ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-8281/08 от 27.01.2009 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. 9 января 64, г. Оренбург, 460046

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-8281/2008

27 января 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 27.01.2009 г.

В полном объеме решение изготовлено 27.01.2009 г.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Говыриной Н.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Н.Поляковой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюиндивидуальногопредпринимателя ФИО1, г. Оренбург

к 1) Министерству природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области, г. Оренбург;

2) Администрации г. Оренбурга, г. Оренбург

о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области и Администрации г. Оренбурга по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта

при участии:

от заявителя: ФИО2 - представитель (доверенность № 9865 от 11.11.2008 г.);

от ответчика: ФИО3 – консультант отдела Министерства (доверенность № 27/17-42 от 12.01.2009 г.); ФИО4 – главный специалист управления по правовым вопросам (доверенность № 4 от 11.01.2009 г.)

Заявление рассмотрено в открытом судебном заседании в соответствии с ч. 1 ст. 11, ст.137 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 просит суд признать: 1) незаконными действия Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области и Администрации г. Оренбурга об отказе в проведении процедуры по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства автомойки-автомагазина по адресу: местоположение участка установлено в районе ул. Уральская, 2В-2б (рядом с ГСК № 151, № 81) изложенном в протоколе Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области от 01.08.08 г.;

2) обязать Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области и Администрацию г. Оренбурга рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства автомойки-автомагазина по адресу: местоположение участка установлено в районе ул. Уральская, 2В-2б (рядом с ГСК № 151, № 81) по существу;

3) обязать Администрацию г. Оренбурга обеспечить выбор земельного участка для строительства автомойки-автомагазина по адресу: местоположение участка установлено в районе ул. Уральская, 2В-2б (рядом с ГСК № 151, № 81) посредством определения вариантов размещения объекта и проведения предусмотренных федеральными законами процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области в отзыве от 26.01.2009 г. б/н с заявлением предпринимателя не согласилось, в связи с тем, что в министерство предприниматель ФИО1 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 300 кв.м., для целей строительства автомойки на 4 поста с встроенным автомагазином и благоустройства прилегающей территории по ул. Уральской. Дата подписания заявления 15.12.2006г. При этом, в заявлении не указано, что земельный участок испрашивается по акту выбора с предварительным согласованием места размещения объекта, нет обоснования примерного размера земельного участка, нет просьбы об обеспечении акта выбора и проведении согласований в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ.

Министерство письмом от 16.01.2007 № МК-27/15-236 направило запрос о рассмотрении возможности формирования испрашиваемого земельного участка, его функциональном назначении и использовании, ограничениях в его использовании и застройки для целей строительства автомойки с встроенным магазином и благоустройством прилегающей территории в администрацию города Оренбурга. В свою очередь, от администрации города Оренбурга был получен ответ от 15.02.2007 № 24/1-217 о том, что испрашиваемый участок является частью территории зеленых насаждений общего пользования и не можетбыть использован для строительства автомойки с встроенным магазином, о чем был дан ответ министерством от 27.03.2007 № МК-27/15-2660 ФИО5

Заявитель считает, что основанием для отказа в предоставлении участка послужил протокол совместного совещания министерства и администрации города от 01.08.2008г. Но из текста протокола следует, что решен только вопрос о сохранении зеленых насаждений на испрашиваемом участке. Кроме того, с заявлениями о приобретении прав на земельный участок по ул. Уральской, 26 обращались и иные заинтересованные лица, помимо ФИО1 и решение, отраженное в протоколе, принято с учетом обращения иных лиц, а не конкретно ФИО1 В данном случае протокол от 01.08.2008г. основанием для отказа не является, поскольку является документом по координации межведомственных отношений, а также представляет собой согласованный между администрацией города и министерством отказ от подготовки земельного участка на торги.

Полагает, что права ФИО1 не нарушены, поскольку в его заявлении 15.12.2006г. нет ссылки на статью 31 Земельного кодекса РФ, что позволяет руководствоваться статьей 30 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой права на земельные участки могут приобретаться и без предварительного согласования на торгах.

