АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А48-4801/2008
г. Орел
3 февраля 2009 года
Арбитражный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Клименко Е.В., судей Жернова А.А., Прониной Е.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповой Н.Р.,
рассмотрев заявление Службы по тарифам Орловской области
к Станово-Колодезьскому сельскому Совету народных депутатов (Орловская область, Орловский район)
о признании недействующим решения от 24 декабря 2007года №13/30-СС «Об утверждении тарифов за водоснабжение и водоотведение населению с.Становой Колодезь, с.Калинино»
при участии
от заявителя – начальник отдела юридического и финансового обеспечения ФИО1 (доверенность от 20.11.2008г.),
от ответчика – председатель Совета ФИО2 (паспорт <...>, выдан Орловским РОВД Орловской области 18.02.2003г.), заместитель председателя Совета ФИО3 (доверенность от 18.12.2008г.),
установил:
Дело слушалось 29 января 2009г., на основании ст.163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 3 февраля 2009г. до 9 часов 30 минут.
Служба по тарифам Орловской области обратилась в Арбитражный суд Орловской области к Станово-Колодезьскому сельскому Совету народных депутатов с заявлением о признании недействующим решения от 24 декабря 2007года №13/30-СС «Об утверждении тарифов за водоснабжение и водоотведение населению с.Становой Колодезь, с.Калинино».
В обоснование заявления Служба по тарифам Орловской области указала, что согласно п.2, 3 ст.4, п.2 ст.5 Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к этим тарифам в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования. Приказом ФТС РФ от 11.04.2007г. №68-э/5 утверждены индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2008 год по субъектам РФ. В соответствии с установленными ФТС РФ предельными индексами приказом Службы по тарифам Орловской области от 14.08.2007г. №01-06-21 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Орловской области на 2008 год, которым предельный индекс изменения тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод установлен в размере 117,2% к уровню 2007 года. Однако в нарушение названного приказа в решении Станово-Колодезьского сельского Совета народных депутатов от 24.12.2007г. №13/30-СС индекс роста тарифов на услуги водоснабжения составил 213,9 % к уровню 2007г., на услуги водоотведения– 204,5% к уровню 2007г.
Исходя из указанных обстоятельств, заявитель полагает, что решение Станово-Колодезьского сельского Совета народных депутатов нарушает права и законные интересы граждан в сфере экономической деятельности, возлагает на них обязанность по оплате коммунальных услуг по тарифам, установленным выше их максимально возможного изменения.
Ответчик отзыв на заявление не представил, представитель ответчика в судебном заседании предъявленные требования не признал. Согласно ч.1 ст.156 АПК РФ непредставление отзыва на заявление не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Согласно п.1 ст.1 Устава Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области, зарегистрированного Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу 23.11.2005г., муниципальное образование Станово-Колодезьского сельского поселения наделено в соответствии с Законом Орловской области от 28.12.2004г. №466-ОЗ «О статусе, границах и административных центрах муниципального образования на территории Орловской района Орловской области» статусом сельского поселения.
В соответствии с п.4 ст.1 Устава к органам местного самоуправления сельского поселения относятся глава Станово-Колодезьского сельского поселения, Станово-Колодезьский сельский Совет народных депутатов и администрация Станово-Колодезьского сельского поселения, которые размещаются по адресу: Орловская область, Орловский район, с.Становой Колодезь.
В силу п.п.6 п.4 ст.18 Устава в исключительной компетенции Станово-Колодезьского сельского Совета народных депутатов находится определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
На основании ст.19 Устава организацию деятельности сельского Совета народных депутатов осуществляет председатель сельского Совета народных депутатов, который избирается из числа депутатов и работает на общественных началах. Помимо прочих полномочий председатель сельского Совета народных депутатов подписывает постановления сельского Совета народных депутатов, протоколы заседаний и другие документы сельского Совета народных депутатов (п.п.5 п.4 ст.19 Устава).
Как видно из протокола первого заседания Станово-Колодезьского сельского Совета народных депутатов от 23 марта 2006г., председателем Совета избрана ФИО2.
