ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-7879/20 от 16.03.2021 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-7879/2020  

23 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена       марта 2021 года

В полном объеме решение изготовлено        марта 2021 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи
Хижней Е.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковым А.В.,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Оренбургнефть» (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 30.07.2002, ИНН: <***>, Оренбургская область, город Бузулук)

к Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2005, ИНН: <***>, Оренбургская область, Новосергиевский район, поселок Новосергиевка)

о признании незаконным решения Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области об отказе в утверждении проекта планировки, совмещенного с проектом межевания территории под строительство линейного объекта: «Строительство инфраструктуры для запуска скважин в фонд ППД 2018-2019 гг.» № 5311П, изложенное в письме от 06.04.2020 г. исх. № 324, как несоответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества «Оренбургнефть» с момента вступления данного решения в законную силу,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «ИТ-Сервис» (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 30.10.2002, ИНН: <***>, город Самара),

при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1 по доверенности № 539/18 от 29.11.2018; сроком по 31.12.2021; паспорт; диплом,

в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица, о времени и месте судебного заседания извещенного надлежащим образом в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Оренбургской области,

в соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

В открытом судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 09.03.2021 по  16.03.2021.

Акционерное общество «Оренбургнефть»  (далее – заявитель, АО «Оренбургнефть», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным решения Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области об отказе в утверждении проекта планировки, совмещенного с проектом межевания территории под строительство линейного объекта: «Строительство инфраструктуры для запуска скважин в фонд ППД 2018-2019 гг.» № 5311П, изложенное в письме от 06.04.2020 г. исх. № 324, как несоответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества «Оренбургнефть» с момента вступления данного решения в законную силу.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ИТ-Сервис» (далее – ООО «ИТ-Сервис», третье лицо).

В обоснование заявленных требований АО «Оренбургнефть» указывает, что решение Администрации об отказе в утверждении проекта №5311П, вынесенное по результатам проведения публичных слушаний, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует осуществлению обществом добычи полезных ископаемых на территории Лебяжинского месторождения в соответствии с выданной Лицензией, обусловленной необходимостью планируемого строительства на месторождении объектов инфраструктуры скважин, находящихся в собственности общества.

По мнению общества, принятое Администрацией решение об отказе не содержит указания на надлежащие доказательства, подтверждающие несоответствие проекта требованиям закона и техническому заданию. Кроме того, в оспариваемом решении также не указано, каким требованиям, установленным градостроительным законодательством, не соответствует проект.

Заявитель также полагает, что ссылка администрации на несогласие жителей села Лебяжка с размещением планируемых объектов на территории поссовета не может являться основанием для отказа в утверждении проекта.

В дополнительных пояснениях от 09.02.2021 заявитель также указывает, что Проект №5311П подлежал рассмотрению Администрацией в соответствии со ст. 45,46 ГрК РФ, п. 30, 61-33 Административного регламента, согласно которым по итогам проведения проверки проектной документации Администрация могла принять решение либо о направлении документации главе поселения, городского округа либо об отклонении такой документации и направлении ее на доработку, что Администрацией сделано не было.

Администрация в отзыве (поступил в суд 15.09.2020) против удовлетворения заявленных обществом требований возражает, указывая, что настоящий спор относится к категории дел об оспаривании актов органов местного самоуправления и не может быть рассмотрен арбитражным судом. Кроме того, администрация, ссылаясь на ст. 3 Конституции РФ, указывает, что решение, принятое по итогам публичного слушания, является основанием для принятия решения об утверждении или отказе в утверждении проектной документации.

Третье лицо в пояснениях от 24.11.2020 поддерживает позицию заявителя, считает отказ в утверждении проекта № 5311П неправомерным, поскольку основания для отказа в его согласовании, предусмотренные п. 12.8 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствуют, ссылки на нормы, в соответствии с которым Администрацией было принято оспариваемое решение, в решении не указаны. По мнению третьего лица, решение администрации нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует дальнейшему строительству объектов в целях выполнения лицензионных соглашений.

Стороны не заявили ходатайств о необходимости представления дополнительных доказательств, в связи с чем суд рассматривает дело исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статья 65 АПК РФ).

При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 АПК РФ).

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

АО «Оренбургнефть» осуществляет геологическую разведку и добычу полезных ископаемых на расположенных на территории Новосергиевского района Оренбургской области участках в пределах горного отвода, указанного в Лицензии на право пользования недрами ОРБ №03251НЭ от 15.04.2019. Лицензия выдана сроком до 31 декабря 2051 года.

