ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-7333/16 от 23.06.2017 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-7333/2016

28 июня 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 28 июня 2017 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Цыпкиной Е.Г., при ведении протокола секретарём судебного заседания Явновой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления жилищной политики администрации города Оренбурга (г.Оренбург) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (г.Оренбург) о признании незаконным решения№ 56/001/102/2016-9815, 56/001/103/2016-2393, 2394 от 27.04.2016 об отказе в государственной регистрации перехода прав, права собственности на объект недвижимости: кадастровый номер 56:44:0000000:34922, квартира, назначение: жилое помещение, общая площадь 43 кв.м., адрес: <...>.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании, проходившем 21.06.2017, объявлен перерыв до 23.06.2017.

В судебном заседании принял участие представитель заявителя: ФИО1 – главный специалист отдела по правовым вопросам (доверенность от 29.12.2016, № 69, паспорт).

Заинтересованное лицо и третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении копии судебного акта, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителей не направили.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Управление жилищной политики администрации города Оренбурга (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконным решения№ 56/001/102/2016-9815, 56/001/103/2016-2393, 2394 от 27.04.2016 об отказе в государственной регистрации перехода прав, права собственности на объект недвижимости: кадастровый номер 56:44:0000000:34922, квартира, назначение: жилое помещение, общая площадь 43 кв.м., адрес: <...>.

Определением арбитражного суда от 04.10.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2, ФИО3 и ФИО4 (далее – третьи лица).

Представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении и в уточненных требованиях (л.д. 84 – 86).

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что является уполномоченным органом местного самоуправления по передаче в собственность жилых помещений. В силу пункта 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации) не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Заявитель полагает, что регистрирующий орган не уполномочен проверять законность принятого органом местного самоуправления решения о передаче в собственность гражданам жилых помещений в порядке приватизации.

Заинтересованное лицо возражает по заявленным требованиям по основаниям, изложенных в отзывах на заявление (л.д. 74 – 76, 98 – 100).

В обоснование возражений заинтересованное лицо указывает, что при проведении правовой экспертизы предоставленных для государственной регистрации документов подлежит проверка законности сделки. Управлением и третьими лицами не предоставлены документы, подтверждающие соблюдение условий приватизации - договор социального найма помещения либо ордер на жилое помещение.

Третьи лица отзывы по делу не представили.

При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились с заявлением № 55569 в администрацию города Оренбурга о заключении договора на передачу занимаемого по договору социального найма жилого помещения по адресу <...> в собственность (л.д. 8).

Между администрацией г.Оренбурга и ФИО2, ФИО3, ФИО4 (владельцы) 23.03.2015 заключен договор № 3 – 15306 передачи жилого помещения в собственность граждан (далее - договор) (л.д. 7). Из пункта 1 договора следует, что администрация передала в частную собственность по 1/3 доли каждому, а владелец получил в собственность квартиру состоящую из двух комнат, жилой площадью 29,1 кв.м., общей площадью 43,0 кв.м., с балконом, на третьем этаже пятиэтажного кирпичного дома, со всеми удобствами, с подвалом, по адресу: <...>. В пункте 5 договора указано, что в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Управление и граждане ФИО2, ФИО3 и ФИО4 19.03.2016 года обратились в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации права собственности, перехода права собственности в отношении квартиры с кадастровым номером 56:44:0000000:34922 общей площадью 43, 0 кв.м., расположенной по адресу: <...>. К заявлению приложены следующие документы: чеки-ордеры на уплату госпошлины (л.д. 122); договор передачи жилого помещения в собственность граждан от 23.03.2016 года № 3 – 15306» (л.д. 132); акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 09.06.2009 № 4022-п (л.д. 125-128); копия лицевого счета от 11.02.2015 № 10/489 ООО «УК "Центр-ЖКХ» (л.д.131); решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от 27.04.2009 № 660 (л.д.129-130); справка от 24.12.2015; справка ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости от 28.04.2015 (л.д. 124); справка МКУ «Городской жилищный фонд» от 19.11.2015 № 432 (л.д. 123); заявление на приватизацию № 55569.

Как следует из уведомлений от 28.03.2016 и 30.03.2016 № 56/001/102/2016-9815, 56/001/103/2016-2393, 2394 регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию права собственности, перехода права собственности в связи с не предоставлением договора социального найма, при его отсутствии - ордера на жилое помещение.

Регистрирующим органом 27.04.2016 года принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности, перехода права собственности - сообщение № 56/001/102/2016-9815, 56/001/103/2016-2393, 2394. Основанием для принятия оспариваемого решение послужило не предоставление заявителем и третьими лицами договора социального найма, при его отсутствии - ордера на жилое помещение (абз. 3, 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации).

Несогласие с данным отказом послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 27 АПК РФ).

Согласно части 4 статьи 27 АПК РФ заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Целью обращения Управления в арбитражный суд является оспаривание отказа регистрирующего органа в проведении государственной регистрации перехода прав, права собственности на объект недвижимости, относящийся к муниципальному имуществу. Следовательно, по субъектному составу и характеру спора данный спор относится к подведомственности арбитражного суда.

Заслушав представителя заявителя, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушение данным решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из п. 6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.

Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (абз. 3 п. 2 ст. 13 Закона о государственной регистрации).

