Арбитражный суд Пензенской области
Кирова ул., д. 35/39, Пенза г., 440000,
тел.: +78412-52-99-97, факс: +78412-55-36-96, http://penza.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Пенза Дело № А49-2557/2019
“03” октября 2019 г.
Резолютивная часть решения оглашена 30 сентября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 03 октября 2019 года
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Новиковой С. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кафаровой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Пенза» (ФИО1 ул., 11Б, Пенза г., 440039; ИНН <***>, ОГРН <***>)
к муниципальному образованию г. Пенза в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства <...>, Пенза г., ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
третьи лица: 1. закрытое акционерное общество «Пензенская горэлектросеть» (Московская ул., д. 82В, Пенза г., Пензенская область, 440600, ИНН <***>, ОГРН <***>); 2. Управление муниципального имущества администрации <...>, Пенза г., 440000; ИНН <***>, ОГРН <***>);
о взыскании 139950 руб. 85 коп.
при участии:
от истца - представитель ФИО3 (доверенность),
от ответчика - представитель ФИО4 (доверенность),
от третьего лица: Финансового управления города Пензы – представитель ФИО5 (доверенность),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Пенза» обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы» о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, потребленной на наружное освещение придомовой территории многоквартирного жилого дома № 18 по ул. ФИО6 в г. Пенза за период с августа 2017 года по ноябрь 2018 года в сумме 42181 руб. 65 коп. Требования заявлены на основании ст.ст. 8, 309, 539, 541, 544 Гражданского кодекса РФ.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 11.03.2019 по делу № А49- 2557/2019 исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Пензенской области, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 25.04.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 10.07.2019 по ходатайству представителя истца судом произведена замена ненадлежащего ответчика – муниципального казенного учреждения «Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы» на надлежащего – муниципальное образование г. Пенза в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы.
Определением от 11.09.2019 судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято увеличение размера исковых требований до суммы 139950 руб. 85 коп., составляющей задолженность по оплате электроэнергии, потребленной в целях наружного освещение придомовой территории многоквартирного жилого дома № 18 по ул. ФИО6 в г. Пенза за период с августа 2017 года по ноябрь 2018 года.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-14912/2017 от 10.09.2018 удовлетворены исковые требования ТСН «Полет» об урегулировании разногласий возникших при заключении договора энергоснабжения. Пункт 6.6. договора энергоснабжения № 1412 от 13.11.2017 дополнен следующим абзацем: «На Покупателя не может быть возложена оплата потребленной электроэнергии за содержание внешних опор уличного освещения (фонарных столбов), запитанных из трансформаторной подстанции № 470 через внешне-распределительное устройство МКД». Также судом установлено, что световые опоры уличного освещения придомовой территории МКД № 18 по ул. ФИО6 в г. Пензе вместе с электрическими сетями не являются общим имуществом собственников помещений данного жилого дома. Согласно данным Публичной кадастровой карты земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и световые опоры находится в собственности публично-правового образования г. Пензы.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск. Пояснил, что застройщиком МКД № 18 по ул. ФИО6 в г. Пензе являлось ООО «Инвестиционно-строительная компания «Спецстройинвест», которое 13.04.2016 было реорганизовано путем присоединения к ООО «Гелиос». 20.02.2018 ООО «Гелиос» исключено из ЕГРЮЛ. Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения об отказе ООО «Инвестиционно-строительная компания «Спецстройинвест» либо ООО «Гелиос» от спорных сетей, муниципальное образование «город Пенза» не является собственником опор уличного освещения расположенных на придомовой территории у многоквартирного дома № 18 по ул. ФИО6. Согласно сведениям публичной кадастровой карты многоквартирный жилой дом № 18 по ул. ФИО6 расположен на земельном участке с кадастровым номером 58:29:1005014:39. Опоры уличного освещения расположены на придомовой территории многоквартирного дома № 18 по ул. ФИО6. ТСН «Полет» согласно пункту 2 Правил N 354 и статьям 155, 161 ЖК РФ во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями является исполнителем коммунальных услуг, выполняет функции управляющей организации. В силу своего статуса ТСН обязано приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, использования электрической энергии на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Истец не предоставил в материалы дела доказательств отсутствия начисления платы за услугу непосредственно ТСН «Полет». Согласно письму ООО «ТНС энерго Пенза» от 17.12.2018 № 15/17889 истец произвел перерасчет платы за освещение за период с ноября 2017 г. по июль, октябрь 2018, в то время как иск заявлен с августа 2017г. Кроме того, в соответствии с актом от 31.10.2018 сети наружного освещения у МКД № 18 по ул. ФИО6 находились в нерабочем состоянии.
