АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-9843/2018
24 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2019 года
В полном объеме решение изготовлено июня 2019 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Вишняковой А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кваркенскому району ОГРН <***> ИНН <***>, с. Кваркено, Кваркенский район Оренбургской области
к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск Национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области" ОГРН <***> ИНН <***>, г. Оренбург
о взыскании 3 990 руб. 17 коп.
В судебном заседании присутствовали:
от истца: ФИО1, доверенность от 02.08.2018, сроком на 3 г., удостоверение.
от ответчика: ФИО2, доверенность от 11.12.2018, сроком по 31.12.2019.
Отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кваркенскому району обратилось в арбитражный суд к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск Национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области" с исковым заявлением о взыскании 11 927 руб. 30 коп. стоимости коммунальных расходов за период с 29.06.2017 по 31.12.2017.
В судебном заседании истец уменьшил исковые требования до 3 990 руб. 17 коп. (уточненная редакция от 05.06.2019).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
В силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшение исковых требований судом принято, иск рассматривается о взыскании 3 990 руб. 17 коп.
Ответчик в письменных возражениях на исковое заявление указывает, что государственный контракт за 2017 год о возмещении расходов по оплате потребленных коммунальных услуг заключен не был, так как он не размещен ни в плане закупок, ни в плане-графике, а также отсутствует в реестре контрактов. По мнению ответчика, в силу п. 4 ст.1109 ГК РФ не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта.
В ходе судебного заседания представитель ответчика пояснил, что арифметический расчет истца верный, ссылается на отсутствие денежных средств для возмещения расходов по оплате потребленных коммунальных ресурсов, настаивает на удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины.
Истец, ответчик не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
Между отделением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кваркенскому району (ссудодатель, истец) и федеральным государственным казенным учреждением «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области» (ссудополучатель, ответчик) 18.07.2016 заключен договор безвозмездного пользования № 68 (том 1 л.д. 17-21).
Согласно пункту 1.1 ссудодатель на основании ст. 698-701 Гражданского кодекса Российской Федерации передает ссудополучателю, а ссудополучатель принимает во временное безвозмездное пользование недвижимое имущество (помещения).
Передаваемые помещения расположены в двухэтажном административном здании, литер Е, с местоположением: <...>. Общая площадь передаваемого помещения – 9,8 кв. м. (пункт 1.2).
Договор заключается сроком на 3 года, вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует с 29.06.2017 по 29.06.2020 (пункт 2.1).
В силу пункта 3.3.10 (в редакции дополнительного соглашения от 10.05.2018 т. 1 л.д. 28) ссудополучатель обязуется возмещать потребленные коммунальные ресурсы. Договор на возмещение коммунальных услуг заключается с ФГКУ «УВО ВНГ России по Оренбургской области» в лице Адамовского отделения вневедомственной охраны – филиала федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск Национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области".
Помещение по договору передано ссудополучателю на основании акта сдачи-приемки нежилых помещений (т.1, л.д. 22).
Проект государственного контракта (договора) о возмещении расходов по оплате потребленных коммунальных услуг на 2017 год с подробным расчетом направлялся ответчику, однако не был согласован и подписан последним. Ответа с информацией об отказе согласования проекта не поступало.
Истец (ссудодатель) заключил с ресурсоснабжающими организациями договоры на возмещение потребленных коммунальных услуг, о чем в материалы дела представлены:
1. Контракт № 48416 на поставку электрической энергии от 26.09.2017 (т. 2, л.д.4-22),
2. Контракт № 48416 на поставку электрической энергии от 13.09.2017 (т.2, л.д. 23-32),
3. Контракт № 48416 на поставку электрической энергии от 25.12.2017 (т.2, л.д. 33-43),
4. Государственный контракт (договор поставки газа № 56-4-1053/17) от 05.04.2017 (т. 2, л.д. 44-48).
Претензия о погашении задолженности в сумме 11 927 руб. 30 коп. направлена 18.06.2018 (т. 1 л.д. 8-9).
От ответчика поступила информация от 01.08.2018 о том, что подписан государственный контракт о возмещении расходов по оплате потребленных коммунальных услуг в занимаемых помещениях за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, оплата по данному контракту будет производится в соответствии с условиями предусмотренными вышеуказанным контрактом (т. 1 л.д. 10).
С учетом корректировки в судебном заседании суммы долга пропорционально занимаемой ответчиком площади, сумма задолженности за период с 29.06.2017 по 31.12.2017 составила 3 990 руб. 17 коп.
В связи с тем, что ответчиком не возмещены затраты на коммунальные услуги, истец обратился в суд с настоящим иском.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
Досудебный претензионный порядок разрешения споров служит целям добровольной реализации гражданско-правовых санкций без обращения за защитой в суд. Совершение спорящими сторонами обозначенных действий после нарушения (оспаривания) субъективных прав создает условия для урегулирования возникшей конфликтной ситуации еще на стадии формирования спора, то есть стороны могут ликвидировать зарождающийся спор, согласовав между собой все спорные моменты, вследствие чего отпадает необходимость в его судебном разрешении.
Целью установления претензионного порядка разрешения спора, среди прочего, является экономия средств и времени сторон, сохранение между сторонами партнерских отношений, уменьшение нагрузки судов. При этом претензионный порядок не должен являться препятствием защите лицом своих прав в судебном порядке.
