Арбитражный суд Оренбургской области
ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046
e-mail: info@orenburg.arbitr.ru
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Оренбург
14 марта 2012 года Дело № А47-724/2012
Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2012 года
Полный текст решения изготовлен 14 марта 2012 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи А.А. Александрова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.П. Войцеховской, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Оренбургской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Абдуллинское коммунальное предприятие» (г. Абдулино; ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.12.2011),
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Оренбургской области (удостоверение);
от лица, привлекаемого к административной ответственности – не явился, извещен надлежащим образом в соответствии с ч. 2 ст. 123 АПК РФ, письменно известил суд о возможности рассмотрения дела в его отсутствии.
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Оренбургской области (далее – административный орган, прокурор) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Абдуллинское коммунальное предприятие» (далее – предприятие, общество) к административной ответственности по части 2 ст. 14.1 (далее – КоАП РФ, Кодекс).
В судебном заседании представитель заявителя поддерживает заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, отзыв на заявленные требования не представило.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом первой инстанции установлено следующее.
Абдулинским межрайонным прокурором 01 декабря 2011 года проведена прокурорская проверка по вопросу исполнения лицензионного законодательства на территории г. Абдулино при сборе, транспортировке и размещении отходов I – IV класса опасности.
Прокурором установлены следующие обстоятельства:
Между администрацией Муниципального образования г. Абдулино (далее – администрация) и ООО «Абдулинское коммунальное предприятие» (далее – общество) заключен договор от 29.10.2008 № 44-Д. В соответствии с условиями указанного договора городская свалка площадью 22 га (далее – свалка, полигон), расположенная в юго-восточной части г. Абдулино, передана ООО «Абдулинское коммунальное предприятие» на техническое обслуживание.
Согласно Постановлению главы администрации от 29.11.2010 № 1346 общество оказывает на территории г. Абдулино услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов размещаемых на городской свалке.
Решением Совета депутатов от 17.09.2010 № 0129/341 утверждена Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры в муниципальном образовании Абдулинский район Оренбургской области на 2010-2014 г.г. (далее – Программа).
Программой предусмотрено, что на полигоне утилизируются отходы от жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный и строительный мусор и некоторые виды промышленных отходов 4 класса опасности, а также неопасные отходы (зоошлаки от сжигания углей, отходы абразивных материалов и др.).
В ходе проведения прокурорской проверки, с участием специалиста-эксперта Роспотребнадзора ФИО2, было установлено, что обществом 28.12.2011 в 12 ч. 35 мин. и 13 ч. местного времени на территорию полигона выгружен мусор со следующий транспортных средств:
- Камаз-мусоровоз оранжевого цвета, водитель общества ФИО3, государственный номер <***>,
- Камаз-мусоровоз без государственного номера, цвет кабины оранжевый, цвет кузова зеленый, водитель общества ФИО4
При этом, в состав размещенного мусора входят, в том числе: упаковки от медикаментов, пустые пузырьки от медикаментов, пластмассовые коробки, емкости от краски, емкости от лака для волос, медицинские шприцы (использованные), отработавшие телевизоры с лампами, монтажная пена (упаковка), белизна (упаковка), медикаменты, различные пластмассовые изделия, упаковки от бытовой химии «Комет» (моющее средство), полиэтиленовые упаковочные материалы, упаковка от средства дезинфицирующего «СЛЭИБАК».
Кроме того, в ходе проверки были обнаружены люминесцентные лампы в количестве 6 штук, которые относятся к 1 классу опасности отходов производства и потребления.
Водитель ФИО4 пояснил, что мусор он вывозил с объектов на территории г. Абдулино.
Из объяснений генерального директора общества следует, что он с 2008 года является генеральным директором и единственным учредителем общества. Фактически общество с 2008 года занимается вывозом и размещением на свалке в 2 км. от юго-восточной части г. Абдулино твердых и жидких бытовых отходов от промышленных предприятий и населения. При размещении отходов общество не производит сортировку отходов и на свалке размещает все, что загружается от предприятий и населения. В размещенных отходах на свалке размещаются отходы 4 класса опасности, а также и люминесцентные лампы и покрышки от автомобилей, батарейки, аккумуляторы, остатки лакокрасочных веществ в таре, сломанные электроприборы, просроченная бытовая химия, просроченные медицинские препараты. Указанные виды отходов размещаются обществом на свалке, поскольку они являются обычным содержимым не сортированных отходов, которые вывозятся и размещаются на свалке со всего города Абдулино. Размещение отходов 4 класса опасности фиксируется в талонах. Обществом получены доходы по договорам от предприятий и населения как за вывоз отходов, так и за утилизацию. Утилизация отходов заключается в их размещении на свалке. Тариф в договорах за утилизацию - 16,61 рублей за 1 кубометр. Это тариф установлен районной администрацией.
Кроме того, факт размещения обществом бытовых и промышленных отходов 4 класса опасности на указанной свалке подтверждается:
- договорами от 11.01.2011 № 56, от 14.01.2011 № 63 о возмездном оказании услуг на размещение и утилизацию твердых и жидких отходов,
- талонами на вывоз отходов на городскую свалку с указанием отходов 4 класса опасности,
- платежными поручениями на оплату услуг общества с указанием назначения платежа – вывоз твердых бытовых отходов.