Представитель истца пояснил, что в рамках дела № А49-4391/2018 ООО «ТНС энерго Пенза» просило взыскать с ТСН «Полет» задолженность по оплате стоимости фактически потребленной электроэнергии в ноябре 2017г. в сумме 5246 руб. 58 коп. ТСН «Полет» было подано встречное исковое заявление о взыскании 9185 руб. 43 коп. полагая, что истец включил в расчет иска объем электроэнергии, поставленной на нужды уличного освещения. В
связи с произведенным перерасчетом, ООО «ТНС энерго Пенза» заявило отказ от иска, а ТСН «Полет» заявило отказ от встречного иска. В связи с чем, производство делу № А49-4391/2018 было прекращено.
Представитель третьего лица - Финансового управления города Пензы в судебном заседании пояснил, что поскольку ни ответчик, ни Финансовое управление города Пензы не являлись участниками дела № А49-14912/2017, решение, принятое по данному делу не имеет преюдициального значения для настоящего дела. Исковые требования считает необоснованно заявленными.
Представители третьих лиц - ЗАО «Пензенская горэлектросеть», Управления муниципального имущества администрации города Пензы, ТСН «Полет», МКУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы», администрации города Пензы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на иск представитель третьего лица - товарищества собственников недвижимости «Полет» указал, что с 09.08.2017 ТСН «Полет» осуществляет управление многоквартирным домом № 18 по ул. ФИО6 в г. Пензе. Решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-14912/2017 были урегулированы разногласия, возникшие между товариществом собственников недвижимости «Полет» и обществом с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Пенза» при заключении договора энергоснабжения № 1412 от 13.11.2017. Пункт 6.6 договора по решению суда был дополнен следующим абзацем: «На Покупателя не может быть возложена оплата потребленной электроэнергии за содержание внешних опор уличного освещения (фонарных столбов), запитанных из трансформаторной подстанции № 470 через внешнераспределительное устройство МКД». Решение вступило в законную силу и в силу ст. 16 АПК РФ обязательно для исполнения. 16.05.2019 было принято апелляционное определение Пензенского областного суда, которым было отменено решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 18.01.2019 по делу № 2а-2693/2018. Апелляционная инстанция определила, что город должен принять на баланс сети уличного освещения, запитанные от ВРУ МКД и включить их в муниципальный контракт. Исковые требования оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – ЗАО «Пензенская горэлектросеть» в письменном отзыве на иск указал, что многоквартирный жилой дом по ул. ФИО6, 18 в г. Пензе оборудован общедомовыми приборами учета: Меркурий 230 АМ-03, зав. № 14960803; Меркурий 230 АМ- 03, зав. № 14960256; Меркурий 230 АМ-01, зав. № 14952445. Данные приборы учета введены в эксплуатацию 23.11.2017, о чем составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию № А1- ОКУ-4-2654. Указанный в исковом заявлении прибор учета Меркурий 230 ART-02 RN, зав. № 14910862-13 фиксирующий потребление электроэнергии на освещение придомовой территории МКД, введен в эксплуатацию 19.11.2018 по заявке ООО «ТНС энерго Пенза», о чем составлен акт № А1-ОКУ-4-3344. Данным актом зафиксированы показания прибора учета на момент ввода в эксплуатацию: 26444,04кВт/ч. В дополнении к отзыву на иск ЗАО «Пензенская горэлектросеть» указало, что осмотр сетей наружного освещения 31.10.2018 производился в дневное время. Соответственно, светильники находились в нерабочем (выключенном) состоянии. В примечаниях к акту, п.2 указано: «для определения работоспособности светильников наружного освещения необходимо подключить сети НО к источнику питания». Это свидетельствует о том, что в момент осмотра сети были отключены от источника питания, но не говорит о том, что они не выполняли свои непосредственные функции в темное время суток, когда наружное освещение необходимо.
