ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А49-4228/07 от 01.10.2007 АС Пензенской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

01 октября 2007г. Дело № А 49-4228/2007-204а/21

г. Пенза

  Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Петровой Н.Н.  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Завод имени Фрунзе»   (446300 <...>)

кАдминистрации <...>)

о признании постановления недействительным

третьи лица:

1. Общество с ограниченной ответственностью «Пенза-Лизинг»   (440026 <...>)

2. Комитет по управлению муниципальным имуществом <...>)

при участии в судебном заседании

от заявителя – ФИО1 - представителя (доверенность от 03.07.2007г. № б/н), ФИО2 – представителя (доверенность от 17.01.2007г. № б/н),

от ответчика – ФИО3 – главного специалиста (доверенность от 02.02.2007г. № 1-14-216),

от КУМИ г. Пензы – ФИО3 – главного специалиста (доверенность от 18.01.2007г. № 4/120а),

от ООО «Пенза_Лизинг» - не явились,

установил:

Открытое акционерное общество «Завод имени Фрунзе» (далее – общество, ОАО «ЗиФ») обратилось в арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным постановления и.о. Главы администрации г. Пензы «О предоставлении ООО «Пенза-Лизинг» земельного участка из состава земель поселений по ул. Ленина, 3 в аренду» от 02.12.2005г. № 1564.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на нарушение ответчиком при вынесении оспариваемого постановления норм статей 3, 15, 17 Федерального закона «О землеустройстве». Считает, что администрация г. Пензы, принимая указанное постановление, оставила без внимания, что соответствующие межевые работы по изъятому у заявителя земельному участку проведены без согласования с ОАО «Завод имени Фрунзе».

Кроме того, оспариваемым постановлением администрация установила публичный сервитут в отношении оставшегося у ОАО «ЗиФ» земельного участка также без согласования с обществом.

В судебном заседании 27 сентября 2007г. объявлен перерыв до 10 час. 00 мин. 01 октября 2007г., после чего судебное разбирательство было продолжено.

Представитель ООО «Пенза-Лизинг» после перерыва в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласен. Считает, у администрации г. Пензы имелись все основания для вынесения оспариваемого постановления. Указанное постановление не нарушает права и законные интересы заявителя.

Представитель КУМИ г. Пензы поддержал позицию ответчика, просил в удовлетворении требования общества отказать.

ООО «Пенза-Лизинг» с требованиями заявителя не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

02.12.2005г. и.о. Главы Администрации г. Пензы принято постановление «О предоставлении ООО «Пенза-Лизинг» земельного участка из состава земель поселений по ул. Ленина, 3 в аренду» № 1564.

Считая указанное постановление незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: противоречие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, законности совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, совершения оспариваемых действий возлагается на орган или лицо, которые приняли акт или совершили действие.

Как видно из материалов дела, Постановлением Главы администрации г. Пензы от 14.08.1996г. № 1143 «О закреплении за АО «ЗиФ» в бессрочное (постоянное) пользование земельных участков» за обществом закреплены в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки, в том числе согласно пункту 1.2. постановления, площадью 58, 2680 кв.м. по ул. Ленина, 3 кадастровый № ПЕО:29:01:101:07/01 для размещения производственных корпусов.

С учетом частично изъятых земельных участков на основании постановления Главы администрации г. Пензы от 24.06.2001г. № 1313 «О предоставлении гр. ФИО4 в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков по ул. Ленина, 3» площадь земельного участка по ул. Ленина, 3, закрепленного на праве бессрочного (постоянного) пользования за ОАО «ЗиФ» составила 573167 кв. м.

На основании соглашения об отступном от 03.08.2001г., заключенного между ОАО «ЗиФ» и ООО «Пенза-Лизинг», акта приема-передачи от 06.08.2001г. свидетельства о государственной регистрации права от 05.09.2001г. серия 58 № КР 998861 ООО «Пенза-Лизинг» на праве собственности принадлежит нежилое здание (дом быта) площадью 1140 кв.м. литер Б, расположенное по адресу: <...>.

02.12.2005г. и.о. Главы Администрации г. Пензы вынесено постановление «О предоставлении ООО «Пенза-Лизинг» земельного участка из состава земель поселений по ул. Ленина, 3 в аренду» № 1564.

Согласно пунктам 1 и 2 названного ненормативного акта органа местного самоуправления постановлено прекратить право постоянного (бессрочного) пользования ОАО «ЗиФ» на земельный участок площадью 1679 кв.м., являющийся частью земельных участков общей площадью 573167 кв.м. по ул. Ленина, 3, предоставленный на основании постановления главы администрации г. Пензы от 14.08.1996г. № 1143 «О закреплении за АО «ЗиФ» в бессрочное (постоянное) пользование земельных участков, в редакции постановления главы администрации города Пензы от 24.06.2001г. № 1313 «О предоставлении гр. ФИО4 в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков по ул. Ленина, 3».

