ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-6990/17 от 20.10.2017 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Орел                                                                                                       Дело №А48 – 6990/2017

25 октября 2017г.

Резолютивная часть объявлена 20.10.2017г.

Полный текст решения изготовлен 25.10.2017г.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Т.И. Капишниковой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И. А. Костиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюУправления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 302026, <...>) к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» (ОГРН <***>, ИНН<***>, юридический адрес: 302026, <...> адрес: 302020, <...>)

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя

-

не явился, извещен в порядке ст.121-123 АПК РФ

от ответчика

-

представитель ФИО1 (доверенность от 10.01.2017г. № 34)

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области (далее также – заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» (далее- ответчик, ФГБОУ ВО «ОГУ им. И. С. Тургенева», Учреждение) о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде предупреждения (с учетом заявления об уточнении требований от 06.10.2017г. исх.№ 3467-04/57).

В качестве правового обоснования заявителем указано на осуществление Учреждением деятельности по телевизионному вещанию с нарушением требований ч.2 ст.2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,  п.2 ч.9 ст.31 Закона РФ от 27.12.1991г.№2124-1 «О средствах массовой информации», пп.а п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утв. постановлением Правительства РФ от 08.12.2011г. №1025.

Ответчик в письменном отзыве на заявление факт совершения вменяемого правонарушения признал, указал, что в рамках договора на выполнение работ и услуг от 01.05.2013г. с АО «Областной телерадиовещательный канал» исполнителем в адрес Учреждения был передан сюжет ненадлежащего качества (брак), что привело 20.08.2017г.к зависанию программы выдачи в эфир и автоматическому запуску вещания телеканала «ТВ Центр-Москва» , т.е. сокращению объема вещания телеканала «ГТУ-ТВ» на 2ч.04 мин.

ФГБОУ ВО «ОГУ им. И. С. Тургенева» просило применить ст.2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав доводы ответчика, арбитражный суд установил следующее.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» зарегистрировано в качестве юридического  лица за ОГРН <***>.

Из материалов дела следует, что ответчику выдана лицензия на осуществление телевизионного вещания серия ТВ № 28099 от 30.08.2016г.(далее- Лицензия), срок действия которой до 28.02.2022г. (л.д.21-25).  Согласно указанной Лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева» на территории г. Орла Орловской области посредством наземного эфирного вещания необходимо распространять СМИ телеканал «ГТУ-ТВ» (соотношение вещания данного СМИ к общему объему вещания - 14 часов в неделю), «ТВ Центр-Москва» (соотношение данного СМИ к общему объему вещания - 154 часа в неделю).

     Управлением проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ответчика за период с 09.08.2017г. по 29.08.2017г.

В ходе анализа записи эфира за период с 00:00 ч. 14.08.2017 до 24.00. ч. 20.08.2017 установлено, что соотношение вещания продукции СМИ телеканала «ГТУ-ТВ» к общему объему вещания составляет 11 часа 56 минут в неделю. Таким образом, объем вещания СМИ телеканала «ГТУ-ТВ» фактически был уменьшен на 2 ч 4 мин. Соотношение вещания продукции данного СМИ к общему объему вещания - нарушено. Нарушены лицензионные требования, установленные Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025 (пп. «а» п. 4 Положения).

          Объем вещания телеканала «ГТУ-ТВ» сокращен и не соответствует объему, указанному в приложении № 1 (пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025,); Объем вещания телевизионного вещания канала «ТВ Центр-Москва» увеличен и не соответствует объему, указанному в приложении № 1 к лицензии (п.п. «а» п. 4 Положения).

Данное правонарушение зафиксировано в акте систематического наблюдение от 29.08.2017г.(л.д.44-46) и не оспаривается ответчиком.

07.09.2017г. специалистом  -экспертом Управления ФИО2 в отношении ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева» составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.14.1. КоАП РФ, в котором административным органом зафиксировано что  Учреждение, являясь вещателем телеканала «ГТУ-ТВ», осуществляет деятельность по телевизионному вещанию с нарушением лицензионных требований п.2.1 Приложения № 1 к Лицензии ТВ № 28099 от 30.08.2016г., ч.9 ст.31 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,  пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025 в части нарушения лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии.(л.д.10-14).

Указанный протокол составлен в присутствии  представителя Учреждения, которому разъяснялись права и обязанности, предусмотренные гл.25 КоАП РФ, экземпляр протокола получен данным лицом 07.09.2017г.(л.д.14).

Поскольку в соответствии с абз.3 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов,Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении Учреждения к административной ответственности.

В силу ч.6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении составлен полномочным лицом административного органа в силу ч.3 ст.28.3 КоАП РФ, п.8.3 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области, утв. Приказом  
Роскомнадзора от 25.01.2016 N 61.

Согласно ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу ст.31 Закона РФ от 27.12.1991г.№2124-1 «О средствах массовой информации» телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган). Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования телевизионного вещания, радиовещания, применяются положения законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных данным законом.

