ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-7127/13 от 21.10.2013 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского, 39, г. Оренбург, 460046

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                    Дело № А47-7127/2013

«28» октября 2013 года 

Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2013 года

В полном объеме решение изготовлено  28 октября 2013 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Мирошник Анны Сергеевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крапивиной В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Оренбургская финансовая компания», п. Пригородный, Оренбургский район, Оренбургская область, к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе, Межрегиональному управлению Службы Банка России по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе, г. Самара о признании незаконным Постановления № 42-13-76/пн от 21.06.2013г. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 500 000 рублей.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность 06/11 от 01.06.2011г. постоянная, сроком на 3 года, паспорт);

от административного органа: не явились, извещены надлежаще, в порядке ст.ст. 123 - 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Оренбургская финансовая компания» (далее по тексту – заявитель, общество, ОАО «ОРФИН») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе, г. Самара.

Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление № 42-13-76/пн от 21.06.2013г. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в виде административного штрафа в сумме                                 500 000 рублей.

До начала судебно заседания от ответчика в суд поступило письменное ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе на надлежащего – Банк России в лице Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе.

В соответствии с Указом Президента Российской федерации от 25.07.2013 № 645 с 1 сентября 2013 Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена.

Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам с 1 сентября 2013 года переданы Банку России.

  Для обеспечения исполнения Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 1 сентября 2013 года образована Служба Банка России по финансовым рынкам.

  Согласно п. 6 ст. 49 Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Банк России является процессуальным правопреемником Федеральной службы по финансовым рынкам в судах общей юрисдикции, мировых судах и арбитражных судах. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Банк России выступает в качестве заинтересованного лица (ответчика) по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) Федеральной службы по финансовым рынкам и ее территориальных органов, должностных лиц Федеральной службы по финансовым рынкам и должностных лиц ее территориальных органов. Исполнение судебных актов по делам, возбужденным до 1 сентября 2013 года, предусматривающих взыскание денежных средств, в том числе в виде возмещения судебных расходов, в связи с деятельностью Федеральной службы по финансовым рынкам и ее должностных лиц производится за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, суд удовлетворяет ходатайство ответчика, заменяет ненадлежащего ответчика - Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе на надлежащего – Банк России в лице Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (далее – ответчик, административный орган).

Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе в адрес ОАО «ОРФИН» направлено предписание об устранении и о недопущении в дальнейшем нарушений законодательства РФ исх. № 42-13-ск-03/1781 от 15.03.2013г.

Согласно уведомлению о вручении почтовой корреспонденции, предписание получено обществом 25.03.2013г. Срок исполнения предписания истек 25.04.2013г.

В нарушение п. 1 ст. 11 Федерального закона  от 05.03.1999 № 46- ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», заявитель в срок (до 25.04.2013г.) предписание не исполнил.

По факту выявленного правонарушения административным органом, в отсутствии законного представителя ОАО «ОРФИН» был составлен протокол об административном правонарушении 14.06.2013 года № 42-13-120/пр-ап по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

На составление протокола об административном правонарушении представитель общества был приглашен телеграммой от 13.06.2013г.

21.06.2013г. на основании протокола об административном правонарушении и материалов проверки и.о. руководителя административного органа ФИО2 вынесено постановление о назначении административного наказания № 42-13-76/пн, согласно которому ОАО «ОРФИН»привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

ОАО «ОРФИН» мотивирует свое заявление тем, что часть запрашиваемых документов была предоставлена в сроки соответствующие требованиям действующего законодательства и указывает на обоснованность не представления оставшейся части документов ОАО «Газпром» до настоящего времени, так как обществом не была получена расписка от акционера о конфиденциальности запрашиваемой информации, а также надлежащим образом оформленная доверенность на получение документов.

Ответчик заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, считая постановление законным и обоснованным, факт нарушения считает установленным и подтвержденным материалами административного дела.

Кроме того, заинтересованным лицом в отзыве, представленном в материалы дела, указано, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства.

Заслушав доводы и пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.

В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также  выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Соблюдение прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, на всех этапах рассмотрения административного дела является важнейшей гарантией законности вынесенного постановления.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является федеральная служба по финансовым рынкам.

