ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-2808/18 от 26.09.2018 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

дело № А48-2808/2018

г. Орёл

01 октября 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена 26.09.18

Решение в полном объёме изготовлено 01.10.18

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Парфёновой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Игнатьевой дело по исковому заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Джамалдинова Умалта Адамовича ИНН (572101149545) ОГРН (306574610300010) к администрации Дросковского сельского поселения Покровского района Орловской области Орловская область, Покровский район, с. Дросково, ул. Советская, д. 66 ИНН (5721001225) ОГРН (1025700707438) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 409 374 руб.,

при участии:

от истца – представитель Ишков Н.А. (доверенность от 11.04.2018, предъявлен паспорт),

от ответчика – представитель не явился, извещен надлежащим образом,

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Джамалдинов Умалт Адамович (далее также истец, ИП Джамалдинов У. А.) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Администрации Дросковского сельского поселения Покровского района Орловской области (далее также ответчик, администрация) денежных средств в сумме 409 374 руб. – переплаты по договору купли-продажи находящегося в муниципальной стоимости земельного участка от 14.07.15, в связи с изменением методики расчёта кадастровой стоимости земельного участка.

Суд провел судебное заседание в порядке ст. 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации, в отсутствии надлежащим образом извещенного ответчика, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Истец в судебном заседании заявил об уменьшении размера исковых требований, в порядке ст. 49 АПК РФ, с учетом постановления Правительства Орловской области от 10.03.2016 №73 «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 26.12.2014 №436 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области» просит суд взыскать с ответчика неосновательное обогащение в сумме 222 178 руб. 79 коп.

Уточнение исковых требований было принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.

В отзыве на исковое заявление ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что договор купли-продажи от 14.07.2015 исполнен, в связи с чем, перерасчёт его цены невозможен.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, оценив все представленные доказательства, арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

14.07.15 между Администрацией Дросковского сельского поселения Покровского района Орловского района в лице Главы администрации Дросковского сельского поселения Внукова Григория Дмитриевича (продавец) и индивидуальным предпринимателем в лице Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Джамалдиновым Умалтом Адамовичем (покупатель), был заключен договор купли-продажи находящегося в муниципальной собственности земельного участка.

По условиям договора продавец передает, а покупатель принимает в собственность в соответствии с условиями настоящего договора 59,85 га в общедолевой собственности в праве на земельный участок с кадастровым номером № 57:18:0000000:152 площадью 20359800 кв.м, местоположение Орловская область, Покровский район, Дросковское сельское поселение, территория ХП «Заветная мечта», ОАО Агрофирма «Дросково».

Покупатель приобрел долю в праве на земельный участок, из земель сельскохозяйственного назначения, как сельскохозяйственная организация, использующая земельный участок, находящийся в долевой собственности (ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Цена земельного участка определялась в соответствии с ч.4 ст. 12 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей этой земельной доли (п.2.1. договора).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 11.03.2015 года № 57/15-43109 удельный показатель кадастровой стоимости (руб./м2) составляет 13.35 (п.2.2 договора).

Удельный показатель кадастровой стоимости 13,35 руб./кв.м был установлен Постановлением Правительства Орловской области № 436 от 26.12.2014 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области» и указан в Приложении 1 к данному Постановлению.

Стоимость земельного участка, на момент заключения договора, составляла 13.35 * 15%* 10 000* 59,85 = 1 198 496 рублей 25 копеек.

По условиям п. 2.3 договора, покупатель выплачивает цену участка, на условиях рассрочки, с произведением последнего платежа до 20 декабря 2016 года.

Покупатель полностью оплатил спорный земельный участок, что подтверждается: представленными в материалы дела платёжными поручениями.

Постановлением Правительства Орловской области № 73 от 10.03.2016 г. «О внесении изменений в Постановление Правительства Орловской области от 26.12.2014 № 436 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области», внесены изменения в Постановление Правительство Орловской области от 26.12.2014 № 436 и для земельного участка с кадастровым номером 57:18:0000000:152 с 01.01.2016 установлен удельный показатель кадастровой стоимости, равный 8,79 руб./кв.м.

Данное Постановление было официально опубликовано в Государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" http://orel-region.ru - 10.03.2016, и в "Орловской правде", № 26, 11.03.2016.

Следовательно, в соответствии с абзацем вторым части первой ст. 53 Закона Орловской области «О правотворчествеи нормативных правовых актах Орловской области» данное Постановление вступило в законную силу с 10.03.16.

Из подпункта 1 пункта 1 указанного постановления следует, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 30.12.14.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Орловской области № 73 от 10.03.2016 г. «О внесении изменений в Постановление Правительства Орловской области от 26.12.2014 № 436 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области», указанное постановление, за исключением подпункта 1 пункта 1, вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется для целей налогообложения и целей, не связанных с налогообложением, с 1 января 2016 года.