Имеются обращения иных граждан о предоставлении земельных участков в районе ул. Уральской, 2Б, в том числе и с аналогичной целью: для строительства автомойки и автомагазина. Существует также обращение Комитета по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга от 22.07.2008 № 24/1-3629 о подготовке и формированию земельного участка по ул. Уральской, 2Б для выставления его на торги. Министерством также было предложено заявителю участвовать в торгах по приобретению права аренды земельных участков для строительства автомойки по ул. П. Морозова, 27 и ул. Автомобилистов, 1 (письмо от 18.11.08№МК-27/15-11477).

Что касается зеленых насаждений, то в соответствии со статьей 61 Закона «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Статья 129 ГК РФ устанавливает, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии со статьей 198 граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

В данном случае заявитель не доказал в чем именно заключается нарушение его прав, а также препятствия в предпринимательской и иной экономической деятельности, а также какие нормы права нарушены заинтересованными лицами по настоящему делу.

Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, поскольку ответ о невозможности предоставления земельного участка для строительства ему был дан министерством от 27.03.2007 г. № МК-27/15-2660. В соответствии со статьей 199 ГК РФ министерство заявляет о пропуске заявителем срока исковой давности.

На основании изложенного полагает, что требования заявителя не основаны на законе и просит в удовлетворении заявленных требований к Министерству природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области отказать, в том числе и по основаниям, установленным статьей 199 ГК РФ.

Администрация г. Оренбурга в отзыве от 16.01.2009 г. б/н с заявлением предпринимателя не согласилась, так как целью заявления ФИО1 является предоставление земельного участка по ул. Уральская, 2В-2б для строительства автомойки - автомагазина.

Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством субъектов Российской Федерации не установлено иное (ч. 2 п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с п/п б) п. 3 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 № 317/64-111-03 «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области» к полномочиям Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области отнесено распоряжение в административном центре Оренбургской области незастроенными земельными участками, за исключением земельных участков, представляемых для размещения сезонных объектов, индивидуальных одноквартирных домов, пристроек к жилым домам, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, целей организации мест гражданских и воинских захоронений.

Учитывая данные нормы, администрация города не обладает полномочиями по распоряжению незастроенными земельными участками на территории административного центра и не может принимать какие-либо решения о предоставлении земельного участка заявителю.

В соответствии с письмом МУ «Архитектура и градостроительство» от 11.12.2008 №24/1-7391 Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области неоднократно обращалось в администрацию города с предложением проработки вопроса организации территории и формирования земельных участков по ул.Уральской, 2Б.

Согласно статье 13 Закона Оренбургской от 16.11.2002 № 317/64-111-03 органы местного самоуправления обеспечивают выбор земельного участка.

Администрацией города был проработан вопрос и подготовлены предложения о размещении на данной территории 6 гаражей и строительство  автомойки. Разработаны и направлены в Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений градостроительные заключения № МК-27/15-12132 от 26.12.2007, № 24/1-13 от 21.02.2008 и проекты границ земельных участков.

На совместном совещании 01.08.2008г. администрации города с
 Министерством природных ресурсов, земельных и имущественных
 отношений было принято решение не застраивать данную территорию, а использовать как зеленую зону.

Таким образом, администрация города Оренбурга с учетом возложенных на нее полномочии произвела проработку вопроса о запрашиваемом земельном участке. Однако решение о предоставлении земельного участка принимает иной орган.

В ходе судебного разбирательства ходатайств, отводов, лицами участвующими в деле не заявлено. Правовых оснований для отложения судебного разбирательства не имелось.

Изучив материалы дела и законодательство, регулирующее данные правоотношения, арбитражный суд счел заявление предпринимателя ФИО1 подлежащим удовлетворению частично, по следующим правовым основаниям.

В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно заявлению предпринимателя в феврале 2007 г. предпринимателем в адрес Министерства природных ресурсов и имущественных отношении по Оренбургской области было направлено заявлениео предоставлении на праве аренды по акту выбора земельного участка (с предварительным согласованием размещения объекта) земельного участка для строительства автомойки-автомагазина по адресу: местоположение участка установлено в районе ул. Уральская, 2В-26 (рядом с ГСК № 151, № 81).