В соответствии с п. 37 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  деятельность по телевизионному вещанию и радиовещание оказанию услуг связи подлежит лицензированию.

В части 7 статьи 3 Федеральный закон от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплено, что лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствие с п.1 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011г. №1025, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, в том числе, являются, соблюдение объемов вещания а также программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания.

Административным органом при проведении проверки установлено и материалами дела подтверждается, что  лицензиатом не соблюдены параметры вещания, указанные в лицензии: объем вещания 20.08.2017г. сокращен на 2 ч 04 мин. (л.д.10-15, 44-54, 56 (видеоматриалы)).

Таким образом, арбитражный суд полагает, что в действиях ответчика имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод ответчика о нарушении его контрагентом АО «Областной телерадиовещательный канал» обязательств по договору на выполнение работ и  услуг не принят арбитражным судом, поскольку данное обстоятельство не исключает вину Учреждения, которое приняло выполнение работ исполнителем без предварительной проверки качества.

Между тем, в данном конкретном случае арбитражный суд приходит к выводу о возможности применения судом положений о малозначительно­сти. При этом арбитражный суд руководствуется следующим.

В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Рос­сийской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объектив­ном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 919-О-О, положения главы 4 «Назначение административного наказания» КоАП Российской Федерации предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП Российской Федерации). Таким образом, законодателем обеспечена необходимая дискреция юрисдикционных органов при применении административных наказаний.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В силу п.18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Таким образом, малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.

В п.18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

В силу ст.2.9 КоАП РФ последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям (опасность для личности, общества или государства) может заключаться в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать разовый либо систематический характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию. Оценивая малозначительность данного правонарушения, характер содеянного и его общественную опасность надлежит соотносить и с реальным экономическим благосостоянием государства и общества в определенный период времени.

По смыслу ст.2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда или угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, то есть административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Арбитражным судом при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении установлено, что  нарушение в сети телевещания имело место один раз- 20.08.2017г. ввиду технической неисправности, сокращение эфира телевещания было незначительным (2 ч 04 мин), жалоб от потребителей не поступало, ранее за нарушение аналогичных норм материального права к админи­стративной ответственности Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» (ОГРН <***>) не привлека­лось, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Доказательств того, что совершенное правонарушение представляет существенную угрозу для охраняемых законом общественных отношений ­административным органом не представлено.

С учетом изложенного, оценив представленные доказательства, харак­тер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, ар­битражный суд считает, что данное правонарушение не содержит сущест­венной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вре­да жизни, здоровью граждан, общества и государства и в действиях Учреждения отсутствует направленность на нарушение за­кона, в связи с чем, правонарушение расценивается судом как малозначи­тельное.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Фе­дерации, изложенной в определении от 09.04.2003 № 116-О, суд, руково­дствуясь положениями статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об ад­министративных правонарушениях, вправе при малозначительности совер­шенного административного правонарушения освободить лицо от админи­стративной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного ад­министративного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опас­ности деяния.

Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административ­ных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Поэтому при наличии формальных признаков состава правонарушения также подлежит оценке вопрос о целесообразности при­влечения нарушителя к административной ответственности.

В данном случае составлением протокола об административном право­нарушении, рассмотрением административного материала достигнута пре­дупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.

Кроме того, одним из требований принципа справедливости ответственности является соразмерность наказания деянию.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999г. N 11-П указано, что принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характере причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Оценивая представленные доказательства, характер и степень общественной опасности административного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, принимая во внимание, что в данном случае арбитражным судом не установлено, что совершенное ответчиком правонарушение действительно повлекло какие-либо существенные общественно опасные последствия.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года №4-П, использование возможности освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения не зависит от вида (состава) совершенного административного правонарушения и распространяется на случаи, когда действие или бездействие юридического лица, формально содержащее все признаки состава административного правонарушения, фактически - с учетом характера конкретного противоправного деяния, степени вины нарушителя в его совершении, отсутствия вредных последствий - не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что позволяет компетентному субъекту административной юрисдикции освободить юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2013 года № 11417/12 еще раз обращено внимание судов на то, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного следует учитывать, что статья 2.9 КоАП Российской Федерации не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным этим Кодексом. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП Российской Федерации конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП Российской Федерации ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Следовательно, арбитражный суд, исходя из фактических обстоятельств дела, вправе признать малозначительным и правонарушение, предусмотренное ч.3  ст.14.1 КоАП РФ.

Аналогичный вывод содержится в постановлениях Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015г. № 06АП-2416/2015 по делу № А04-1152/2015, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014г. № 17АП-8949/2014-АКу по делу № А71-4221/2014,  Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011г. по делу № А44-3396/2011 и др.

В п.17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что, установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, арбитражный суд, руководствуясь ч.2 ст.206 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.

На основании изложенного, арбитражный суд считает, что в удовле­творении заявленного требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуни­каций по Орловской области о привлечении ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, следует отказать в связи с малозначи­тельностью совершенного правонарушения, ограничившись устным заме­чанием.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст.167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

                                                                          РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                      Т.И. Капишникова