АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Орёл дело № А48-7834/2021
15 ноября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 08.11.2021.
Решение в полном объёме изготовлено 15.11.2021.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Парфёновой Л.П., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ржищевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления лесами Орловской области (302001, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 107078, <...>) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области (302001, <...>),
третье лицо: индивидуальный предприниматель ФИО1,
- о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлении о невозможности внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости от 10.08.2021 № 3655/21;
- об обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса г. Орла в Единый государственный реестр недвижимости,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель ФИО2 (доверенность от 12.02.2021),
от ответчика – представитель ФИО3 (доверенность №12 от 30.11.2020),
от третьего лица – представитель не явился, извещен надлежащим образом,
установил:
Управление лесами Орловской области (далее также – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области (далее – ответчик, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области) о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлении о невозможности внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости от 10.08.2021 № 3655/21; об обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса г. Орла в Единый государственный реестр недвижимости.
По мнению заявителя, оспариваемый ненормативный акт не соответствует п. 12 ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ставит под угрозу реализацию основных целей создания зоны с ограниченным режимом природопользования лесопаркового зеленого пояса - охрана окружающей среды, природных комплексов и объектов, расположенных на территориях, вошедших в границы такой зоны, ввиду чего подлежит признанию незаконным.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, устно огласил позицию по делу.
Третье лицо в судебное заседание, не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в порядке статьи 121 -123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
В предварительном судебном заседании, на основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» в отсутствие возражений лиц, участвующих в рассмотрении дела против завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению дела в судебном разбирательстве, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 30.11.2017 № 18/482-ОС «О создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Орла и о его площади» принято решение о создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Орла площадью 27 237 507 кв.м.
Распоряжением Правительства Орловской области от 23.03.2020 № 174-р Управлению лесами Орловской области, в том числе поручено в срок до 15.04.2020, обеспечить подготовку схемы планируемых границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Орла; в срок до 10.06.2020 организовать и провести торги по определению исполнителя работ по установлению границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Орла; в срок до 20.11.2020 обеспечить подготовку проекта нормативного правового акта Правительства Орловской области об установлении границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Орла.
Во исполнение распоряжения Правительства Орловской области от 23.03.2020 № 174-р между Управлением лесами Орловской области и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен контракт от 14.09.2020 № 5 на проведение работ по установлению границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Орла и внесение сведений о границах в Единый государственный реестр недвижимости (далее - контракт).
В соответствии с требованиями и условиями контракта и технического задания, прилагаемого к контракту и являющимся его неотъемлемой частью индивидуальный предприниматель ФИО1 обязуется провести работы по установлению границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Орла и внести сведения о границах в Единый государственный реестр недвижимости, а Управление лесами Орловской области обязуется принять работы надлежащего качества и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (п. 1.1 контракта).
Таким образом, без внесения сведений о границах лесопаркового зеленого пояса в Единый государственный реестр недвижимости контракт не может быть исполнен.
В рамках выполнения работ по установлению границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Орла и внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости, письмом от 27.07.2021 ФИО1 направил в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» материалы в виде описания местоположения границ, для внесении сведений о границах лесопаркового зеленого пояса в Единый государственный реестр недвижимости.
Постановлением Правительства Орловской области № 412 от 22.07.2021 установлены границы лесопаркового зеленого пояса вокруг города Орла.
Уведомлением №3655/21 от 10.08.2021 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области сообщило о невозможности внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах лесопаркового зеленого пояса города Орла с указанием на то, что в настоящее время действующим законодательством не определен порядок внесения сведений о границах лесопарковых зеленых поясов в Единый государственный реестр недвижимости.
Управление, считая указанный отказ незаконным, не соответствующим п. 12 ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ставящим под угрозу реализацию основных целей создания зоны с ограниченным режимом природопользования лесопаркового зеленого пояса - охрана окружающей среды, природных комплексов и объектов, расположенных на территориях, вошедших в границы такой зоны, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным.
Оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 и 3 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Оценивая отказ филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области от внесения сведений о границах лесопаркового зеленого пояса города Орла в ЕГРН на предмет соответствия его законодательству, суд исходит из следующего.
Внесение изменений и исключение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту - ЕГРН) о границах зон с особыми условиями использования территории регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Закон о регистрации), правилами о предоставлении документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3-13,15,15(1), 15.2 статьи 32 Закона о регистрации в Федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 (далее по тексту - Правила).
В силу п. 31 Правил направления документов обязательным приложением к документу (содержащимся в нем сведениям), направляемому в орган регистрации прав в соответствии с п. 4 указанных правил, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон, перечень координат характерных точек границ зон.
Частью 1 статьи 33 Закона о регистрации предусмотрено, что внесение в реестр сведений о зонах с особыми условиями использования территорий по заявлению заинтересованного лица осуществляется только в случаях, предусмотренных статьей 32 названного закона, в том числе в случае принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.
