ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-6939/16 от 24.01.2017 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Орел

  31 января 2017 г.  Дело №А48 –6939/2016

Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 31 января 2017 года.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Полиноги Ю.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калугиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Центр бюджетного учета «Интеркомп» (ОГРН <***>, <...> ком.1) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (ОГРН <***>, Орловская область, <...>), третьи лица – Управление государственных закупок Орловской области (ОГРН <***>, <...>), Бюджетное учреждение Орловской области «Региональный центр оценки качества образования» (ОГРН <***>, Орловская область. ФИО1, ул. Полесская, д. 24), Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ОГРН <***>, <...>; адрес Орловского филиала: <...>), о признании незаконным и отмене решения от 10.10.2016 № 369-16/03 ТЖ и об обязании Орловского УФАС России удовлетворить жалобу заявителя

при участии:

от заявителя – не явился, извещен надлежащим образом;

от ответчика – представитель ФИО2 (доверенность от 09.01.2017);

от третьего лица 1 (Управление государственных закупок Орловской области) – представитель ФИО3 (доверенность от 24.11.2016 № 32);

от третьего лица 2 (Бюджетное учреждение Орловской области «Региональный центр оценки качества образования») – представитель ФИО4 (доверенность от 09.01.2017); представитель ФИО5 (доверенность от 09.01.2017);

от третьего лица 3 (ПАО «Ростелеком») – не явился, извещен надлежащим образом.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Центр бюджетного учета «Интеркомп» (далее также – заявитель, Общество, ООО ЦБУ «Интеркомп») обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее также – ответчик, Орловское УФАС России) о признании незаконным и отмене решения от 10.10.2016 № 369-16/03 ТЖ и об обязании Орловского УФАС России удовлетворить жалобу заявителя.

Определением арбитражного суда от 26.10.2016 по делу № А48-6939/2016 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление государственных закупок Орловской области (далее также – третье лицо 1), Бюджетное учреждение Орловской области «Региональный центр оценки качества образования» (далее также – третье лицо 2, ОРЦОКО).

Определением арбитражного суда от 25.11.2016 по делу № А48-6939/2016 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее также – третье лицо 3, ПАО «Ростелеком»).

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен судом по правилам статей 121-123 АПК РФ надлежащим образом, что в силу статьи 156 АПК РФ не препятствует его проведению.

Требования заявителя мотивированы тем, что какая-либо взаимосвязь между предметом закупки и программой «Вирутальная школа» отсутствует, установление требований о наличии лицензии на данную программу направлено исключительно на ограничение числа возможных участников закупки и является незаконным, необоснованным, так как предмет закупки не касается указанной программы и не нарушает права её правообладателей.

Заявитель ссылается на то, что наименование объекта закупки, указанное в извещении, документации об аукционе и проекте контракта, предполагает исключительно выполнение работ по модернизации региональной системы, тогда как из содержания описания объекта закупки следует, что требуется поставка новой государственной информационной системы – регионального сегмента, то есть альтернативная возможность поставки уже имеющейся системы либо разработка новой системы, что по свидетельствует о противоречивости описания предмета закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42 закона о контрактной системе.

Заявитель ссылается на то, что в целях устранения нарушенных прав и законных интересов Общества в связи с заключением и исполнением гражданско-правового договора от 25.10.2016 № 10-ЭА, а также в целях восстановления попранных общественных интересов (требований законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд, требований антимонопольного законодательства (статья 17)) антимонопольному органу после отмены судом незаконного решения от 10.10.2016 № 369-16/03 ТЖ следует обратиться с исковым заявлением в суд о признании недействительным гражданско-правого договора от 25.10.2016 № 10-ЭА.

Орловское УФАС России требования не признало, в отзыве на заявление указало, что выполнение комплекса работ (услуг) по обеспечению функционирования инфраструктуры автоматизированной информационной системы и ее сервисов само по себе подразумевают работу с данными, в отношении которых подлежит обеспечению защита и безопасность. Работы, которые участнику закупки № 0154200002716001929 (исполнителю) необходимо будет выполнить в случае заключения с ним государственного контракта, подлежат лицензированию.