Предоставить ООО «Пенза-Лизинг» земельный участок из состава земель поселений по ул. Ленина, 3 (Октябрьский район) площадью 1679 кв.м., занимаемый нежилым зданием (дом быта), из них: под постройкой и сооружением (дом быта) – 867 кв. м., под дворовой площадкой – 812 кв. м., в аренду сроком на 49 лет.

Пункт 5 названного постановления предусматривает: установить следующие ограничения в использовании земельного участка площадью 571331 кв. м.: ОАО «ЗиФ» обеспечить проход и проезд через земельный участок на площади 2563 кв. м.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В силу статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу статьи 3 Федерального закона «О землеустройстве» от 18.06.2001г. № 78-ФЗ землеустройство проводится в обязательном порядке, в том числе в случаях предоставления и изъятия земельных участков.

Согласно статье 15 названного Закона при проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ: образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства; межевание объектов землеустройства.

В соответствии со статьей 17 Закона № 78-ФЗ межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.

Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат, или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Порядок оформления документов о предоставлении земельных участков в собственность, в аренду в Комитете по управлению муниципальным имуществом г. Пензы утвержден Постановлением Главы администрации города Пензы «О порядке прохождения документации при оформлении земельных участков в собственность, аренду в Администрации города Пензы, Комитете по управлению муниципальным имуществом г. Пензы» от 27.02.2003г. № 380.

Согласно пункту 1 названного Порядка заявитель обращается с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность, в аренду (с приложением пакета документов) в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Пензы.

В силу приложения № 3 к постановлению Главы администрации города Пензы от 27.02.2003г. № 380 перечень документов, необходимых для предоставления земельного участка, занимаемого зданиями, строениями и сооружениями в собственность, аренду содержит, в том числе межевое дело и заявление о прекращении права на земельный участок от прежнего землепользователя.

Из материалов дела следует, что 25.08.2005г. ООО «Пенза-Лизинг» обратилось в администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка по адресу: <...> площадью 1679 кв.м. в границах, определенных межеванием.

К указанному заявлению в числе прочих необходимых документов было приложено землеустроительное дело на запрашиваемый земельный участок, утвержденное 04.08.2005г. начальником территориального отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в г. Пенза.

Из землеустроительного дела видно, что межевание земельного участка, испрашиваемого ООО «Пенза-Лизинг» в аренду, было произведено без согласования с заявителем.

Указанный факт ни ответчиком, ни третьими лицами не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Не было представлено и заявление прежнего пользователя земельного участка (ОАО «ЗиФ»).

Ссылка ответчика на то, что землеустроительное дело утверждено полномочным органом, не оспорено в установленном законом порядке и не является предметом спора по настоящему делу, судом не принимается.

Согласно статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Нарушенное право подлежит защите. Перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим.

Лицо, чье право нарушено, самостоятельно выбирает способ защиты нарушенного права. Заявителем по данному делу избран такой способ защиты нарушенного права как признание недействительным постановления администрации г. Пензы от 02.12.2005г. № 1564.

В рассматриваемом по настоящему делу конкретном случае такое обстоятельство: как утверждение землеустроительного дела полномочным органом не свидетельствует об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя.

Установление оспариваемым постановлением ограничений в использовании земельного участка, находящегося в пользовании у ОАО «ЗиФ», является нарушением норм, содержащихся в статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23 ЗК РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

В силу части 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Доводы представителей ответчика и третьих лиц о том, что пропуск заявителем установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя судом не принимаются.

В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 года № 9316/05, суду надлежит выяснять причины пропуска срока в предварительном судебном заседании или в судебном заседании. Отсутствие причин к восстановлению срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как видно из материалов дела, обществом заявлено письменное ходатайство о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на подачу заявления. В обоснование уважительности причины пропуска срока на обращение в суд заявитель указал, что о принятии оспариваемого постановления и о нарушении данным постановлением прав и интересов общества ему стало известно 16.05.2007г. при рассмотрении дела по заявлению № 49-6720/2006-206/24 по иску ООО «Пенза-Лизинг» к ОАО «ЗиФ» об устранении препятствий в пользовании земельным участком.

Суд, посчитав причину пропуска заявителем срока на подачу заявления уважительной, восстановил заявителю срок на обращение в суд с заявлением о признании недействительным постановления Главы администрации г. Пензы от 02.12.2005г. № 1564.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены несоответствие оспариваемого постановления ответчика земельному законодательству, нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлине относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

требования заявителя удовлетворить.

Признать недействительным как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации постановление исполняющего обязанности Главы администрации города Пензы от 02.12.2005г. № 1564 «О предоставлении ООО «Пенза-Лизинг» земельного участка из состава земель поселений по ул. Ленина, 3 в аренду».

  Взыскать с Администрации города Пензы в пользу Открытого акционерного общества «Завод имени Фрунзе» судебные расходы по государственной пошлине в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в апелляционную инстанцию и в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в кассационную инстанцию.

Судья Н.Н. Петрова