ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-1964/06 от 17.08.2006 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Орел Дело №А48-1964/06-3

23 августа 2006г.

Резолютивная часть решения была объявлена 17.08.2006г.

Решение в полном объеме было изготовлено 23.08.2006г.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Дементьева Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трубицыной Е.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества «Центральная телекоммуникационная компания» в лице Орловского филиала ОАО «ЦентрТелеком» г. Орел

к субъекту Российской Федерации – Орловская область в лице Управления финансов и налоговой политики администрации Орловской области г. Орел

третье лицо: - Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Орловской области г. Орел

о взыскании 587 104 руб. 30 коп.

при участии в заседании:

от истца – юрисконсульт Мамонов Э.В. (доверенность № 193 от 01.02.2006г.);

от ответчика – главный специалист Орлов И.В. (доверенность № 01-05 от 11.01.05.);

от третьего лица – ведущий специалист Новосельцева Н.А. (доверенность № 53 от 01.01.06г.);

установил:

Открытое акционерное общество «Центральная телекоммуникационная компания» в лице Орловского филиала ОАО «ЦентрТелеком» г. Орел обратилось в арбитражный суд с иском к Орловской области (субъект РФ) в лице Управления финансов и налоговой политики Администрации Орловской области г. Орел о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Орловской области г. Орел (далее ГУ ГОЧС Орловской области) в сумме 587 104 руб. 30 коп. на основании ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В обоснование исковых требований истец указал, что указанная задолженность была взыскана с ГУ ГОЧС Орловской области по решению арбитражного суда, однако отсутствие денежных средств у должника не позволяет исполнить судебное решение. Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) защита населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Истец полагает, что в силу указанных положений федерального закона, а также ст.ст. 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации Орловская область как субъект РФ в лице Управления финансов и налоговой политики администрации Орловской области г. Орел должна нести субсидиарную ответственность по долгам ГУ ГОЧС Орловской области.

Ответчик иск не признал, указав, что договор, в связи с исполнением которого возникла задолженность, был заключен между истцом и ГУ ГОЧС Орловской области как самостоятельными субъектами права, имеющими юридическую и финансовую самостоятельность. Стороной договора Управление финансов и налоговой политики администрации Орловской области г. Орел не являлось, поэтому не может быть ответчиком по данному делу. Ответчик указывает на то, что решением арбитражного суда от 16.08.2005 года по делу № А48-4519/05-3 был установлен финансово-правовой статус ГУ ГОЧС Орловской области как государственного учреждения, финансируемого из федерального бюджета РФ, таким образом, обязанность по исполнению указанного решения возложена на федеральный бюджет РФ. Ответчик находит необоснованными ссылки истца на Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» как на основание привлечения Орловской области к субсидиарной ответственности, поскольку указанным законом установлена обязанность субъекта Российской Федерации иметь действующую систему управления и оповещения, а не об обязанность субъекта РФ финансировать данную систему.

Третье лицо иск находит обоснованным, указав, что действующим законодательством установлена прямая обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ по финансированию средств оповещения. Третье лицо указало, что погашение задолженности за техническое обслуживание технических средств системы центрального оповещения Орловской области в полном объеме зависело от поступления финансирования из бюджета Орловской области.

Из материалов дела усматривается, что 16.08.2005г. арбитражным судом Орловской области принято решение по делу №А48-4519/05-3, которым с ГУ ГОЧС Орловской области было взыскано в пользу ОАО «Центральная телекоммуникационная компания» в лице Орловского филиала ОАО «ЦентрТелеком» 887 104 руб. 30 коп. задолженности за оказанные услуги по эксплуатационно-техническому обслуживанию средств оповещения, находящихся на балансе ГУ ГОЧС Орловской области.

20.09.2005г. взыскателю выдан исполнительный лист № 048573, который постановлением судебного пристава-исполнителя О.В. Левиной от 14.10.05г. о возбуждении исполнительного производства был принят к исполнению.

09.12.05г. судебным приставом-исполнителем был составлен акт о невозможности взыскания, поскольку было установлено, что должник не располагает счетами в банках и иных кредитных организациях, денежные средства, на которые можно обратить взыскание, а также имущество, которым должник вправе распоряжаться самостоятельно, отсутствуют. В связи с указанными обстоятельствами постановлением о возвращении исполнительного документа от 09.12.2005г исполнительный лист № 048573 от 20.09.2005 г. был возвращен истцу вместе с актом о невозможности взыскания, а исполнительное производство было окончено вынесением соответствующего постановления от 09.12.2005 г.