Третье лицо 1 - Управление государственных закупок Орловской области требования не признало, в отзыве на заявление указало, что в техническом задании документации об электронном аукционе заказчиком в соответствии со статьей 33 Федерального закона № 44-ФЗ указано описание объекта закупки на основании сложившейся потребности, возможность устанавливать параметры необходимой к оказанию услуги, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Третье лицо 1 указывает на то, что работы, которые необходимо осуществить исполнителю в рамках контракта, заключенного по итогам закупки № 0154200002716001929, подлежат лицензированию, следовательно, требование о наличии у участника закупки лицензии является правомерным.

Третье лицо 2 – ОРЦОКО требования не признало, в отзыве на заявление указало, что создания новой системы нет необходимости, вносятся изменения в существующую информационную систему «Информационная система образовательных услуг «Виртуальная школа», потому что с 2012 года на территории Орловской области действует «Информационная система образовательных услуг «Виртуальная школа», которая реализует требуемые цели и задачи, установленные к региональному сегменту. Модернизация действующей системы необходима для передачи данных на федеральный уровень в федеральный сегмент; передача данных должна осуществляться по защищенным каналам, организуемым с использованием средств криптографической защиты информации. Третье лицо 2 ссылается на то, что без использования средств защиты информации принять в промышленную эксплуатацию региональный сегмент невозможно, поскольку это противоречит законодательству о защите персональных данных, ввод данных операторами осуществляется исключительно через существующую систему «Информационная система образовательных услуг «Виртуальная школа».

Третье лицо 3 – ПАО «Ростелеком» в судебное заседание не явилось, извещено по правилам статей 121-123 АПК РФ надлежащим образом, что в силу статьи 156 АПК РФ не препятствует его проведению.

ПАО «Ростелеком» представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.

В отзыве на заявление ПАО «Ростелеком» указало, что работы, которые необходимо осуществить исполнителю в рамках контракта, заключенного по итогам закупки № 0154200002716001929 подлежат лицензированию. Требование о наличии у участника закупки лицензии на соответствующий предмету закупки вид деятельности является правомерным.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Управлением государственных закупок Орловской области 13.09.2016 размещено извещение № 0154200002716001929 о проведении электронного аукциона «Оказание услуг по модернизации «Информационной системы образовательных услуг «Виртуальная школа» с целью создания регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программа», дата начала подачи заявок - 13.09.2016, дата окончания подачи заявок 29.09.2016.

Заказчиком выступало Бюджетное учреждение Орловской области «Региональный центр оценки качества образования».

ООО «ЦБУ «Интеркомп» обратилось в Орловское УФАС России с жалобой на действия по разработке документации об аукционе на оказание услуг по модернизации «Информационной системы образовательных услуг «Виртуальная школа» с целью создания регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программа.

В обоснование жалобы Общество ссылалось на то, что описание объекта закупки не соответствует Техническому заданию документации об аукционе и противоречит Унифицированным функционально-техническим требованиям в региональному сегменту единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным программам; излишние требования к участникам закупки в части обладания лицензии ФСБ России.

Решением Орловского УФАС России от 10.10.2016 по делу № 369-16/03 ТЖ о нарушении законодательства о закупках жалоба ООО ЦБУ «Интеркомп» признана необоснованной.

Между ОРЦОКО и ПАО «Ростелеком» 25.10.2016 заключен гражданско-правовой договор № 10-ЭА на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0154200002716001929 от 14.10.2016.

