АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046
http: //www.оrenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург 28 ноября 2013 года | Дело № А47-9063/2013 |
Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 28 ноября 2013 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Шабановой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Домогацкой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению № 01/03-9372 от 30.08.2013 (поступило в суд 30.08.2013) Открытого акционерного общества «Оренбургские авиалинии», Оренбургский район, п. Аэропорт, к Службе в городе Сочи Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, г. Сочи, об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 2396/А/1082/13 от 14.08.2013,
при участии в заседании:
от заявителя – представителя ФИО1 (доверенность № 43 от 14.02.2011),
от заинтересованного лица – не явился, извещен надлежаще в силу ч.1 ст. 123 АПК РФ;
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Оренбургские авиалинии» (далее – заявитель, общество, ОАО «Оренбургские авиалинии») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Службе в городе Сочи Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, административный орган) об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 2396/А/1082/13 от 14.08.2013.
Как следует из материалов дела, 16 июля 2013 года в 22 часа 46 минут в пункте пропуска «Адлер - аэропорт» выявлена гражданка Российской Федерации ФИО2, которая с целью въезда в Российскую Федерацию прибыла на воздушном судне Boeing 737, принадлежащем ОАО «Оренбургские авиалинии» и следующему по маршруту Алма-Ата (республика Казахстан) - город Сочи (Российская Федерация).
При прохождении паспортного контроля, с целью въезда в Российскую Федерацию, гражданка РФ ФИО2 в качестве действительного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ предъявила сотруднику пограничной службы Свидетельство о рождении серии I - A3 №548564, выданное 14.08.2006, тогда как, по состоянию на 16.07.2013 указанная гражданка достигла возраста 14 лет (дата рождения - 26 сентября 1995 года).
В соответствии с абз.2 ст. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ №828 от 08.07.1997, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ. Таким образом, пересекать государственную границу РФ указанная гражданка обязана была по паспорту гражданина РФ.
В соответствии с п.3.33 главы 3 Приложения №9 к Конвенции по международной гражданской авиации эксплуатанты воздушных судов в пункте посадки на бортвоздушного судна принимают необходимые меры, чтобы убедиться в том, что пассажиры имеют действительные проездные документы, предписанные государствами транзита и назначения.
По факту непринятия авиакомпанией мер по предотвращению попытки незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации гражданкой РФ ФИО2 14.08.2013 старшим специалистом по административному производству отделения дознания и административной практики Службы в г. Сочи Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю в отношении ОАО «Оренбургские авиалинии» составлен протокол об административном правонарушении № 2396/А/1082/13 по части 1 статьи 18.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
14.08.2013 начальник отделения дознания и административной практики Службы в г. Сочи Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю вынес постановление № 2396/А/1082/13, которым ОАО «Оренбургские авиалинии» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Кроме того, 16 июля 2013 года в 22 часа 50 минут в пункте пропуска «Адлер - аэропорт» выявлена еще одна гражданка Российской Федерации Теймурова Бериван Расуловина, которая с целью въезда в Российскую Федерацию прибыла на воздушном судне Boeing 737, принадлежащем ОАО «Оренбургские авиалинии» и следующему по маршруту Алма-Ата (республика Казахстан) - город Сочи (Российская Федерация).При прохождении паспортного контроля, с целью въезда в Российскую Федерацию, гражданка РФ ФИО4 в качестве действительного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, предъявила сотруднику пограничной службы Свидетельство о рождении серии I - A3 №264913, выданное 24.03.1997, однако, по состоянию на 16.07.2013 указанная гражданка достигла возраста 14 лет (дата рождения - 09 марта 1997 года).
14.08.2013 старшим специалистом по административному производству отделения дознания и административной практики Службы в г. Сочи Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю в отношении ОАО «Оренбургские авиалинии» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 18.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях и начальником отделения дознания и административной практики Службы в г. Сочи Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю вынесено постановление, которым ОАО «Оренбургские авиалинии» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением № 2396/А/1082/13 от 14.08.2013, общество обжаловало его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что ОАО «Оренбургские авиалинии» совершило правонарушение, предусмотренное п.1 ст. 18.14 КоАП РФ и признало свою вину. Однако, привлечение юридического лица к административной ответственности дважды за одно и тоже административное правонарушение является основанием для признания постановления административного органа незаконным.
Административный орган требования заявителя не признает, указав, в частности, в возражении на заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, что 16.07.2013 в пункте пропуска, расположенном в международном аэропорту г. Сочи, гражданка ФИО2 нарушила государственную границу в 22 часа 46 минут, а гражданка ФИО4 нарушила государственную границу в 22 часа 50 минут. В связи с чем, при производстве по делам об административных правонарушениях №№2396/А/1081/13, 2396/А/1082/13 заинтересованным лицом нарушений норм Кодекса РФ об административных правонарушениях не допущено.
Исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя и возражения административного органа, арбитражный суд признает требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (п. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). То есть административная ответственность наступает в случае неисполнения лицом определенных обязанностей, которые возложены на него в установленном законом порядке.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает наличие законных оснований для применения административного наказания и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Открытому акционерному обществу «Оренбургские авиалинии» вменено административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 статьи 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 18.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непринятие транспортной или иной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию или незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного названной нормой, состоит в непринятии транспортной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон N 114-ФЗ), выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации.
В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.
Согласно статье 3 Закона N 114-ФЗ порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и Законом N 114-ФЗ.
Статьей 6 Закона N 114-ФЗ установлено, что выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется настоящим Федеральным законом.
Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется - паспорт).