Письмом от 27.01.2006 г. № 06-07/55 истец направил исполнительный лист № 048573 от 20.09.2005 г. для исполнения в Управление Федерального казначейства по Орловской области, однако был возвращен взыскателю письмом от 06.02.06 г. № 306 в связи с отсутствием лицевых счетов ГУ ГО и ЧС Орловской области как получателя средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Управление Федерального казначейства по Орловской области также сообщило, что указанные счета закрыты по состоянию на 20.04.2005г.

27.02.2006года истец направил в адрес ответчика письмо, в котором просил в 10-ти-дневный срок выделить денежные средства для погашения задолженности ГУ ГОЧС Орловской области по исполнительному листу № 048573 от 20.09.2005 г.

28.03.2006 г. по платежному поручению № 643 Главное управление МЧС России по Орловской области перечислило истцу 300 000 руб. в качестве оплаты по исполнительному листу № 048573 от 20.09.2005 г.

Таким образом, на момент предъявления настоящего иска непогашенной осталась задолженность в сумме 587 104 руб. 30 коп., которую истец просит взыскать с ответчика, как лица, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам ГУ ГОЧС Орловской области.

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, выслушав доводы представителей сторон и третьего лица, арбитражный суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Как установлено решением арбитражного суда от 16.08.2005г. по делу №А48-4519/05-3 задолженность ГУ ГОЧС Орловской области возникла ввиду неисполнения обязательств по оплате работ, произведенных истцом в апреле 2005 года по эксплуатационному обслуживанию и ремонту технических средств областной территориальной системы централизованного оповещения Орловской области, находящихся на балансе ГУ ГОЧС Орловской области.

На момент возникновения задолженности перед истцом правовой статус ГУ ГОЧС Орловской области определялся Положением, утвержденным Постановлением Коллегии администрации Орловской области от 03.11.2003 г. № 167. Указанное постановление было принято в целях создания на территории Орловской области единого органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Орловской области. Согласно п.1 Положения о ГУ ГОЧС Орловской области было создано и функционировало при органе исполнительной власти Орловской области, а согласно п. 8 Положения финансовое обеспечение ГУ ГОЧС Орловской области осуществляется в установленном порядке в соответствии с законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными и правовыми актами Орловской области.

Согласно абз. 1 ст. 1 Федерального закона «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 8 Федерального закона «О гражданской обороне» содержит перечень полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Порядок финансирования мероприятий по гражданской обороне и защите населения установлен в статье 18 Федерального закона «О гражданской обороне». Согласно п. 2 данной статьи обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Из вступившего в законную силу решения арбитражного суда Орловской области от 05.06.2006 г. по делу № А 48-1489/06-11, следует, что между Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Коллегией Администрации Орловской области имеется Соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций международного и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий (далее Соглашение). Указанным соглашением предусмотрено, что с 1 января 2005 года Коллегия Администрации Орловской области и МЧС России передают друг другу осуществление части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций международного и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий.

В соответствии с данным Соглашением Коллегия Администрации Орловской области обеспечивает (в согласованных рамках) в установленном порядке финансовыми и материально-техническими средствами осуществление части полномочий, переданных МЧС России, по вопросам организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Решением от 05.06.2006 г. по делу № А 48-1489/06-11 также установлено, что Уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2005 год от 14 января 2005 года Управление финансов и налоговой политики администрации Орловской области утвердило лимит бюджетных ассигнований по коду 225, раздел 0202, вид расходов 235 в сумме 6 160 000, 00 руб.

Приказом Минфина РФ от 10 декабря 2004 года №114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» установлено, что на подстатью 225 «Услуги по содержанию имущества» относятся расходы по оплате договоров на оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении или в оперативном управлении или в аренде, в целях обеспечения собственных нужд, в том числе за: ….техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт имущества (зданий, сооружений, помещений, машин и оборудования, инвентаря…).