В материалы дела представлены акт от 23.11.2016 о приемке в промышленную эксплуатацию регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам; акт от 16.11.2016 «О завершении тестирования механизмов актуализации данных регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам из региональных информационных систем Орловской области»» акт от 15.11.2016 «О завершении тестирования информационного взаимодействия между региональным сегментом единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам Орловской области и региональным информационными системами Орловской области»; акт сдачи-приемки оказанных работ от 23.11.2016 по договору № 10-ЭА от 25.10.2016.

В силу статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон № 44-ФЗ).

Частями 1 и 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно части 4 статьи 24 Закона № 44-ФЗ под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Согласно части 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Статьей 33 Закона № 44-ФЗ установлены правила описания объекта закупки.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в частности, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 2 сентября 2013 года № 303 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде образовательными учреждениями Орловской области» уровневая система автоматизации типовых управленческих функций, реализуемых в региональной системе образования Орловской области, обеспечивающая оперативное информационно-аналитическое взаимодействие субъектов образовательного процесса, и портал «Муниципальные услуги в области образования» являются едиными информационными системами для оказания услуг на территории Орловской области.

На территории Орловской области действует «Информационная система образовательных услуг «Виртуальная школа», включающая в себя уровневую систему автоматизации типовых управленческих функций, реализуемых в региональной системе образования Орловской области, обеспечивающей оперативное информационно-аналитическое взаимодействие субъектов образовательного процесса, и портал «Муниципальные услуги в области образования».

Правообладателем данной системы является ООО «Фабрика информационных технологий».

Лицензионным соглашением от 11.01.2013, заключённым между ООО «Фабрика информационных технологий» и ОРЦОКО установлено, что на условиях простой (неисключительной) лицензии право на использование Информационной системы «Образовательных услуг «Виртуальная школа» предоставляется ОРЦОКО.

Согласно извещению об аукционе и документации об аукционе № 0154200002716001929 объектом закупки является – оказание услуг по модернизации «Информационной системы образовательных услуг «Виртуальная школа» с целью создания регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам.

Раздел III документации об аукционе содержит техническое задание, который содержит требования к оказанию услуг по модернизации «Информационной системы образовательных услуг «Виртуальная школа» с целью создания регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам.

В техническом задании указано, что объектом модернизации является существующая информационная система, которая функционирует в сфере образования Орловской области и осуществляет функции ведения информации по обучающимся, воспитанникам и сотрудникам образовательных организаций - Информационная система образовательных услуг «Виртуальная школа», которая является региональной и внедрена на всех уровнях сферы образования Орловской области.

Также согласно техническому заданию «Информационной системы образовательных услуг «Виртуальная школа» отсутствует возможность заполнения определенной информации по реестру образовательных организаций обучающихся, воспитанников и сотрудников образовательных организаций в связи с этим для решения задач по созданию регионального сегмента, необходимо провести работы по доработке данной информационной системы, которая будет в дальнейшем являться ИС поставщиком первичных данных в региональный сегмент. В рамках доработки «Информационной системы образовательных услуг «Виртуальная школа» необходимо предусмотреть возможность выгрузки информации в региональный сегмент в соответствии с требованиями регионального регламента взаимодействия.

Таким образом, объектом закупки является не создание самостоятельной информационной системы, а модернизация уже существующего регионального сегмента - «Информационной системы образовательных услуг «Виртуальная школа», которая действует на территории Орловской области с 2012 года и реализует требуемые цели и задачи, установленные к региональному сегменту. Модернизация действующей «Информационной системы образовательных услуг «Виртуальная школа» необходима для передачи данных на федеральный уровень в федеральный сегмент.

В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В пункте 20 части II Информационной карты документации электронного аукциона установлены требования, предъявляемые к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, а именно:

- наличие действующей лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК России) на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

- наличие действующей лицензии Федеральной службы безопасности (ФСБ России) на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию работ в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Пунктом 4.1 Технического задания предусмотрено, что автоматизированная информационная система предназначенной для автоматизации на уровне региона учета контингента обучающихся, данных об учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность, формирование и передачу на федеральный уровень необходимой отчетности и статистической информации по региону.

