ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А49-13500/18 от 11.09.2019 АС Пензенской области

Арбитражный суд Пензенской области

Кирова ул., д. 35/39, Пенза г., 440000,

тел.: +78412-52-99-97, факс: +78412-55-36-96, http://penza.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Пенза Дело №А49-13500/2018

17 сентября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 17 сентября 2019 года

Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Новиковой С. А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бидзян Ц.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

администрации города Сурска Городищенского района Пензенской области (Карла Маркса ул., 1, Сурск г., Городищенский район, Пензенской области, 442300; ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Пензенской области в лице Департамента государственного имущества Пензенской области (2-й Виноградный проезд, д.30, Пенза г., 440066; ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица: Управление Росреестра по Пензенской области (ФИО1 ул., 39А, Пенза г., 440000), Правительство Пензенской области (Московская ул., д. 75, Пенза г., 440025, ОГРН: <***>, ИНН: <***>), Министерство финансов Пензенской области (Московская ул., д. 75, Пенза г., 440025, ОГРН: <***>, ИНН: <***>), МУП «Теплоснабжение» (Пионерская ул., 11а, Пензенская область, район Городищенский, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании права собственности

при участии:

от ответчика - представитель ФИО2 (доверенность),

третьего лица: Правительства Пензенской области – представитель ФИО3 (доверенность),

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Сурска Городищенского района Пензенской области обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Департаменту государственного имущества Пензенской области и Государственному казенному учреждению «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимости-сооружения:

артезианскую скважину с кадастровым номером 58:07:0031901:776, расположенную по адресу: <...>;

артезианскую скважину с кадастровым номером 58:07:0031901:701, расположенную по адресу: <...>.

Требования заявлены на основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то обстоятельство, что спорные артезианские скважины были переданы муниципальному образованию город Сурск Департаментом государственного имущества Пензенской области после завершения их строительства государственным казённым учреждением «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области».

Определением от 10.07.2019 судом по ходатайству представителя истца в порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика - Департамента государственного имущества Пензенской области на надлежащего - Пензенскую область в лице Департамента государственного имущества Пензенской области.

Определением от 21.08.2019 судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принят отказ администрации города Сурска Городищенского района Пензенской области от иска к ответчику - Государственному казенному учреждению «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области».

В силу п. 4 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ от иска и принятие его арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу по иску администрации города Сурска Городищенского района Пензенской области к Государственному казенному учреждению «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области».

В связи с чем, иск считается заявленным к ответчику - Пензенской области в лице Департамента государственного имущества Пензенской области.

Представители истца и третьих лиц - Управления Росреестра по Пензенской области, Министерства финансов Пензенской области, МУП «Теплоснабжение» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены в порядке, предусмотренном ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Пензенской области в письменном отзыве на иск указал, что 29.05.2018 истец обращался с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области на спорные объекты недвижимого имущества. Однако 09.06.2018 государственная регистрация была приостановлена на срок до 09.09.2018 в связи с выявлением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанных в статье 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». 12.09.2018 государственным регистратором прав было принято решение об отказе в государственной регистрации, поскольку не были представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Отказы в государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества обжалуются истцом в судебном порядке. Исковые требования о признании права собственности оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица – МУП «Теплоснабжение» в отзыве на иск указал, что артезианские скважины были построены в 2002 году, строительство осуществляло ГУ «Управление капитального строительства Пензенской области» за счет средств бюджета Пензенской области. Постановлением Правительства Пензенской области от 27.05.2004 № 274-пП «О передаче объектов коммунально-бытового назначения, финансирование строительства которых осуществлялось за счет средств бюджета Пензенской области, в собственность муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области» данные артезианские скважины были переданы безвозмездно из собственности Пензенской области в собственность муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области. На основании договора № 1-2014 от 01.02.2014 «О закреплении недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Теплоснабжение» вышеуказанные артезианские скважины Администрацией города Сурска Городищенского района переданы МУП «Теплоснабжению» в хозяйственное ведение с правом пользоваться данным муниципальным имуществом в соответствии с его назначением. Уполномоченному органу муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области было рекомендовано зарегистрировать право муниципальной собственности на принятые объекты в установленном законом порядке. МУП «Теплоснабжение» является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения города Сурска. В случае отсутствия документов на право собственности у Администрации г. Сурска на вышеуказанные скважины тариф на холодное водоснабжение рассматриваться и утверждаться Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области не будет. Следовательно, ресурсоснабжающая организация - МУП «Теплоснабжение» не сможет оказывать услугу по холодному водоснабжению на территории муниципального образования г. Сурск Городищенского района Пензенской области. МУП «Теплоснабжение» не возражает против признания права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости за муниципальным образованием г. Сурск Городищенского района Пензенской области. Дело просил рассмотреть в отсутствие представителя предприятия.

