ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-9479/19 от 21.11.2019 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-9479/2019

22 ноября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 22 ноября 2019 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовой В.И. в судебном заседании рассмотрел дело по заявлению акционерного общества «Оренбургнефтеотдача» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, врио главного государственного инспектора городского округа г.Бугуруслан, Бугурусланскому, Северному районам по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления № 1-7-2019 от 14.06.2019 года о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представители лиц, участвующих в деле:

от заявителя - ФИО2, доверенность от 14.01.2019 года № 3/01/2019-ОНО, постоянная, паспорт, диплом,

от заинтересованного лица (Управление) - ФИО3, доверенность от 14.01.2019 года № 3, постоянная, паспорт, копия диплома; ФИО4, начальник отдела, доверенность от 18.12.2018 года № 90, постоянная, удостоверение, копия диплома,

от заинтересованного лица (ФИО1) - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии с частью 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.

Акционерное общество «Оренбургнефтеотдача» (далее – общество, заявитель, АО «Оренбургнефтеотдача») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее – Управление, заинтересованное лицо), врио главного государственного инспектора городского округа г.Бугуруслан, Бугурусланскому, Северному районам по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области ФИО1 (далее - главный государственный инспектор ФИО1) о признании незаконным и отмене постановления № 1-7-2019 от 14.06.2019 года о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование заявленных требований общество указывает на то, что при проведении плановой выездной проверки и при производстве по делу об административном правонарушении главным государственным инспектором ФИО1 допущены существенные процессуальные нарушения - акт проверки и протокол об административном правонарушении ею не подписаны, что должно повлечь безусловную отмену оспариваемого постановления.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву. В обоснование возражений Управление указывает, что акт проверки и протокол об административном правонарушении главным государственным инспектором ФИО1 подписаны, отсутствие её подписи в предоставленных обществу копиях акта проверки и протокола об административном правонарушении не является существенным процессуальным нарушением. В оригиналах акта проверки и протокола об административном правонарушении имеются отметки об их получении представителем общества. Кроме того, не подписание акта проверки должностным лицом не являетсягрубым нарушением установленных Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) требований к организации и проведению проверок (статья 20).

При рассмотрении материалов дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

И.о. руководителя Управления в отношении АО «Оренбургнефтеотдача» вынесено распоряжение органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 29.04.2019 № Р/1084, проверка назначена с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, задачей проверки является обеспечение соблюдения заявителем земельного законодательства, требований охраны и использования земель. Лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначена главный государственный инспектор ФИО1

Уведомление от 08.05.2019 года о плановой выездной проверке обеспечения соблюдения АО «Оренбургнефтеотдача» земельного законодательства, требований охраны и использования земель на земельных участках с местоположением, в том числе, Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет, кадастровый номер 56:28:1720008:23 04.06.2019 года, направлено в адрес общества и получено последним 27.05.2019 года.

Генеральным директором управляющей организации общества ООО "ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара" 03.06.2019 года ФИО5 выдана доверенность № 19/06/2019-ОНО на представление интересов заявителя в Управлении для участия в плановой выездной проверке соблюдения требований земельного законодательства, требований охраны и использования земель (назначенной распоряжением от 29.04.2019 года № Р/1084), а также в случае выявления в ходе проверки нарушения на участие при составлении протокола об административном правонарушении со всеми предоставленными правами, срок действия доверенности - до 30.06.2019 года.

В ходе плановой выездной проверке главным государственным инспектором ФИО1 установлено, что администрацией муниципального образования Северный район (арендодатель) и АО «Оренбургнефтеотдача» (арендатор) 10.05.2018 года заключен договор аренды № 22, согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования с кадастровым номером 56:28:1720008:23, местоположение: Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет, кадастровый номер 56:28:1720008:23, общей площадью 3 600,0 кв.м. Срок аренды установлен с 01.04.2018 года по 31.05.2033 года (п. 2.1. договора).

Земельный участок с местоположением: Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет, учтен в ЕГРН с кадастровым номером 56:28:1720008:23, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, права на земельный участок не зарегистрированы в ЕГРН. Земельный участок входит в границы Кирсановского нефтяного месторождения, лицензия на осуществлении деятельности по разведке и добыче углеводородного сырья выдана обществу. При осмотре земельного участка с кадастровым номером 56:28:1720008:23 установлено наличие эксплуатационной скважины № 6Р, состоящей непосредственно из станка-качалки, фонтанной арматуры. В юго-восточной части земельного участка расположено сооружение блок-гребенки, границы земельного участка по периметру обозначены глиняно-земельной насыпью. Согласно результатам обмера, площадь земельного участка составляет 3 600,0 кв. м.

При проведении проверки присутствовал представитель общества ФИО5

По результатам проверки главным государственным инспектором ФИО1 04.06.2019 года составлен акт проверки органом государственного надзора № 20 с приложением обмера площади земельного участка (приложение № 1) и фототаблицы (приложение № 2).

Главным государственным инспектором ФИО1 04.06.2019 года в присутствии представителя общества ФИО5 в отношении АО «Оренбургнефтеотдача» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Главным государственным инспектором ФИО1 04.06.2019 года вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении по делу № 1-7-2017 - 14.06.2019 года в 11 часов 00 минут по адресу: <...>.