В соответствии с предоставленными полномочиями Станово-Колодезьский сельский Совет народных депутатов принял решение от 24 декабря 2007г. №13/30-СС «Об утверждении тарифов за водоснабжение и водоотведение населению с.Становой Колодезь, с.Калинино» (л.д.8).
Из данного документа усматривается, что в соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и сметой затрат стоимости 1 куб. м водоснабжения и водоотведения ООО «Жилсервис «Знаменское» Станово-Колодезьский сельский Совет народных депутатов решил утвердить тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей, обслуживаемых ООО «Жилсервис «Знаменское», территории Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области в размере: водоснабжение за 1 куб. м– 12 руб. 45 коп., водоотведение за 1 куб м– 9 руб. 61 коп.
Пункт 2 оспариваемого решения определил опубликовать его в районной газете «Наша жизнь», что и было осуществлено в первом номере газеты «Наша жизнь» за 2008 год.
В 2007г. тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для ООО «Жилсервис «Знаменское» были утверждены приказом Службы по тарифам Орловской области от 06.04.2007г. №01-06-12 в размере: на услуги водоснабжения– 5 руб. 82 коп. за 1 куб м., на услуги водоотведения– 4 руб. 70 коп. за 1 куб м.
Поскольку оспариваемым решением тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей увеличены более чем в два раза, что превышает максимально допустимое изменение, установленное приказом Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007г. №68-э/5, приказом Службы по тарифам Орловской области от 14.08.2007г. №01-06-21, то 19 сентября 2008г. руководителем Службы по тарифам Орловской области ФИО4 вынесено предписание №01-18/07.
Станово-Колодезьскому сельскому Совету народных депутатов предписано прекратить нарушение требований Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и привести тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения коммунального комплекса ООО «Жилсервис «Знаменское» Орловского района в соответствие с предельным индексом, установленным приказом Службы по тарифам Орловской области от 14.08.2007г. №01-06-21. Кроме того, Станово-Колодезьскому сельскому Совету народных депутатов Орловского района предписано об исполнении настоящего предписания письменно сообщить в Службу по тарифам Орловской области до истечения сорокапятидневного срока со дня вынесения предписания.
Помимо изложенного, из материалов дела следует, что прокурором Орловского района Орловской области принесен протест на решение Станово-Колодезьского сельского Совета народных депутатов от 24.12.2007г. №13/30-СС, который обязал Совет изменить пункт 1 указанного решения и привести размер платы граждан за услуги водоснабжения и водоотведения в соответствие с индексами, установленными приказом Службы по тарифам Орловской области от 14.08.2007г. №01-06-21; безотлагательно рассмотреть протест на внеочередном заседании Станово-Колодезьского Совета народных депутатов.
Однако решением Станово-Колодезьского сельского Совета народных депутатов от 05.11.2008г. №17/62-СС решение от 24.12.2007г. №13/30-СС «Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение населению с.Становой Колодезь, с.Калинино» оставлено без изменения «в целях бесперебойной работы водоснабжения и обеспечения населения с.Становой Колодезь и с.Калинино питьевой водой» (л.д.32).
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что вынесенное Службой по тарифам Орловской области предписание от 19 сентября 2008г. исполнено ответчиком не было.
Согласно п.4 ч.3 ст.17 Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ в случае неисполнения предписания до истечения сорокапятидневного срока со дня выдачи этого предписания орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обращается в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, не соответствующего установленным предельным индексам.
С учетом изложенного Служба по тарифам Орловской области обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме в связи со следующими обстоятельствами.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, является издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемый Службой по тарифам Орловской области акт отвечает вышеприведенным требованиям и является нормативным правовым актом.