Представитель третьего лица - Министерства финансов Пензенской области в отзыве на иск указал, что предельный срок хранения документов в архиве составляет 10 лет. По сведениям администрации города Сурска Городищенского района Пензенской области артезианские скважины были построены в 2002 году, строительство осуществляло Государственное казенное учреждение «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области». Дело просил рассмотреть в отсутствие представителя министерства.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что Департамент государственного имущества Пензенской области не возражает против признания права собственности на спорные объекты недвижимости за муниципальным образованием г. Сурск Городищенского района Пензенской области. Строительство артезианских скважин в 2002 году осуществлено ГУ «Управление капитального строительства Пензенской области» за счет средств бюджета Пензенской области. Согласно пункту 4 Главы VI. Планирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий Приложения № 2 к постановлению Законодательного Собрания Пензенской области от 05.04.2002 № 984-40/2 ЗС «О планах реализации приоритетных природоохранных мероприятий на 2002 год» к одному из мероприятий относится: бурение 2 артезианских скважин в г. Сурске Городищенского района. Постановлением Правительства Пензенской области от 27.05.2004 № 274-пП «О передаче объектов коммунально-бытового назначения, финансирование строительства которых осуществлялось за счет средств бюджета Пензенской области, в собственность муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области» данные артезианские скважины были переданы безвозмездно из собственности Пензенской области в собственность муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области. Уполномоченному органу муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области было рекомендовано зарегистрировать право муниципальной собственности на принятые объекты в установленном законом порядке. Указанные артезианские скважины были приняты и учитывались в реестре областной собственности до их передачи истцу.

Представитель третьего лица – Правительства Пензенской области в судебном заседании пояснил, что согласно представленным Государственным архивом Пензенской области документам, спорные артезианские скважины на основании постановления Правительства Пензенской области от 27.05.2004 №274-пП «О передаче объектов коммунально-бытового назначения, финансирование строительства которых осуществлялось за счет средств бюджета Пензенской области, в собственность муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области» были переданы безвозмездно из собственности Пензенской области в собственность муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области. Финансирование строительства спорных артезианских скважин производилось за счет денежных средств выделенных из бюджетного фонда Пензенской области на основании Закона Пензенской области №304-ЗПО «О порядке формирования и использования целевого бюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов и окружающей природной среды» в рамках инвестиционной программы «О планах реализации приоритетных природных мероприятий на 2002 год».

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и третьих лиц - Управления Росреестра по Пензенской области, Министерства финансов Пензенской области, МУП «Теплоснабжение» по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей ответчика и третьего лица - Правительства Пензенской области, арбитражный суд установил.

29.05.2018 в Управление Росреестра по Пензенской области через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратился представитель муниципального образования город Сурск Городищенского района Пензенской области на основании решения Собрания представителей города Сурска от 22.01.2018 № 607-74/6 с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования города Сурск Городищенского района Пензенской области на объекты недвижимого имущества: сооружение (артезианская скважина № 156/2356) кадастровый номер 58:07:0030701:15, общая площадь 10,9 кв.м., расположенное по адресу: <...>; сооружение (артезианская скважина № 156/2356) кадастровый номер 58:07:0031901:776, расположенное по адресу: <...>.

