ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-8542/07 от 18.12.2007 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности

по делу № А47-8 542/2007 АК-29

г. Оренбург                                                                        «18»  декабря 2007 г.

                                      Резолютивная часть решения объявлена 17.12.2007 г.

                                      Решение изготовлено в полном объеме   18.12.2007 г.

        Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Цыпкиной Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В.Быковой,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Губернское» (г. Оренбург) о признании незаконным и об отмене  постановления по делу об административном правонарушении № 65 от 14.08.2007 г., принятого Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга.

В судебном заседании приняли участие представители сторон

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом согласно ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ; 

от административного органа:  не явился, извещен надлежащим образом согласно ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В порядке, предусмотренном ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в судебном заседании объявлялся перерыв с 10.12.2007 г. до 17.12.2007 г. После перерыва представители сторон не присутствовали.

          При рассмотрении дела Арбитражный суд установил.

          Сотрудниками налогового органа 02.08.2007 г., на основании распоряжения № 35 от 30.07.2007г., была проведена проверка кафе «Арго», расположенного по адресу: <...>, принадлежащего ООО «Губернское».

В момент проверки было установлено, что в кафе «Арго» осуществлялась реализация алкогольной продукции: вино «Изабелла», емк. 0,7 л., алк. 10-12%, по цене 180 руб., без соответствующей лицензии. На момент проверки, действие  лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции 56 МЕ 000909 от 19.09.2006г. со сроком действия до 18.09.2011г., решением лицензирующего органа – Министерства экономического развития и торговли Оренбургской области, № 426 от 08.07.2007г. было приостановлено сроком на шесть месяцев. В связи с чем, по мнению налогового органа, обществом нарушены п. 1 ст. 26 Федерального Закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», Постановления Правительства от 31.12.2005г. № 845 «О предоставлении сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции» и пункта 13 раздела 2 Постановления  Правительства Оренбургской области от 26.01.2006г. № 20-п «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области».

          В момент проверки была произведена контрольная покупка одной бутылки вина «Изабелла», емк. 0,7л., алк. 10-12%,  по цене 180 руб. и шоколад по цене 70 руб. Данный факт зафиксирован в акте покупки, удостоверяющим факт денежных расчетов от 02.08.2007г.

          В ходе проверки составлены: протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, взяты  объяснения с директора ООО «Губернское» - ФИО1 Согласно данным объяснениям, отчет об учете объема розничной продажи алкогольной продукции им был сдан в Росстат 28.04.2007г.

06 августа 2007 г. в отношении ООО «Губернское» составлен протокол № 65 об административном правонарушении, в отсутствие представителя общества.

         14 августа 2007 г. начальником налогового органа вынесено постановление № 65 по делу об административном правонарушении, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16. Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Данное постановление вынесено в отсутствие представителя общества, направлено в адрес общества по почте и вручено 20.08.2007г.

          В суд с данным заявлением общество обратилось 03.10.2007 г., т.е.  с пропуском установленного срока.  

Заявитель считает постановление по делу об административном правонарушении незаконным и подлежащим отмене, так как: приостановление действия лицензии Министерством экономического развития и торговли Оренбургской области было произведено незаконно, поскольку отчет об объемах розничной продажи алкогольной продукции обществом был представлен, но по технической ошибке сведения не  были переданы из Оренбургстата; приказ о возобновлении действия лицензии был вынесен с нарушением 10 дневного срока, предусмотренного ст. 20 Закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ, в связи с чем отсутствует событие административного правонарушения.

         Налоговый орган считает требования заявителя необоснованными и просит суд в удовлетворении требований обществу отказать.

Обществом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование, так как первоначально 28.08.2007 г. (в установленный законом срок), общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, 20.09.2007г. было вынесено решение об оставлении постановления ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга по делу об административном правонарушении от 14.08.2007г. № 65 без изменения, жалобу без удовлетворения.  Указанное решение получено обществом 25.09.2007г.

Поскольку срок пропущен по уважительной причине, ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока подлежит удовлетворению.       

         Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Оспариваемым постановлением по делу об административном правонарушении ООО «Губернское» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

          Частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на  юридических лиц - от тридцати до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

          Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, является нарушение иных (то есть не указанных в частях 1, 2 данной статьи) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Иные правила предусмотрены, в  том числе и Федеральным законом от 22.11.1995  № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).

Обществу с ограниченной ответственностью вменяется в вину правонарушение, выразившееся в осуществлении розничной продажи алкогольной продукции в период приостановления действия лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции.

 На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, ООО «Губернское» имеет выданную в установленном законом порядке лицензию (серия 56 МЕ № 000909 от 19.09.2006) на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, действие которой было приостановлено на шесть месяцев (приказ Министерства экономического развития и торговли Оренбургской области от 18.07.2007г. № 426).

Основанием для приостановления ее действия послужил факт непредставления ООО «Губернское» ежегодного отчета об объеме розничной продажи алкогольной продукции.

В соответствие с п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ,  в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции без представления в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции.

Указанное положение предусмотрено и в п. 13 раздела 2 Постановления Правительства Оренбургской области от 26.01.2006г. № 20-п «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области».  

Пунктом 3 Постановления Правительства от 31.12.2005г. № 845 предусмотрено, что юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции (далее - организации), обязаны представлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики сведения ежегодно, до 15 марта, по форме сплошного учета розничной продажи алкогольной продукции, утвержденной Федеральной службой государственной статистики.

Датой представления сведений по форме считается дата отправки почтового сообщения с уведомлением и описью вложения, или дата их отправки с использованием средств телекоммуникаций, или дата фактической передачи в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики. Территориальные органы Федеральной службы государственной статистики обязаны по просьбе отчитывающейся организации проставить на копии полученной ими формы отметку о приеме и дату ее представления или при получении сведений с использованием средств телекоммуникаций передать отчитывающейся организации квитанцию о приеме формы (п.6).

Из материалов дела следует, что отчет об объеме розничной продажи алкогольной продукции ответчиком был представлен  в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики с нарушением установленного срока, а именно - 15.05.2007г., что подтверждается отметкой сотрудника Оренбургстата на экземпляре отчета ООО «Губернское»: «отчет получен 15.05.2007г. нач. отдела ФИО2, подпись. Данные отправлены в Росстат 28.04.2007г.» (л.д. 15).  

          Из представленных письменных пояснений Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области следует, что: «В связи с нарушением срока представления отчета, данные в сводные итоги не были включены». То есть, при издании Приказа № 426 от 18.07.2007г. «О приостановлении действия лицензии» Министерство экономического развития и торговли Оренбургской области не было надлежащим образом проинформировано о предоставлении ООО «Губернское» отчета об объемах розничной продажи алкогольной продукции.

          Таким образом, на момент издания Приказа Министерством экономического развития и торговли Оренбургской области – 18.07.2007г.,  ООО «Губернское» обязанность по предоставлению сведений об объемах розничной продажи алкогольной продукции уже была исполнена и оснований для приостановления действия выданной обществу лицензии, на момент его издания, не имелось.

          В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. То есть, законодатель дал возможность организациям, которые в установленный срок не представили соответствующий отчет, в установленный лицензирующим органом срок устранить нарушения.

  Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ, после получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение десяти дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным.

          ООО «Губернское» в заявлении указывает, что 23.07.2007г. в Министерство экономического развития и торговли по Оренбургской области было подано заявление об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии (так как точную дату подачи заявления не помнит, вышеуказанную дату взял из текста Приказа Министерства экономического развития и торговли по Оренбургской области № 452 от 03.08.2007г. (л.д. 14), копию заявления себе не оставил.). Данные пояснения директор общества дал в судебном заседании, что подтверждается протоколом судебного заседания (л.д. 65). Арбитражный суд в определении от 14-19 ноября 2007г. предложил Министерству экономического развития и торговли Оренбургской области представить письменное пояснение о том, когда фактически поступило вышеуказанное заявление от директора ООО «Губернское» в Министерство. Министерство экономического развития и торговли Оренбургской области представило копию заявления директора ООО «Губернское» от 20.07.2007г. о возобновлении действия лицензии, без каких-либо отметок о принятии и письменных пояснений о фактическом поступлении указанного заявления в Министерство.

