ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-9016/07 от 12.11.2007 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности

по делу № А47-9 016/2007 АК-29

г. Оренбург                                                                      «12»  ноября 2007 г.

                                      Резолютивная часть решения объявлена 06.11.2007 г.

                                      Решение изготовлено в полном объеме  12.11.2007 г.

        Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Цыпкиной Е.Г., при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, проживающей по адресу: <...>, о признании незаконным и об отмене  постановления о назначении административного наказания № 828 от 29.08.2007 г., принятого Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Орску  Оренбургской области.

В судебном заседании приняли участие представители сторон:

от заявителя: не явился, считается извещенным надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;

от административного органа: не явился, считается извещенным надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

        При рассмотрении дела Арбитражный суд установил.

        Сотрудниками налогового органа 19.07.2007 г., на основании поручения заместителя начальника инспекции № 828 от 19.07.2007г., была проведена проверка  соблюдения Федерального закона от 22.05.03 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» терминала № 8310998 по оплате услуг сотовой связи,  расположенного по адресу <...>, ЦПКиО им. Поляничко, принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1

        В результате проверки установлено, что при оплате услуги сотовой связи в количестве 1 платежа на сумму 10 рублей, терминал выдал чек, на котором отсутствует заводской номер ККТ, порядковый номер чека, признак фискального режима.

        Результаты проверки 19.07.2007 г. зафиксированы: в акте проверки правильности выдачи чека ККТ, в акте проверки выполнения Федерального Закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ.

         19 июля 2007г. вынесено определение № 828 о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 14.5 КоАП РФ и проведении административного расследования.

16 августа 2007 г. в отношении индивидуального предпринимателя  ФИО1 в ее отсутствие составлен протокол № 828 об административном правонарушении. Данный протокол отправлен заказным письмом лицу, привлекаемому к административной ответственности 17.08.2007 г. и получено лично 23.08.2007г.

           29 августа 2007 г. исполняющим обязанности начальника инспекции вынесено постановление о назначении административного наказания № 828, согласно которому индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 рублей. Данное постановление получено ФИО1 06.09.2007 г. В суд с данным заявлением заявитель обратился 23.10.2007 г., т.е. с пропуском установленного срока на обжалование.

        Заявитель считает постановление по делу об административном правонарушении незаконным и подлежащим отмене, так как: основания для привлечения к административной ответственности за использование платежного терминала без ККТ у налогового органа отсутствуют, ответственность по ст. 14.5 предусмотрена за неприменение ККТ, а в данном случае речь идет о программно-техническом комплексе-автомате по приему платежей ОСМП-МИНИ, который контрольно-кассовой машиной не является.  

        Административный орган считает обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

         Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

        В силу ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до сорока тысяч рублей.

          Статьей 1 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Федеральный закон) определены основные понятия, используемые для целей настоящего Федерального закона. Так, контрольно-кассовой техникой, используемой при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт признаются - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

          Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

           В силу раздела 1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации от 30.08.1993 № 104, на предприятиях разрешается эксплуатация только тех типов ККТ, серийные образцы которых прошли испытания в установленном порядке и внесены в Государственный реестр.

           На основании п. 1 ст. 4 Федерального Закона ККТ, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций), индивидуальными предпринимателями, должна, в частности, иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

           Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 г. № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин», и в соответствии с требованиями, установленными ст. 1 Закона, наряду с контрольно-кассовыми машинами, оснащенными фискальной памятью, при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт допускается использование других электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также технических комплексов, их использование исключает привлечение юридического лица к ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ.

         Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении разъяснил, что под неприменением следует понимать использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст. 4 и 5 Закона), и использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в не фискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст. 4 Федерального Закона).

          Как следует из материалов дела, автомат по приему платежей принял денежную купюру достоинством 10 рублей, из них 7 руб. 01 коп. зачислено в счет оплаты услуг сотовой связи и 2 руб. 99 коп. в счет уплаты комиссии, то есть в счет оплаты услуг предпринимателя по приему и проведению платежа. Следовательно, имел место факт получения индивидуальным предпринимателем наличных денежных средств с клиента за оказанные услуги.

         Поскольку вышеназванный терминал, по сути, является автоматом по приему платежей, он должен быть оснащен ККТ. В действующем Государственном реестре представлена модель ККТ (ОСМП-МИНИ), разрешенная для применения в составе кассовых автоматов при условии размещения под кожухом кассового автомата и получения данных от кассового автомата по каналу связи (письмо Федерального агентства промышленности от 24.04.2006 N СП-1386/16 «По вопросу применения торговых автоматов»).

         Отсутствие у данного терминала фискального регистратора не позволяет в законно установленном порядке использовать его для приема наличных платежей от населения.

         Использование же данного терминала без фискального режима влечет применение к индивидуальному предпринимателю административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ. Факт принадлежности данного терминала подтверждается, номером ИНН, в чеке, выданном в момент оплаты, и не оспаривается заявителем.

         При таких обстоятельствах в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ.

         Доводы, изложенные в заявлении, по поводу правовых основаниях для привлечения к ответственности на основании ст. 14.5 КоАП РФ за использование платежного терминала без ККТ, судом отклоняются, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.

Кроме того, заявитель пропустил срок на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности, установленный ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 30.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В определении от 24.10.2007г. суд просил заявителя указать причины пропуска срока на обжалование  постановления по делу об административном правонарушении. Заявитель письменные пояснения и документы не представил. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока не заявил.       Данный факт является также основанием для отказа в удовлетворении требований.

        Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  суд

Р Е Ш И Л:

          1. В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1, отказать.

          Признать постановление о назначении административного наказания № 828 от 29.08.2007 г., принятое Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Орску Оренбургской области о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ст. 14.5. КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 рублей законным и обоснованным.

        Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

        Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru .

        Судья                                                                                   Е.Г. Цыпкина