В качестве основания для проведения государственной регистрации истцом были представлены постановление Правительства Пензенской области от 27.05.2004 № 274-пП, выписка из реестра муниципальной собственности города Сурска от 11.05.2018, акт государственной приёмочной комиссии о приёмке законченного строительством объекта от мая 2002г., акт приема-передачи от июня 2004г., Решение Комитета местного самоуправления города Сурска Городищенского района Пензенской области от 08.07.2003 № 142-26/3.

09.06.2018 Управление Росреестра по Пензенской области приостановило государственную регистрацию на срок до 09.09.2018 в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав; форма или содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, о чём заявителю было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации № 58/035/008/2018-3945, № 58/035/008/2018-3947.

Поскольку в установленный государственным регистратором срок нарушения устранены не были, 12.09.2018 Управление Росреестра по Пензенской области приняло решения об отказе в государственной регистрации на основании статьи 27 Закона о регистрации.

Полагая, что решения об отказе в государственной регистрации не соответствуют законодательству и нарушают права в сфере экономической деятельности, администрация города Сурска Городищенского района Пензенской области обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлениями к Управлению Росреестра по Пензенской области об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности, выраженного в уведомлении от 12.09.2018 №58/035/008/2018-3947/1 дело №А49-15126/2018 и признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности, выраженного в уведомлении от 12.09.2018 №58/035/008/2018-3945/1 дело №А49-15125/2018.

Определением от 14.01.2019 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебных актов по делу № А49-15126/2018 и делу № А49-15125/2018.

Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Пензенской области от 04.03.2019 по делу №А49-15126/2018 и от 21.03.2019 по делу №А49-15125/2018 в удовлетворении заявленных администрацией города Сурска Городищенского района Пензенской области требований отказано. В связи с чем, производство по настоящему делу было возобновлено.

Исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, и выслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд признает исковые требования администрации города Сурска Городищенского района Пензенской области подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Способы защиты гражданских прав предусмотрены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из которых является признание права.

Истец при обращении в суд с иском к ответчику избрал способ защиты своего нарушенного права - признание права собственности в соответствии с п.2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Иск о признании права собственности – это требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество. Истец должен доказать наличие нарушений ответчиком прав и законных интересов истца как собственника имущества или их оспаривание, и доказать законность оснований возникновения у истца права собственности на недвижимость.

Поскольку истец реализовал заявительный порядок оформления права собственности на спорные объекты недвижимости, и уполномоченным органом было отказано в регистрации права собственности, истец выбрал единственный способ защиты нарушенного права – обратиться с иском о признании права собственности.

Судом установлено, что в соответствии с законами Пензенской области от 24 декабря 2001 года № 323-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2002 год» и от 20 августа 2001 года № 304-ЗПО «О целевом бюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов и окружающей природной среды», Законодательное Собрание Пензенской области приняло постановление от 05.04.2002 №984-40/2 «О планах реализации приоритетных природоохранных мероприятий на 2002 год», которым постановило направить средства целевого бюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов и окружающей природной среды на реализацию приоритетных природоохранных мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы, восстановлению и охране водных объектов, охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения Пензенской области согласно приложениям 1, 2, 3.

Пунктом 2 постановления Законодательного Собрания Пензенской области от 05.04.2002 №984-40/2 «О планах реализации приоритетных природоохранных мероприятий на 2002 год» утверждён размер средств, направляемых на осуществление геологического контроля, обустройство баз организаций, проведение других мероприятий по восстановлению и охране водных объектов и иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды и обеспечением экологической безопасности, в сумме 5676 тыс.рублей. Правительству Пензенской области разрешено использовать указанные средства для финансирования первоочередных природоохранных мероприятий и частичного финансирования содержания дополнительной штатной численности и развития материально-технической базы Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Пензенской области.

Согласно пункту 4 Главы VI. Планирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий Приложения № 2 к постановлению Законодательного Собрания Пензенской области от 05.04.2002 № 984-40/2 ЗС «О планах реализации приоритетных природоохранных мероприятий на 2002 год» к одному из мероприятий относится: бурение 2 артезианских скважин в г. Сурске Городищенского района в объёме финансирования 1007,0 руб.