Из лицевого счета получателя средств №03177000950, находящегося в Управлении Федерального казначейства Орловской области, следует, что фактически за период с 1 января 2005 года по 30 декабря 2005 года Главному управлению МЧС России по Орловской области денежных средств по коду 225, раздела 0202 не выделялось.

В силу п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица

Таким образом, из представленных в деле доказательств, а также исходя из обстоятельств, установленных решением от 05.06.2006 г. по делу № А 48-1489/06-11 и имеющих преюдициальное значение для настоящего дела, следует, что задолженность ГУ ГОЧС Орловской области перед истцом за апрель 2005 года возникла ввиду ненадлежащего финансирования собственником учреждения (Орловской областью) расходов по содержанию и ремонту средств оповещения, находящихся на балансе ГУ ГОЧС Орловской области.

В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. В связи с изложенным суд полагает, что лицом, которое несет субсидиарную ответственность перед истцом по исполнительному листу № 048573 от 20.09.2005 г., является субъект Российской Федерации - Орловская область.

В силу ч. 1 ст. 124 ГК РФ субъекты РФ выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

Согласно ст. 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со ст. 1 Закона Орловской области «О системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» систему органов исполнительной государственной власти Орловской области составляют Коллегия администрации Орловской области и органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области.

Согласно ст. 4 данного Закона Коллегия администрации области является высшим органом исполнительной государственной власти Орловской области, которая правомочна решать все вопросы, отнесенные к ее компетенции Уставом Орловской области и областным законодательством и не входят в компетенцию других органов государственной власти Орловской области.

Согласно ч. 2 ст. 41 Устава Орловской области Коллегия администрации области, являясь высшим органом исполнительной государственной власти Орловской области, осуществляет распоряжение областной собственностью через уполномоченные органы в порядке, предусмотренном законом. Таким уполномоченным органом специальной компетенции в силу вышеуказанного Закона Орловской области «О системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» является Управление финансов и налоговой политики Администрации Орловской.

Статьями 5, 48 Закона Орловской области «О системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» определено, что Управление финансов и налоговой политики администрации Орловской области – орган исполнительной власти специальной компетенции Орловской области, к полномочиям которого отнесено составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год и его исполнение.

Кроме того, пунктами 1, 7 Положения об Управлении финансов и налоговой политики администрации Орловской области также предусмотрено, что Управление финансов и налоговой политики администрации Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, которое обладает правами юридического лица, имеет собственную гербовую печать, штампы и бланки со своим наименованием и обеспечивает проведение финансовой, бюджетной и налоговой политики.

Таким образом, арбитражный суд полагает, что Управление финансов и налоговой политики Администрации Орловской области правомочно выступать в суде от имени Орловской области как субъекта РФ.

Пунктами 6.1, 6.2 Положения о казне Орловской области, утвержденного постановлением Коллегии администрации Орловской области № 43 от 17.03.2003г., предусмотрено, что Орловская область как субъект Российской Федерации несет имущественную ответственность по обязательствам денежными средствами и иным имуществом, входящим в состав казны Орловской области. Имущественные требования, обращенные к Орловской области как к субъекту Российской Федерации подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств областного бюджета.

Следовательно, задолженность подлежит взысканию с ответчика за счет средств областного бюджета, являющихся в силу п. 2.1 вышеуказанного Положения объектом казны Орловской области.

Доводы ответчика суд находит необоснованными, поскольку они опровергаются имеющимися в деле доказательствами и положениями законодательства.

В связи с изложенным, исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в сумме 587 104 руб. 30 коп. Поскольку решение принято не в пользу стороны, являющейся государственным органом, уплаченная истцом госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании п. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. (104), 110, 170-171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Орловской области в лице Управления финансов и налоговой политики Администрации Орловской области за счет средств областного бюджета, являющихся объектом казны Орловской области, в пользу ОАО «ЦентрТелеком» в лице Орловского филиала ОАО «ЦентрТелеком» г. Орел 587 104 руб. 30 коп. денежных средств.

Исполнительный лист выдать по вступлению решения в законную силу.

Выдать ОАО «ЦентрТелеком» в лице Орловского филиала ОАО «ЦентрТелеком» г. Орел справку на возврат из федерального бюджета РФ 15371 руб. госпошлины

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья Г.А. Дементьев