Из Технического задания следует, что система предполагает ведение реестра учет контингента обучающихся со дня государственной регистрации рождения и начала обучения в организациях образования Орловской области, в том числе: обеспечение условий для персонифицированного учета данных о контингенте обучающихся; наполнение региональных сегментов данными, в том числе из информационных систем различных органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, система предполагает использование персональных данных обучающихся.

Согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее также – Закон № 152-ФЗ) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В силу статьи 7 закона № 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, в который включены сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Пунктом 6.2.4 Технического задания установлены требования к защите от несанкционированного доступа данных. Хранение и передача паролей должны осуществляться в защищенном виде, исключающем возможность их просмотра средствами операционной системы и приложения (системы управления базой данных). Вход в систему и работа с данными функциями должны быть доступны только для аутентифицированных и авторизованных пользователей после удачной проверки введенных значений логина и пароля.

Пунктом 5 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее также – Закон о лицензировании) предусмотрено, что деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 № 79 утверждено «Положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» (далее также – Положение о лицензировании), согласно которому под технической защитой конфиденциальной информации понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по ее защите от несанкционированного доступа, от утечки по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.

Пунктом 3 Положения о лицензировании установлено, что лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации лицензированию подлежат, в частности, следующие виды работ и услуг:

- контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;

- проектирование в защищенном исполнении: средств и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите; защищаемых помещений;

- установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации.

Учитывая наименование, назначение и цели создания Системы, характеристику объекта автоматизации, требования к Системе поддержки и сопровождения образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования, действия заказчика по включению в состав аукционной документации требования к участникам электронного аукциона о предоставлении в составе заявки копии лицензии ФСТЭК России на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, соответствуют приведенным выше требованиям Закона № 44-ФЗ.

Согласно раздела 6 Технического задания предположительный уровень защищенности регионального сегмента – не ниже 3, предположительный уровень значимости – не ниже УЗ 3, предположительный класс защищенности системы – К2.

Защите подлежит:

- информация ограниченного доступа не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, в том числе персональные данные субъектов персональных данных, входящие в состав обрабатываемых данных по реестру обучающихся и сотрудников;

- общедоступная информация, в целях обеспечение её защиты от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации и реализации права на доступ к информации.

При обработке информации в системе должна быть реализована система организационных и технических мер по защите информации, на основе разрабатываемой системы защиты информации, являющейся неотъемлемой составной частью системы.

Следовательно, по условиям аукционной документации требуется создание защищенного канала передачи данных.

Приказом Минкомсвязи России от 23.06.2015 № 210 утверждены Технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (далее также - Технические требования № 210), в соответствии с пунктами 117 и 118 которых подсистема информационной безопасности каждой информационной системы, подключаемой к системе взаимодействия, должна обеспечивать установленные законодательством Российской Федерации уровни защищенности информации, обрабатываемой в этой системе.

Все каналы связи системы взаимодействия, выходящие за пределы контролируемых зон участников взаимодействия, должны быть защищены с помощью сертифицированных средств криптографической защиты информации, удовлетворяющих установленным требованиям к средствам криптографической защиты информации класса не ниже КСЗ и находящихся в пределах контролируемых зон участников взаимодействия.

Согласно пункту 122 Технических требований № 210 в целях обеспечения защиты информации, содержащейся в информационных системах, подключенных к системе взаимодействия, участники взаимодействия:

- обеспечивают при обслуживании информационных систем, подключенных к системе взаимодействия, исполнение установленных требований по информационной, производственной, технологической и противопожарной безопасности;

- осуществляют контроль доступа посторонних лиц к техническим средствам и каналам связи в контролируемой зоне участника взаимодействия, включая время проведения ремонтных работ и уборки помещений;

- обеспечивают обслуживание информационных систем, подключенных к системе взаимодействия, только лицами, имеющими право доступа к информации, содержащейся в указанных информационных системах;

- принимают необходимые и достаточные меры, исключающие доступ посторонних лиц к защищаемой, в том числе парольной и ключевой информации, хранящейся на используемых и отчуждаемых носителях информации;

- осуществляют учет лиц, имеющих доступ к оконечному оборудованию, обеспечивающему криптографическую защиту каналов связи системы взаимодействия, расположенному в контролируемой зоне участника взаимодействия, а также лиц, имеющих возможность изменения конфигурации информационных систем данного участника взаимодействия, подключенных к системе взаимодействия.

