ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-8606/07 от 26.12.2007 АС Оренбургской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

460046, г. Оренбург, ул. 9 Января, 64

РЕШЕНИЕ

по делу о признании недействительным решения налогового органа

г. Оренбург

26 декабря 2007 года    Дело № А47-8606/2007АК-32

                   Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2007г.

                      Полный текст решения изготовлен  26 декабря 2007г.    

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи С. Г. Федоровой,   при ведении протокола судебного заседания  секретарём Л.П. Войцеховской, рассмотрев   в   открытом   судебном   заседании   заявление   Управления социальной защиты населения администрации г. Гая к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области о признании недействительным решения № 16-33/6813698,

при участии представителей:

от заявителя:   Милюковой Татьяны Владимировны – инспектора (доверенность № 2783 от 11.12.2007г., постоянная)

от ответчика:  не явились, извещены надлежаще в порядке статей 123, 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;

Установил:

Управление социальной защиты населения администрации г. Гая обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к   Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области о признании недействительным решения № 16-33/6813698.

Права и обязанности сторонам разъяснены. Отводов  составу суда и ходатайств не заявлено.          

При разрешении спора в открытом судебном заседании  арбитражным судом установлено следующее:

По результатам выездной налоговой проверки Управления социальной защиты населения администрации г. Гая Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы  № 8 по Оренбургской области составлен акт N 16-33/116 и вынесено решение № 16-33/6813698 от 28.09.2007г. о  привлечении  заявителя  к налоговой ответственности .

Указанным решением заявителю  доначислен налог на доходы физических лиц  в сумме 512 901 руб., начислены пени в размере 155 040 руб. 37 коп., а также Управление привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащие удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 102580 руб. 20 коп., п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для налогового контроля в виде штрафа в размере 4850 руб.

Основанием для вынесения указанного решения послужили выводы налогового органа о том, что Управление не включило в совокупный доход суммы ежемесячной доплаты к государственной пенсии, выплачиваемые государственным и муниципальным служащим за счёт бюджета субъекта РФ и муниципального бюджета, а также не включило в доход суммы, выплаченные лицам, имеющим  особые заслуги  перед Оренбургской областью.

Непредставление в налоговый орган сведений о доходах указанных выше лиц послужило причиной привлечения к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Считая, что решение налогового органа не соответствует закону и нарушает его права и охраняемые интересы  заявителя, Управление социальной защиты населения администрации г. Гая Оренбургской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта  № 16-33/6813698 от 28.09.2007г. недействительным в полном объеме.

В обоснование своих доводов заявитель ссылается  на неверное применение  налоговым  органом ст. 217 Налогового кодекса РФ (доходы не подлежащие налогообложению). По мнению Управления, доплата к пенсии государственным и муниципальным служащим является дополнительной гарантией и относится к иным выплатам, не  облагаемым налогом на доходы физических лиц в силу Закона Оренбургской области от 27.11.1996г. «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии государственным служащим Оренбургской области».  

Ответчик требования заявителя не признает, считая вынесенное решение законным и обоснованным.

 С точки зрения налогового органа  доначисление подоходного налога и пени, а также привлечение  к ответственности по ст. 123, п. 1 ст. 126  Налогового кодекса РФ является правомерным, поскольку  действующее законодательство не предусматривает доплаты к пенсиям государственных и муниципальных служащих.

 Исследовав имеющиеся по делу доказательства, и, заслушав доводы  заявителя и возражения налогового органа, суд считает,  что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

Из буквального толкования пункта 1 статьи 217 НК РФ следует, что не облагаются НДФЛ государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. В данной норме не указано, что не облагаются НДФЛ государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые только в соответствии с федеральным законодательством.

Как следует из статьи 4 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 119-ФЗ), применимого к спорному правоотношению в части 2004г., законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона N 119-ФЗ федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии.