В соответствии с п. 82 Порядка ведения единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, запись о зоне с особыми условиями использования территорий, территориальной зоне, территории объекта культурного наследия, территории опережающего социально-экономического развития, зоне территориального развития в Российской Федерации, об игорной зоне, о лесничестве, об особо охраняемой природной территории, границах Байкальской природной территории и ее экологических зонах, особой экономической зоне, охотничьих угодьях в реестре границ имеет следующую структуру:
1) реестровый номер границы и дата его присвоения;
2) ранее присвоенный учетный номер;
3) индивидуальное обозначение такой зоны или территории (вид, тип, номер, индекс);
4) описание местоположения границ такой зоны (подзоны) или территории в виде списка координат характерных точек границ зоны (подзоны) или территории в системе координат, установленной для ведения ЕГРН, с указанием метода и погрешности определения координат;
5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, Байкальской природной территории и ее экологических зон);
6) перечень всех видов разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда, положением об особо охраняемой природной территории применительно к территориальной зоне или территории, в отношении которой они приняты;
7) перечень кадастровых номеров земельных участков, входящих в соответствующую зону (подзону) или территорию;
8) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении таких зон (подзон), о создании таких территорий;
9) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений;
10) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;
11) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны, об изменении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон;
12) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда, положения об особо охраняемой природной территории или о внесении изменений в них;
13) срок, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, или указание, что зона с особыми условиями использования территории установлена бессрочно;
14) сведения о том, что объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории (подзона), не введен в эксплуатацию (в случае, если такая зона (подзона) установлена или изменена в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства) путем указания слов: "Объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию". Указанные слова исключаются из записи о зоне с особыми условиями использования территорий, одновременно с государственным кадастровым учетом введенного в эксплуатацию объекта капитального строительства, вместо них указываются слова: "Объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, введен в эксплуатацию в соответствии с... (приводятся реквизиты разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) и в отношении объекта капитального строительства осуществлен государственный кадастровый учет (указывается кадастровый номер построенного или реконструированного объекта капитального строительства).";
15) дата внесения, изменения либо исключения сведений о таких зонах (подзонах) и территориях.
В ст. 10 Закона о регистрации определен состав сведений ЕГРН о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территории. Согласно указанной норме права в ЕГРН подлежат внесению следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий:
- индивидуальное обозначение такой зоны или территории (вид, тип, номер, индекс);
- содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий. Байкальской природной территории и ее экологических зон).
Из статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий:
1) зоны охраны объектов культурного наследия;
2) защитная зона объекта культурного наследия;
3) охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии);
4) охранная зона железных дорог;
5) придорожные полосы автомобильных дорог;
6) охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов);
7) охранная зона линий и сооружений связи;
8) приаэродромная территория;
9) зона охраняемого объекта;
10) зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов;
11) охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы);
12) охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением;
13) водоохранная (рыбоохранная) зона;
14) прибрежная защитная полоса;
15) округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов;
16) зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны;
17) зоны затопления и подтопления;
18) санитарно-защитная зона;
19) зона ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства;
20) охранная зона пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети;
21) зона наблюдения;
22) зона безопасности с особым правовым режимом;
23) рыбоохранная зона озера Байкал;
24) рыбохозяйственная заповедная зона;
25) зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов);
26) охранная зона гидроэнергетического объекта;
27) охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена;
28) охранная зона тепловых сетей.
Таким образом, статьей 105 ЗК РФ определен исчерпывающий и закрытый перечень зон с особыми условиями использования территорий.
Следовательно, в настоящее время Законом о регистрации и Земельным кодексом Российской Федерации прямо не предусмотрено внесение в ЕГРН сведений о лесопарковых зеленых поясах.
Вместе с тем, согласно п. 3 ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также – реестр границ).
Порядок внесения в сведения ЕГРН зон с особыми условиями обусловлен тем, что при установлении данных зон возникают обременения в отношении таких земельных участков, а ограничения, наложенные на возможное использование земельных участков, будут напрямую затрагивать права и законные интересы лиц, являющихся правообладателями и пользователями этих участков. Это и определяет процедуру установления зон с особыми условиями в соответствии с действующем законодательством.
Их изложенного следует, что ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области не вправе в нарушении порядка, утвержденного вышеуказанными нормами, вносить в ЕГРН сведения об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, в том числе и на основании заявления заинтересованных лиц, если это противоречит установленным нормам права.
Данная позиция отражена в уведомлении №3655/21 от 10.08.2021 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области, а именно включение в ЕГРН сведений о границах лесопарковых зеленых поясов действующим законодательством не определен, в связи с тем, что в ст. 105 ЗК РФ лесопарковые зеленные пояса не отнесены к ЗОУИТ.
