ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-8666/18 от 17.12.2018 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-8666/2018  

24 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена        декабря 2018 года

В полном объеме решение изготовлено        декабря 2018 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Е.Г. Цыпкиной, при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Пиксаевой,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области (462734, Оренбургская область, Домбаровский район, поселок Домбаровский, ул. 40 лет Октября, д. 20; ОГРН 1025602443327) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (г.Оренбург) о признании незаконными решения и предписания Комиссии Управления ФАС по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по делу № 06-05-07/2017 от 14.05.2018.

В порядке ст. 163  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании, проходившем 10.12.2018, объявлен перерыв до 17.12.2018.

          В судебном заседании приняли участие представители сторон

  от заявителя: Леонтьева Л.И. (доверенность № 1085 от 22.08.2018, паспорт), Умбетов Р.Е. (доверенность № 358 от 05.04.2018, паспорт);

  от заинтересованного лица: Алехина О.М. (доверенность № 5980 от 18.06.2018, удостоверение).

Третье лицо (Агаев С.З.) о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 АПК РФ, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителя не направил.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Администрация муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области (далее заявитель, администрация МО Домбаровский район, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, Управление, УФАС по Оренбургской области, антимонопольный орган)о признании незаконными решения и предписания Комиссии Управления ФАС по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по делу № 06-05-07/2017 от 14.05.2018.

Согласно определению суда от 23.08.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Агаев Садиг Забиевич.

Представитель истца настаивал на заявленных требованиях в полном объеме. В обоснование заявленных требований пояснил, что субъектом проведения муниципального земельного контроля должна быть Администрация поселения Домбаровского поссовета, поскольку к полномочиям сельских поселений отнесено осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, муниципальные районы осуществляют муниципальный земельный контроль только на межселенных территориях.

Кроме того, считает, что Администрацией были осуществлены все возможные меры по освобождению спорного земельного участка

        Представитель заинтересованного лица требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т.1, л.д. 40-43). По мнению антимонопольного органа, оспариваемое решение принято в соответствии с действующим законодательством, выданное предписание не нарушает прав и законных интересов иных лиц. 

От третьего лица 12.11.2018 поступил отзыв на заявление, из которого следует, что Агаев А.З. поддерживает правовую позицию заявителя (т. 2, л.д. 134-135).

Суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

При  рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

В связи с наличием в действиях администрации МО Домбаровский района признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции, Управление на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение № 06-19-50/2017 (исх. № 11180 от 30.08.2017 г.) о необходимости прекращения указанных действий (далее – предупреждение) (т. 1, л.д. 49), для чего в срок до 09.10.2017 г. необходимо: осуществить меры по освобождению земельного участка с кадастровым номером 56:11:0301020:82.

По ходатайству Администрации срок исполнения предупреждения был продлен до 11.12.2017.

11.12.2017 г. в адрес антимонопольного органа поступило ходатайство администрации МО Домбаровский район об отсрочке исполнения предупреждения № 06-19-50/2017, в удовлетворении которого Управлением было отказано, поскольку Администрация не осуществила все зависящие от нее меры по освобождению земельного участка.

В связи с тем, что  администрация МО Домбаровский район не выполнила предупреждение  в установленный срок (до 11.12.2017), Приказом УФАС по Оренбургской области № 122 от 25.12.2017 было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 06-05-07/2017.

         14.05.2018 рассмотрев материалы дела № 06-05-07/2017, Комиссия Управления, вынесла решение (т.2, л.д. 107-111), которым признало администрацию МО Домбаровский района нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         В целях устранения выявленных нарушений Администрации 14.05.2018 выдано предписание № 4681 (т. 2, л.д. 112), которым предписано – в срок до 01.08.2018 принять меры по освобождению земельного участка с кадастровым номером 56:11:0301020:82 и о выполнении предписания сообщить в антимонопольный орган в пятидневный срок с момента исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.

Не согласившись с вынесенными антимонопольным органом решением и предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемыми требованиями.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

Из буквального толкования положений ч. 4 ст. 200, ст. 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: одновременно несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006                   «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно ч.1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требование законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ч. 1 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства РФ, законодательства субъекта РФ, за нарушение которых законодательством РФ, законодательством субъекта РФ предусмотрена административная и иная ответственность.

Согласно ч.2 ст.72 Земельного кодекса Российской Федерации  муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Абзацем 3 ч. 3 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации   органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта РФ данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов встационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Как следует из материалов дела, 27.07.2011 г. между администрацией МО Домбаровский район и Агаевым С.З. заключен договор аренды № 685 находящегося в государственной собственности земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 56:11:0301020:82, месторасположение: Оренбургская обл., Домбаровский район, пос. Домбаровский, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:11:0301020, разрешенное использование: для размещения крытого рынка, общей площадью 2350,0 кв.м. (т. 1, л.д. 96-98).

Пунктом 2.1 данного договора определен срок заключения договора - с 26.07.2011 г. по 26.07.2016 г.

После истечения срока договора, данный земельный участок продолжал находиться в пользовании Агаева С.З. в целях завершения неоконченного строительства. В ходе осмотра данного участка Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что на данном участке расположены нестационарные торговые объекты (далее - НТО).

Постановлением администрации МО Домбаровский район № 583-п от 29.04.2016 г. утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Домбаровский район (т. 1, л.д. 91-93).

УФАС по Оренбургской области в ходе анализа данной схемы было установлено, что НТО, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 56:11:0301020:82, в схеме отсутствуют.

Из пояснений заместителя главы МО Домбаровский район по финансово-экономическим вопросам (т. 1, л.д. 90), данных антимонопольному органу во время проведения проверки следует, что торговые объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 56:11:0301020:82, не являются нестационарными, поскольку имеют фундамент, в связи с чем являются объектами капитального строительства и не подлежат внесению в схему размещения нестационарных торговых объектов. Однако разрешения на ввод указанных объектов строительства представлены не были.