Как следует из представленных в материалы дела письменных доказательств, строительство артезианских скважин в 2002 году осуществляло ГУ «Управление капитального строительства Пензенской области».

В мае 2002 года приемочная комиссия приняла артезианскую скважину по ул. ФИО4 в г. Сурске, о чем составлен и подписан Акт Государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта. Строительно-монтажные работы осуществлены в сроки: начало работ март 2002г., окончание – май 2002г.

В соответствии с актом Государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 2002 года приемочная комиссия приняла артезианскую скважину по ул. Комсомольской в г. Сурске. Строительно-монтажные работы осуществлены в сроки: начало работ май 2002г., окончание – июнь 2002г.

Постановлением главы местного самоуправления города Сурска Городищенского района Пензенской области от 18.12.2002 №169 допущены в эксплуатацию две артезианские скважины для водоснабжения города по ул. ФИО4 и по ул. Комсомольская.

21 января 2003 г. изготовлены технические паспорта №153-Б и №156-Б на артезианскую скважину по ул. ФИО4, 37 в г. Сурске Городищенского района, инвентарный номер №1622 и на артезианскую скважину по ул. Комсомольская, 46 в г. Сурске Городищенского района, инвентарный номер №1623.

Решением Комитета местного самоуправления города Сурска Городищенского района Пензенской области № 142-26/3 от 08.07.2003 «О приемке законченных строительством артезианских скважин в муниципальную собственность города Сурска» был утвержден перечень объектов, законченных строительством ГУ «Отдел капитального строительства» Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, построенных за счет средств областного бюджета, которые передавались в муниципальную собственность города Сурска. В перечне были утверждены два объекта: артезианская скважина, расположенная по адресу: <...> и артезианская скважина, расположенная по адресу: Пензенская область. <...>.

Постановлением Правительства Пензенской области от 03.02.2004 №51-пП реорганизовано государственное учреждение «Управление капитального строительства Пензенской области» путем присоединения к нему государственного учреждения «Отдел капитального строительства» Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области.

Государственное учреждение «Отдел капитального строительства» направило в Министерство государственного имущества Пензенской области обращение от 12.02.2004 №4-4-6, в котором просило передать в муниципальную собственность г. Сурска Городищенского района законченные строительством, построенные за счет средств областного бюджета две артезианские скважины общей балансовой стоимостью 1007503 руб. согласно прилагаемому перечню в котором указаны: артезианская скважина №153-Б, адрес объекта: ул. ФИО4, 37, паспорт БТИ №1622 от 21.01.2003, год ввода в эксплуатацию 2002, балансовая стоимость 562419 руб., мощность - 40м3/час; артезианская скважина №156-Б, адрес объекта: ул. Комсомольская, 46, паспорт БТИ №1623 от 21.01.2003, год ввода в эксплуатацию 2002, балансовая стоимость 445084 руб., мощность - 40м3/час.

Государственное учреждение «УКС Пензенской области» направило в Министерство государственного имущества Пензенской области обращение от 20.04.2004 №0392, в котором просило передать в муниципальную собственность г. Сурска Городищенского района две артезианские скважины, строительство которых осуществлялось за счет бюджета области в соответствии с постановлением Законодательного собрания Пензенской области от 05.04.2004№984-40/2 ЗС (в редакции постановления от 17.09.2002 №104-6/3 ЗС) «О плане реализации природоохранных мероприятий на 2002 г.г.». В приложении к данному письму указан перечень: артезианская скважина №153-Б, адрес объекта: ул. ФИО4, 37, паспорт БТИ №1622 от 21.01.2003, год ввода в эксплуатацию 2002, балансовая стоимость 562419 руб., мощность -40м3/час; артезианская скважина №156-Б, адрес объекта: ул. Комсомольская, 46, паспорт БТИ №1623 от 21.01.2003, год ввода в эксплуатацию 2002, балансовая стоимость 445084 руб., мощность -40м3/час.

