ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А49-5422/2021 от 15.03.2022 АС Пензенской области

Арбитражный суд Пензенской области

440000, г. Пенза, ул. Кирова, д. 35/39,

тел.: +78412-52-99-97, факс: +78412-55-36-96, http://www.penza.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

22 марта 2022 г. Дело № А49-5422/2021

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2022 г.

Полный текст решения изготовлен 22 марта 2022 г.

Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Кудинова Р.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Деевой Г.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (123317, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

к акционерному обществу "Грабовский автомобильный завод" (442770, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 402894 руб. 72 коп.,

с привлечением по делу в качестве третьих лиц, - Федерального казначейства (101000, <...>, ОГРН <***>), Акционерного общества "Российский экспортный центр" (123610, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии: от истца – не явился (извещен); от ответчика – представителей ФИО1 (доверенность № 02-22 от 10.01.2022, диплом) и ФИО2 (доверенность № 17-22 от 17.01.2022); от третьего лица – Федерального казначейства, – не явился (извещен); от третьего лица – акционерного общества "Российский экспортный центр", – представителя ФИО3 (доверенность № 112-Д/РЭЦ от 23.12.2021, диплом),

установил:

истец – Минпромторг России обратился в арбитражный суд с иском к АО "Завод ГРАЗ" (далее – ответчик), в котором просил взыскать 402894 руб. 72 коп., в том числе: 201447 руб. 36 коп. субсидии, предоставленной по соглашению № 020-11-2019-1142 от 18.12.2019, 201447 руб. 36 коп. штрафа по п. 5.2.2 соглашения.

Определением суда от 11.06.2021 иск принят к производству, по делу назначено предварительное судебное заседание, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное казначейство.

Определением от 13.07.2021 суд к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлек АО "Российский экспортный центр".

Истец и третье лицо в судебное заседание явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. В связи с изложенным суд рассмотрел спор без участия истца и третьего лица (ст. ст. 123, 156 АПК РФ).

Федеральное казначейство в отзыве на иск поддержало позицию истца (т. 1 л.д. 109-110).

Ответчик и АО "Российский экспортный центр" в судебном заседании в иске просили отказать по доводам, изложенным в отзывах (т. 1 л.д. 113, 114, 121-124; т. 2 л.д. 1-4, 32-35, 52-55, 62-63, 82).

Исследовав материалы дела, дав оценку доводам сторон и представленным доказательствам в их совокупности, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

18.12.2019 между Минпромторгом России (Министерство), акционерным обществом "Грабовский автомобильный завод" (получатель) и АО "Российский экспортный центр" (агент) было заключено соглашение № 020-11-2019-1142 о предоставлении субсидии (соглашение). Указанное соглашение заключено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 496, которым утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции (далее – правила).

В соответствии с п. 1.1 соглашения его предметом является предоставление из федерального бюджета в 2019 г. субсидии в целях возмещения затрат получателя, указанных в приложении № 2 к соглашению, связанных с транспортировкой продукции, включенной в перечень продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, утвержденный Министерством (за исключением продукции, для целей поддержки производства и реализации которой допускается предоставление исключительно инвестиционного финансирования), понесенных в период с 01.10.2018 по 31.08.2019 (с 01.07.2018 по 31.08.2019 – для продукции отрасли автомобилестроения).

Согласно п. 2.1 соглашения размер предоставленной субсидии составил 201447 руб. 36 коп.

В соответствии с п. 20 Правил (в редакции от 18.09.2019) в 2019 г. для поставок продукции с 01.10.2018 по 31.08.2019 (с 01.07.2018 по 31.08.2019 – для продукции отрасли автомобилестроения) соглашения о предоставлении субсидии заключаются с организациями по результатам ранжирования организаций в соответствии со значениями показателя результативности использования субсидии.

В соответствии с п. 6.1.1 соглашения Министерство и (или) уполномоченные органы государственного финансового контроля проводят проверки соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных правилами и соглашением, в соответствии с действующим законодательством.

Федеральным казначейством в соответствии с приказом Федерального казначейства от 24.09.2020 № 433п "О назначении внеплановой выездной проверки в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" в период с 29.09.2020 по 19.10.2020 проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета в рамках механизма государственной поддержки российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции в рамках подпрограммы "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности» государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" за 2017-2019 годы.

По итогам проверки Федеральным казначейством был составлен акт внеплановой выездной проверки от 20.10.2020, направленный в адрес истца письмом № 18-03-01/21698 от 23.10.2020, и направлено представление № 18-03-01/26118 от 15.12.2020 (далее - представление), выявлено нарушение подп. 1 п. 2 ст. 78, подп. 10 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 20 Правил Министерством на основании Соглашения предоставлена субсидия АО "Грабовский автомобильный завод", по результатам ранжирования на основании недостоверной информации, представленной организацией о значениях показателя результативности использования субсидии.

В ходе контрольного мероприятия Федерального казначейства проведен анализ результатов ранжирования организаций в рамках отраслей промышленности. Также проведен выборочный анализ результатов ранжирования организаций, осуществленного в 2019 г. в соответствии со значением показателя результативности использования субсидии.

В соответствии с заявленной АО "Грабовский автомобильный завод", информацией АО "Российский экспортный центр" был рассчитан предельный объем средств субсидии.