Согласно п. 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.

В соответствии с п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.

Частью 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в рамках проведенных надзорных мероприятий на основании поступившей жалобы от ОАО «Газпром» (вх № 42-12-10628/ж-юр от 14.11.2012г.) в отношении ОАО «ОРФИН» административным органом было установлено следующее:

ОАО «Газпром», владеющее 33,7% голосующих акций ОАО «ОРФИН» в адрес ОАО «ОРФИН» направило требование (исх № 01-0500-1389 от 22.02.2012) о предоставлении заверенных надлежащим образом копий следующих документов:

1) устав ОАО «ОРФИН» и внесенные в него изменения и дополнения;

2) внутренние документы ОАО «ОРФИН», регламентирующие деятельность органов управления и контроля ОАО «ОРФИН»;

3) приказы о назначении генерального директора, заместителей генерального директора и главного бухгалтера ОАО «ОРФИН», трудовые договоры с ними;

4) протокол собрания (заседания) органа управления, на котором принималось решение об избрании исполнительного органа;

5) бухгалтерская отчетность ОАО «ОРФИН» за период с 31.12.2008 по дату поступления запроса поквартально (в т.ч. бухгалтерские балансы с приложением информации по забалансовым счетам);

Предоставляемая бухгалтерская отчетность должна содержать полную расшифровку таких статей, как:

-основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, доходные вложения в материальные ценности, резервы предстоящих расходов (по объектам учета);

-дебиторская и кредиторская задолженность (по объектам учета и по датам возникновения);

-выручка, себестоимость продаж, коммерческие расходы (с расшифровкой по видам деятельности);

-доходы от участия в других организациях (по объектам учета).

6) внутренние документы ОАО «ОРФИН», определяющие его учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета;

7) стоимость каждого актива, с приложением документов, подтверждающих право собственности ОАО «ОРФИН» на каждый актив, по состоянию на дату поступления запроса в ОАО «ОРФИН»;

8) договоры (за исключением трудовых договоров кроме случая, предусмотренного пунктом 2 запроса):

-  действующие по состоянию на дату поступления настоящего запроса в ОАО «ОРФИН»;

-  заключенные в период с 01.01.2009 по дату поступления в ОАО «ОРФИН» запроса;

-  заключенные в период с момента создания ОАО «ОРФИН» по дату поступления в ОАО «ОРФИН» запроса, не вступившие в силу по состоянию на дату поступления в ОАО «ОРФИН» запроса;

9) протоколы общих собраний акционеров ОАО «ОРФИН», заседаний Совета директоров ОАО «ОРФИН» за период с 01.01.2009 по дату поступления в ОАО «ОРФИН» запроса;

10) протоколы Общих собраний участников (акционеров) хозяйственных обществ, участником (акционером) которых является ОАО «ОРФИН»;

11) решения участника (акционера) обществ, единственным участником (акционером) которых является ОАО «ОРФИН»;

12) списки аффилированных лиц ОАО «ОРФИН», включая изменения к ним, за период с 31.12.2008 и по дату поступления в ОАО «ОРФИН» запроса;

13) акты судов общей юрисдикции, арбитражных судов по делам, в которых ОАО «ОРФИН» участвовал в качестве стороны или третьего лица, принятые и/или вступившие в силу в период с 31.12.2008 по дату поступления запроса в ОАО «ОРФИН»;

14) акты налоговых проверок за период с 01.01.2009 по дату поступления настоящего запроса в ОАО «ОРФИН»;

15) результаты проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ОРФИН», осуществленных ревизионной комиссии (ревизором) за период с 01.01.2009 по дату поступления запроса в ОАО «ОРФИН»;

16) документы, отражающие результаты аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ОРФИН» в период с 01.01.2009 по дату поступления запроса в ОАО «ОРФИН»;

17) правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, подтверждающие права ОАО «ОРФИН» на объекты недвижимого имущества, в т.ч. выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество;

18) списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров ОАО «ОРФИН», составленные в период с 01.01.2009 по дату поступления запроса в ОАО «ОРФИН»;

19) данные из реестра акционеров ОАО «ОРФИН» об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им акций ОАО «ОРФИН»;

20) ежеквартальные и годовые отчеты эмитента за период с 31.12.2008 по дату поступления запроса в ОАО «ОРФИН».