Правительство Пензенской области постановлением от 27.05.2004 № 274-пП «О передаче объектов коммунально-бытового назначения, финансирование строительства которых осуществлялось за счет средств бюджета Пензенской области, в собственность муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области», рассмотрев решение Комитета местного самоуправления г.Сурска Городищенского района Пензенской области от 08.07.2003 № 142-26/3 «О приемке законченных строительством артезианских скважин в муниципальную собственность города Сурска», обращение государственного учреждения «Управление капитального строительства Пензенской области», руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Пензенской области от 08.07.2002 № 375-ЗПО «Об управлении собственностью Пензенской области (новая редакция)» (с последующими изменениями и дополнениями), постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от 05.04.2002 № 984-40/2 ЗС (в редакции постановления Законодательного Собрания от 17.09.2002 №104-6/3 ЗС) «О планах реализации приоритетных природоохранных мероприятий на 2002 год», постановило: 1. Передать безвозмездно из собственности Пензенской области объекты коммунально-бытового назначения, финансирование строительства которых осуществлялось за счет средств бюджета Пензенской области, в собственность муниципального образования г.Сурска Городищенского района Пензенской области согласно приложению. 2. Министерству государственного имущества Пензенской области совместно с государственным учреждением «Управление капитального строительства Пензенской области», уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования г.Сурска Городищенского района Пензенской области оформить безвозмездно прием-передачу объектов, указанных в приложении к настоящему постановлению, в установленном законом порядке. 3. Министерству государственного имущества Пензенской области внести соответствующие изменения в Реестр государственного имущества Пензенской области. 4. Рекомендовать уполномоченному органу муниципального образования г.Сурск Городищенского района Пензенской области зарегистрировать право муниципальной собственности на принятые объекты в установленном законом порядке.

В приложении к постановлению Правительства Пензенской области от 27.05.2004 № 274-пП «О передаче объектов коммунально-бытового назначения, финансирование строительства которых осуществлялось за счет средств бюджета Пензенской области, в собственность муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области» указан перечень: артезианская скважина №153-Б, адрес объекта: ул. ФИО4, 37, паспорт БТИ №1622 от 21.01.2003, год ввода в эксплуатацию 2002, балансовая стоимость 562419 руб., мощность -40м3/час; артезианская скважина №156-Б, адрес объекта: ул. Комсомольская, 46, паспорт БТИ №1623 от 21.01.2003, год ввода в эксплуатацию 2002, балансовая стоимость 445084 руб., мощность -40м3/час.

Таким образом, постановлением Правительства Пензенской области от 27.05.2004 № 274-пП спорные артезианские скважины были переданы безвозмездно из собственности Пензенской области в собственность муниципального образования г.Сурск Городищенского района Пензенской области.

В соответствии с актом приема-передачи от июня 2004 г. ГУ «УКС Пензенской области» передало в собственность муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области затраты, произведенные по строительству артезианской скважины по ул. ФИО4, 37 в г. Сурске Городищенского района в сумме 562 419 руб. и затраты, произведенные по строительству артезианской скважины по ул. Комсомольская, 46 в г. Сурске Городищенского района в сумме 445 084 руб., согласно актам государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от декабря 2002 г. и от мая 2002 г.

12.01.2016 на кадастровый учет поставлены сооружения коммунального хозяйства – артезианская скважина №156/2356 кадастровый номер №58:07:0030701:15 и артезианская скважина №153-В/2335 кадастровый номер 58:07:0031901:776, что подтверждается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами.

Обращаясь в арбитражный суд с данным иском, истец указал, что спорные объекты числятся в реестре муниципальной собственности города Сурска и эксплуатируются с момента ввода их в эксплуатацию – с 2002г.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что спорные объекты числились в реестре Пензенской области до их передачи в собственность муниципального образования город Сурск, при этом действующее в спорный период законодательство не предусматривало обязательную регистрацию права собственности за областью при передаче объектов из собственности субъекта РФ в муниципальную.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в редакции, действующей в спорный период, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя (часть 1 статьи 16 Федерального закона) и является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают такие обстоятельства - акты, изданные органами государственной или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Исходя из положений 2 статьи 8, статьи 131, пункта 2 статьи 223 ГК РФ право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Пунктом 5 статьи 214 ГК РФ установлено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление от 29.04.2010 N 10/22), если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с п. 1, 2 ст. 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее – Постановление ВС РФ № 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно абзацу 4 пункта 1 Приложения 3 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 спорные объекты, которые на момент разграничения государственной собственности располагались на территории, находящейся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, отнесены к объектам муниципальной собственности как объекты инженерной инфраструктуры.