В ходе рассмотрения заявления в период с марта 2007г. по август 2008 г. Министерство направляло предпринимателю промежуточные ответы о рассмотрении заявления администрацией г. Оренбурга на предмет возможности строительства автомойки-автомагазина на испрашиваемом земельном участке (письмо от 05.03.2008г. №МК-27/15-2028).   

Затем письмом от 18.06.2008г. №МК-27/15-6128 предпринимателю было сообщено, что в связи с многочисленными заявлениями о предоставлении интересующего его земельного участка, Министерством 16.06.2008 г. в Администрацию г. Оренбурга направлено обращение для внесения предложений по условиям подготовки участка к торгам, информация о проведении аукциона бyдeт oпyбликoвaнa в газете «Оренбуржье».

Однако уже 28.07.2008 г.  письмом №МК-27/16-7661 от 28.07.2008г. Министерство сообщило, что заявление вновь рассматривается Министерством совместно с администрацией г. Оренбурга.

Наконец, письмом от 12.08.2008 г. № МК-27/16-8128 предпринимателю было, по сути, отказано в проведении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещенияобъекта, на том основании, что предоставление участков на испрашиваемой территории не предусмотрено. В качестве обоснования отказа приложен протокол совместного совещания от 01.08.2008 г. из содержания которого, можно догадаться, что предпринимателю отказано в связи с тем, что Министерство и Администрация приняли решение о сохранении лесонасаждений на территории испрашиваемого земельного участка.

Предприниматель не согласен с действиями Министерства, выраженными в отказе провести процедуру предварительного согласования места размещения объекта, считает отказ незаконным, поскольку он не соответствует нормам земельного законодательства.

Согласно п.1 ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу п.1, п. 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещенияобъектов.

При этом предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

По правилам ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Пунктом 3 ст. 12 Закона Оренбургской области «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области» №317 от 23.10.2002г. предусмотрено, что полномочия по распоряжению в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге незастроенными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, представляемых в соответствии с градостроительной документацией для размещения сезонных (сроком до шести месяцев) объектов (летние кафе, временные стоянки, передвижные тонары); строительства и размещения индивидуальных одноквартирных жилых домов граждан; целей возведения пристроев к существующим индивидуальным одноквартирным жилым домам граждан; ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства; целей организации мест гражданских и воинских захоронений осуществляет Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области.

В соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Согласно «Порядку предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге», утвержденному Постановлением Правительства Оренбургской области от 3 мая 2007 г. N 166-п (далее по тексту «Порядок»), на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, Министерство направляет представленные материалы, характеризующие испрашиваемый земельный участок, в уполномоченный орган местного самоуправления для проведения последним с участием КГА в соответствии с федеральным законодательством мероприятий по:

- выбору земельного участка, оформлению акта;

- подготовке и утверждению схемы размещения объекта;

- подготовке заключения о функциональном назначении и разрешенном использовании земельного участка, ограничениях в его использовании и застройке, благоустройстве территории в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), планами детальной планировки микрорайонов (пункт 2.6.2 «Порядка»).

После поступления от уполномоченного органа местного самоуправления документов, подготовленных по итогам проведения мероприятий, указанных в подпункте 2.6.2 «Порядка», Министерство согласно п. 2.6.3 «Порядка» информирует заявителя о невозможности предоставления земельного участка в следующих случаях:

- наличие отрицательного заключения КГА, в том числе о несоответствии размера испрашиваемого земельного участка нормам отвода земель для конкретных видов деятельности, правилам землепользования и застройки (зонированию территории), землеустроительной, градостроительной документации;

- невозможность предоставления земельного участка на испрашиваемом праве;

- отсутствие полномочий Министерства по распоряжению испрашиваемым земельным участком;

- несоответствие заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, изложенным в подпункте 2.6.1 настоящего Порядка.