Данное требование получено ОАО «ОРФИН» 13.03.2012 г., о чем свидетельствует отметка на входящем документе (вх. № 01/фк-13 от 13.03.2012).

ОАО «ОРФИН» 17.04.2012г.  исх. № 01/фк-06-27 и 30.05.2012г. исх. № 01/фк-01-31 в ответ на требование ОАО «Газпром» были представлены документы не в полном объеме и с нарушением срока, установленного п. 2. ст. 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

В связи с выявленными нарушениями административным органом было выдано предписание № 42-13-СК-03/1781 от 15.03.2013, которым обществу предписано:

1.В срок не позднее 30 (тридцати) дней с даты получения настоящего предписания:

устранить нарушения законодательства РФ, указанное в п. 1 устанавливающей части настоящего предписания;

принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности эмитента нарушений законодательства Российской Федерации, указанных в п. 1, 2, 3 устанавливающей части настоящего предписания.

2.Не допускать в дальнейшей деятельности Общества нарушений законодательства Российской Федерации, указанных в п. 1, 2, 3 устанавливающей части настоящего предписания.

3.В рабочий день, следующий за днем исполнения настоящего предписания, представить в РО ФСФР России в ЮВР отчет об исполнении предписания с приложением заверенных Обществом копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

Частью 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что участники хозяйственного товарищества или общества вправе получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 91 Закона об акционерных обществах общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 названного закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

В силу пункта 2 статьи 91 Закона об акционерных обществах указанные документы должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 названной статьи, предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.

В пункте 1 статьи 89 Закона об акционерных обществах также установлено, что общество обязано хранить следующие документы: договор о создании общества; устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества; документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества; положение о филиале или представительстве общества; годовые отчеты; документы бухгалтерского учета; документы бухгалтерской отчетности; протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции); бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров; отчеты независимых оценщиков; списки аффилированных лиц общества; списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля; проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения; судебные акты по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 89 вышеназванного закона, общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.01.2011 года № 8-О-П указал, что норма абзаца первого пункта 1 статьи 91 Федерального закона № 208-ФЗ обязывает акционерное общество обеспечить акционерам доступ к документам, указанным в пункте 1 статьи 89 данного Федерального закона, которые подлежат обязательному хранению акционерным обществом в целях достоверного и полного отражения деятельности общества, ее сопоставления с деятельностью других хозяйствующих субъектов, оценки, а также обеспечения государственного регулирования и контроля в финансово-экономической сфере.

Подобное правовое регулирование - с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации - отвечает целям обеспечения информационной открытости хозяйственной деятельности акционерного общества и возможности реализации всеми его участниками своих прав, а также обеспечения необходимого баланса прав и законных интересов всех заинтересованных лиц в процессе предпринимательской деятельности акционерного общества и тем самым публичного интереса в развитии акционерного общества в целом.

По требованию 01/0500-1389 от 22.02.2012г., полученному обществом 13.03.2012 года, в установленный законом срок ОАО «ОРФИН» не представило акционеру копии запрашиваемых документов, а именно документы в ответ на указанное выше требование частично представлены акционеру 17.04.2012 года (письмо № 01/фк-06-27 и 30.05.2012 года (письмо № 01/фк-01-31).

