РЕШЕНИЕ
город Пенза Дело № А49-14763/2018
16 января 2019 года.
Резолютивная часть решения оглашена 15 января 2019 года.
В полном объёме решение изготовлено 16 января 2019 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Стрелковой Е.А. при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Замятиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению ЖКХ обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от административного органа – ФИО1 – ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора и информационного обеспечения (доверенность № 4 от 09.01.2019),
от лица, привлекаемого к административной ответственности, – не явились, извещены,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Пензенской области (далее – административный орган, Росприроднадзор) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Управления ЖКХ общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» (далее – Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, о дате, времени и месте предварительного судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) (л.д. 54), в предварительное судебное заседание не явилось, отзыв по делу не представило, какие-либо заявления, ходатайства, иные документы в материалы дела не направило. В определении суда о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначении предварительного судебного заседания указано, что в случае неявки в судебное заседание представителей стороны, при отсутствии возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, суд может завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание 15 января 2019 года в 12 час. 10 мин.
На основании части 4 статьи 137, части 3 статьи 205 АПК РФ, учитывая мнение представителя административного органа, отсутствие возражений лица, привлекаемого к административной ответственности, суд окончил подготовку дела к рассмотрению и перешёл из предварительного судебного заседания в судебное заседание для рассмотрения дела по существу в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Присутствующий в судебном заседании представитель административного органа поддержал требования о привлечении Общества к административной ответственности по основаниям, изложенным в заявлении.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного органа, суд приходит к следующему.
Управление ЖКХ общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 11.07.2008 года за основным государственным регистрационным номером <***> и имеет лицензию № 058-00190 от 20.10.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I– IV классов опасности сроком действия «бессрочно», выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Пензенской области (л.д. 39-41, 42-49).
Прокурором Пензенской области в порядке статей 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в адрес Управления Росприроднадзора по Пензенской области было направлено требование от 18.10.2018 № Тр-7-965-2018 о проведении внеплановой проверки Общества в связи с публикацией в средствах массовой информации сведений о нарушении природоохранных требований при содержании полигона ТБО, которые могут повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью неопределённого круг лиц, а также окружающей среде (л.д. 37-38).
На основании требования прокурора приказом Управления Росприроднадзора по Пензенской области № 134-1/п от 22.10.2018 назначено проведение внеплановой выездной проверки Общества в рамках федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля (л.д. 31-36). Поверкой выявлен факт грубого нарушения Обществом требований и условий, предусмотренных лицензией, в частности:
1)Обществом не представлены документы, подтверждающие наличие в автомобилях, используемых для лицензируемой деятельности, системы навигационного контроля движения транспорта, что является нарушением пункта 27 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 25.08.208 № 641», подпункта «в» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее – Положение о лицензировании);
2)используемые для транспортирования отходов транспортные средства не снабжены специальными знаками, что является нарушением пункта 3 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, приложений А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (далее – ДОПГ) и подпункта «в» пункта 3 Положения о лицензировании;
3)используемый Обществом для транспортирования отходов III класса опасности (обтирочный материал, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более), фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные) автотранспорт не оборудован для транспортирования данных видов отходов, что является нарушением пункта 3 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, приложений А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (далее – ДОПГ) и подпункта «в» пункта 3 Положения о лицензировании.
Указанные нарушения отражены в акте проверки № 003947от 21.11.2018, который подписан генеральным директором Общества ФИО2 без возражений, копия акта проверки вручена ему в тот же день (л.д. 18-30).
По факту выявленных нарушений административным органом в присутствии законного представителя Общества – генерального директора ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении от 07.12.2018 года № 03-171/2018, в котором выявленные нарушения квалифицированы, по части 4 статьи 14.1. КоАП РФ (л.д. 10-12).
На основании статьи 23.1. КоАП РФ административный орган обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Понятие «лицензионные требования и условия» как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и направлено на обеспечение целей лицензирования, содержится в статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).
Пунктом 1 Примечания к статье 14.1. КоАП РФ установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании предусмотрено лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и условия её осуществления установлены Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 3.10.2015 № 1062.
В силу пункта 4 Положения о лицензировании осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения.
Подпунктом «в» пункта 3 Положения о лицензировании в качестве лицензионного требование установлено для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Как следует из материалов дела, используемые Обществом для транспортирования отходов транспортные средства не оборудованы специальными знаками.
Согласно пункту 27 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 25.08.208 № 641» после 01.01.2018 не допускается транспортирование твёрдых коммунальных отходов с использованием транспортных средств, не оснащённых аппаратурой спутниковой навигации. В нарушение указанных норм эксплуатируемые Обществом мусоровозы не оборудованных аппаратурой спутниковой навигации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – Правила). Согласно пункту 3 Правил перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (далее – ДОПОГ) и настоящими Правилами.