При данных обстоятельствах прокурор пришел к выводу, что на городской свалке, расположенной в двух километрах к юго-востоку от г. Абдулино, общество осуществляет размещение отходов IV класса опасности.
Абдулинским межрайонным прокурором 28.12.2011 в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за осуществление обществом деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности без получения соответствующей лицензии.
Суд, изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, считает, что заявленные требования о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Вышеуказанное Постановление о возбуждении административного производства составлено прокуратурой в пределах своей компетенции, установленной пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 28.4, 28.8 КоАП РФ.
По смыслу п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса об административных правонарушениях» постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении заменяет собой протокол об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании, Закон № 128-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направляемая на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно п. 74 ч. 1 ст. 17 Закона о лицензировании деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).
Статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Из федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786, следует, что в целях реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления" определены классы опасности, в том числе:
- мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – 4 класс опасности,
- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) – 4 класс опасности.
Частью 1 ст. 7 Закона о лицензировании предусмотрено, что вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
За осуществление предпринимательской деятельности в виде сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, размещения отходов I - IV класса опасности, лицами, которыми не получена, либо не может быть получена соответствующая лицензия, частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, лицом, привлекаемым к административной ответственности, осуществляется предпринимательская деятельность на территории г. Абдулино по сбору, транспортировке и размещении отходов I – IV класса опасности на территории городской свалки площадью 22 га, расположенной в юго-восточной части г. Абдулино.
Факт осуществления лицом, привлекаемым к административной ответственности, указанного лицензируемого вида деятельности без получения лицензии, признавался законным представителем общества при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (письменные объяснения генерального директора общества).
Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, необходимо учитывать, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не вправе на территории Российской Федерации избирать для осуществления предпринимательской деятельности лицензируемый вид деятельности вопреки установленным правилам (ограничениям) государственной разрешительной системы.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, избирая лицензируемый вид предпринимательской деятельности, осознавая, что им не получено, либо не может быть получено разрешение на её осуществление, допускает нарушение правил государственной разрешительной системы, действующих на всей территории Российской Федерации.
В связи с чем, с позиции ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, установлена вина в совершении административного правонарушения. Общество имело возможность воздержаться от начала осуществления лицензируемого вида деятельности при отсутствии соответствующей лицензии, однако, пренебрежительно отнеслось к соблюдению правил государственной разрешительной системы.
При таких обстоятельствах факт наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, заявителем документально подтвержден и его следует считать доказанным в соответствии со ст. 65, ч. 5 ст. 205 АПК РФ.
Сведения о нарушениях процессуальных норм, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, в материалах дела отсутствуют.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
По мнению суда, назначение дополнительного административного наказания в виде конфискации, является наиболее тяжкой степенью меры административной ответственности, в связи с чем, данная мера может быть применена при исключительных обстоятельствах.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность по смыслу ст. 4.3 КоАП РФ судом в ходе рассмотрения дела не установлены.
В связи с чем, административное наказание следует назначить в виде штрафа.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность по смыслу ст. 4.2 КоАП РФ, суд признает факт совершения правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, впервые.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что исправление лица, привлекаемого к административной ответственности (предупреждение совершения им новых правонарушений), возможно без применения санкции в максимальном размере, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В силу ч. 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция закреплена п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При данных обстоятельствах, учитывая характер и степень общественной опасности конкретного деяния, суд считает, что имеются основания для привлечения к административной ответственности в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей без конфискации орудий производства.
Напротив, освобождение предприятия от административной ответственности означало бы неполную реализацию ее принципов и умаление ее целей. Справедливость и целесообразность юридической ответственности не были бы соблюдены, а достижение частной превенции не могло бы рассматриваться как безусловное, поскольку предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем во многом обусловлено адекватностью санкций, ранее к нему примененных.
Государственной пошлиной данная категория споров не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявление Заместителя прокурора Оренбургской области (г. Оренбург) о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Абдуллинское коммунальное предприятие» (г. Абдулино; ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.
2. Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Абдуллинское коммунальное предприятие» (461740, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; зарегистрировано в качестве юридического лица 31.07.2008 Межрайонной инспекцией ФНС России № 10 по Оренбургской области, г. Оренбург) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере сорок тысяч рублей.
3. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Абдуллинское коммунальное предприятие» (461740, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; зарегистрировано в качестве юридического лица 31.07.2008 Межрайонной инспекцией ФНС России № 10 по Оренбургской области, г. Оренбург) в доходы бюджета штраф в размере сорок тысяч рублей.
Штраф в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения суда о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: Управление федерального казначейства по Оренбургской области (Прокуратура Оренбургской области) ИНН <***> КПП 5610 01001 ОКАТО 53 401 000000 ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской области г. Оренбург, БИК 04 354 001, р/с <***>, КБК 41511690010010000140.
Копию решения направить в ОССП г. Абдулино УФССП по Оренбургской области для исполнения в порядке части 4-2 ст. 206 АПК РФ, ст.ст. 32.2 и 32.4 КоАП РФ.
Решение суда по данному делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение суда по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции - Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья А.А. Александров