Для создания системы разработки, обеспечивающей полный охват дренированием учтенных государственным балансом запасов углеводородного сырья, создан фонд скважин для бурения на Лебяжинском месторождении.

 Согласно протоколу заседания Центральной нефтегазовой секции от 08.11.2019 №7655 Лебяжинское месторождение открыто в 1984 г., введено в разработку в 1992 г. По состоянию на 01.01.2019 по Лебяжинскому месторождению на балансе предприятия числится 99 скважин, из которых добывающих 17, в консервации – 2 (одна добывающая, одна нагнетательная), действующих нагнетательных  - 16, водозаборных – 27, контрольных – 27, ликвидированных – 10.

Администрация Постановлением №252-п от 29.08.2019 дала ООО «ИТ-Сервис» разрешение на разработку документации по планировке территории в составе: проект планировки совмещенного с проектом межевания на линейный объект строительства АО «Оренбургнефть» 53П «Строительство инфраструктуры для запуска скважин в фонд ППД 2018-2019гг.»

С целью дальнейшей разработки месторождения общество на основании Задания на выполнение инженерных изысканий обратилось к генеральному подрядчику ООО «СамараНИПИнефть», объект: «Строительство инфраструктуры для запуска скважин в фонд ППД 2018-2019гг.», цель работ – инженерные изыскания для строительства. Провести оценку участков строительства на основе выполнения инженерных изысканий в соответствии с требованиями действующего законодательства, строительных норм и правил, в объеме, достаточном для принятия проектных решений. 

В соответствии с Заданием на проектирование объекта «Строительство инфраструктуры для запуска скважин в фонд ППД 2018-2019гг.» линейным объектом строительства является:

Трасса водовода от существующей ВЗС-210в2  до кважины № 210 Лебяжинского месторождения. Общая протяженность трассы составляет 50,68 м.

Трасса водовода от проектируемой ВЗС-3717в до скважины № 3717 Лебяжинского месторождения. Общая протяженность составляет 25,24 м.

Трасса водовода от существующей ВЗС-3820в до скважины № 3820 Лебяжинского месторождения. Общая протяженность трассы составляет 54,24 м.

Проектом предусматривается строительство и обустройство СКВ. № 3717, 210, 4021, 3820 Лебяжинского месторождения.

Между АО «Оренбургнефть» и ООО «СамараНИПИнефть» заключен договор генерального подряда № 7706017/3363Д на выполнение проектно-изыскательских работ.

Субподрядчиком ООО «ИТ-Сервис» составлена документация по планировке территории – Проект планировки, совмещенный с проектом межевания территории № 5311П.

Постановлением Администрации от 06.09.2019 № 257-п назначено проведение публичных слушаний по рассмотрению проекта планировки территории, совмещенного с проектом межевания на линейный объект строительства АО «Оренбургнефть» 53П «Строительство инфраструктуры для запуска скважин в фонд ППД 2018-2019гг.», утвержден состав комиссии, проведение публичных слушаний назначено на 08.10.2019.

08.10.2019 состоялись публичные слушания, составлен протокол публичных слушаний, согласно которому решено отказать в одобрении проекта планировки и межевания территории под строительство объекта АО «Оренбургнефть» 5311П «Строительство инфраструктуры для запуска скважин в фонд ППД 2018-2019гг.».

Постановлением Администрации от 22.11.2019 № 323-п повторно назначено проведение публичных слушаний, утвержден состав комиссии, проведение публичных слушаний назначено на 25.12.2019.

Публичные слушания состоялись 25.12.2019, по итогам проведения публичных слушаний 25.12.2019 решено отказать в одобрении проекта планировки и межевания территории под строительство объекта АО «Оренбургнефть» 5311П «Строительство инфраструктуры для запуска скважин в фонд ППД 2018-2019гг.», составлен протокол.

Администрация в письме от 11.02.2021 исх. № 142 в адрес ООО «ИТ-Сервис» направила решение об отказе в утверждении проекта планировки и межевания территории под строительство объекта АО «Оренбургнефть», основанное на результатах проведения публичных слушаний.

Письмом от 10.03.2020 № 65/468и общество обратилось к Администрации с просьбой повторно рассмотреть проектную документацию.