Согласно ч.1,2 ст.73.1 Устава (Основного Закона) Орловской области от 26.02.1996г. №7-ОЗ, ст.51 Закона Орловской области от 10.12.2001г. №229-ОЗ «О системе органов исполнительной государственной власти Орловской области», п.2.1 Положения о Службе по тарифам Орловской области, утв. Постановлением Коллегии Орловской области от 28.07.2006г. №146, Служба по тарифам Орловской области является органом, уполномоченным в сфере государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) и осуществления контроля за их применением.
В соответствии ч.2 ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее–Федеральный Закон №210-ФЗ) настоящим Федеральным законом подлежат регулированию: 1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; 2) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; 3) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; 4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; 5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона №210-ФЗ государственный контроль в области регулирования тарифов и надбавок осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок и органами регулирования субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством РФ.
Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе выдавать предписания органу регулирования субъекта Российской Федерации, в том числе о досрочном пересмотре установленных в соответствии с частями 2 и 3 статьи 4 настоящего Федерального закона органом регулирования субъекта Российской Федерации предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в случае установления их на уровне выше максимальных и (или) ниже минимальных предельных индексов, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации (п.4 ч.2 ст.17 Закона).
Таким образом, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в зависимости от территориальной сферы их деятельности, а также в соответствии с предельными индексами и надбавками, определенными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов для соответствующего субъекта Российской Федерации, устанавливают либо органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо органы регулирования муниципальных образований в пределах своих компетенций (п.4 ч.4 ст.4, п.7 ч.2 ст.5 Федерального закона №210-ФЗ в редакции, действующей в момент принятия оспариваемого решения).
Согласно ст.6 Федерального закона от 26.12.2005г. №184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с указанной статьей; предельные минимальные и (или) максимальные индексы, устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года; предельные индексы изменения платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг.
В соответствии с Положением о Федеральной Службе по тарифам РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. №332, Приказом Федеральной Службы по тарифам РФ от 11.04.2007г. №68-э/5 утверждены индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2008 год по субъектам Российской Федерации.
На основании изложенного Приказом Службы по тарифам Орловской области от 14.08.2007г. №01-06-21 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Орловской области на 2008 год.
Так, для Орловского района на 2008 год установлены предельные индексы изменения тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в размере 117,2 % к уровню 2007 года.
В свою очередь, оспариваемое решение повлекло увеличение тарифов: индекс роста тарифов в 2008г. составил на услуги водоснабжения– 213,9% к уровню 2007г., на услуги водоотведения– 204,5% к уровню 2007г.
В соответствии с ч.6 ст.194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Однако ответчиком в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих законность решения от 24 декабря 2007г. №13/30-СС «Об утверждении тарифов за водоснабжение и водоотведение населению с.Становой Колодезь, с.Калинино».
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что решение Станово-Колодезьского сельского Совета народных депутатов от 24 декабря 2007г. №13/30-СС «Об утверждении тарифов за водоснабжение и водоотведение населению с.Становой Колодезь, с.Калинино» не соответствует п.1 ч.2, ч.3 ст.4, п.7 ч.2 ст.5 Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», п.11 Приложения №1 к приказу Федеральной Службы по тарифам от 11.04.2007г. №68-э/5, п.20 Приложения 1 к приказу Службы по тарифам Орловской области от 14.08.2007г. №01-06-21.
С учетом исхода спора, суд считает, что государственная пошлина подлежит взысканию со Станово-Колодезьского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области в размере 2 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 195 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим решение Станово-Колодезьского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области от 24 декабря 2007г. №13/30-СС «Об утверждении тарифов за водоснабжение и водоотведение населению с.Становой Колодезь, с.Калинино» как не соответствующее п.1 ч.2, ч.3 ст.4, п.7 ч.2 ст.5 Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», п.11 Приложения №1 к приказу Федеральной Службы по тарифам от 11.04.2007г. №68-э/5, п.20 Приложения 1 к приказу Службы по тарифам Орловской области от 14.08.2007г. №01-06-21.
Взыскать с со Станово-Колодезьского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Исполнительный лист выдать Межрайонной ИФНС России №1 по Орловской области.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Е.В. Клименко
Судьи А.А. Жернов
Е.Е. Пронина