          Поскольку в силу ст. 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, суд  исходит из того, что указанное заявление поступило в Министерство экономического развития и торговли Оренбургской области 20.07.2007г. (иного ни административным органом, ни Министерством экономического развития и торговли Оренбургской области в материалы дела не представлено).

          Так как ни Федеральным законом № 171-ФЗ, ни Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.01.2006г. № 20-п «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области» не урегулирован порядок исчисления вышеуказанного десятидневного срока, суд считает, что лицензирующий орган должен был принять решение в течение 10 дней со следующего дня после получения заявления о возобновлении действия лицензии.

          Заявление о возобновлении действия лицензии от директора ООО «Губернское» поступило в Министерство экономического развития и торговли Оренбургской области 20.07.2007г., десятидневный срок  начинает течь 23.07.2007г. (так как 20.07.2007г. была пятница) и заканчивается 01.08.2007г.

Приказ о возобновлении действия лицензии Министерство экономического развития и торговли Оренбургской области издало 03.08.2007г., то есть  с нарушением 10 дневного срока, предусмотренного законодательными актами.

Таким образом, ООО «Губернское» осуществляя 02.08.2007г. деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, правомерно считало, что действие лицензии серии 56 МЕ № 000909 от 19.09.2006 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции было возобновлено.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу. К обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении согласно ст. 24.5 КоАП РФ, относятся, в том числе, отсутствие события административного правонарушения и отсутствие состава административного правонарушения.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

  Суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу, что административный орган – Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга не выяснила все обстоятельства по делу, формально рассмотрев вопрос о виновности лица в совершенном административном правонарушении. 

При таких обстоятельствах Обществу с ограниченной ответственностью «Губернское» не может быть поставлено в вину  совершение 02.08.2007г. правонарушения, а именно, реализация алкогольной продукции при отсутствии соответствующей лицензии.

На основании п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

          Кроме того, судом установлено, что инспекцией нарушен процессуальный порядок привлечения к административной ответственности.

  В силу ч. 2. ст. 25.1. КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Административное дело 14 августа 2007 г. рассмотрено и постановление № 65 по делу об административном правонарушении принято в отсутствии законного представителя ООО «Губернское», без наличия данных о надлежащем извещении, о месте и времени рассмотрения дела.

          В доказательство надлежащего извещения о дате и месте и времени рассмотрения административного дела налоговый орган представил письмо от 07.08.2007г. № 12-10/39593 (л.д. 53), реестр на отправку заказных писем от 09.08.2007г. (л.д. 61), квитанции почты России от 09.08.2007г. (л.д. 62) и уведомление о получении заказного письма № 4600590039740 (л.д. 56). Данные документы таковыми доказательствами не являются, поскольку, во-первых, письмо-приглашение от 07.08.2007г. № 21-10/39593 направлено не по юридическому адресу общества: <...>, в то время как правильный адрес: <...>. Во-вторых, в реестре заказных писем  Обществу с ограниченной ответственностью «Губернское» направляется письмо под номером, который заканчивается цифрами 3974 (л.д. 61), а в уведомлении о получении заказного письма указан номер, заканчивающийся цифрами 9740. В-третьих, заказное письмо №  4600590039740 получено ФИО3, которая со слов директора общества работает в кафе официанткой. Доверенность на получение писем директор общества ей не давал, данное письмо ФИО3 ему не передавала (протокол судебного заседания от 24-31.10.2007г. – л.д. 65).

С учетом изложенного, арбитражный суд считает, что налоговый орган не доказал вину Общества, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, а само дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя Общества, без наличия данных о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела.

Руководствуясь статьями 167, 168, 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1.Ходатайство заявителя удовлетворить. Срок на обжалование постановления № 65 по делу об административном правонарушении от 14.08.2007г., восстановить.

2. Требования Общества с ограниченной ответственностью «Губернское» удовлетворить.

        Признать незаконным и отменить постановление № 65 по делу об административном правонарушении от 14.08.2007 г., принятое Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга о привлечении ООО «Губернское» к административной ответственности по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

         Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru .

  Судья                                                                                       Е.Г. Цыпкина