Между тем, ответ Министерства от 12.08.2008г. № МК-27-27/16-8128 не содержит случаев, установленных п.2.6.3 «Порядка», при наличии которых заявитель информируется о невозможности предоставления земельного участка.

Протокол совместного совещания от 01.08.2008 г. таким основанием не является, поскольку сам не содержит норм права, на основании которыхпринято такое решение, не основан материалах правил землепользования и застройки (зонированию территории), землеустроительной, градостроительной документации.

При таких обстоятельствах предприниматель считает действия как Министерства, так и Администрации г. Оренбурга, вынесших решение о невозможности предоставить испрашиваемый земельный участок, незаконными.

Кроме того, бездействие Министерства и Администрации г. Оренбурга препятствуют осуществлению его предпринимательской деятельности: земельный участокнеобходим ему для строительства автомойки-автомагазина, в котором он намерен осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако Бездействие Министерства по прохождению процедуры предоставления земельного участка, препятствует строительству на нем соответствующего здания.

Согласно п.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заинтересованные лица в своих отзывах просят суд в удовлетворении заявления предпринимателя отказать, в связи с тем, что целью заявления ФИО1 является предоставление земельного участка по ул. Уральская, 2В-2б для строительства автомойки - автомагазина.

Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством субъектов Российской Федерации не установлено иное (ч. 2 п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с п/п б) п. 3 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 № 317/64-111-03 «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области» к полномочиям Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области отнесено распоряжение в административном центре Оренбургской области незастроенными земельными участками, за исключением земельных участков, представляемых для размещения сезонных объектов, индивидуальных одноквартирных домов, пристроек к жилым домам, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, целей организации мест гражданских и воинских захоронений.

Учитывая данные нормы, администрация города не обладает полномочиями по распоряжению незастроенными земельными участками на территории административного центра и не может принимать какие-либо решения о предоставлении земельного участка заявителю.

В соответствии с письмом МУ «Архитектура и градостроительство» от 11.12.2008 №24/1-7391 Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области неоднократно обращалось в администрацию города с предложением проработки вопроса организации территории и формирования земельных участков по ул.Уральской, 2Б.

Согласно статье 13 Закона Оренбургской от 16.11.2002 № 317/64-111-03 органы местного самоуправления обеспечивают выбор земельного участка.

Администрацией города был проработан вопрос и подготовлены предложения о размещении на данной территории 6 гаражей и строительство  автомойки. Разработаны и направлены в Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений градостроительные заключения № МК-27/15-12132 от 26.12.2007, № 24/1-13 от 21.02.2008 и проекты границ земельных участков.

На совместном совещании 01.08.2008г. администрации города с
 Министерством природных ресурсов, земельных и имущественных
 отношений было принято решение не застраивать данную территорию, а использовать как зеленую зону.

Таким образом, администрация города Оренбурга с учетом возложенных на нее полномочии произвела проработку вопроса о запрашиваемом земельном участке. Однако решение о предоставлении земельного участка принимает иной орган.

В министерство предприниматель ФИО1 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 300 кв.м., для целей строительства автомойки на 4 поста с встроенным автомагазином и благоустройства прилегающей территории по ул. Уральской. Дата подписания заявления 15.12.2006г. При этом, в заявлении не указано, что земельный участок испрашивается по акту выбора с предварительным согласованием места размещения объекта, нет обоснования примерного размера земельного участка, нет просьбы об обеспечении акта выбора и проведении согласований в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ.

Министерство письмом от 16.01.2007 № МК-27/15-236 направило запрос о рассмотрении возможности формирования испрашиваемого земельного участка, его функциональном назначении и использовании, ограничениях в его использовании и застройки для целей строительства автомойки с встроенным магазином и благоустройством прилегающей территории в администрацию города Оренбурга. В свою очередь, от администрации города Оренбурга был получен ответ от 15.02.2007 № 24/1-217 о том, что испрашиваемый участок является частью территории зеленых насаждений общего пользования и не можетбыть использован для строительства автомойки с встроенным магазином, о чем был дан ответ министерством от 27.03.2007 № МК-27/15-2660 ФИО5

