ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-8809/17 от 10.10.2017 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-8809/2017

11 октября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 11 октября 2017 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Скрипниковой И.А. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Оренбургской области о взыскании с федерального государственного унитарного предприятия "Советская Россия" (ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженности по страховым взносам за полугодие 2014 года и 9 месяцев 2014 года в общей сумме 2 195 922,39 рублей, в том числе, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 1 930 467,47 рублей, пени за неуплату в установленный срок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 41 916,25 рублей, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 213 872,75 рублей, пени за неуплату в установленный срок страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 9 665,92 рублей.

Представители лиц, участвующих в деле:

от заявителя - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

от заинтересованного лица - ФИО1, и.о. директора, приказ от 24.05.2017 года № 432 п/о, паспорт; ФИО2, доверенность от 31.05.2017 года № б/н, постоянная, паспорт гражданина Республики Казахстан.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Арбитражного суда Оренбургской области в сети Интернет, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Оренбургской области (далее - заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями о взыскании с федерального государственного унитарного предприятия "Советская Россия" (далее - предприятие, заинтересованное лицо) задолженности по страховым взносам за полугодие 2014 года и 9 месяцев 2014 года в общей сумме 2 195 922,39 рублей. Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока для взыскания задолженности.

В обоснование заявленных требований налоговый орган указывает на наличие у предприятия недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням. Срок взыскания задолженности в судебном порядке пропущен по уважительной причине в связи с тем, что органом Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие задолженность, переданы 29.05.2017 года.

Заинтересованным лицом заявленные требования не признаются по основаниям, изложенным в отзыве. В обоснование возражений предприятие указывает на истечение установленных сроков взыскания недоимки по страховым взносам и пеням в судебном порядке до 01.01.2017 года, то есть до передачи налоговым органам полномочий на взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства дела.

Федеральное государственное унитарное предприятие "Советская Россия" (ОГРН <***>, ИНН <***>) является плательщиком страховых взносов и состоит на учете в государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) за регистрационным номером 066204000088.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) образовано 25.04.2016 путем реорганизации в форме слияния государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новотроицке Оренбургской области, государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г.Ясном Оренбургской области, государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Новоорском районе Оренбургской области, государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Адамовском районе Оренбургской области, государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Кваркенском районе Оренбургской области, государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Светлинском районе Оренбургской области, государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Домбаровском районе Оренбургской области.

Предприятием 23.07.2014 года в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адамовском районе Оренбургской области предоставлен расчет формы РСВ-1 ПФР по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за полугодие 2014 года. Согласно указанному расчету, подлежат уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 1 139 679,58 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 200 800,70 рублей.

В установленный срок уплата страховых взносов заинтересованным лицом не была произведена, в связи с чем государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Адамовском районе Оренбургской области 10.10.2014 года выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 066 204 14 ТН 0134499. Предприятию предложено в срок до 13.11.2014 года произвести уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 1 139 679,58 рублей, пеней за период с 16.05.2014 года по 10.10.2014 года в размере 35 690,97 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 200 800,70 рублей, пеней в размере 6 288,41 рублей. Требование об уплате направлено заинтересованному лицу 13.10.2014 года.

В связи с тем, что в установленный органом Пенсионного фонда Российской Федерации срок недоимка по страховым взносам и пеням предприятием не была погашена, государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Адамовском районе Оренбургской области 05.12.2014 года принято решение № 066 204 14 ВД 0032041 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (далее - решение о взыскании). Согласно указанному решению о взыскании, с заинтересованного лица подлежат взысканию недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 1 139 679,58 рублей, пени в размере 35 690,97 рублей, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 200 800,70 рублей, пени в размере 6 288,41 рублей.

Предприятием 27.10.2014 года в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адамовском районе Оренбургской области предоставлен расчет формы РСВ-1 ПФР по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 9 месяцев 2014 года. Согласно указанному расчету, подлежат уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 1 213 872,34 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 213 872,75 рублей.

В установленный срок уплата страховых взносов заинтересованным лицом не была произведена, в связи с чем государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Адамовском районе Оренбургской области 02.12.2014 года выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 06620440150238. Предприятию предложено в срок до 23.12.2014 года произвести уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 1 213 872,34 рублей, пеней в размере 54 679,04 рублей, пеней на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии за декабрь 2013 года в размере 23,40 рублей за период с 20.10.2014 года по 02.12.2014 года, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 213 872,75 рублей, пеней в размере 9 665,92 рублей. Требование об уплате направлено заинтересованному лицу 09.12.2014 года.