Администрация в письме 06.04.2020 №324 отказа в повторном рассмотрении проектной документации АО «Оренбургнефть», указав, что повторные публичные слушания были проведены 25.12.2019, во время их проведения жители единогласно высказались против удовлетворения проектной документации общества, решение Администрациии об отказе в утверждении проекта планировки и межевания принято на основании протокола слушаний от 25.12.2019.

Не согласившись с решением Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области об отказе в утверждении проекта планировки, совмещенного с проектом межевания территории под строительство линейного объекта: «Строительство инфраструктуры для запуска скважин в фонд ППД 2018-2019 гг.» № 5311П, изложенном в письме от 06.04.2020 г. исх. № 324, АО «Оренбургнефть» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 пункту 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.

В соответствии с ч. 2 ст. 41 ГрК РФподготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях, если планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории (ч. 3 ст. 41 ГрК РФ).

При этом ч. 4 ст. 41 ГрК РФ установлено, что Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.

Частями 3-6 ст. 43 ГрК РФ установлено, что проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории. Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: 1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; 2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков); 5) сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон. на чертежах межевания территории отображаются: 1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; 2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; 3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 5) границы публичных сервитутов.

Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа (глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа) утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 45, часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект планировки территории и проекта межевания подлежат обязательному опубликованию, что предусмотрено частями 15 и 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, среди которых выделены принципы: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

В силу ч. 10 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 12 ст. 45 ГрК РФ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют проверку документации по планировке территории, в случаях, предусмотренных частями 2 и 3.2 настоящей статьи, на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки утверждают документацию по планировке территории или принимают решение об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что до вынесения проекта планировки территории на публичное обсуждение осуществляется процедура, в рамках которой орган местного самоуправления осуществляет проверку документации по планировке территории, по результатам которой указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

При этом несоответствие проекта планировки территории требованиям части 10 статьи 45 ГрК РФ является основанием для отклонения такой документации и направления ее на доработку еще до начала процедуры публичного обсуждения проекта планировки.

Как следует из материалов дела, АО «Оренбургнефть» осуществляет геологическую разведку и добычу полезных ископаемых на расположенных на территории Новосергиевского района Оренбургской области участках в пределах горного отвода на основании Лицензии на право пользования недрами ОРБ №03251НЭ от 15.04.2019 сроком до 31 декабря 2051 года.

ООО «ИТ-Сервис» на основании Постановления Администрации №252-п от 29.08.2019 получено разрешение на разработку документации по планировке территории в составе: проект планировки совмещенного с проектом межевания на линейный объект строительства АО «Оренбургнефть» 53П «Строительство инфраструктуры для запуска скважин в фонд ППД 2018-2019гг.».

По итогам подготовки проекта планировки и межевания общество обратилось в Администрацию в заявлением о принятии и осуществления проверки проекта.

Администрация Постановлением от 06.09.2019 № 257-п и от 22.11.2019 № 323-п назначено  проведение публичных слушаний по рассмотрению проекта.

08.10.2019 и 25.12.2019 состоялись публичные слушания, по итогам которых участниками слушаний принято решение об отказе в утверждении предоставленного проекта № 5311П в связи с ухудшением экологической обстановки в селе Лебяжка.

По итогам проведения публичных слушаний Администрация вынесла решение об отказе в утверждении проекта планировки и межевания АО «Оренбургнефть». При этом, как Администрацией прямо указано в письме от 06.04.2020 №324, оспариваемое решение было принято на основании протокола публичных слушаний.

Согласно ч. 13.1 ст. 45 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящей статьей органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса. Общественные обсуждения или публичные слушания по указанным проектам проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, и по правилам, предусмотренным частями 11 и 12 статьи 46 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления муниципального района с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний в течение десяти дней принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Таким образом, исходя из буквального толкования приведенной нормы, орган местного самоуправления муниципального района с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний может принять решение либо об утверждении документации по планировке территории, либо об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

При этом вынесение органом местного самоуправления муниципального района по итогам проведения публичных слушаний решения об отказе в утверждении проектной документации не предусмотрено.

Таким образом, отказ Администрации в утверждении проектной документации по причине несогласия жителей села Лебяжка с проектируемыми работами, нарушает вышеизложенные нормы градостроительного законодательства, права и законные интересы АО «Оренбургнефть» в предпринимательской деятельности, делает невозможным освоение горного отвода в соответствии с Лицензией, пользование скважинами, находящимся в собственности АО «Оренбургнефть».

Довод Администрации о том, что оспариваемое решение является нормативным актом органа местного самоуправления и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, не принимается судом как основанный на неверном толковании права.