Заявитель считает, что основанием для отказа в предоставлении участка послужил протокол совместного совещания министерства и администрации города от 01.08.2008г. Но из текста протокола следует, что решен только вопрос о сохранении зеленых насаждений на испрашиваемом участке. Кроме того, с заявлениями о приобретении прав на земельный участок по ул. Уральской, 26 обращались и иные заинтересованные лица, помимо ФИО1 и решение, отраженное в протоколе, принято с учетом обращения иных лиц, а не конкретно ФИО1 В данном случае протокол от 01.08.2008г. основанием для отказа не является, поскольку является документом по координации межведомственных отношений, а также представляет собой согласованный между администрацией города и министерством отказ от подготовки земельного участка на торги.

Полагает, что права ФИО1 не нарушены, поскольку в его заявлении 15.12.2006г. нет ссылки на статью 31 Земельного кодекса РФ, что позволяет руководствоваться статьей 30 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой права на земельные участки могут приобретаться и без предварительного согласования на торгах.

Имеются обращения иных граждан о предоставлении земельных участков в районе ул. Уральской, 2Б, в том числе и с аналогичной целью: для строительства автомойки и автомагазина. Существует также обращение Комитета по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга от 22.07.2008 № 24/1-3629 о подготовке и формированию земельного участка по ул. Уральской, 2Б для выставления его на торги. Министерством также было предложено заявителю участвовать в торгах по приобретению права аренды земельных участков для строительства автомойки по ул. П. Морозова, 27 и ул. Автомобилистов, 1 (письмо от 18.11.08№МК-27/15-11477).

Что касается зеленых насаждений, то в соответствии со статьей 61 Закона «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Статья 129 ГК РФ устанавливает, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии со статьей 198 граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

В данном случае заявитель не доказал в чем именно заключается нарушение его прав, а также препятствия в предпринимательской и иной экономической деятельности, а также какие нормы права нарушены заинтересованными лицами по настоящему делу.

Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, поскольку ответ о невозможности предоставления земельного участка для строительства ему был дан министерством от 27.03.2007 г. № МК-27/15-2660. В соответствии со статьей 199 ГК РФ министерство заявляет о пропуске заявителем срока исковой давности.

На основании изложенного полагает, что требования заявителя не основаны на законе и просит в удовлетворении заявленных требований к Министерству природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области отказать, в том числе и по основаниям, установленным статьей 199 ГК РФ.

Судом отклоняются возражения заинтересованных лиц, как не влияющие на юридическую силу оспариваемого протокола совещания у заместителя председателя Правительства области – министра природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области ФИО6 от 01.08.2008 г.

По заявлению предпринимателя протокол является итоговым документом, которым по - мнению заявителя нарушены его права и законные интересы как предпринимателя.

Суд рассматривает данный протокол на предмет соответствия его законности.

В протоколе, в частности указано, что о земельных участках по ул. Уральская, 2б в связи с обращениями о выделении под строительство индивидуальных гаражей, взамен снесенных при ремонте водовода, автомойки-автомагазина и расширение шиномонтажной мастерской.

ФИО7 проинформировал присутствующих, что министерством совместно с администрацией г. Оренбурга неоднократно рассматривались обращения ФИО8, ФИО1 и отдельных членов ГСК № 151 о выделении земельных участков по ул. Уральская,2б.

В связи с рассмотрением этих обращений участники совещания предварительно визуально осмотрели территорию испрашиваемых земельных участков, занятую лесонасаждениями.

ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 выступили о сохранении лесонасаждений. Решили считать целесообразным сохранить лесонасаждения на территории испрашиваемых земельных участков. Рекомендовали администрации г. Оренбурга организовать проверку санитарного состояния этой территории и принять меры для ее благоустройства. Предложили администрации г. Оренбурга изыскать иные варианты места строительства индивидуальных гаражей владельцами снесенных гаражей.