В связи с тем, что в установленный органом Пенсионного фонда Российской Федерации срок недоимка по страховым взносам и пеням предприятием не была погашена, государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Адамовском районе Оренбургской области 24.12.2014 года принято решение № 066 204 14 ВД 0032043 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (далее - решение о взыскании). Согласно указанному решению о взыскании, с заинтересованного лица подлежат взысканию недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 1 213 872,34 рублей, пени в размере 54 679,04 рублей, пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 23,40 рублей, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 213 872,75 рублей, пени в размере 9 665,92 рублей.

Сопроводительным письмом от 25.05.2017 года № 13-13-06/6762 государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) заявителю предоставлены документы, подтверждающее наличие задолженности предприятия по уплате страховых взносов. Налоговый орган 16.07.2017 года обратился в арбитражный суд с заявлением от 13.07.2017 года о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней за полугодие 2014 года и 9 месяцев 2014 года, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи заявления.

Согласно части 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно статье 19 Федерального закона от 03.07.2016 года № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон № 250-ФЗ), передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В силу части 2 статьи 19 Закона № 250-ФЗ первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Из вышеприведенных норм следует, что после 01.01.2017 с заявлениями о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, начисленных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), полномочны обращаться только налоговые органы.

При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно обратился в суд с заявлением о взыскании с предприятия страховых взносов и пени.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей заинтересованного лица и исследовав представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Взыскание страховых взносов во внебюджетные фонды регулировалось до 01.01.2017 года Законом № 212-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 212-ФЗ расчётным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ч. 2 ст. 10 Закона № 212-ФЗ).

В силу ч. 4 ст. 15 Закона № 212-ФЗ в течение расчётного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ ежемесячный обязательный платёж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платёж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днём, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Уплата сумм страховых взносов в более поздний по сравнению с установленным законом срок влечет начисление пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днём уплаты страховых взносов (ст. 25 Закона № 212-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Частью 3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ установлено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.

В соответствии с ч. 5, 6 ст. 25 Закона № 212-ФЗ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, процентная ставка пеней принимается равной одной трёхсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, налоговый орган вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.

Вместе с тем, при этом должны соблюдаться сроки, установленные Законом № 212-ФЗ для взыскания пеней, в отношении каждого дня просрочки.

Требование об уплате, в том числе пеней, направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи (ч. 2 ст. 22 Закона № 212-ФЗ).

Требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22 Закона № 212-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 22 Закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.

Как следует из части 1 ст. 19 Закона № 212-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

В силу части 5 ст. 19 Закона № 212-ФЗ, решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.

Как следует из части 5.4 Закона № 212-ФЗ, в случае пропуска сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

В соответствии с частью 5.5 статьи 19 Закона № 212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

Из части 5.7 ст. 19 Закона № 212-ФЗ следует, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления, установленный частями 5.5 и 5.6 настоящей статьи, может быть восстановлен судом.

В силу части 14 статьи 19 Закона № 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 данного Федерального закона.

Из статьи 20 Закона № 212-ФЗ следует, что в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 этого Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона № 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно части 3 статьи 20 Закона № 212-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Положения статей 19, 20 Закона № 212-ФЗ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов,

Таким образом, действующим законодательством установлена определенная последовательность осуществления органом Пенсионного фонда действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок и пени по уплате страховых взносов - процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания, этапами которой являются выставление требования об уплате недоимки и пени, вынесение решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках в случае неисполнения в установленный срок требования об уплате этой недоимки и обращение взыскания на имущество страхователя.

Реализация каждого этапа ограничена сроками.

Орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов и пеней только в случае пропуска срока на принятие решения о взыскании задолженности за счет денежных средств. Возможность взыскания недоимки по страховым взносам и пеней в судебном порядке в случае вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в установленный срок решения о взыскании задолженности за счет денежных средств и не вынесения постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя Законом № 212-ФЗ не предусмотрена.

