своевременно ФИО1 обратиться с заявлением в регистрирующий орган о прекращения (приостановлении) предпринимательской деятельности, судом первой инстанции не установлено.

ФИО1 отбывает наказание  в местах лишения свободы, начало срока - 11.09.2007 года, конец срока - 10.06.2016 года.

В силу части 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Согласно части 1 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи.

Осужденные вправе получать переводы денежных средств и за счет средств, находящихся на их лицевых счетах, осуществлять переводы денежных средств близким родственникам, перечень которых определен пунктом 4 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Осуществление переводов денежных средств иным лицам допускается с разрешения администрации исправительного учреждения в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (часть 5 ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 49 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 года № 205, получение и отправление писем и телеграмм без их ограничения производится осужденными за счет собственных средств, в том числе, за счет денежных переводов и за счет средств, находящихся на их лицевых счетах.

Согласно п. 55 Порядка, для отправления перевода близким родственникам и иным лицам осужденный заполняет бланк установленной формы и заявление с просьбой перевести конкретную сумму из средств, имеющихся на его лицевом счете. Прием заполненных бланков и заявлений осуществляется уполномоченными на то должностными лицами. Осужденному сообщается об отправлении денежного перевода под роспись на квитанции, которая приобщается к его личному делу. При отправлении денежных переводов иным лицам осужденный, кроме того, сообщает в заявлении причины, по которым он хочет отправить перевод. Решение администрации по данному заявлению принимается, как правило, не позднее 5 дней со дня подачи заявления. О принятом решении сообщается осужденному (п. 56).

Из материалов дела следует, что на лицевом счете отбывающего наказание в местах лишения свободы ФИО1 денежные средства, достаточные для уплаты государственной пошлины (в силу п.п. 6 п. 1      ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации - 160 рублей), нотариальных услуг имеются. Так, ФИО1 произведена уплата государственной пошлины при подаче в 2013 году заявления в регистрирующий орган о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается распиской в получении документов, представленных при государственной регистрации индивидуального предпринимателя/крестьянского (фермерского) хозяйства от 01.10.2013 года, вх. № 22162А (т. 1, л.д. 11). Заявителем производилась уплата государственной пошлины при обращении в арбитражные суды (т. 1, л.д. 144, т. 3, л.д. 37). На основании оспариваемого постановления Отделом ПФР по состоянию на 18.02.2016 года с       ФИО1 взысканы недоимка по страховым взносам  в размере             14 844,73 рублей, пени в размере 552,93 рублей, взыскание произведено с лицевого счета заявителя (т. 3, л.д. 146).

Исходя из количества поданных ФИО1 по настоящему делу заявлений, жалоб, жалоб в прокуратуру Оренбургской области, в УФНС России по Оренбургской области, заявитель имел возможность своевременно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращенияфизическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что ФИО1 обладал необходимой суммой денежных средств для уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и имел возможность произвести её уплату; обладал денежными средствами и имел возможность воспользоваться нотариальными услугами для нотариального удостоверения заявления, представляемого в  регистрирующий орган; имел возможность в установленном порядке выдать представителю доверенность на подачу заявления о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности; имел возможность отправить заявление о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности в регистрирующий орган.

Заявителем не предоставлено доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения своей предпринимательской деятельности (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прекращения ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности по заявлению, полученному 01.10.2013 года, заявителем в судебном порядке не обжаловался, жалобы ФИО1 на действия регистрирующего органа Управлением ФНС России по Оренбургской области, прокуратурой Оренбургской области оставлены без удовлетворения (т. 1, л.д. 80, 127-128, т. 2, л.д. 60).

Установленная законом совокупность обстоятельств для признания оспариваемого постановления недействительным и возврате удержанных денежных средств отсутствует, порядок вынесения оспариваемого постановления соблюден, сроки взыскания  включенных в оспариваемое постановление сумм страховых взносов и пеней заинтересованным лицом соблюдены.

При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).

Судья                                                                                 В.И. Сиваракша