В данном документе отсутствуют ссылки на нормы права в соответствии с которыми Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области совместно с Администрацией г. Оренбурга решили целесообразным сохранить лесонасаждения на территории земельных участков и отклонить обращения ФИО8, ФИО1 и отдельных членов ГСК № 151 о выделении земельных участков по ул. Уральская,2б, не указали правовые основания и варианты изыскания иных вариантов места строительства индивидуальных гаражей владельцами снесенных гаражей.

Довод представителя Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области о том, что указанный протокол носит внутриведомственный характер и не подлежал рассылки, указанным в протоколе гражданам, судом принимается во внимание. Однако этим протоколом затрагиваются права, в частности предпринимателя ФИО1, который на протяжении нескольких лет не может добиться решения вопроса о выделении ему земельного участка для ведения предпринимательской деятельности.

В связи с изложенным суд считает протокол недействительным в силу изготовления его с нарушением юридической техники и подлежащим приведению в соответствие с нормами земельного законодательства.

Требование предпринимателя ФИО1 о том, чтобы арбитражный суд обязал заинтересованных лиц:

- обязать Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области и Администрацию г. Оренбурга рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства автомойки-автомагазина по адресу: местоположение участка установлено в районе ул. Уральская, 2В-2б (рядом с ГСК № 151, № 81) по существу;

- обязать Администрацию г. Оренбурга обеспечить выбор земельного участка для строительства автомойки-автомагазина по адресу: местоположение участка установлено в районе ул. Уральская, 2В-2б (рядом с ГСК № 151, № 81) посредством определения вариантов размещения объекта и проведения предусмотренных федеральными законами процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, судом отклоняется, так как указанные требования являются предметом самостоятельного спора с привлечением в дело ФИО8 и отдельных членов ГСК № 151, имена которых суду неизвестны, так как не указаны в тексте протокола. В данном судебном разбирательстве указанные лица не привлечены в дело, не участвуют в нем, не знают о ведущемся арбитражном процессе, но имеют экономическую заинтересованность и следовательно их права и законные интересы могут быть нарушены в случае разрешения судом таких требований как: 1) признать незаконными действия Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области и Администрации г. Оренбурга об отказе в проведении процедуры по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства автомойки-автомагазина по адресу: местоположение участка установлено в районе ул. Уральская, 2В-2б (рядом с ГСК № 151, № 81) изложенном в протоколе Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области от 01.08.08 г.;

2) обязать Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области и Администрацию г. Оренбурга рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства автомойки-автомагазина по адресу: местоположение участка установлено в районе ул. Уральская, 2В-2б (рядом с ГСК № 151, № 81) по существу;

3) обязать Администрацию г. Оренбурга обеспечить выбор земельного участка для строительства автомойки-автомагазина по адресу: местоположение участка установлено в районе ул. Уральская, 2В-2б (рядом с ГСК № 151, № 81) посредством определения вариантов размещения объекта и проведения предусмотренных федеральными законами процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Привлечение указанных лиц в данное дело по своей инициативе, суд считает неправомерным, так как предметом данного спора является конечный документ – протокол от 01.08.2008 г., а не иные документы, носящие властный характер и обязательные для исполнения для предпринимателя ФИО1

Таким образом, суд считает, что требования предпринимателя об обязании заинтересованных лиц решить вопрос о выделении и выборе земельного участка являются самостоятельными требованиями, подлежащими рассмотрению в самостоятельном производстве и с участием всех лиц, обращавшихся с заявлениями в заинтересованные органы.

В силу абзаца 1 ч. 1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Однако в силу п/п 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, заявителю подлежит выдаче справка на возврат государственной пошлины из федерального бюджета.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Заявление предпринимателя ФИО1, г. Оренбург удовлетворить частично.

2. Признать недействительным протокол совещания у заместителя председателя Правительства области – министра природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области ФИО6 от 01.08.2008 г. и обязать Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области устранить допущенные нарушения в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу. В оставшейся части заявления отказать.

3. Заявителю выдать справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета после вступления решения в законную силу.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый апелляционный арбитражный суд в течение месяца с даты его принятия (изготовления в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайте Восемнадцатого апелляционного арбитражного суда www.18aac.ru или интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru

Судья Н.И. Говырина