В силу абз. 2 ст. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ №828 от 08.07.1997г., паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.
Согласно ст. 9 Закона РФ «О государственной границе РФ» от 01.04.1993 № 4730-1 (далее – Закон № 4730-1 от 01.04.1993) пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Правила пересечения Государственной границы РФ лицами и транспортными средствами непосредственно связаны с порядком пропуска через границу, который производится только в установленных пунктах пропуска и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию РФ, либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывшими из пределов РФ.
Основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных (ст. 11 Закона РФ «О государственной границе РФ» № 4730-1 от 01.04.1993).
Статьей 14 Закона № 4730-1 от 01.04.1993 установлено, что лица, воздушные суда, российские и иностранные морские, речные суда и военные корабли, другие транспортные средства, пересекшие Государственную границу в нарушение правил, установленных настоящим Законом, признаются нарушителями Государственной границы.
В соответствии с пунктом 3.33 Главы 3 Приложения N 9 к "Конвенции по международной гражданской авиации" (далее - Конвенция) эксплуатанты воздушных судов в пункте посадки на борт воздушного судна принимают необходимые меры, чтобы убедится в том, что пассажиры имеют действительные проездные документы, предписанные государствами транзита и назначения.
В нарушение вышеуказанных норм ОАО «Оренбургские авиалинии» в пункте посадки на борт воздушного судна не предприняло мер по предотвращению попытки незаконного пересечения границы РФ пассажирами – гражданками Российской Федерации ФИО2 и ФИО4 Бериван Р-ны, не имеющих действительных документов, удостоверяющих личность, и дающих право на пересечение Государственной границы Российской Федерации. В результате невыполнения требований вышеуказанных нормативно-правовых актов пассажиры незаконно проникли на борт воздушного судна и пересекли государственную границу РФ.
В этой связи следует признать установленным наличие в действиях заявителя объективной стороны вмененного ему правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 18.14 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" разъяснено, что для решения вопроса о виновности юридического лица в совершении правонарушения арбитражным судам требуется установить, имелась ли у соответствующего лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, приняты ли им все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъективная сторона выявленного правонарушения (вина) общества выражается в непринятии заявителем всех зависящих от него мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использование его для незаконного въезда в Российскую Федерацию.
Невыполнение указанных действий юридическим лицом, при наличии для этого возможностей и отсутствии каких-либо препятствий, свидетельствует о наличии вины общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.14 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем требований законодательства при пересечении границы РФ при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о доказанности административным органом субъективной стороны (вины) вменяемого заявителю административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.14 КоАП РФ.
Таким образом, судом установлен состав правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 18.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, который заключается в том, что транспортная организация, осуществляющая международную перевозку, не приняла входящие в ее обязанности меры по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию, повлекшее незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями.
Процессуальных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Как следует из материалов дела и устных пояснений заявителя в ходе судебного заседания факт совершения вменяемого правонарушения, обществом не оспаривается.
ОАО «Оренбургские авиалинии» признало себя виновным в совершении правонарушения, исполнив Постановление 2396/А/1081/13 от 14.08.2013 и уплатив штраф в размере 75 000 руб.
Между тем, в соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Привлечение юридического лица к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение является основанием для признания постановления административного органа незаконным.
Принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения выражается в исключении производства по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), если по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется административное производство, имеется постановление о назначении административного наказания.
Объектом правонарушения по статье 18.14 КоАП РФ является посягательство на установленный порядок пересечения Государственной границы РФ. С субъективной стороны правонарушение характеризуется непринятием со стороны организации или владельца транспортного средства входящих в их обязанности мер по предотвращению использования транспортного средства для незаконного пересечения границы.
В рассматриваемом случае, поскольку обе гражданки прибыли в Российскую Федерацию одновременно –16.07.2013, на одном транспортном суде, принадлежащем ОАО «Оренбургские авиалинии», выполнявшим рейс из Алма-Аты в Сочи, то заявителем было совершено одно административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.14 КоАП РФ, за которое оно может быть привлечено к административной ответственности - за непринятие транспортной или иной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию или незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями.
Выявленное административным органом нарушение - непринятие ОАО «Оренбургские авиалинии» входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию или незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями (в данном случае двумя), образуют одно событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.14 КоАП, за совершение которого должно быть назначено одно, предусмотренное названным Законом наказание.
Между тем, административным органом были вынесены два постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 18.14 КоАП РФ. Следовательно, в нарушение пункта 5 статьи 4.1 КоАП РФ общество два раза привлечено к ответственности за одно и то же административное правонарушение.
На основании изложенного суд считает, что постановление № 2396/А/1082/13 от 14.08.2013 подлежит признанию незаконным и отмене.
Доводы административного органа о совершении обществом двух административных правонарушений, судом отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм права.
Иные доводы, приводимые сторонами по данному спору, судом не принимаются во внимание, как основанные на неверном толковании норм материального права и противоречащие материалам дела, а также в виду того, что данные обстоятельства не имеют правового значения и не влияют на исход рассмотрения настоящего дела.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку в соответствии с положениями п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
1. Требования Открытого акционерного общества «Оренбургские авиалинии» удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление № 2396/А/1082/13 от 14.08.2013 по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания по ч. 1 ст. 18.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 75 000 руб., вынесенное начальником отделения дознания и административной практики Службы в городе Сочи Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю подполковником юстиции ФИО5 в отношении Открытого акционерного общества «Оренбургские авиалинии» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Оренбургская область, Оренбургский район, п. Аэропорт)
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Жалобы подаются через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Т.В.Шабанова