Представитель третьего лица - Управления муниципального имущества администрации города Пензы в отзыве на иск указал, что освещение придомовой территории к полномочиям муниципалитета не относится. Опоры уличного освещения расположены на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности собственников многоквартирного жилого дом № 18 по ул. ФИО6, и освещают его придомовую территорию. Опоры уличного освещения придомовой территории многоквартирного дома № 18 по ул. ФИО6 в составе муниципальной казны города Пензы не значатся. В связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица – МКУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы» в отзыве на иск указал, что спорные сети наружного освещения на баланс Учреждению из муниципальной казны не передавались. Исковые требования оставил на усмотрение суда.
Администрация города Пензы позицию по заявленным исковым требованиям не выразила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей неявившихся третьих лиц по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела застройщиком многоквартирного дома № 18 по ул. ФИО6 в г.Пензе являлось ООО «Инвестиционно-строительная компания «Спецстройинвест», которое 13.04.2016 было реорганизовано путем присоединения к ООО «Гелиос». 20.02.2018 ООО «Гелиос» исключено из ЕГРЮЛ.
Решением общего собрания от 30.07.2017 собственниками недвижимости было создано Товарищество собственников недвижимости (жилья) «Полет», которое 09.08.2017 зарегистрировано в качестве организации, управляющей многоквартирным домом № 18 по ул. ФИО6 в г. Пензе.
С целью энергоснабжения многоквартирного дома № 18 по ул. ФИО6 в г. Пензе, 12.08.2017 ТСН «Полет» направило в адрес Гарантирующего поставщика - ООО «ТНС энерго Пенза» уведомление о заключении договора ресурсоснабжения.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-14912/2017 от 10.09.2018 исковые требования ТСН «Полет» удовлетворены. Судом урегулированы разногласия, возникшие между ТСН «Полет» и ООО «ТНС энерго Пенза», при заключении договора энергоснабжения № 1412 от 13.11.2017, дополнив пункт 6.6 договора следующим абзацем:
«На Покупателя не может быть возложена оплата потребленной электроэнергии за содержание внешних опор уличного освещения (фонарных столбов), запитанных из трансформаторной подстанции № 470 через внешне-распределительное устройство МКД».
При этом, судом установлено, что световые опоры уличного освещения придомовой территории многоквартирного жилого дома № 18 по ул. ФИО6 в г. Пензе вместе с электрическими сетями не являются общим имуществом собственников помещений данного жилого дома.
Как следует из пояснений, данных третьим лицом – ЗАО «Пензенская горэлектросеть», электроснабжение многоквартирного жилого дома по ул. ФИО6, 18 осуществляется от трансформаторной подстанции № 470. Фиксация потребленной МКД электроэнергии осуществляется тремя приборами учета: Меркурий 230 АМ-03 № 14960803, Меркурий 230 АМ-03 № 14960256, Меркурий 230 АМ-01 № 14952445, которые ведены в эксплуатацию 23.11.2017, о чем составлен Акт допуска прибора учета в эксплуатацию № А1-ОКУ-4-2654. Прибор учета Меркурий 230 ART-02 RN, зав. № 14910862-13 фиксирующий потребление электроэнергии на освещение придомовой территории МКД, введен в эксплуатацию 19.11.2018 по заявке ООО «ТНС энерго Пенза», о чем составлен акт № А1-ОКУ-4-3344. Данным актом зафиксированы показания прибора учета на момент ввода в эксплуатацию: 26444,04кВт/ч.