Таким образом, позиция ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области сводится к тому, что законодательством РФ определен состав сведений ЕГРН о зонах с особыми условиями использования, который является обязательным при внесении ЗОУИТ в сведения ЕГРН, вместе с тем отсутствие в ст. 105 ЗК РФ лесопаркового зеленого пояса как вида ЗОУИТ не позволяет внести его в сведения ЕГРН как в соответствии с действующим законодательством, так и в связи с отсутствием технической возможности внесения сведений о границах лесопарковой зеленой зоны в ФГИС ЕГРН. В настоящее время Законом о регистрации и Земельным Кодексом Российской Федерации не предусмотрено внесение в ЕГРН сведений о лесопарковых зеленых поясах. Исходя из вышесказанного, внесение в ЕГРН сведений о границах лесопарковых зеленых поясов будет возможно только после внесения изменений в Закон о регистрации и отнесении лесопарковых зеленых поясов к объектам реестра гранил или внесения изменений в статью 105 ЗК РФ и отнесения лесопарковых зеленых поясов к ЗОУИТ. Учитывая отсутствие правовых оснований для внесения в ЕГРН сведений о Зонах, их наличие в ЕГРН может повлечь нарушение прав и законных интересов собственников объектов недвижимого имущества, выражающееся в ограничении использования объектов недвижимости в границах указанных зон.
Пунктом 1 ст. 10 Закона о регистрации предусмотрено, что в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах.
Статьей 105 ЗК РФ установлены зоны с особыми условиями использования территорий, и, по мнению филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области, в числе видов зон с особыми условиями использования территорий отсутствуют виды, к которым можно отнести лесопарковый зеленый пояс.
В соответствии с пунктом 1 статьи 62.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Согласно п. 1 ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях создания лесопаркового зеленого пояса некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления обращаются с мотивированным ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса в общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание лесопаркового зеленого пояса.
Общественная палата соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 30 дней с момента поступления ходатайства о создании лесопаркового зеленого пояса организует общественные (публичные) слушания в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
В соответствии с п. 5 ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в случае, если по результатам общественных (публичных) слушаний большинством участников было одобрено создание лесопаркового зеленого пояса, соответствующее ходатайство вместе с итоговым документом (протоколом), подготовленным по результатам общественных (публичных) слушаний, в течение 10 дней после дня их проведения обнародуются, в том числе размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и направляются в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской; Федерации, а в случае, если лесопарковый защитный пояс планируется создать вокруг города федерального значения или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, - в Правительство Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» решение о создании лесопаркового зеленого пояса и о его площади либо решение об отказе в его создании принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, если лесопарковый зеленый пояс создается вокруг города федерального значения или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующими субъектами Российской Федерации в срок не позднее 40 дней с момента поступления в данные органы документов, указанных в п. 5 ст. 62.2.
Пунктом 8 ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы.
Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 30.11.2017 № 18/482-ОС «О создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Орла и о его площади» принято решение о создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Орла площадью 27 237 507 кв.м.
Распоряжением Правительства Орловской области от 23.03.2020 № 174-р Управлению лесами Орловской области поручено обеспечить подготовку схемы планируемых границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Орла; организовать и провести торги по определению исполнителя работ по установлению границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Орла; обеспечить подготовку проекта нормативного правового акта Правительства Орловской области об установлении границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Орла.
Управление лесами Орловской области в рамках своей компетенции, во исполнение распоряжения Правительства Орловской области от 23.03.2020 № 174-р, заключило с ИП ФИО1 контракт от 14.09.2020 № 5 на проведение работ по установлению границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Орла и внесение сведений о границах в Единый государственный реестр недвижимости.
Результатом проведенной работы стало принятие постановления Правительства Орловской области № 412 от 22.07.2021 установлены границы лесопаркового зеленого пояса вокруг города Орла.
Границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости по заявлению уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
В соответствии с п. 1 ст. 62.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 30 дней с момента принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса размещает схему планируемых границ лесопаркового зеленого пояса на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрен порядок создания лесопаркового зеленого пояса, а также необходимость включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах лесопарковых зеленых поясов.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ как противоречащий предусмотренной п. 12 ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязанности по включению в Единый государственный реестр недвижимости границ лесопаркового зеленого пояса и ставящий под угрозу реализацию основных целей создания зоны с ограниченным режимом природопользования лесопаркового зеленого пояса - охрана окружающей среды, природных комплексов и объектов, расположенных на территориях, вошедших в границы такой зоны, нельзя признать законным.
Данные выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2020 по делу №302-ЭС20-19936.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, если суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, он принимает решение о признании такого акта, решения и действий (бездействия) незаконными.
Установив, что отказ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области» не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы заявителя, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования.
В резолютивной части решения о признании незаконным действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 часть 5 статья 201 АПК РФ).
В силу положения части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд возлагает на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области обязанность устранить допущенные нарушения и в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса города Орла в Единый государственный реестр недвижимости.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по заявлению не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган регистрации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд:
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области от 10.08.2021 № 3655/21, изложенный в уведомлении о невозможности внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг города Орла.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области устранить допущенные нарушения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса города Орла в Единый государственный реестр недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) через Арбитражный суд Орловской области в течение месяца после принятия решения.
Судья Л. П. Парфёнова