В соответствии с главой 1.2. ДОПОГ «Опасные грузы» означают вещества и изделия, которые не допускаются к перевозке согласно ДОПОГ или допускаются к ней только с соблюдением предписанных в ДОПОГ условий. «Отходы» означают вещества, растворы, смеси или изделия, которые не предназначены для непосредственного использования, но которые перевозятся с целью их переработки, захоронения, уничтожения путем сжигания или удаления другими способами.
Согласно части 9.1.2.1. ДОПОГ «Транспортное средство» – означает любое транспортное средство - укомплектованное, неукомплектованное или доукомплектованное, предназначенное для дорожной перевозки опасных грузов.
Соответствие транспортных средств требованиям ч. 9.1. ДОПОГ подтверждается свидетельством о допущении к перевозке, выдаваемым компетентным органом регистрации на каждое транспортное средство, которое успешно прошло технический осмотр или на которое была выдана декларация о соответствии требованиям главы 9.2 согласно подразделу 9.1.2.1.
Согласно части 3 главы 3.2. приложения А ДОПОГ в перечень опасных веществ входит, в том числе: ртуть, кислота серная содержащая не более 51% кислоты, или жидкость аккумуляторная кислотная; вещества твердые или смести веществ твердых (такие как препараты и отходы), содержащие легковоспламеняющуюся жидкость, нефтепродукты и нефтепродукты разбавленные и т.п.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в перечень отходов, в отношении которых Общество осуществляет лицензируемую деятельность, входят: обтирочный материал, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более); фильтры очитки топлива автотранспортных средств отработанные; отходы асбоцемента в кусковой форме; отходы абразивных материалов в виде пыли; тара из чёрных металлов, загрязнённая лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) и др.
Следовательно, транспортные средства могли быть допущены Обществом к перевозке грузов III класса опасности только после технического осмотра и получения декларации о соответствии требованиям главы 9.2 согласно подразделу 9.1.2.1. ДОПОГ.
В нарушение приведённых норм Общество осуществляет перевозку отходов III класса опасности на транспортных средствах, не имеющих специального допуска для такой перевозки.
Указанные нарушения являются нарушениями подпункта «в» пункта 3 Положения о лицензировании. Подпунктом 4 Положения о лицензировании установлено, что нарушения пункта 3 Положения о лицензировании признаются грубыми нарушениями лицензионных требований.
Таким образом, допущенные Обществом нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ.
Вина Общества в совершении правонарушения доказана и подтверждена материалам дела. Из материалов дела следует, что у Общества имелась возможность по соблюдению требований законодательства, однако оно не предприняло для этого всех зависящих от него мер. Общество не представило суду доказательств того, что неисполнение им требований законодательства вызвано какими-либо чрезвычайными, не зависящими от его воли обстоятельствами, повлиять на которые оно не имело возможности.
С учётом изложенного у административного органа имелись достаточные основания для обращения в суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1. КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, препятствующих всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, в ходе осуществления административного производства заявителем не допущено. Протокол составлен уполномоченным лицом.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные часть 1 статьи 4.5. КоАП РФ на дату рассмотрения дела судом не истекли.
Оснований для применения положений статьи 2.9. КоАП РФ суд не усматривает, поскольку общественная опасность правонарушения в данном случае обусловлена угрозой причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 Постановления № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В данном случае сама по себе деятельность Общества по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с грубым нарушением лицензионных требований создаёт непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан.
Положения статьи 4.1.1. КоАП РФ к данной ситуации неприменимы, поскольку судом установлено наличие обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4. КоАП РФ.
Предусмотренное частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ наказание является альтернативным и для юридических лиц составляет: штраф от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Минимальный размер штрафа по ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ составляет 100000 руб.
Согласно статье 3.12. КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В рассматриваемом случае суд считает применение данной меры наказания чрезмерной, поскольку ранее Общество подобных нарушений не допускало, к административной ответственности по статье 14.1. КоАП РФ не привлекалось. В рассматриваемом случае суд полагает возможным ограничиться применением административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере санкции части 4 статьи 14.1. КоАП РФ в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Суд считает, что такой размер штрафа отвечает требованиям справедливости, соразмерности и позволяет достичь целей административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
привлечь Управление ЖКХ общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания», зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц 11.07.2008 года, ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 442830, <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. 00 коп.
Штраф подлежит перечислению не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам:
Получатель: УФК РФ по Пензенской области (Управление Росприроднадзора по Пензенской области), ИНН <***>, КПП 583601001; счет получателя 40101810300000010001 в Отделении по Пензенской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (Отделение Пенза), БИК 045655001; КБК 04811607000016000140, ОКТМО 56701000, УИН 0. Доказательства уплаты штрафа представить арбитражному суду и административному органу в указанный выше срок.
На решение в течение десяти дней со дня его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья Е.А. Стрелкова