Поскольку решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49- 14912/2017 от 10.09.2018 установлено, что световые опоры уличного освещения придомовой территории МКД № 18 по ул. Леонова в г. Пензе вместе с электрическими сетями не являются общим имуществом собственников помещений данного жилого дома, ООО «ТНС энерго Пенза» определив объем потребленной электроэнергии на освещение придомовой территории МКД за период с августа 2017г. по ноябрь 2018г. на основании показаний прибора учета Меркурий 230 ART-02 RN, зав. № 14910862-13 в размере 6434 кВт/ч на сумму 42181 руб. 65 коп., обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы».
При рассмотрении дела по ходатайству представителя истца суд произвел замену ненадлежащего ответчика – муниципального казенного учреждения «Департамент жилищно- коммунального хозяйства города Пензы» надлежащим - муниципальное образование г. Пенза в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы.
Учитывая возражения ответчика относительно того, что прибор учета Меркурий 230 ART-02 RN, зав. № 14910862-13 введен в эксплуатацию только в ноябре 2018г., а исковые требования заявлены за период с августа 2017г. по ноябрь 2018г., истец произвел расчет объема потреблённой электроэнергии по мощности токопринимающих устройств до 19.11.2018 (ввод в эксплуатацию прибора учета электроэнергии на уличное освещение), а с 19- 30.11.2018 по показаниям прибора учета, и увеличил размера исковых требований до суммы 139950 руб. 85 коп.
Рассмотрев материалы дела, и выслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает исковые требования ООО «ТНС энерго Пенза» подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", "если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, наличие государственного учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирный жилой дом № 18 по ул. ФИО6 в г. Пензе расположен на земельном участке с кадастровым номером 58:29:1005014:39, сети наружного освещения расположены на придомовой территории. Собственники помещений многоквартирного жилого дома в целях формирования участка многоквартирного жилого дома в органы публичной власти не обращались, земельный участок под многоквартирным домом не сформирован.
Согласно данным Публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 58:29:1005014:39 является собственностью публично-правового образования
г. Пензы.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно пункту 1.4 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр (далее - Методические рекомендации) элементы освещения относятся к элементам благоустройства.
Пунктом 6.8.1 Методических рекомендаций предусмотрено, что в рамках решения задачи обеспечения качества городской среды при создании и благоустройстве освещения и осветительного оборудования рекомендуется учитывать принципы комфортной организации пешеходной среды, в том числе необходимость создания привлекательных и безопасных пешеходных маршрутов, а также обеспечение комфортной среды для общения в местах притяжения людей.
В силу пункта 12.1.2 Методических рекомендаций в состав раздела по содержанию объектов благоустройства рекомендуется включать положения об уборке территории, порядке содержания элементов благоустройства, работ по озеленению территорий и содержанию зеленых насаждений, содержанию и эксплуатации дорог, освещению территории, проведению работ при строительстве, ремонту и реконструкции коммуникаций, содержанию животных, особым требованиям к доступности городской среды, праздничному оформлению населенного пункта, основные положения о контроле за эксплуатацией объектов благоустройства.
В целях улучшения благоустройства, санитарного и эстетического состояния территории и поддержания архитектурного облика города Пензы, повышения комфортности условий проживания жителей города, соблюдения чистоты и санитарного состояния территорий города Пензы, на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и руководствуясь ст. 22 Устава города Пензы, Пензенская городская Дума решением от 26 июня 2009 г. N 66-/51 утвердила Правила благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Пензе (далее – Правила благоустройства г. Пензы).
В соответствии п.1.3. Правила благоустройства г. Пензы регулируют вопросы содержания территории общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; организации освещения территории города Пензы, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; организации озеленения территории города Пензы; размещения информации на территории города Пензы, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, малых архитектурных форм; организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; обустройства территории города Пензы в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; уборки территории города Пензы, в том числе в зимний период; организации стоков ливневых вод; участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; определения границ прилегающих территорий; порядка проведения земляных работ; праздничного оформления территории города Пензы; порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории города Пензы.