Согласно вышеуказанным письмам, заявителем представлены копии следующих документов:

- устав ОАО «ОРФИН»;

- документы бухгалтерской отчетности на 31.12.2008г., 30.06.2009г., 30.09.2009г., 31.12.2009г., 31.03.2010г., 30.06.2010г., 30.09.2010г., 31.12.2010г., 31.03.2011г., 30.06.2011г., 30.09.2011г., 31.12.2011г.;

- приказ № 01-лс от 25.06.2010г.; приказ № 31-к от 04.06.1997г.,

- выписка из дополнительного соглашения к трудовому договору (контракту);

- выписка из протокола № 26 годового общего собрания акционеров;

- протоколы №№ 25, 26, 27 годовых общих собраний акционеров;

- протоколы заседания совета директоров №№ 04/95; 05/96; 01/97; 02/98; 03/99; 04/100; 05/101; 01/102; 02/103; 03/104; 01/105; 02/106;

- списки аффилированных лиц за период с 01.01.2009г. по 01.04.2012г.;

- результаты проверок, осуществленных ревизионной комиссией по итогам 2008, 2009 и 2010 годов;

- заключения аудиторов по итогам 2008 и 2010 г.г.;

- списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров по состоянию на март месяц 2009, 2010 и 2012 г.г.;

- данные из реестра акционеров об имени (наименовании) зарегистрированных владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им акций на 13.03.2012г.;

- ежеквартальные и годовые отчеты эмитента за период с 31.12.2008г. по 1 кв. 2012г.

Довод заявителя о том, что срок предоставления копии таких документов действующим законодательством не регламентирован, в связи с тем, что согласно требованиям действующего законодательства - документы должны быть представлены в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества, судом отклоняется, по следующим основаниям.

Согласно пункту 11 Информационного письма № 144 судам необходимо иметь в виду, что хозяйственное общество обязано исполнить требование участника о предоставлении копий документов в срок, который указан в его требовании, но этот срок не может быть менее сроков, установленных Законом об акционерных обществах или Законом об обществах с ограниченной ответственностью для предоставления документов участнику для ознакомления (пункты 2 и 3 статьи 91 Закона об акционерных обществах, пункт 4 статьи 50 Закона об обществах с ограниченной ответственностью); данные сроки применяются также в случаях, когда в требовании участника отсутствует указание конкретной даты или срока, в который участник просит предоставить копии.

Исходя из материалов дела судом установлено, что в требовании № 01/0500-1389 от 22.02.2012 года акционером указан срок для исполнения данного требования (в течение семи дней с момента получения ОАО «ОРФИН» настоящего требования).

В связи с вышесказанным, несвоевременное представление заявителем запрошенных ОАО «Газпром» документов (информации) подтверждается материалами дела и является неправомерным, поскольку нарушение эмитентом сроков представления информации является нарушением требований части 2 статьи 91 Закона об акционерных обществах.

В то же время, оценивая соблюдение обществом срока исполнения обязанности по предоставлению участнику копий запрошенных документов, исполнения предписания  административного органа № 42-13СК-03/1781 от 15.03.2013г. следует принимать во внимание объективные возможности общества по его соблюдению, в частности в случае значительного объема документов, копирование которых необходимо произвести, а также то, что реализация права участника на информацию путем предъявления требования о предоставлении копий документов не должна приводить к приостановлению или существенному затруднению деятельности общества.

Из материалов дела следует, что с учетом календарного периода поступления запроса акционера (период составления годовой бухгалтерской отчетности в обществе), объема запрашиваемой информации, необходимости работы с архивом хранимых документов, запрошенных акционером и широкого спектра документации, относящейся к деятельности различных структурных подразделений общества часть запрашиваемых документов была предоставлена акционеру, строго в соответствии с положениями статьи 91 Закона об акционерных обществах (письменные объяснения заявителя), в отношении ряда не представленных документов, а именно:

- внутренние документы ОАО «ОРФИН», регламентирующие деятельность органов управления и контроля ОАО «ОРФИН»;

- трудовые договоры с генеральным директором и главным бухгалтером ОАО «ОРФИН»;

- полная расшифровка бухгалтерской отчетности ОАО «ОРФИН», включающая такие статьи, как:

основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, доходные вложения в материальные ценности, резервы предстоящих ходов (по объектам учета);

дебиторская и кредиторская задолженность (по объектам учета и по датам возникновения);

выручка, себестоимость продаж, коммерческие расходы (с расшифровкой по видам деятельности);

- доходы от участия в других организациях (по объектам учета);

- внутренние документы общества, определяющие его ученую политику для целей бухгалтерского и налогового учета;