Главным государственным инспектором ФИО1 в отсутствие законного представителя заявителя 14.06.2019 года вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № 1-7-2019, согласно которому общество привлечено к административной ответственности по части 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, АО «Оренбургнефтеотдача» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием предусмотрена частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективная сторона указанного правонарушения выражается в использовании земель не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, в том числе изменение правового режима земель и осуществление непредусмотренных видов деятельности.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв).

Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Статьей 42 Земельного кодекса установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии со статьей 43 Земельного кодекса граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено названным Кодексом, федеральными законами. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 названного Кодекса.

В силу положений пункта 1 ст. 77 Земельного кодекса, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Пунктом 1 ст. 78 Земельного кодекса определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В соответствии с п. 2 данной статьи, использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Согласно приложению к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 года № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", видом разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного использования является ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20 (растениеводство; выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур; овощеводство; выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур; садоводство; выращивание льна и конопли; животноводство; скотоводство; звероводство; птицеводство; свиноводство; пчеловодство; рыбоводство; научное обеспечение сельского хозяйства; хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках; питомники; обеспечение сельскохозяйственного производства; сенокошение; выпас сельскохозяйственных животных), в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Содержание видов разрешенного использования, перечисленных в настоящем классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 Земельного кодекса ограничен его целевым назначением.

Как установлено судом, спорный земельный участок с кадастровым номером 56:28:1720008:23 отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Факт использования данного земельного участка обществом с размещением эксплуатационной скважины № 6Р установлен судом, подтвержден материалами дела и обществом не оспаривается.

Поскольку действующим законодательством на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использования земли в соответствии с установленным для них целевым назначением, а обществом, как фактическим пользователем спорного земельного участка, данная обязанность не выполнена, в его действиях присутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.

Вина заявителя выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства в сфере рационального использования и охраны земель (почв), однако, исходя из обстоятельств административного правонарушения, заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований, не была проявлена должная степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения правил и норм действующего законодательства.

Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.

На основании изложенного суд поддерживает вывод заинтересованного лица о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выраженного в использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения для размещения эксплуатационной скважины № 6Р, в отсутствие перевода земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель, использование обществом спорного земельного участка не соответствует целевому назначению данной категории земель.

Частью 1 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ определено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из части 2 данной статьи следует, что в акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

В соответствии с частью 4 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ, акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Акт проверки органом государственного надзора № 20 от 04.06.2019 года соответствует предъявляемым к нему частью 2 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ требованиям, главным государственным инспектором ФИО1 подписаны акт проверки, каждая страница акта проверки и приложения к акту проверки. Акт проверки подписан представителем АО «Оренбургнефтеотдача» ФИО5 (им подписана каждая страница акта), имеются отметки об ознакомлении представителя общества с актом проверки и получении им акта со всеми приложениями. Оригинал акта проверки представлялся заинтересованным лицом на обозрение суда.

В экземпляре акта проверки органом государственного надзора № 20 от 04.06.2019 года, предоставленном АО «Оренбургнефтеотдача» на обозрение суда, в графе "Подписи лиц, проводивших проверку", отсутствует подпись главного государственного инспектора ФИО1 Вместе с тем, вторая и третья страницы акта, приложения № 1 и № 2 к акту главным государственным инспектором ФИО1 подписаны.

Частью 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Частью 2 ст. 20 названного Федерального закона не подписание должностным лицом, проводившим проверку, экземпляра акта проверки, врученного проверяемому юридическому лицу, не отнесено к грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок, влекущим недействительность результатов проверки.

В соответствии с пунктом 10 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Согласно абзацу 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Абзацами 3 и 4 пункта 4 приведенного Постановления предусмотрено, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Наличие либо отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, перечень которых содержится в ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и к которым отнесен протокол об административном правонарушении.

Частью 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 ст. 28.2 КоАП РФ)..

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 ст. 28.2 КоАП РФ).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Составленный главным государственным инспектором ФИО1 в отношении АО «Оренбургнефтеотдача» протокол об административном правонарушении от 04.06.2019 года по части 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (оригинал протокола представлялся на обозрение арбитражного суда) соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию и порядку оформления данного протокола. Указанный протокол составлен в присутствии представителя общества ФИО5, им подписана каждая страница протокола, в протоколе им собственноручно даны письменные пояснения по существу выявленного нарушения, имеется его расписка в разъяснении прав и обязанностей, в получении копии протокола. Протокол об административном правонарушении подписан главным государственным инспектором ФИО1, ею также подписана каждая страница протокола.

В предоставленной обществом копии протокола об административном правонарушении от 04.06.2019 года (оригинал копии протокола представлялся на обозрение арбитражного суда) в графе "Подпись должностного лица, составившего протокол" отсутствует подпись главного государственного инспектора ФИО1

Не подписание главным государственным инспектором ФИО1 врученной заявителю копии протокола об административном правонарушении от 04.06.2019 года не является существенным нарушением, данное нарушение не создало препятствий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Оснований для признания правонарушения малозначительным с учетом фактических обстоятельств дела судом первой инстанции не установлено.

Заявитель субъектом малого и среднего предпринимательства не является, что исключает применение положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом требований ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание назначено заинтересованным лицом в минимальном размере санкции части 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).

Судья В.И. Сиваракша