Решение о взыскании от 05.12.2014 года № 066 204 14 ВД 0032041 (по требованию № 066 204 14 ТН 0134499 со сроком исполнения до 13.11.2014 года), решение о взыскании от 24.12.2014 года № 066 204 14 ВД 0032043 (по требованию № 06620440150238 со сроком исполнения до 23.12.2014 года) государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Адамовском районе Оренбургской области вынесены в установленный частью 5 ст. 19 Закона № 212-ФЗ срок.

Постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества предприятия государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Адамовском районе Оренбургской области не принимались.

Следовательно, государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Адамовском районе Оренбургской области 13.11.2015 года утрачена возможность взыскания недоимки по страховым взносам и пеням, указанным в требовании от 10.10.2014 года № 066 204 14 ТН 0134499, 23.12.2015 года утрачена возможность взыскания недоимки по страховым взносам и пеням, указанным в требовании от 02.12.2012 года № 06620440150238.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11.05.2010 года № 17832/09, реализация права на принудительное взыскание недоимки и пени во внесудебном порядке исключает возможность взыскания данных сумм в судебном порядке.

Таким образом, государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) налоговому органу передана задолженность предприятия по страховым взносам за полугодие 2014 года и 9 месяцев 2014 года в общей сумме 2 195 922,39 рублей, в том числе, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 1 930 467,47 рублей, пени за неуплату в установленный срок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 41 916,25 рублей, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 213 872,75 рублей, пени за неуплату в установленный срок страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 9 665,92 рублей, возможность взыскания которой по состоянию на 01.01.2017 года утрачена. Указанное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, заявленные требования не подлежат удовлетворению и по иным основаниям.

Пунктом 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из п. 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

По мнению налогового органа, срок взыскания задолженности в судебном порядке по требованию от 10.10.2014 года № 066 204 14 ТН 0134499 со сроком исполнения до 13.11.2014 года истек 13.11.2016 года, по требованию от 02.12.2012 года № 06620440150238 со сроком исполнения до 23.12.2014 года истек 23.12.2016 года. Документы, подтверждающие недоимку по страховым взносам и задолженность по пеням, указанным в названных требованиях, были получены налоговым органом 29.05.2017 года, в суд налоговый орган обратился 16.07.2017 года. В связи с этим налоговый орган указывает на пропуск срока подачи заявления в арбитражный суд по уважительным причинам, просит суд восстановить срок подачи заявления.

Заявленное налоговым органом ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления удовлетворению не подлежит, ввиду неуважительности причин пропуска срока подачи заявления в суд.

В статье 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.

Установление сроков для обращения в суд, порядок их течения во времени, момент начала и окончания, осуществляется для того, чтобы обеспечивать как реальную возможность судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, так и стабильность, определенность и предсказуемость правовых условий для субъектов соответствующих правоотношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 1999 года № 220-О, от 3 октября 2006 года № 439-О, от 15 июля 2008 года № 563-О-О, от 5 марта 2009 года № 253-О-О, от 8 апреля 2010 года № 456-О-О и др.).

По смыслу процессуального законодательства, восстановление пропущенного процессуального срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (плательщика сборов) причитающейся к уплате суммы налога (сбора, пени, штрафа) является правом суда, применяемым при наличии уважительных причин пропуска, а не обязанностью.

Согласно пункту 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 года № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска такого срока необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Как следует из материалов дела, установленный пунктом 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации двухлетний срок подачи заявления в суд со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога пропущен по состоянию на 01.01.2017 года. Пропуск срока подачи заявления не связан с датой предоставления государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) налоговому органу сведений о задолженности заинтересованного лица по страховым взносам и пеням.

Согласно письму ФНС России от 10.04.2017 года № СА-4-7/6772@,передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов сама по себе не является уважительной причиной пропуска срока.

При таких обстоятельствах заявитель утратил возможность взыскания с предприятия задолженности по страховым взносам за полугодие 2014 года и 9 месяцев 2014 года в общей сумме 2 195 922,39 рублей, в том числе, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 1 930 467,47 рублей, пеней за неуплату в установленный срок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 41 916,25 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 213 872,75 рублей, пеней за неуплату в установленный срок страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 9 665,92 рублей, в связи с истечением установленных сроков их взыскания.

Руководствуясь статьями 110, 159, 167-170, 176, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи заявления отказать.

2. В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).

Судья В.И. Сиваракша