ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-7257/13 от 03.09.2013 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Оренбург

05 сентября 2013 года Дело № А47-7257/20133

Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2013 года

Полный текст решения изготовлен 05 сентября 2013 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колпаковой Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Оренбургской области (г.Оренбург) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Абдулинское коммунальное предприятие» (Оренбургская область, г.Абдулино, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей:

от заявителя: представитель в судебное заседание не явился – извещен надлежащим образом в соответствии с частью 3 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;

от лица, привлекаемого к административной ответственности: представитель в судебное заседание не явился – извещен надлежащим образом в соответствии с частью 3 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Оренбургской области (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Абдулинское коммунальное предприятие» (далее – общество).

Заявитель просит привлечь общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в судебное заседание не явилось, письменного отзыва в материалы дела не представило. Из объяснений генерального директора общества, полученных в ходе проверки, следует, что выявленное правонарушение не отрицает.

При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом первой инстанции установлено следующее.

Абдулинским межрайонным прокурором 26.062013 года проведена прокурорская проверка по вопросу исполнения лицензионного законодательства на территории г. Абдулино при сборе, транспортировке и размещении отходов I – IV класса опасности.

Прокурором установлены следующие обстоятельства:

Между администрацией Муниципального образования г. Абдулино и обществом заключен договор от 29.10.2008 № 44-Д. В соответствии с условиями указанного договора городская свалка площадью 22 га (далее – свалка, полигон), расположенная в юго-восточной части г. Абдулино, передана обществу на техническое обслуживание.

Согласно Постановлению главы администрации от 29.11.2010 № 1346 общество оказывает на территории г. Абдулино услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов размещаемых на городской свалке.

Решением Совета депутатов от 17.09.2010 № 0129/341 утверждена Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры в муниципальном образовании Абдулинский район Оренбургской области на 2010-2014 г.г. (далее – Программа).

Программой предусмотрено, что на полигоне утилизируются отходы от жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный и строительный мусор и некоторые виды промышленных отходов IV класса опасности, а также неопасные отходы (зоошлаки от сжигания углей, отходы абразивных материалов и др.).

Общество заключило договора на вывоз и размещение твердых бытовых отходов с Абдулинским КЭС – филиал ГУП «ОКЭС» (договор от 04.02.2013), Оренбургским филиалом ОАО «Ростелеком» (договор от 10.01.2013), индивидуальным предпринимателем ФИО1 и т.д.

В ходе проведения прокурорской проверки, с участием специалиста-эксперта Северного территориального отдела управления Роспотребнадзора по Оренбургской области ФИО2, представителя общества ФИО3 было установлено, что на городской свалке площадью 22 га., расположенной в юго-восточной части города Абдулино, осуществляется размещение твердых бытовых отходов.

При визуальном осмотре установлено, что городская свалка не имеет твердого покрытия. Территория свалки не ограждена, отсутствуют переносные сетчатые ограждения в местах разгрузки и складирования твердых бытовых отходов для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузки твердых бытовых отходов. На территории свалки складируются отходы из жилищ несортированные, отходы бумаг разных видов (картон, пластиковые папки, пакеты и т.п.). Кустарники загрязнены легкими фракциями отходов - полиэтиленовыми пакетами. Сортировка твердых бытовых отходов в местах сбора и утилизации отходов не проводится. Все отходы поставляются на транспорте, принадлежащем лицу, привлекаемому к административной ответственности. На въезде в полигон размещены вагончики для работников общества, которые осуществляют ежедневное дежурство.

Согласно объяснениям генерального директора ООО «Абдулинское коммунальное предприятие» ФИО3, обществом с 29.10.2008 года осуществляется деятельность по сбору и размещению твердых бытовых и жидких отходов. Твердый бытовой мусор вывозится и размещается на территории городской свалки площадью 22га, расположенной в юго-восточной части г.Абдулино, где и осуществляется размещение твердых бытовых отходов. Полигон эксплуатируется обществом с 29.10.2008 и охраняется сотрудниками общества. При размещении отходов лицо, привлекаемое к административной ответственности, не производит сортировку отходов и на свалке размещает все, что загружается от предприятий и населения. Основной мусор, складируемый на полигоне – это отходы из жилищ несортированные, отходы бумаг разных видов (картон, пластиковые папки, пакеты и другое). Общество не имеет лицензию на размещение твердых бытовых отходов на свалке.

При данных обстоятельствах прокурор пришел к выводу, что общество, являющееся юридическим лицом, осуществляет услуги по размещению отходов IV класса опасности с нарушением законодательства о лицензировании.

