ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-9999/17 от 04.07.2018 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-9999/2017

12 июля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 12 июля 2018 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Александрова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахимовой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Прокуратуры Оренбургской области, г. Оренбург

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области, г. Оренбург,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица:

Инспекция ФНС России по Промышленному району г. Оренбурга, г.Оренбург,

Инспекция ФНС России по Дзержинскому района г.Оренбурга, г.Оренбург,

Управление ФНС России по Оренбургской области, г. Оренбург,

общество с ограниченной ответственностью «Орентранс», г. Оренбург, ИНН <***>, ОГРН <***>,

гражданка ФИО1, г. Оренбург,

о признании недействительным решения МрИФНС России № 10 по Оренбургской области от 25.11.2015, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером <***> о государственной регистрации юридического лица при создании общества с ограниченной ответственностью «Орентранс».

В судебном заседании приняли участие прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры области Филипповская Ольга Николаевна (представлено служебное удостоверение), главный специалист правового отдела Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области ФИО2 по доверенности № 03-15/61 от 22.11.2017, ведущий специалист-эксперт правового отдела Инспекция ФНС России по Дзержинскому района г. Оренбурга ФИО3 по доверенности № 42 от 07.07.2017.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Оренбурга, Управления ФНС России по Оренбургской области, общества с ограниченной ответственностью «Орентранс», ФИО1.

Прокуратура Оренбургской области обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области, о признании недействительным решения МИФНС России № 10 по Оренбургской области от 25.11.2015, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером <***> о государственной регистрации юридического лица при создании общества с ограниченной ответственностью «Орентранс», в связи с его несоответствием Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», обязании МИФНС России № 10 по Оренбургской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о недействительности записи, внесенной в реестр в связи с принятием в отношении общества с ограниченной ответственностью «Орентранс» решения от 25.11.2015 о государственной регистрации юридического лица при создании.

Одновременно Прокуратурой Оренбургской области подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на оспаривание ненормативного правового акта - решения МИФНС России № 10 по Оренбургской области от 25.11.2015, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером <***>.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:
ИФНС по Промышленному району г. Оренбурга, УФНС России по Оренбургской области, общество с ограниченной ответственностью «Орентранс», гражданка ФИО1.

Протокольным определением от 05.04.2018 на основании ст. 49 АПК РФ судом приняты уточнения заявленных требований Прокуратуры Оренбургской области в части признания недействительным решения МрИФНС России № 10 по Оренбургской области от 25.11.2015, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером <***> о государственной регистрации юридического лица при создании общества с ограниченной ответственностью «Орентранс».

Представитель заявителя заявленные требования считает обоснованными, поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования признает в полном объеме.

Представитель Инспекции ФНС России по Дзержинскому района г. Оренбурга не возражает против удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с дополнением к отзыву (в суд поступило 13.03.2018) Управление ФНС России по Оренбургской области считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

19.11.2015 в МИФНС России № 10 по Оренбургской области для осуществления регистрационных действий было представлено заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (Форма № Р11001), решение единственного учредителя ООО «Орентранс» от 18.11.2015 № 1, утвержденный данным решением устав ООО «Орентранс», указанные документы были подписаны гражданкой ФИО1.

При этом Лист Н страницы 3 заявления содержал подтверждение ФИО1 в виде расписки, что сведения, содержащиеся в учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.

Одновременно указано об осведомленности, что в случае предоставления в регистрирующий орган недостоверных сведений, для создания юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом, она несет ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации.

МИФНС России № 10 по Оренбургской области на основании представленных документов 25.11.2015 было принято решение № 19924А о государственной регистрации юридического лица при создании - общества с ограниченной ответственностью «Орентранс» (Форма № Р80001).

25.11.2018 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Орентранс» за государственным регистрационным номером <***>.

В ходе проведённой СЧ СУ МУ МВД России «Оренбургское» проверки было установлено, что гражданка ФИО1 намерений осуществлять руководство и финансово-хозяйственную деятельность ООО «Орентранс» не имела. Из объяснений ФИО1 следует, что с целью улучшения своего материального положения она представила свои документы для регистрации юридического лица, без цели управления данным юридическим лицом.

19.04.2017 по данному факту следственным органом возбуждено уголовное дело № 11701530055000485 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице).

Приговором мирового судьи судебного участка № 6 Дзержинского района города Оренбурга от 16.05.2017 гражданка ФИО1 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Прокуратура Оренбургской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что решение единственного учредителя ООО «Орентранс» ФИО1 от 18.11.2015 № 1 является мнимой сделкой, а принятое на его основании решение регистрирующего органа от 25.11.2015 № 19924А о государственной регистрации юридического лица при создании ООО «Орентранс» не соответствует закону, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и публичные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, заслушав доводы представителей лиц, присутствующих в судебном заседании, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

При рассмотрении ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного срока для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа, суд первой инстанции приходит к выводу об удовлетворении данного ходатайства.

В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд заявитель указал на то, что о принятом незаконном решении ему стало известно 08.06.2017 при поддержании государственного обвинения в суде общей юрисдикции в отношении гражданки ФИО1 и вынесении обвинительного приговора суда.

В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пунктом 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 15) предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (абзац первый части 1 статьи 52, часть 2 статьи 198 АПК РФ).

