АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-9962/2022
13 октября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 13 октября 2022 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе
судьи Бочаровой О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой О.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Природа», г.Оренбург (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, г. Соль-Илецк Оренбургская область (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 51 324 руб. 10 коп.
В судебном заседании принимает участие
представитель истца ФИО1, действующая по доверенности от 14.12.2021 со сроком по 31.12.2022 (диплом, паспорт).
Ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте арбитражного суда.
Судебное заседание проведено в отсутствие ответчика в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Общество с ограниченной ответственностью «Природа» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области о взыскании 51 324 руб. 10 коп. расходов по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО.
Представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Согласно представленному в материалы дела 13.09.2022 письменному отзыву, ответчик просит вынести решение на усмотрение суда, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.
При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.
14.10.2021 сотрудниками ООО «Природа» была выявлена несанкционированная свалка ТКО и растительных отходов при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, находящаяся по адресу: <...> (координаты 51.166300, 54.981400).
Так же, 22.10.2021 была выявлена несанкционированная свалка ТКО и растительных отходов при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, находящаяся по адресу: <...> (координаты 51.169400, 55.001900).
Указанные участки находятся на территории муниципального образования Соль-Илецкого городского округа.
В адрес Администрации Муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области направлены уведомления исх. № 6664/1 от 15.10.2021 и исх. № 6895/1 от 25.10.2021 об обнаружении региональным оператором несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов и необходимости принятия мер по их ликвидации в течение 30 дней со дня получения уведомления. К уведомлениям приложены: проект договора на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки ТКО, акт обследования выявленной несанкционированной свалки ТКО, фотоматериалы. Указанные уведомления направлены электронной почтой с последующим отправкой Почтой России (почтовые идентификаторы 80096365351860, 80083065593324).
Однако, собственник земельных участков - Администрация Муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, в указанный срок не обеспечил ликвидацию несанкционированных свалок ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленной несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, в связи с чем, региональный оператор ликвидировал указанные выше несанкционированные свалки ТКО собственными силами 17.11.2021 и 30.11.2021 соответственно.
Стоимость ликвидации несанкционированной свалки ТКО, находящейся по адресу: <...> (координаты 51.166300, 54.981400) составила 26 678 руб.
Стоимость ликвидации несанкционированной свалки ТКО, находящейся по адресу: <...> (координаты 51.169400, 55.001900) составила 24 646 руб. 10 коп.
Согласно расчету истца, расходы по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО составляют 51 324 руб. 10 коп.
Истец направлял в адрес ответчика претензии от 30.03.2022, которые оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с рассматриваемым исковым заявлением в арбитражный суд.
Согласно представленному в материалы дела 13.09.2022 отзыву, ответчик просил вынести решение на усмотрение суда.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
По смыслу указанной нормы и в соответствии со статьей 65 АПК РФ, истец по требованию о взыскании неосновательного обогащения должен доказать факт приобретения либо сбережения ответчиком имущества за счет истца, отсутствие у ответчика для этого правовых оснований, а также размер неосновательного обогащения.
Деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) регламентируется Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. № 89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Правила обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Правила № 1156), Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а так же законами и иными нормативными правовыми актами субьектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 1 статьи 2 Закона № 89- ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Согласно пункту 16 Правил № 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления (далее - орган МСУ) и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО; уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17 Правил № 1156).
Как указывалось ранее, региональным оператором направлены уведомления исх. № 6664/1 от 15.10.2021 и исх. № 6895/1 от 25.10.2021 об обнаружении несанкционированных свалок с требованием об их ликвидации, либо с предложением заключить договор с истцом на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок в адрес Администрации Муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области.
В установленные сроки ответчик не предоставил подписанный проект договора и не ликвидировал места несанкционированного размещения ТКО.