Как показала проверка общество в нарушение требований пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) с 01.12.2012 и до настоящего времени, не имея лицензии, осуществляет предпринимательскую деятельность по размещению на полигоне отходов IV классов опасности.

Абдулинским межрайонным прокурором 26.06.2013 в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за осуществление обществом деятельности по размещению отходов IV класса опасности без получения соответствующей лицензии.

По результатам проверки в отношении предпринимателя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.06.2013 по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Суд, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Вышеуказанное постановление о возбуждении административного производства составлено прокуратурой в пределах своей компетенции, установленной пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьями 28.4, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По смыслу пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса об административных правонарушениях» постановление прокурора заменяет собой протокол об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направляемая на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) вступил в законную силу 02.11.2011.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.

Порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определяет Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255 (далее по тексту - Положение от 28.03.2012 № 255).

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, следует, что несортированные мусор от бытовых помещений организаций (исключая крупногабаритный) и отходы из жилищ (исключая крупногабаритные) отнесены к отходам IV класс опасности для окружающей природной среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе размещение отходов производства и потребления.

Таким образом, действия общества оказывают негативное воздействие на плодородный слой земли - почву, нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, общество, осуществляя предпринимательскую деятельность по размещению опасных отходов без лицензии на данный вид деятельности, нарушило требования вышеприведенных норм.

Факт осуществления лицом, привлекаемым к административной ответственности, указанного лицензируемого вида деятельности без получения лицензии подтверждается материалами дела, а также признавался законным представителем общества при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (письменные объяснения генерального директора общества).

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом, необходимо учитывать, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не вправе на территории Российской Федерации избирать для осуществления предпринимательской деятельности лицензируемый вид деятельности вопреки установленным правилам (ограничениям) государственной разрешительной системы.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, избирая лицензируемый вид предпринимательской деятельности, осознавая, что им не получено, либо не может быть получено разрешение на ее осуществление, допускает нарушение правил государственной разрешительной системы, действующих на всей территории Российской Федерации.

В связи с чем, с позиции части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, установлена вина в совершении административного правонарушения. Общество имело возможность воздержаться от начала осуществления лицензируемого вида деятельности при отсутствии соответствующей лицензии, однако, пренебрежительно отнеслось к соблюдению правил государственной разрешительной системы.

При таких обстоятельствах факт наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителем документально подтвержден и его следует считать доказанным в соответствии со статьей 65, части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Сведения о нарушениях процессуальных норм, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, в материалах дела отсутствуют.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

По мнению суда, назначение дополнительного административного наказания в виде конфискации, является наиболее тяжкой степенью меры административной ответственности, в связи с чем, данная мера может быть применена при исключительных обстоятельствах.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность по смыслу статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом в ходе рассмотрения дела не установлены.

В связи с чем, административное наказание следует назначить в виде штрафа.

Суд считает, что исправление лица, привлекаемого к административной ответственности (предупреждение совершения им новых правонарушений), возможно без применения санкции в максимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу частей 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Аналогичная правовая позиция закреплена в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

При данных обстоятельствах, учитывая характер и степень общественной опасности конкретного деяния, суд считает, что имеются основания для привлечения общества к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40 000 тысяч рублей без конфискации орудий производства, чем будут достигнуты цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений, по смыслу статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Напротив, освобождение общества от административной ответственности означало бы неполную реализацию ее принципов и умаление ее целей. Справедливость и целесообразность юридической ответственности не были бы соблюдены, а достижение частной превенции не могло бы рассматриваться как безусловное, поскольку предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем во многом обусловлено адекватностью санкций, ранее к нему примененных.

Государственной пошлиной данная категория споров не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Заявление заместителя прокурора Оренбургской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Абдулинское коммунальное предприятие» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить.

2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Абдулинское коммунальное предприятие» (461740, Оренбургская область, г.Абдулино, ул.9 Января, 47, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 31.07.2008 года) к административной ответственности по части 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Абдулинское коммунальное предприятие» (461740, Оренбургская область, г.Абдулино, ул.9 Января, 47, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 31.07.2008 года) в доходы бюджета административный штраф в сумме 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Штраф в соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения суда о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: Управление федерального казначейства по Оренбургской области (прокуратура Оренбургской области) ИНН <***> КПП 561001001 ОКАТО 53401000000 ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской области г.Оренбург р/с <***> БИК 045354001, код администратора доходов – 415 116 900 100 10000 140.

Решение направить судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке части 4-1 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).

Судья: В.И. Сиваракша