Как разъясняется в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

18 марта 1992 года было издано распоряжение Президента Российской Федерации N 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», согласно которому в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.

В п.10. указанного распоряжения Президента РФ указано, что в случае, если в установленные законодательством сроки не было принято решение Правительства Российской Федерации - по объектам, передаваемым в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга; Верховных Советов, Советов народных депутатов - по объектам, передаваемым в муниципальную собственность городов, районов, административно - территориальных образований, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных в них изменений в соответствии с настоящим Положением.

Федеральное, государственное, муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре федеральной, государственной, муниципальной собственности (п.11. распоряжения). Внесение изменений в соответствующий реестр объектов государственной, муниципальной собственности осуществляется соответствующими комитетами по управлению имуществом, в том числе и на основании акта о приемке объекта (п.14 распоряжения).

Таким образом, для оформления права собственности на спорные объекты достаточно было включения их в реестр государственной собственности и передачи по акту в муниципальную собственность.

В Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – ФЗ № 184) было определено, какое имущество может находиться в собственности субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 4 июля 2003 года №95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» были перераспределены полномочия по осуществлению ряда государственных функций между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, согласно п.6 ч.2 ст. 26.2 ФЗ № 184 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса о передаче объектов собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность.

В статье 26.11. ФЗ №184 перечислено имущество, которое может находиться в собственности субъекта РФ. В данном перечне отсутствует имущество, которое необходимо для обеспечения водоснабжения населения муниципальных образований.

В статье 26.12. ФЗ №184 указано, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передавать имущество субъекта Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.

Позднее спорного периода ст.26.11 ФЗ № 184 была дополнена п.3.1. в котором указано, что имущество, созданное в процессе реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для использования в целях, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета № 3020-1 от 27.12.1991 и пунктом 1 приложения 3 к названному постановлению, спорные объекты, относящиеся к государственной собственности, передаются в муниципальную собственность.

В последующем порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации был определен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ №122).

Согласно указанному порядку безвозмездной передаче в муниципальную собственность подлежит имущество, используемое органами местного самоуправления для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.

Данным порядком предусмотрено направление предложения о передаче имущества органом государственной власти субъекта Российской Федерации; принятие решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества; утверждение перечней передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.

В соответствии с положениями указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.

Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.

Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.

Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.

Конкретный перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность ФЗ №122 не содержит и указанный федеральный закон на момент принятия постановления Правительства Пензенской области от 27.05.2004 №274-пП еще не действовал.

Вместе с тем, в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 № 8-П «По делу о проверке конституционности положений части 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов» определен общий подход при передаче имущества при разграничении публично-властных полномочий.

Так согласно пункту 2.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П отношения по передаче имущества, находящегося в государственной собственности, обуславливаемые разграничением публично-властных полномочий, включая отношения, касающиеся оснований и порядка передачи имущества, в том числе формы и содержания акта, оформляющего такую передачу, также представляют собой систему публично-правовых властных отношений, одновременно субординационных и координационных по своему характеру. Именно в силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующим имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются. Исходя из положений Гражданского кодекса, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 3 статьи 2); отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (пункт 5 статьи 214). На это же указывает абзац 33 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, в соответствии с которым к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с данной статьей нормы Гражданского кодекса Российской Федерации применяются в части, не противоречащей ее положениям.

В абзаце 33 части 11 ст. 154 ФЗ № 122 от 22.08.2004 года также указано, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью и нормы Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, установлен был только постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.