17.11.2021 и 30.11.2021 региональным оператором произведена ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО, расположенных по адресам: <...> (координаты 51.166300, 54.981400), <...> (координаты 51.169400, 55.001900)
Данный факт подтверждается актами о ликвидации несанкционированной свалки от 17.11.2021, от 30.11.2021
Региональным оператором осуществлен сбор и транспортирование отходов с мест ликвидации несанкционированных свалок, что подтверждается справками и путевыми листами.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 и 2 статьи 13 Закона № 89-ФЗ предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе, для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
С учетом положений абзацев 4 и 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статья 3 Закона № 7-ФЗ предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно подпункту 2 статьи 7 Закона № 7-ФЗ организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Положениями Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, а пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Администрация муниципального образования Соль-Илецкий городского округа Оренбургской области создана в соответствии с Уставом муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, принятым решением Совета депутатов муниципального образования Соль-Илецкий городской округ № 51 от 11.12.2015, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования, и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Вопросы местного значения городского округа закреплены в статье 16 Закона № 131-ФЗ, среди которых указано участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 24 статьи 16 Закона № 131-ФЗ).
Данное положение также отражено в пункте 27 статьи 3 Устава муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Соль-Илецкий городской округ № 51 от 11.12.2015.
Из положений статьи 210 ГК РФ следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Учитывая соответствующее нормативно-правовое регулирование правоотношений по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, правами собственника по распоряжению имуществом наделен орган местного самоуправления Соль-Илецкого городского округа, при этом с возникновением прав, возникают и обязанности, установленные для собственника законом.
Правила № 1156 регулируют отношения регионального оператора и собственника земельного участка.
Пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Аналогичная позиция изложена в пункте 5 Письма Минприроды России от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО», согласно которой федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или законном владении.
С учетом вышеизложенного, право требовать взыскания расходов, понесенных региональным оператором в результате ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, возникает к собственнику земельного участка, либо лицу, владеющему им на законных основаниях - в настоящем случае таковым выступает Администрация муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Соль-Илецкого городского округа возложена на его органы местного самоуправления - Администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы.
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предписанные статьей 5 и пунктом 2 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ, установило Правила № 1156, которыми осуществляется специальное правовое регулирование правоотношений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
В соответствии с частью 2 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ ликвидация выявленного места несанкционированного размещения ТКО не относится к регулируемым видам деятельности.
Действие регионального оператора по ликвидации несанкционированных свалок не является услугой, оказанной региональным оператором, а является обязанностью регионального оператора, установленной действующим законодательством. У ответчика в свою очередь возникает обязанность по возмещению региональному оператору понесенных расходов (пункт 17 Правил № 1156).
Поскольку термины «несанкционированная свалка» или «ликвидация несанкционированных свалок» в Законе № 89-ФЗ не установлены и не используются, то ликвидация несанкционированных свалок не может быть отнесена к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, регламентированной указанным Законом.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 01.07.2002 № 607-ст, это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Ликвидация свалки региональным оператором в рамках типового публичного договора на транспортирование ТКО, установленного статьей 24.7 Закона № 89-ФЗ, не предусмотрена.
Деятельность по ликвидации несанкционированных свалок не включается в состав единого тарифа на услугу регионального оператора, поскольку в состав тарифа включаются только экономически обоснованные объемы финансовых средств, необходимых в течение очередного периода регулирования для осуществления регулируемого вида деятельности, оснований для включения в его состав расходов на осуществление нерегулируемых видов деятельности не имеется.
Таким образом, поскольку ликвидация несанкционированных свалок не относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, расходы на ликвидацию учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
Порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством Российской Федерации не урегулирован, а, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
Расчет стоимости неосновательного обогащения в размере 51 324 руб. 10 коп. подтвержден материалами дела, также истцом представлена подробная расшифровка затрат каждой составляющей расчета.
Согласно представленному в материалы дела 13.09.2022 отзыву, ответчик просил вынести решение на усмотрение суда, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Мотивированных возражений в отношении заявленных исковых требований ответчик не заявил, контррасчет исковых требований не представил.
Таким образом, поскольку доказательств возврата денежных средств, в материалы дела не представлено, наличие иного встречного предоставления на отыскиваемую сумму судом не установлено, следовательно, понесенные истцом расходы в размере 51 324 руб. 10 коп. признаются судом документально обоснованными и подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца в качестве суммы неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ).
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении с иском истцом уплачена государственная пошлина в сумме 2 053 руб. (платежное поручение № 2245 от 05.05.2022).
Размер государственной пошлины, исходя из размера заявленных исковых требований, составляет 2 053 руб. в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, понесенные истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 053 руб. в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Природа» 51 324 руб. 10 коп. расходов по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, а также 2 053 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать взыскателю в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья О.В. Бочарова