Таким образом, у Агаева С.З. отсутствовали правовые основанияпользования земельным участком с кадастровым номером 56:11:0301020:82.

В рамках исполнения вынесенного антимонопольным органом предупреждения Администрацией были предприняты меры по освобождению спорного земельного участка, а именно:

- Постановлением Администрации Домбаровского района от 08.09.2017 № 665-п была создана временная комиссия о соблюдении условий договора аренды земельного участка;

- 11.09.2017 года временной комиссией был составлен акт о соблюдении условий договора аренды спорного земельного участка,   которым было зафиксировано, что на спорном земельном участке расположены объекты, возведенные арендатором Агаевым С.З.;

- 20.09.2017 года Администрацией было направлено арендатору Агаеву С.З. заявление о прекращении договора аренды земельного участка в течение месяца с момента получения данного заявления;

- 02.11.2017 по заявлению Администрации в Едином государственном реестре прав погашена запись об ограничении (обременении) права: аренда на земельный участок с кадастровым номером 56:11:0301020:82;

- 09.11.2017 временной комиссией был составлен акт осмотра земельного участка и Администрации было рекомендовано обратиться в суд с исковым заявлением о признании строений самовольными постройками и обязании снести их, приведении земельного участка в первоначальное состояние;

-  17.11.2017 Администрацией арендатору было вручено заявление, в котором был установлен срок для освобождения земельного участка путем демонтажа ранее возведенных им построек.

         09.10.2017 в адрес антимонопольного органа от Администрации поступило ходатайство об отсрочке исполнения предупреждения, которое было удовлетворено, срок исполнения предупреждения был продлен до 11.12.2017.

        11.12.2017 в адрес антимонопольного органа от Администрации поступило ходатайство о продлении срока предупреждения, в связи с тем, что 04.12.2017 Агаев С.З. обратился в суд с исковыми заявлениями о признании права собственности на самовольные строения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 56:11:0301020:82.

 Антимонопольным органом было отказано в удовлетворении ходатайства Администрации, поскольку не были осуществлены все зависящие от нее действия по освобождению земельного участка, а именно, инициатива подачи искового заявления произошла от Агаева С.З., а не от администрации МО Домбаровский район.

 Суд соглашается с выводом Управления о том, что Администрации необходимо было принять меры по принудительному освобождению земельного участка, которым продолжал пользоваться Агаев С.З. и считает, что антимонопольным органом правомерно было отказано в удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения предупреждения.

Таким образом, Администрация, при наличии достаточного количества времени для исполнения предупреждения, не осуществила всех зависящих от нее мер по освобождению земельного участка.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Поскольку предупреждение не было исполнено в установленный срок и Администрацией не представлено документов, сведений и информации, свидетельствующих об отсутствии признаков нарушения требований Федерального закона № 135-ФЗ, антимонопольным органом на основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении заявителя, по результатам рассмотрения которого были вынесены оспариваемые решение и предписание.

Суд отклоняет довод заявителя о том, что субъектом проведения муниципального земельного контроля по спорному земельному участку должна являться Администрация поселения Домбаровский поссовет на основании следующего.

В соответствии со ст. 3 Закона Оренбургской области от 27.10.2016 № 30/8-VI-O3 «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Оренбургской области» (далее - Закон № 30/8-VI-O3), к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений и городских округов (далее - орган местного самоуправления) в сфере осуществления муниципального земельного контроля относятся:

1)организация и осуществление муниципального земельного контроля на соответствующей территории;

2)разработка и принятие административных регламентов осуществления муниципального земельного контроля в порядке, установленном нормативны: и правовыми актами Оренбургской области;

3)организация и проведение мониторинга эффективности муниципального земельного контроля, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального земельного контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях;

4)подготовка и представление в орган исполнительной власти Оренбургской области, ответственный за подготовку в установленном порядке докладов об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) ежегодного доклада об осуществлении муниципального земельного контроля, содержащего сведения об итогах проведения муниципального земельного контроля, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

5)   осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закреплено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным Законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вступившим с 01.03.2015 в силу Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно пункту 2 которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Таким образом, в силу статьи 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действующей до 01.01.2017) на территории сельских поселений в период с 01.03.2015 по 01.01.2017 земельными участками могла распоряжаться Администрация соответствующего сельского поселения.

Согласно статье 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции, действующей с 01.01.2017, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом.

Таким образом, в связи с внесением изменения в указанную норму Земельного кодекса Российской Федерации с 01.01.2017 распорядительные полномочия администрации сельского поселения переданы органу местного самоуправления муниципального района.

Следовательно, на дату установления антимонопольным органом факта нарушения Администрацией положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» полномочия по муниципальному земельному контролю осуществляла Администрация МО Домбаровского района.

На основании изложенного, антимонопольный орган правомерно пришел к выводу, что в действиях Администрации имеются нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

При таких обстоятельствах, оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа соответствуют Федеральному закону № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в связи с чем, требования заявителя о признании их недействительными удовлетворению не подлежат.

        Изложенные в заявлении и письменных пояснениях иные доводы заявителя отклоняются судом как основанные на неверном толковании действующих норм права и противоречащие материалам судебного дела.

        Нарушений процедуры вынесения решения и предписания судом не установлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учётом изложенного, в удовлетворении требования заявителя следует отказать.

Установленные ч. 4 ст. 198, ч. 2 ст. 208 АПК РФ сроки на обжалование заявителями соблюдены.

Поскольку требования заявлены администрацией МО Домбаровский район, которая освобождена от уплаты государственной пошлины в силу в силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина с заявителя в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных Администрацией муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области требований, отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                                    Е.Г. Цыпкина