Статьей 18 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" установлено, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

 Указом Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 (в редакции последующих изменений) "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности Федеральной государственной службы" в целях обеспечения социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности Федеральной государственной службы, впредь до принятия соответствующих федеральных законов предписано Правительству Российской Федерации принять необходимые нормативные правовые акты, а также меры по реализации предусмотренных настоящим Указом социальных гарантий. Пунктом 10 названного Указа рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений Указа за счет собственных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.1999 N 1233 (с изменениями и дополнениями) "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.06.1999 N 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации и должности Федеральных государственных служащих" утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности Федеральной государственной службы, согласно которому лица, замещавшие государственные должности федеральных государственных служащих, предусмотренные Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, и лица, замещавшие государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Законом  Оренбургской области от 27.11.1996г. (с изменениями и дополнениями) «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии государственным служащим Оренбургской области»  установлены условия и порядок выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" лицам, замещавшим должности, предусмотренные реестром государственных должностей областных государственных служащих.    

Кроме того, Законом Оренбургской области  № 550/132-03 от 24.05.2000г. «Об установлении  дополнительной пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед Оренбургской областью»  определены  основания, порядок установления и выплаты дополнительной пенсии лицам, имеющим перед Оренбургской областью особые заслуги. Из содержания данного нормативного акта, следует, что указанная пенсия  также является доплатой к пенсии, назначаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", выплачиваемой за счет средств областного бюджета.

Таким образом, суд находит обоснованным довод заявителя о том, что ежемесячные доплаты к государственной пенсии, выплачиваемые за счёт средств бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета относятся к иным выплатам, предусмотренным пунктом 1 статьи 217 НК РФ, а потому не подлежат обложению НДФЛ, в связи с чем оснований для доначисления НДФЛ в размере  512 901 руб. у налогового органа не имелось.

Учитывая, что обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм налога со спорных выплат у Управления не возникло, доначисление пени в размере 155 040 руб. 37 коп., а также привлечение к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащие удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 102580 руб. 20 коп. произведено налоговым органом неправомерно.

Также суд не находит правовых оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, исходя из следующего.

Пунктом 1 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных названным Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налогоплательщиками же являются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.

Из приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что организации, у которых при выплате дохода физическому лицу не возникает обязанности исчислить и удержать из сумм выплат налог на доходы, не должны вести учет доходов таких лиц и сообщать в налоговый орган сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 230 НК РФ.

Как видно из материалов дела, Управление не представило в налоговый орган сведения о выплаченных денежных средствах физическим лицам, являющихся доплатой к пенсии государственных и муниципальных служащих, а также  дополнительной пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед Оренбургской областью.

Поскольку в судебном заседании установлено, что данные суммы не облагаются налогом на доходы физических лиц, следовательно, Управление не обязано вести учет доходов таких лиц и представлять в налоговый орган соответствующие сведения. Отсутствие обязанности по предоставлению спорных сведений свидетельствует об отсутствии события правонарушения   по п. 1 ст. 126 НК РФ, что в силу ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности. 

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц признаются недействительными (незаконными), если будет установлено их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах,  требования заявителя подлежат удовлетворению.

На основании ст. 110  Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлине относятся на ответчика, т.е. подлежат взысканию с налогового органа в пользу заявителя.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Требование  Управления социальной защиты населения администрации г. Гая удовлетворить. Признать недействительным решение №   16-33/6813698 от 28.09.2007г., вынесенное Межрайонной инспекцией  федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области.

2.Обязать Межрайонную инспекцию  федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

3.Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области в пользу заявителя 2000 руб. расходов по государственной пошлине. Исполнительный лист выдать Управлению социальной защиты населения администрации г. Гая в порядке ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.

Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Информацию о  времени,  месте  и  результатах  рассмотрения  апелляционной   или  кассационной  жалобы  можно  получить  соответственно  на  интернет-сайтах   Восемнадцатого арбитражного  апелляционного  суда www.18aac.ru или  Федерального  арбитражного суда  Уральского  округа www.fasuo.arbitr.ru .

Судья                                                                             С. Г. Федорова