В соответствии с пунктом 1.4.8. Правил благоустройства г. Пензы придомовая территория - территория, отведенная в установленном порядке под многоквартирный жилой дом и связанные с ним хозяйственные и технические здания и сооружения. Придомовая территория многоквартирных жилых домов включает в себя: территорию под жилым многоквартирным домом; проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки для выгула домашних животных; площадки оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО); другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией многоквартирного дома.
Согласно пункту 1.4.9 Правил благоустройства г. Пензы придомовые территории относятся к объектам благоустройства территорий муниципальных образований.
В силу пункта 4.2.1. Правил благоустройства г. Пензы придомовые территории должны быть обустроены в соответствии с установленными требованиями и включать в себя в том числе, искусственное освещение дворовых территорий.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что ТСН «Полет» 15.11.2018 обратилось в Октябрьский районный суд г. Пензы с административным иском, указывая, что 04.10.2017 обращалось в администрацию г.Пензы по вопросу организации освещения на территории земельного участка с кадастровым № 58:29:1005014:39 , включения сетей уличного наружного освещения по данному участку в муниципальный контракт и определения обслуживающей сети уличного наружного освещения организации. В ответе от 23.10.2018 администрация г. Пензы отказала в удовлетворении требований ТСН «Полет». Однако решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-14912/2017 установлено, что опоры уличного освещения, запитанные из трансформаторной подстанции № 470 через внешне-распределительное устройство МКД - не являются общим имуществом собственников помещений МКД. Лицо, осуществляющее строительство данных сетей уличного освещения прекратило свое существование. Тем самым, у администрации г.Пензы не имелось оснований ссылаться на п. 1 статьи 218 ГК РФ. В результате действий администрации г.Пензы в условиях короткого светового дня страдают жители трех домов общей численностью более 1500 человек. Кроме того, нарушаются имущественные права ТСН «Полет», которое вынуждено оплачивать расход по электрической энергии по оборудованию (опорам уличного освещения), не имеющего законного владельца, но запитанного на внутридомовых сетях МКД. По изложенным основаниям, с учетом уточнения заявленных требований, ТСН «Полет» просило признать незаконным бездействие администрации г.Пензы; понудить администрацию г.Пензы
признать бесхозяйными сети уличного освещения, запитанные из трансформаторной подстанции через внешне - распределительное устройство МКД; обратиться в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с целью постановки на учет сетей уличного освещения, запитанных из трансформаторной подстанции № через внешне - распределительное устройство МКД; по истечении года со дня постановки сетей уличного освещения как бесхозяйной недвижимой вещи на учет, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети; понудить администрацию г.Пензы и Муниципальное казенное учреждение «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы» в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить освещение придомовой территории дома № 18 по ул. Леонова в г. Пензе за счет средств муниципального бюджета.
Решением Октябрьского районного суда г. Пензы от 14.01.2019 по делу № 2а-2693/2018 административное исковое заявление ТСН «Полет» к администрации города Пензы, МКУ «Департамент «ЖКХ г.Пензы» о признании незаконным бездействия, понуждении совершить действия оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением Октябрьского районного суда г. Пензы от 14.01.2019 ТСН «Полет» обратилось Пензенский областной суд с апелляционной жалобой.
Апелляционным определением от 16.05.2019 решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 14 января 2019г. отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск ТСН «Полет» к администрации г. Пензы о признании незаконным бездействия, понуждении совершить действия, удовлетворено частично. Суд признал незаконным бездействие администрации г. Пензы, выразившееся в непринятии мер по признанию бесхозяйным недвижимого имущества: сетей наружного освещения (внешние опоры уличного освещения) территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, а также обязал администрацию г. Пензы совершить действия по признанию указанного имущества бесхозяйным в порядке и сроки, установленные действующим законодательством. В удовлетворении административного иска ТСН «Полет» к МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» отказано.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пунктах 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как следует из пункта 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными
предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, из части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что эта структура определяется уставом муниципального образования.