Истец полагает, что с 01.01.2016 при расчёте выкупных платежей подлежал применению удельный показатель 8,79 руб./кв.м, на основании Постановления Правительства Орловской области № 73 от 10.03.2016 г. «О внесении изменений в Постановление Правительства Орловской области от 26.12.2014 № 436 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области».

Поскольку истец продолжал исполнять договор купли-продажи от 14.07.15, исходя из расчёта удельного показателя 13,35 руб./кв.м, у него образовалась переплата в сумме 222 178 руб. 79 коп.

28 февраля 2018 года в адрес главы администрации Дросковского сельского поселения Покровского района Орловской области Внукова Г.Д. была направлена претензия, с просьбой возвратить сумму неосновательного обогащения в размере 222 178 руб. 79 коп.

02 апреля 2018 года от Администрации Дросковского сельского поселения Покровского района Орловской поступил ответ на претензию, в котором указывалось на право Джамалдинова У. А. обратиться в суд с вышеуказанными требованиями.

Исходя из п.1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Данная правовая позиция соответствует правоприменительной практике, в том числе постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 (опубликовано на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 22.09.2012) определена правовая позиция, в соответствии с которой регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений, что также отражено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13 от 25.01.2013 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".

Согласно п. 9 Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 05.05.2017) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.

Указанное положение подлежит применению по аналогии к правоотношениям, предметом которых выступают земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности сельских поселений.

Как следует из условий договора купли-продажи от 14.07.15, стоимость выкупаемого земельного участка определялась исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 13,35, действовавшего на дату заключения договора (п. 2.2 договора).

Указанный показатель был изменён на основании Постановления Правительства Орловской области № 73 от 10.03.2016 г. «О внесении изменений в Постановление Правительства Орловской области от 26.12.2014 № 436 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области», которое распространило своё действие на правоотношения, возникшие с 30.12.2014.

Согласно п. 3 указанного постановления, новый удельный показатель в размере 8,79 подлежал применению с 01.01.2016.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Из анализа указанной нормы следует, что исключение, установленное законодателем, позволяющее придавать обратную силу актам гражданского законодательства, действует только в отношении законов и не распространяется на иные нормативные правовые акты. При этом под законом в силу п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются только Федеральные законы.

Между тем, ни одним законом, действующим в Российской Федерации, не допускается возможность придания обратной силы актам, регулирующим порядок определения размера арендной платы за земельные участки.

Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.

Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 АПК РФ, поскольку подпункт 1 пункта 1 и пунктом 3 Постановления Правительства Орловской области № 73 от 10.03.2016 г. «О внесении изменений в Постановление Правительства Орловской области от 26.12.2014 № 436 Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области», не соответствуют вышеизложенным нормам права, суд считает, что коэффициент 8,79 руб./кв.м должен применяться к спорным правоотношения с 10.03.2016, т.е. с даты подписания и официального опубликования Постановления Правительства Орловской области № 73 от 10.03.2016.

Судом проверен представленный расчёт суммы истца. Расчёт истца является верным. Размер неосновательного обогащения ответчика составил 222 178 руб. 79 коп.

В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 1102 ГК РФ обязанность возвратить неосновательное обогащение возникает независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неосновательное обогащение, возникшее за период с 10.03.16 по 27.12.16 в сумме 222 178 руб. 79 коп.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд отклоняет доводы ответчика о том, что выплата стоимости неосновательного обогащения невозможна, в виду полного исполнения истцом обязательств по оплате стоимости выкупаемого имущества, по вышеизложенным основаниям, поскольку цена договора купли-продажи от 14.07.15 является регулируемой, подлежит перерасчёту в случае изменений удельных показателей на основании нормативно-правовых актов.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме в сумме 222 178 руб. 79 коп.

При подаче искового заявления истцом была оплачена государственная пошлина в сумме 11 187 руб. на основании чека-ордера от 12.04.18.

Поскольку истцом были уменьшены исковые требования, то государственная пошлина в сумме 3 743 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета Российской Федерации.

Расходы по оплате государственной пошлины в сумме 7 444 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170,171, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Взыскать с Администрации Дросковского сельского поселения Покровского района Орловской области Орловская область, Покровский район, с. Дросково, ул. Советская, д. 66 ИНН (5721001225) ОГРН (1025700707438) в пользу Главы крестьянского фермерского хозяйства Джамалдинова Умалта Адамовича ИНН (572101149545) ОГРН (306574610300010) неосновательное обогащение в сумме 222 178 руб. 79 коп., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 7 444 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Возвратить Главе крестьянского фермерского хозяйства Джамалдинову Умалту Адамовичу ИНН (572101149545) ОГРН (306574610300010) из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 3 743 руб.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) через Арбитражный суд Орловской области в течение месяца после принятия решения.

Судья Л.П. Парфёнова