- перечень принадлежащих обществу активов в форме акций, долей, паев других организаций с указанием балансовой и номинальной стоимости каждого актива, с приложением документов, подтверждающих право собственности общества на каждый актив;

- договоры общества;

- протоколы общих собраний участников (акционеров) хозяйственных обществ, участником (акционером) которых является общество;

- решения участника (акционера) обществ, единственным участником (акционером) которых является общество;

- акты судов общей юрисдикции, арбитражных судов по делам, в которых общество участвовало в качестве стороны или третьего лица;

- акты налоговых проверок;

- правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, подтверждающие права общества на объекты недвижимого имущества, в том числе выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество,

необходимо отметить следующее.

Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации участники хозяйственного общества обязаны не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.

В связи с этим в случае, если документы, которые требует предоставить участник хозяйственного общества, содержат конфиденциальную информацию о деятельности общества, в том числе коммерческую тайну, общество, прежде чем передать соответствующие документы и (или) их копии, может потребовать выдачи расписки, в которой участник подтверждает, что предупрежден о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять (пункт 15 Информационного письма № 144).

Материалами дела подтверждается, что заявитель неоднократно запрашивал у акционера расписку акционера, подтверждающую извещение ОАО «Газпром» о конфиденциальности, запрашиваемой у ОАО «ОРФИН» информации и обязанности её сохранения от ознакомления сторонними лицами (письмо от 11.02.2013 года № 01/ФК-1-08, от 01.04.2013г. № 01/фк-4-17).

Данная расписка акционером ОАО «ОРФИН» не представлена (доказательств обратного материалы дела не содержат).

Кроме того, из представленной доверенности № 01/0400-12д от 18.01.2012 года, на основании которой ФИО3 уполномочена представлять интересы ОАО «Газпром» нельзя сделать вывод, что представитель был уполномочен на получение документов бухгалтерского учета (т. 1, л.д. 89).

На основании вышеизложенного, оставшаяся часть документов запрошенных акционером по требованию № 01/0500-1389 от 22.02.2012 года не представлена заявителем, на основании пункта 2 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 15 Информационного письма № 144, правомерно, следовательно выданное ответчиком предписание № 42-13-СК-03/1781 от 15.03.2013г. неисполнимо без представления соответствующих документов от акционера ОАО «ОРФИН».

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.04.2005 № 119-О, положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ), имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.

Конституционный Суд Российской Федерации в названном Определении указал также на то, что установление имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а также проверка доказательств, свидетельствующих о наличии его вины (умышленной или неосторожной) или ее отсутствии, связаны с исследованием фактических обстоятельств дела.

ОАО «ОРФИН» предприняло все зависящие от него меры для соблюдения требований предписания административного органа, направляя в ОАО «Газпром» письма с просьбой предоставления соовтетствующих документов, подтверждающих как полномочия на получение документов, так и сохранение коммерческой тайны общества.

Тот факт, что предписание № 42-13-ск-03/1781 от 15.03.2013г. не было оспорено заявителем не свидетельствует, о виновности общества в его неисполнении.

Заявитель не оспаривает законность предписания № 42-13-ск-03/1781 от 15.03.2013г., а указывает на невозможность его исполнения в полном объеме без соответствующих документов, которые должно представить ОАО «Газпром».

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии вины заявителя в указанной выше части правонарушения.

Процессуальных нарушений при оформлении материалов дела об административном правонарушении не допущено.

На основании вышеизложенного требования Открытого акционерного общества «Оренбургская финансовая компания» о признании незаконным и отмене постановления № 42-13-76/пн от 21.06.2013г. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 500 000 рублей, вынесенное в отношении Открытого акционерного общества «Оренбургская финансовая компания» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 48, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.Произвести замену Регионального отделения Федеральной  службы по  финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе в порядке процессуального правопреемства на Банк России в лице Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе.

2.Требования Открытого акционерного общества «Оренбургская финансовая компания» удовлетворить.

3.Признать незаконным и отменить постановление № 42-13-76/пн от 21.06.2013г. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 500 000 рублей, вынесенное в отношении Открытого акционерного общества «Оренбургская финансовая компания».

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                                       А.С. Мирошник