Таким образом, принимая во внимание установленные решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-14912/2017 от 10.09.2018 и апелляционным определением Пензенского областного суда по делу № 33а-1672/2019 от 16.05.2019 обстоятельства, и исходя из анализа положений п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 125 и ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу, что организация освещения придомовой территории МКД № 18 по ул. ФИО6 в г. Пензе относится к вопросам местного значения, в связи с чем, расходы на содержание и эксплуатацию объектов уличного освещения (в том числе, оплата электроэнергии, израсходованной на наружное освещение) должны возмещаться за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с августа 2017г. по ноябрь 2018г. ООО «ТНС энерго Пенза» осуществляло поставку электрической энергии на освещение придомовой территории МКД № 18 по ул. ФИО6 в г. Пензе. Опоры уличного освещения запитаны от трансформаторной подстанции № 470 через внешне- распределительное устройство многоквартирного дома № 18 по ул. ФИО6.
Договор энергоснабжения между сторонами не заключен. Однако электроэнергия поставлялась для освещения придомовой территории. Наличие технологического присоединения наружных сетей в спорный период ответчиком не оспорено.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие между сторонами спора заключенного в установленной форме договора энергоснабжения не освобождает потребителя от обязанности, возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Исходя из анализа указанной нормы материального права следует, что даже при отсутствии договорных отношений, лицо энергопринимающее устройство которого присоединено к сетям энергоснабжающей организации и потребившее электрическую энергию является обязанным лицом по оплате фактически принятого количества электроэнергии.
Как следует из представленного ЗАО «Пензенская горэлектросеть» в материалы дела акта обследования сетей наружного освещения, расположенных на придомовой территории жилых домов № 20, № 18 по ул. ФИО6 и № 19 по ул. Крупской от 31.10.2018, сеть наружного освещения по ул. ФИО6, д.18 состоит из 16 металлических опор, 17 светильников марки ЖКУ, 15 кронштейнов однорожковых, 1 кронштейна двухрожкового.
Судом установлено, что прибор учета Меркурий 230 ART-02 RN, зав. № 14910862-13 фиксирующий потребление электроэнергии на освещение придомовой территории МКД, введен в эксплуатацию 19.11.2018 по заявке ООО «ТНС энерго Пенза», о чем ЗАО «Пензенская горэлектросеть» составлен акт № А1-ОКУ-4-3344.
Согласно ст.37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в случае отсутствия возможности осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность) на основании данных о количестве электрической энергии (мощности), определенных с использованием приборов учета электрической энергии, применяются расчетные способы определения объема или стоимости электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии.
Поскольку прибор учета Меркурий 230 ART-02 RN, зав. № 14910862-13 введен в эксплуатацию только 19 ноября 2018г., истец за период с августа 2017г. по 18.11.2018 произвел расчет объема потреблённой электроэнергии по мощности токопринимающих устройств, а с 19.11.2018 по показаниям прибора учета.
Согласно произведенному истцом расчету стоимость потребленной в период с августа 2017г. по ноябрь 2018г. электроэнергии составляет 139950 руб. 85 коп.
Произведенный истцом расчет судом проверен и признан обоснованным. Ответчиком расчет не оспорен, контррасчет не представлен.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Обязанность произвести оплату поданной электроэнергии возложена на ответчика положениями ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истцом обязательства по поставке электроэнергии выполнены. Ответчик оплату поданной электроэнергии не произвел. Сумма задолженности составила 139950 руб. 85 коп. При этом, объем потребленной электроэнергии и примененные истцом в расчете данные ответчиком не оспариваются.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, принимая во внимание, что состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил N 491 и является исчерпывающим, в состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят, а обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению ЖК РФ, Правила N 491 не содержат, учитывая, что в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация благоустройства территории городского округа (в частности, освещения улиц), арбитражный суд приходит к выводу о том, что организация уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления, в данном случае муниципального образования город Пенза.