С учетом положений части 1 статьи 198, положений главы 24 АПК РФ ненормативный правовой акт - это принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий акт (независимо от формы выражения), который адресован конкретному лицу, содержит обязательные для этого лица правила поведения и влечет для него правовые последствия.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Предметом настоящего спора является выраженный в письме от 06.04.2020 г. исх. № 324 отказ Администрации в утверждении проекта планировки, совмещенного с проектом межевания территории под строительство линейного объекта: «Строительство инфраструктуры для запуска скважин в фонд ППД 2018-2019 гг.» № 5311П.

 При этом отказ представляет собой ответ на заявление общества об утверждении проекта планировки, совмещенного с проектом межевания территории под строительство линейного объекта, носит властный характер, поскольку исходит от государственного органа в связи с реализацией им публичных полномочий и принят в одностороннем порядке, направлен на урегулирование индивидуального и конкретного правоотношения по вопросу утверждения проекта планировки, совмещенного с проектом межевания территории под строительство линейного объекта, следовательно, оспариваемый отказ имеет характер ненормативного правового акта, а возникшие правоотношения сторон вытекают из административных и иных публичных правоотношений.

Судом также отклоняются аргументы Администрации о том, что публичные слушания являются одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, средством муниципальной демократии, следовательно, несогласие населения с проектом планировки и межевания территории является для органа самоуправления основанием для отказа в его утверждении.

В соответствии с ч. 5 ст. 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В соответствии с ч. 13.1 ст. 46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

Вместе с тем, публичные слушания являются одним из этапов подготовки документации по планировке территорий и носят рекомендательный характер.

Из системного анализа положений ст. 46 ГрК РФ следует, что заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер и учитывается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа при принятии решения об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

По смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется публичных слушаний проведение, не являются формой осуществления власти населением. Они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам (Определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 931-О-О).

Таким образом, учитывая, что результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и не содержат обязательных положений, подлежащих учету при решении вопроса об утверждении проекта планировки и межевания территорий, указание Администрации на итоги проведения публичных слушаний как на основание отказа в утверждении проектной документации не соответствует нормам права.

 Иные доводы, приводимые сторонами по данному спору, судом не принимаются во внимание как основанные на неверном толковании норм материального права и противоречащие материалам дела, а также в виду того, что данные обстоятельства не имеют правового значения и не влияют на исход рассмотрения настоящего дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

АО «Оренбургнефть» также заявлено требование об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

По правилам, предусмотренным пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, суд, признавая незаконным решение органа, осуществляющего публичные полномочия, в решении должен указать также на обязанность такого органа совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

При этом способ устранения допущенных прав и законных интересов заявителя определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела и норм действующего законодательства, предусматривающих соответствующие обязанности органов, осуществляющих публичные полномочия.

Таким образом, с учетом положений ч. 13.1 ст.46 ГрК РФ суд обязывает Администрацию муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления акционерного общества «Оренбургнефть»  от 10.03.2020г. № 65/468и  о рассмотрении документации по планировке территории под строительство объекта: «Строительство инфраструктуры для запуска скважин в фонд ППД 2018-2019 гг.» № 5311П.  

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку решением суда требования АО «Оренбургнефть» удовлетворены в полном объеме, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. следует отнести на Администрацию.

Таким образом, с Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области в пользу акционерного общества «Оренбургнефть» надлежит взыскать 3000 рублей в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.   

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области об отказе в утверждении проекта планировки, совмещенного с проектом межевания территории под строительство линейного объекта: «Строительство инфраструктуры для запуска скважин в фонд ППД 2018-2019 гг.» № 5311П, изложенное в письме от 06.04.2020 г. исх. № 324.

Обязать Администрацию муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления акционерного общества «Оренбургнефть»  от 10.03.2020г. № 65/468и  о рассмотрении документации по планировке территории под строительство объекта: «Строительство инфраструктуры для запуска скважин в фонд ППД 2018-2019 гг.» № 5311П.  

Взыскать с Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области в пользу акционерного общества «Оренбургнефть» 3000 рублей в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.   

Исполнительный лист выдать заявителю в порядке, установленном статьями 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение  может быть обжаловано в  апелляционном порядке в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в срок, не превышающий  месяц  со дня его принятия  (изготовления в полном объеме)  через Арбитражный суд Оренбургской области.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.    

Судья                                                                                 Е.Ю. Хижняя