Порядок передачи собственности Пензенской области в федеральную и муниципальную собственность регулируется законом Пензенской области, принятым в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с п.2 ст. 18 Закона Пензенской области от 8 июля 2002 года N 375-ЗПО «Об управлении собственностью Пензенской области», в редакции действующей с 01.03.2004 и в спорный период, собственность Пензенской области передается в муниципальную собственность на основании постановления Правительства Пензенской области в соответствии с решением органа местного самоуправления о приеме объекта в собственность муниципального образования. Подготовку соответствующих документов в данном случае осуществляет Министерство государственного имущества Пензенской области.

Таким образом, правовым основанием передачи собственности будут решения органов двух уровней публичной власти. С одной стороны – постановление Правительства Пензенской области, с другой стороны – решение органа местного самоуправления.

Арбитражным судом установлено, что строительство спорных артезианских скважин осуществлено в рамках инвестиционной программы на основании постановления Законодательного Собрания Пензенской области от 05.04.2002 № 984-40/2 ЗС «О планах реализации приоритетных природоохранных мероприятий на 2002 год».

Спорные артезианские скважины были переданы безвозмездно из собственности Пензенской области в собственность муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области на основании постановления Правительства Пензенской области от 27.05.2004 № 274-пП «О передаче объектов коммунально-бытового назначения, финансирование строительства которых осуществлялось за счет средств бюджета Пензенской области, в собственность муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области».

Факт передачи артезианских скважин подтверждён представленными в материалы дела письменными доказательствами, в том числе актом приема-передачи от июня 2004г.

Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесены к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).

В соответствии с п. 7 таблицы ГОСТ 19185-73 под «водоснабжением» понимается подача воды потребителям.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Арбитражный суд, оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, приходит к выводу о том, что спорное имущество предназначено для осуществления органом местного самоуправления полномочий по водоснабжению. И данный вывод согласуется с положениями ч.3.1. ст.26.11 ФЗ №184.

При этом порядок передачи спорного имущества из собственности субъекта Российской Федерации в собственность муниципального образования г.Сурск судом признается соблюденным на основании вышеуказанных и действующих в спорный период законов и нормативно-правовых актов.

Основанием возникновения права собственности муниципального образования на имущество, принимаемое от субъекта Российской Федерации, будет являться решение исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. А право собственности на имущество, возникает с момента, установленного решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче имущества.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу статьи 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В рассматриваемом случае постановление Правительства Пензенской области от 27.05.2004 № 274-пП «О передаче объектов коммунально-бытового назначения, финансирование строительства которых осуществлялось за счет средств бюджета Пензенской области, в собственность муниципального образования г. Сурска Городищенского района Пензенской области» по существу является решением собственника в лице соответствующего органа публичной власти о передаче спорного имущества в собственность муниципального образования г.Сурск, то есть сделкой, оформленной постановлением.

Согласно ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Следовательно Администрация г.Сурска является уполномоченным лицом для обращения в суд с настоящим иском о признании права муниципальной собственности на спорное имущество.

На основании выше изложенного, руководствуясь п.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации, арбитражный суд признает за муниципальным образованием г.Сурск Городищенского района Пензенской области право собственности на артезианскую скважину с кадастровым номером 58:07:0031901:776, расположенную по адресу: <...> и артезианскую скважину с кадастровым номером 58:07:0031901:701, расположенную по адресу: <...>.

В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Однако, поскольку истец и ответчик освобождены от уплаты госпошлины, вопрос о ее взыскании судом не рассматривается.

Руководствуясь п.4 ч.1 ст. 150, статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, -

Р Е Ш И Л :

Производство по делу по иску администрации города Сурска Городищенского района Пензенской области к Государственному казенному учреждению «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» - прекратить.

Исковые требования Администрации города Сурска Городищенского района Пензенской области удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием город Сурск Городищенского района Пензенской области право собственности на артезианскую скважину с кадастровым номером 58:07:0031901:776, расположенную по адресу: <...> и артезианскую скважину с кадастровым номером 58:07:0031901:701, расположенную по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд г.Самара через Арбитражный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья С. А. Новикова