Суду необходимо учитывать цель претензионного порядка и перспективы досудебного урегулирования спора.
При наличии доказательств свидетельствующих о невозможности досудебного урегулирования спора, иск подлежит рассмотрению в суде (п. 4 раздела II "Процессуальные вопросы" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015) Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015).
Более того, исходя из сроков рассмотрения претензии, времени нахождения искового заявления в суде, учитывая осведомленность ответчика о наличии в его адрес притязаний, отсутствие доказательств добровольного удовлетворения требований или попыток урегулирования спора, иск подлежит рассмотрению по существу.
Истцом соблюден досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 64 от 23.07.2009 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" поскольку отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 248, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (бремя содержания имущества), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (право оперативного управления) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно статье 695 Гражданского кодекса Российской Федерации (обязанности ссудополучателя по содержанию вещи), ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ) (по аналогии).
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22).
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Обладатели права оперативного управления с момента его возникновения (регистрации) обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Указанная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 304-ЭС15-6285.
На основании распоряжения от 29.12.2016 № 560-р Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, административное здание ОВД с пристроем, назначение: нежилое, 2-1 – этажный, общая площадь 672,4 кв.м, по адресу <...> находится в оперативном управлении истца (т. 2, л.д. 82-83).
По договору безвозмездного пользования № 68 от 16.07.2017 ответчику истцом с согласия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 29.06.2017 №СП-56/13-3242 и на основании совместного приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и МВД России от 30.09.2016 № 105/607 переданы: 9,8 кв.м площади помещения (с. Кваркено).
В силу пункта 3.3.10 (в редакции дополнительного соглашения от 10.05.2018 т. 1 л.д. 28) ссудополучатель обязуется возмещать потребленные коммунальные ресурсы. Договор на возмещение коммунальных услуг заключается с ФГКУ «УВО ВНГ России по Оренбургской области» в лице Адамовского отделения вневедомственной охраны – филиала федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск Национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области".
Истцом заключены самостоятельные договоры (контракты) с ресурсоснабжающими организациями.
На рассматриваемый период с 29.06.2017 по 31.12.2017 коммунальные расходы ответчиком истцу не возмещены.
Расчет произведен истцом пропорционально занимаемой ответчиком площади по выставленным ресурсоснабжающими организациями первичным документам за спорный период.
Спора у сторон по расчету нет, контррасчет ответчика соответствует расчету истца к последней редакции уточненных исковых требований. Указанный расчет проверен, возражений нет.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив, что энергоресурсы пропорционально занимаемой площади потреблялись, а оплата не произведена, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании долга в размере 3 990 руб. 17 коп.
Доводы ответчика об отсутствии в спорный период государственного контракта на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг, как основания освобождения от возмещения истцу предъявляемых расходов судом отклоняются по следующим основаниям.
Согласно пункту 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта (по аналогии).
Кроме того, в силу пункта 3.3.10 (в редакции дополнительного соглашения от 10.05.2018 т. 1 л.д. 28) ссудополучатель обязуется возмещать потребленные коммунальные ресурсы. Договор на возмещение коммунальных услуг заключается с ФГКУ «УВО ВНГ России по Оренбургской области» в лице Адамовского отделения вневедомственной охраны – филиала федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск Национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области".
Исковые требования подтверждаются материалами дела, удовлетворяются судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 АПК РФ, глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Для предоставления льготы по уплате государственной пошлины по подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо подтвердить организационно-правовой статус лица (государственный орган, орган местного самоуправления) и его процессуальное положение (истец, ответчик).
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", пункту 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Положение), Указу Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Росгвардия является центральным органом управления войсками национальной гвардии и для выполнения возложенных на них задач и обеспечения их деятельности создает: структурные подразделения центрального аппарата Росгвардии; территориальные органы Росгвардии; воинские части войск национальной гвардии; подразделения (органы) войск национальной гвардии, в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции; организации войск национальной гвардии (пункт 1 Положения) и осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы управления оперативно-территориальных объединений, иные органы управления войск национальной гвардии и территориальные органы Росгвардии, а также руководит деятельностью организаций, созданных в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке для выполнения задач в установленных сферах деятельности (пункт 5 Положения).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
В состав войск национальной гвардии входят: 1) органы управления; 2) объединения, соединения и воинские части; 3) подразделения (органы), в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции (далее - подразделения); 4) образовательные организации высшего образования и иные организации (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ).
Органы управления объединений, органы управления соединений, воинские части, подразделения, образовательные организации высшего образования и иные организации войск национальной гвардии могут быть юридическими лицами в организационно-правовой форме государственного учреждения (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ).
В силу положений п. 17 Устава Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области», утвержденного Приказом Росгвардии от 30.09.2016 N 258, предметом деятельности учреждения является участие в пределах компетенции в выполнении задач, возложенных на войска национальной гвардии, по обеспечению государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ответчика, ее учредителем является Росгвардия, а основным видом деятельности - обеспечение общественного порядка и безопасности.
Таким образом, ответчик, входящий в состав войск национальной гвардии, обладает статусом государственного органа и, будучи ответчиком по арбитражному делу, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
В связи с освобождением от уплаты государственной пошлины по делу истца и ответчика, государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кваркенскому району удовлетворить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск Национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области" в пользу отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кваркенскому району 3 990 руб. 17 коп. долга.
Исполнительный лист выдать истцу в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья А.А. Вишнякова