АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Володарского, 39, г. Оренбург, 460046
e-mail: info@orenburg.arbitr.ru
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-933/2010
24 марта 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2010 года
В полном объеме решение изготовлено 24 марта 2010 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Савиновой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пикмулиной Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело, возбужденное по заявлению Администрации муниципального образования Алексеевский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области, с. Алексеевка Ташла Ташлинского района Оренбургской области к Отделению государственного пожарного надзора по Ташлинскому району, с. Ташла Ташлинского района Оренбургской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 29.01.2010г.,
с участием в судебном заседании:
от заявителя – главы администрации ФИО1 (удостоверение № 86 от 01.04.2006г.),
от ответчика – инженера территориального отдела ГПН на транспорте УГПН ФИО2 (доверенность от 01.06.2009г. № 4018-1).
Процессуальные права и обязанности разъяснены лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отводов суду, секретарю, ведущему протокол судебного заседания, не заявлено.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 17.03.2010г. по 23.03.2010г.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражный суд установил:
Администрация муниципального образования Алексеевский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области (далее по тексту – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Отделению государственного пожарного надзора по Ташлинскому району о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 29.01.2010г.
От представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области поступило ходатайство о замене ненадлежащего ответчика – Отделения государственного пожарного надзора по Ташлинскому району (далее по тексту – ОГПН) на надлежащего – Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области. Ходатайство мотивировано тем, что согласно положения от 23.04.2009г. Отделение государственного пожарного надзора по Ташлинскому району не является юридическим лицом является структурным подразделением Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области и подчиняется ему.
Заявитель против удовлетворения данного ходатайства не возражает.
Ходатайство судом удовлетворено на основании статей 48, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.01.2010г. в 01 часов 10 минут на пункт связи отдельного поста 39 пожарной части с. Ташла поступило сообщение о пожаре в надворных постройках на участке домовладения по адресу: <...>.
Отделением государственного пожарного надзора по Ташлинскому району установлено, что выезд муниципальной пожарной охраны с. Алексеевка на тушение пожара в п. Солнечный администрацией муниципального образования Алексеевский сельсовет в лице главы сельсовета ФИО1 обеспечен не был.
По мнению, ОГПН тем самым Администрацией нарушены: п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 105, п. 106, п. 107 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 313 (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2003г. № 4838), п. 3.1, 3.2, раздела 3 и пункта 41 приложения 1 Постановления главы Ташлинского района от 20.02.2007г. № 80п «О мерах по улучшению организации пожаротушения в Ташлинском районе», п. 1.2 Постановления главы Ташлинского района от 27.07.2009г. № 498п «Об обеспечении мероприятий по тушению пожаров на территории Ташлинского района в осенне-зимний период 2009-2010гг.».
По указанному факту был составлен протокол об административном правонарушении от 21.01.2010г.
На основании указанных документов начальником ОГПН 29.01.2010г. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении Администрации муниципального образования Алексеевский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Администрация не согласилась с указанным постановлением по делу об административном правонарушении от 29.01.2010г. и обратилась с настоящим заявлением в Арбитражный суд Оренбургской области.
Свои требования о незаконности оспариваемого постановления заявитель мотивирует тем, что в действиях Администрации отсутствует событие правонарушения, первичные меры пожарной безопасности соблюдены.
Заслушав доводы и пояснения стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (п. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). То есть административная ответственность наступает в случае неисполнения лицом определенных обязанностей, которые возложены на него в установленном законом порядке.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – Правила), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003г. № 313 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В пункте 11 Правил установлено, что в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:
реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях;
создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;
создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;
организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;
обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
В соответствии с ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008г. № 124-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту – Федеральный закон от 22.07.2008г. № 124-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008г. № 124-ФЗ предусмотрено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии с п. 3.3., 3.4 Постановления главы Ташлинского района от 20.02.2007г. № 80п «О мерах по улучшению организации пожаротушения в Ташлинском районе» главам сельсовета рекомендовано содержать пожарную и приспособленную для пожаротушения технику в исправном состоянии, заправленную топливом, средствами пожаротушения (водой), укомплектованную пожарно-техническим вооружением инвентарем по нормам табельной положенности, обеспечить стоянку техники добровольной пожарной охраны в теплых гаражах (боксах) в зимнее время.
Кроме того, в материалах дела имеется план привлечения сил и средств на тушение пожаров на территории муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области, утвержденный в 2008г. начальником Главного управления МЧС России по Оренбургской области, согласно которого при привлечении ДПД Алексеевки для тушения пожара привлекается машина АЦ-40(130) (л.д. 40). Данная машина указана и в плане привлечения сил и средств на тушение пожаров в Ташлинском районе (приложение к постановлению главы администрации района от 20.02.2007г. № 80п) (л.д. 39).
В соответствии с требованиями п. 105 Правил пожарные автомобили следует содержать в пожарных депо или специально предназначенных для этих целей боксах, которые должны иметь отопление, электроснабжение, телефонную связь, твердое покрытие полов, утепленные ворота, другие устройства и оборудование, необходимые для обеспечения нормальных и безопасных условий работы личного состава пожарной охраны.