Согласно пункту 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 15 применительно к части 4 статьи 198 АПК РФ течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора, если причины пропуска срока были уважительными, в частности если прокурор до истечения указанного срока или в иной разумный срок предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов либо не имел возможности, действуя в пределах своих полномочий, выявить указанные нарушения в установленный срок.

Из материалов дела следует, что приговором мирового судьи судебного участка № 6 Дзержинского района города Оренбурга от 16.05.2017 гражданка ФИО1 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Учитывая, момент вступления в законную силу указанного приговора мирового судьи (в течение 10 дней), и обращение Прокуратуры Оренбургской области в Арбитражный суд Оренбургской области 18.06.2018, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что процессуальный срок для обжалования в судебном порядке решения регистрирующего органа подлежит восстановлению.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 АПК РФ, ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании и признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.

Пунктами 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ) установлено, что решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Перечень документов, необходимых для предоставления в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен ст. 12 Закона № 129-ФЗ.

Так, при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительный документ юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Пунктом 1 ст. 170 ГК РФ определено, что мнимая, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

Такая сделка характеризуется несоответствием волеизъявления подлинной воле сторон, в связи с чем, мнимой является сделка только в том случае, если уже в момент ее совершения воля сторон не была направлена на возникновение, изменение, прекращение соответствующих гражданских прав и обязанностей. Для обоснования мнимости необходимо доказать, что при заключении сделки подлинная воля сторон не была направлена на создание тех правовых последствий, которые наступают при ее совершении.

Приговором мирового судьи судебного участка № 6 Дзержинского района города Оренбурга от 16.05.2017 установлено, что ФИО1 по просьбе неустановленного следствием лица, склонившего ее за денежное вознаграждение зарегистрировать в государственном органе на свое имя юридическое лицо – ООО «Орентранс» без ведения какой-либо хозяйственной деятельности, сформировала преступный умысел на незаконное предоставление документа, удостоверяющего личность, а именно паспорта, для образования юридического лица – ООО «Орентранс».

По смыслу ч. 4 ст. 69 АПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.

С учетом вышеизложенного, суд признает обоснованными доводы прокурора о том, что решение единственного учредителя ООО «Орентранс» ФИО1 от 18.11.2015 № 1 о создании общества применительно к п. 1 ст. 170 ГК РФ является ничтожной (мнимой) сделкой.

В соответствии со ст.ст. 166, 167 ГК РФ мнимая сделка является ничтожной и недействительна с момента ее совершения, не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.

То есть сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, должны быть полными и достоверными, поскольку регистрирующий орган осуществляет функции по представлению содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, и в случае внесения соответствующих сведений, в ЕГРЮЛ будут содержаться сведения, противоречащие фактическим обстоятельствам установленным решением.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 № 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Таким образом, обязательным условием проведения государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня утвержденных документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, являющимся федеральным информационным ресурсом.

Следовательно, действительной может быть признана государственная регистрация, проведенная не только на основании полного пакета документов, которые соответствуют требованиям Закона № 129-ФЗ, но и проведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ.

Пунктом 6 ст. 51 ГК РФ предусмотрено, что государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решение единственного учредителя ООО «Орентранс» ФИО1 от 18.11.2015 № 1 принято лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия.

Таким образом, представленные для регистрации ООО «Орентранс» в регистрирующий орган документы содержали недостоверные сведения, в связи с чем, следует признать, что такая регистрация не только противоречит закону, но и нарушает законные интересы граждан, организаций и иных лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, так как исключает равенство участников гражданско-правовых отношений.

Соответственно, допущенные при создании ООО «Орентранс» нарушения имеют неустранимый и грубый характер.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Суд считает, что поскольку решение единственного учредителя ООО «Орентранс» ФИО1 от 18.11.2015 № 1 о создании общества является ничтожной сделкой, представленные в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, при создании общества были допущены существенные грубые и неустранимые нарушения, то принятое на основании указанных документов решение МИФНС России № 10 по Оренбургской области от 25.11.2015 № 19924А подлежит признанию недействительным.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Приказом ФНС РФ от 03.07.2006 № САЭ-3-09/404@ "Об организации деятельности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области" закреплено, что функции Единого регистрационного центра, осуществляющего на территории Оренбургской области все виды регистрационных действий, предусмотренных законодательством, регулирующим вопросы государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей возложены на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области.

Таким образом, устранить допущенные нарушения уполномочена именно МИФНС России № 10 по Оренбургской области путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недействительности записи, внесенной в реестр в связи с принятием в отношении общества с ограниченной ответственностью «Орентранс» решения от 25.11.2015 о государственной регистрации юридического лица при создании.

Заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа удовлетворить.

Восстановить пропущенный по уважительной причине срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа.
Заявленные Прокуратурой Оренбургской области требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Оренбургской области от 25.11.2015, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером <***> о государственной регистрации юридического лица при создании общества с ограниченной ответственностью «Орентранс».

Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 10 по Оренбургской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о недействительности записи, внесенной в реестр в связи с принятием в отношении общества с ограниченной ответственностью «Орентранс» решения от 25.11.2015 о государственной регистрации юридического лица при создании.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Челябинск), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья А.А. Александров