В соответствии с пунктом 11 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 № 451, операторы информационных систем органов и организаций, а также оператор информационных систем, входящих в состав инфраструктуры взаимодействия, при организации взаимодействия информационных систем между собой, а также с элементами инфраструктуры взаимодействия обязаны:

а) обеспечивать защиту передаваемых сведений от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий с момента поступления этих сведений в свою информационную систему и до момента их поступления в информационные системы, эксплуатируемые иными операторами;

б) обеспечивать соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

в) обеспечивать доступ к информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) обеспечивать фиксацию даты, времени и участников каждого случая взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю взаимодействия;

д) незамедлительно информировать оператора инфраструктуры взаимодействия и операторов информационных систем органов и организаций, участвующих во взаимодействии, о сбоях и нарушениях в работе своих информационных систем, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, а также о нарушении требований об обеспечении информационной безопасности;

е) принимать незамедлительные меры по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования своих информационных систем и случаев нарушения требований об обеспечении информационной безопасности;

ж) обеспечивать достоверность и актуальность сведений, передаваемых из своих информационных систем в иные информационные системы, участвующие во взаимодействии, а в случае установления недостоверности сведений - обеспечивать их изменение и информировать об этом изменении и о случаях выявления недостоверности сведений заинтересованных участников взаимодействия;

з) принимать в электронной форме запросы, обращения, заявления и иные документы (сведения), поступающие в информационные системы, а также осуществлять их обработку и подготовку ответов в электронной форме.

Техническим заданием предусмотрено использование средств защиты информации и шифровальных средств SecretNet и VipNet.

Для обеспечения взаимодействия автоматизированной информационной системы в системе межведомственного электронного взаимодействия необходимо обеспечить отладку взаимодействия автоматизированной информационной системы и используемых криптошлюзов, а также провести необходимую установку (инсталляцию) средств криптозащиты информации на операционной системе сервера автоматизированной информационной системы.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 313 утверждено Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение о лицензировании № 313)

Пунктом 5 данного Положения лицензирование деятельности, определенной Положением о лицензировании № 313, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

В Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющийся приложением к Положению о лицензировании № 313, включены, в том числе: монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств; монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем; монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

Из изложенного следует, что работы, которые участнику закупки необходимо будет выполнить в случае заключения с ним государственного контракта, подлежат лицензированию.

Таким образом, затребованная у участника закупки лицензия на выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств относится к предмету закупки и обоснованно включена документацию об аукционе

В силу Закона № 44-ФЗ заказчик вправе установить требования в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, в техническом задании в соответствии со своими потребностями и нуждами, указанными в документации об аукционе.

В соответствии со статьей 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (часть 2).

Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику (часть 3).

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4).

Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 6).

Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.

В рассматриваемом случае какого-либо запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, в том числе относительно видов подлежащих выполнению работ (и, соответственно, о необходимых для выполнения таких работ лицензиях), Общество не направляло.

На основании вышеизложенного, в удовлетворении заявленных требований ООО ЦБУ «Интеркомп» о признании незаконным решения Орловского УФАС России от 10.10.2016 № 369-16/03 ТЖ и об обязании Орловского УФАС России удовлетворить жалобу заявителя следует отказать в полном объеме.

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной полшины несет заявитель.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Орловской области.

Судья Ю.В. Полинога