Не разрешается снимать с пожарных автомобилей пожарно-техническое вооружение и использовать пожарную технику не по назначению.
Пунктом 106 Правил предусмотрено, что пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарно-техническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 21.01.2010г., постановления о назначении административного наказания от 29.01.2010г., объяснений диспетчера отдельного поста ФИО3 глава администрации Алексеевского сельсовета ФИО1 не обеспечил выезд пожарного автомобиля, поскольку он находился в не отапливаемом помещении, не заправлен водой и на тушение пожара выехать не может.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами, правилами.
Диспозиция ч. 1 ст. 20.4 Кодекса носит бланкетный характер. Такое ее построение вызвано необходимостью обеспечения сочетания стабильности административно-деликтного законодательства и динамизма охраняемых им общественных отношений, а также, что немаловажно, практической невозможностью включить в Кодекс все положения из многочисленного перечня противопожарных нормативных правовых актов (ГОСТов, Правил пожарной безопасности, Строительных норм и правил, отраслевых и региональных правил пожарной безопасности и т.д.).
Таким образом, под нарушением требований пожарной безопасности, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих противопожарным правовым нормам, либо пассивное невыполнение требований пожарной безопасности.
Эти нарушения могут выражаться как в виде общественно опасного действия, так и в виде общественно опасного бездействия. Последний вид нарушения может выражаться либо в полном неисполнении, либо в ненадлежащем исполнении требований пожарной безопасности, т.е. специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Администрация требования п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 105, п. 106, п. 107 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации в части содержания пожарной машины и оборудования для нее отапливаемого бокса не выполнила.
В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела имеется письмо заявителя от 04.12.2009г. № 09 в котором указано, что на обеспечение первичных мер пожарной безопасности по администрации муниципального образования Алексеевский сельсовет были запланированы финансовые средства в сумме 202 000 руб.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у Администрации была возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, однако заявителем не были приняты все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению данных требований, в связи с чем является виновным в совершении вменяемого ему правонарушения.
Процессуальных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену обжалуемого постановления, судом не установлено.
Доводы заявителя о том, что в муниципальную собственность муниципального образования Алексеевский сельсовет не входит пожарная машина, в связи с чем Администрация не несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, отклоняются судом, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 37, 38 указанного Федерального закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно Уставу муниципального образования Алексеевский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области, утвержденному решением Совета Депутатов муниципального образования Алексеевский сельсовет 11.09.2009г. № 36/105-рс, к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу п. 2, 10, 21, 23, 118 Правил организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, поскольку Администрация муниципального образования Алексеевский сельсовет является лицом ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, Отделение государственного пожарного надзора по Ташлинскому району обоснованно привлекло ее к административной ответственности.
Вместе с тем, изучив материалы дела, суд считает, что оспариваемое постановление следует признать незаконным в части определения размера административного штрафа, наложенного на заявителя, в сумме 5 000 рублей. Выводы суда основываются на следующем.
В п.1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно п.3 данной нормы при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно оспариваемому постановлению заявитель привлечён к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 000 руб., тогда как санкция, установленная п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает штраф от 10 000 руб. до 20 000 руб.
Суд считает, что ответчиком при определении меры наказания с учётом конкретных обстоятельств дела необоснованно применён административный штраф в размере 15 000 руб.
Административное наказание как мера юридической ответственности заключает в себе определённый объём правовой нагрузки, строго регламентированный санкциями соответствующих, подлежащих применению статей Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях. Административное наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку противоправного деяния (действия или бездействия). Отягчающие ответственность обстоятельства предусматривают условия, при которых возможно усиление административной ответственности.
Статьёй 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Данный перечень не подлежит расширительному толкованию.
Суд, исследовав материалы дела, не установил обстоятельств, отягчающих административную ответственность заявителя, которые перечислены в ст. 4.3 Кодекса.
Представитель ответчика в судебном заседании подтвердил, что вменяемое заявителю административное правонарушение с учётом положений пп. 2 п. 1 ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершено им впервые.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии необходимых и достаточных оснований для не применения к заявителю на момент вынесения оспариваемого постановления минимальной санкции, предусмотренной п. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учётом изложенного, оспариваемое постановление Отделения государственного пожарного надзора по Ташлинскому району по делу об административном правонарушении от 29.01.2010г. следует признать незаконным в части наложения штрафа в сумме 5 000 руб. В остальной части отказать.
Руководствуясь ст.ст. 48, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Произвести замену ненадлежащего ответчика Отделение государственного пожарного надзора по Ташлинскому району на надлежащего – Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области.
2. Требование Администрации муниципального образования Алексеевский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области, с. Алексеевка Ташла Ташлинского района Оренбургской области удовлетворить частично.
3. Признать незаконными и отменить постановление Отделения государственного пожарного надзора по Ташлинскому району по делу об административном правонарушении от 29.01.2010г. в части наложения штрафа в размере 5 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://www.18aac.ru/) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (http://www.fasuo.arbitr.ru).
Судья Савинова М.А.