Из буквального толкования Закона о государственной регистрации регистрирующий орган, рассматривая заявление о регистрации перехода права собственности, должен проверять в пределах своей компетенции и запрашивать только те документы, которые влияют на переход этих вещных прав от одного субъекта гражданских прав другому.

По смыслу статьи 9 Закона о государственной регистрации, к компетенции федерального органа в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним при проведении им государственной регистрации прав относится, в числе прочего, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьей 10 Закона о государственной регистрации определено, что федеральный орган в области государственной регистрации разрабатывает и издает методические материалы по вопросам практики ведения государственной регистрации прав органами по государственной регистрации.

Согласно пункту 8 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений, утвержденных приказом Росрегистрации от 06.08.2007 года № 176, в случае, если договор передачи жилого помещения в собственность не содержит сведений, подтверждающих соблюдение условий приватизации, установленных абзацем 1 статьи 2, абзацем 2 статьи 7 и статьей 11 Закона, на государственную регистрацию рекомендуется представлять надлежащим образом заверенные копии договора социального найма жилого помещения, при его отсутствии - ордера на жилое помещение.

Так, Методическими рекомендациями «Об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений», утвержденными приказом Росрегистрации от 06.08.2007 № 176, не предполагается обязательный порядок предоставления документов, ранее предоставленных гражданином в Управление, с целью передачи жилого помещения в собственность.

При этом суд, считает необходимым отметить, что указанные Методические рекомендации носят только рекомендательный характер и не имеют законодательной силы.

Кроме этого, в силу действующих до настоящего времени «Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 г., ордер, при вселении в предоставленное жилое помещение, должен быть сдан в жилищно-эксплуатационную организацию. Срок действия ордера (документа на вселение) обозначен на самом документе и составляет 10 дней.

Более того, согласно ст.ст. 2, 6 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», постановления администрации города Оренбурга от 29.11.2012 г. № 3106-п «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими муниципальных жилых помещений в порядке приватизации» решение о передаче в собственность жилого помещения принимается на основании документов, подтверждающих факт проживания граждан в муниципальном жилом помещении на условиях договора социального найма.

Администрация города Оренбурга в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими муниципальных жилых помещений в порядке приватизации» принимает решение о передаче муниципальных жилых помещений в собственность граждан и заключает договоры.

Наличие у граждан права на приватизацию жилого помещения проверяется уполномоченным органом местного самоуправления на территории города Оренбурга, предоставляющим данную муниципальную услугу, которым является Управление жилищной политики администрации города Оренбурга.

Таким образом, представленные заявителем для государственной регистрации права на недвижимое имущество документы, а именно: договор передачи жилого помещения в собственность граждан от 23.03.2016 года № 3 - 15306, копия лицевого счета от 11.02.2015 № 10/489 ООО «УК «Центр-ЖКХ», заявление на приватизацию № 55569, свидетельствуют о том, что граждане ФИО2, ФИО3 и ФИО4 являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, на условиях договора социального найма.

Данные обстоятельства подтвердило в письме № 1-22/3860 от 21.04.2016 представленном на регистрацию Управление жилищной политики администрации г.Оренбурга о том, что ФИО2, ФИО3 и ФИО4 являются нанимателями жилого помещения на условиях социального найма (л.д. 147-148).

Довод заинтересованного лица о том, что нормативными актами предусмотрена обязанность предоставлять на государственную регистрацию в порядке приватизации договор социального найма или ордер на жилое помещение, основан на неверном толковании действующего законодательства РФ.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, приобретенный в порядке бесплатной приватизации, заявителем были представлены документы, подтверждающие право пользования ФИО2, ФИО3 и ФИО4 на условиях договора социального найма квартиры, расположенной по адресу: <...>, суд приходит к выводу, что регистрирующий орган, в рамках возложенных на него полномочий, не имело правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.

Кроме того, суд отмечает, что согласно статье 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 27.07.2010 № 237-ФЗ).

Типовой договор социального найма жилого помещения утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года № 315.

При названных обстоятельствах, в связи с отсутствием у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации перехода прав, права собственности на объект недвижимости: кадастровый номер 56:44:0000000:34922, квартира, назначение: жилое помещение, общая площадь 43 кв.м., адрес: <...>, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд обязан в резолютивной части решения указать на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязать соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обжалование заявителем соблюдён.

Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины арбитражным судом не рассматривается, поскольку заявитель и заинтересованное лицо от ее уплаты освобождены.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Управления жилищной политики администрации города Оренбурга удовлетворить.

Признать незаконным решение (сообщение) № 56/001/102/2016-9815, 56/001/103/2016-2393, 2394 от 27.04.2016 об отказе в государственной регистрации права собственности, права общей долевой собственности (перехода права) на объект недвижимости: кадастровый номер 56:44:0000000:34922, квартира, назначение: жилое помещение, общая площадь 43 кв.м., адрес: <...>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области не позднее двухнедельного срока со дня вступления решения в законную силу зарегистрировать переход права, право собственности на объект недвижимости: кадастровый номер 56:44:0000000:34922, квартира, назначение: жилое помещение, общая площадь 43 кв.м., адрес: <...> по заявлению и документам представленным 19.03.2016г.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья Е.Г. Цыпкина