Исходя из того, что доказательств оплаты поставленной электроэнергии в спорный период ответчик суду не представил, задолженность подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорена, арбитражный суд, применяя к спорным правоотношениям нормы ст.ст. 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, признает исковые требования истца о взыскании с ответчика долга в размере 139950 руб. 85 коп. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Определяя лицо, которое действует от имени муниципального образования город Пенза, арбитражный суд исходит из положений ч. 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в
суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленными актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В соответствии с Уставом г.Пензы (ст. 44), а также Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства города Пензы, утвержденным постановлением администрации г.Пензы от 17.05.2013 № 497/1, Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы является иным органом местного самоуправления города Пензы и главным распорядителем средств бюджета города Пензы по отрасли жилищно-коммунальное хозяйство.
Поскольку электрическая энергия поставлялась в целях освещения придомовой территории жилого дома № 18 по ул. ФИО6, поэтому сумма долга в размере 139950 руб. 85 коп. подлежит взысканию с муниципального образования город Пенза в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы за счет казны муниципального образования.
В связи с чем, ссылка представителя УЖКХ г.Пензы, что Управление является не надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору, не состоятельна.
Доводы представителя ответчика о том, что истец не представил доказательств того, что им произведен перерасчет платы ТСН «Полет» за уличное освещение за период с августа по октябрь 2017 г., а также о том, что в соответствии с актом от 31.10.2018 сети наружного освещения у МКД № 18 по ул. ФИО6 находились в нерабочем состоянии, не состоятельны, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Так в п.2 примечаний к акту обследования сетей наружного освещений от 31.10.2018, на который ссылается представитель ответчика, указано, что для определения работоспособности светильников наружного освещения необходимо подключить сети наружного освещения к источнику питания. Как следует из пояснений представителя ЗАО «Пензенская горэлектросеть» осмотр сетей производился в дневное время, поэтому светильники находились в нерабочем (выключенном) состоянии. Кроме того, прибор учета электроэнергии сетей наружного освещения, установленный по ВРУ-0,4 кВ жилого дома, введен в эксплуатацию 19.11.2018 и принят в эксплуатацию с показаниями 26444,04аВт, а в акте отключения сетей наружного освещения от 14.01.2019 зафиксированы показания указанного прибора учета – 27085,72 кВт, что подтверждает работоспособность сетей наружного освещения по адресу: <...>, и о наличии потребления электроэнергии, в том числе и в спорный период.
Доказательств того, что истец за период с августа по октябрь 2017 выставлял к оплате потребление электроэнергии сетями уличного освещения ТСН «Полет» представителем ответчика не представлено.
Довод ответчика относительно того, что стоимость потребленной в спорный период электроэнергии подлежит оплате ТСН «Полет» как исполнителем коммунальных услуг, противоречит нормам действующего законодательства, поскольку по смыслу частей 1, 2 статьи 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса российской Федерации бремя несения расходов на собственников возложено только в отношении имущества, являющегося общим имуществом многоквартирного дома (с учетом входящего в его состав имущества указанного в статье 36 Жилищного кодекса российской Федерации, пункта 2 указанных Правил). Возложение несения расходов на имущество, не относящееся к общедомовому, противоречит положениям жилищного законодательства.
В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
При увеличении суммы иска истцом не доплачена государственная пошлина в размере
бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, арбитражный суд, -
Р Е Ш И Л :
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Пенза» удовлетворить. Расходы по оплате государственной пошлины отнести на ответчика.
Взыскать с Муниципального образования г. Пенза в лице Управления жилищно- коммунального хозяйства г. Пензы за счет средств муниципальной казны в пользу общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Пенза» долг в сумме 139950 руб. 85 коп.,
а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Взыскать с Муниципального образования г. Пенза в лице Управления жилищно- коммунального хозяйства г. Пензы за счет средств муниципальной казны в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3199 руб.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд г.Самара через Арбитражный суд Пензенской области в месячный срок со дня его принятия.
Судья С. А. Новикова