Таким образом, по мнению истца, при ранжировании АО "Грабовский автомобильный завод" использована информация об объемах фактически поставленной продукции в стоимостном выражении с 01.10.2018 по 31.08.2019, а также с 01.10.2017 по 31.08.2018, не подтвержденная организацией документально, что привело к искажению значения показателя результативности использования субсидии (С2019), установлено завышение значения показателя результативности использования субсидии.

В соответствии с п. 6.1.5 соглашения получатель несет ответственность за достоверность сведений, представляемых Министерству и (или) агенту.

Согласно п. 4.1.5 соглашения в случае установления Министерством или представления от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидий, предусмотренных правилами и соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с соглашением, недостоверных сведений, Министерство направляет получателю требование об обеспечении возврата субсидии в федеральный бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

Пунктами 5.2.1 - 5.2.2 соглашения и п.п. 38-39 Правил установлено, что в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством и (или) уполномоченными органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также факта оставления недостоверной информации средства субсидии в размере выявленных нарушений подлежат возврату организацией в доход федерального бюджета на основании требования Министерства не позднее 3-го рабочего дня со дня получения организацией указанного требования. Организация одновременно с возвратом соответствующих средств субсидии в доход федерального бюджета уплачивает штраф в размере выявленных нарушений. Аналогичная обязанность вернуть в федеральный бюджет субсидию и уплатить штраф установлена п.п. 4.3.5.2 и 4.3.6 Соглашения.

Таким образом, истец указывает, что получатель обязан вернуть сумму выданной субсидии в мере 201447 руб. 36 коп. и уплатить штраф в размере 201447 руб. 36 коп., что и послужило основанием для обращения с иском в суд.

Положениями ст.ст. 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Отказывая в удовлетворении требований, суд руководствуется следующим.

Согласно ст. 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.

Статьями 28 и 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п.п. 6-8.1 п. 1 ст. 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам –производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ).

В силу п.п. 1, 3 ст. 78 БК РФ, субсидии субъектам хозяйственной деятельности предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление соответствующих субсидий (подп. 2 п. 3 ст. 78 БК РФ).

18.12.2019 между Минпромторгом, АО "Грабовский автомобильный завод" и АО "Российский экспортный центр" (далее - агент) заключено Соглашение о предоставлении субсидии. В соответствии с условиями Соглашения обществу предоставляется субсидия в 2019 г. в целях возмещения затрат, связанных с транспортировкой продукции, понесенных в период с 01.10.2018 по 31.08.2019. Размер предоставленной субсидии составил 201447 руб. 36 коп.

Пунктом 4.3.2 Соглашения предусмотрено, что АО "Грабовский автомобильный завод" обязуется обеспечивать достижение значения показателя результативности использования субсидии, в соответствии с которым осуществлялось ранжирование организаций в реестре получателей субсидии в 2019 г., который равен 79,92. Информирование о достижении значения показателя осуществляется до 25 января года, следующего за отчетным, путем направления агенту отчета по установленной форме (п. 4.3.3.1 Соглашения).

25.01.2021 в адрес общества Минпромторгом направлено предписание № 3711 /03 о возврате предоставленных средств субсидии в федеральный бюджет на основании проведенной Федеральным казначейством проверки (представление Федерального казначейства № 18-03-01/26118 от 15.12.2020). Представление Федерального казначейства в общество не направлялось.

В соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции (далее - Правила) в 2019 г. для поставок продукции с 01.10.2018 по 31.08.2019 соглашения о предоставлении субсидии заключаются с организациями по результатам ранжирования организаций в соответствии со значениями показателя результативности использования субсидии (С2019), определяемыми по установленной формуле.

Исходя из буквального толкования Правил, а также с учетом целей государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", обществом в показатель Уфт2018 (объем фактически поставленной организацией продукции в стоимостном выражении с 01.10.2018 по 31.08.2019) включены поставки продукции, которая подпадают под требования Правил:

- продукция включена в перечень продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности (утвержден Минпромторгом 29.03.2019 № 1021) (п. 2 Правил);

- заявителем произведены затраты на транспортировку организации (п. 2 Правил);

- заявитель является производителем (или аффилированным лицом) продукции, соответствующей требованиям постановления Правительства РФ № 719 от 17.07.2015,

- и не включены поставки продукции, по которой не подтверждено российское происхождение либо по которой АО "Грабовский автомобильный завод" не производило затраты на транспортировку (по условиям договоров поставки расходы по транспортировке отнесены на покупателя продукции).

В соответствии с информацией, представленной в акте внеплановой выездной проверки Минпромторга, составленного Федеральным казначейством 20.10.2020, Федеральная таможенная служба России (далее ФТС) письмом от 14.05.2020 № 01-25/25484 предоставило Федеральному казначейству информацию, в соответствии с которой объем фактически поставленной экспортной продукции ответчика в 2017 г. (объем фактически поставленной организацией продукции в стоимостном выражении с 01.102017 по 31.08.2018) составил 16100000,00 руб. На основании данной информации Федеральное казначейство осуществило пересчет показателя результативности использования субсидии, который составил - 265,1. Указанное письмо ФТС не направлялось в адрес ответчика и не представлено в материалы настоящего судебного дела.

Таким образом, ответчиком надлежащим образом и в полном объеме выполнены обязательства по Соглашению, представленные в отчете данные соответствуют требованиям Соглашения и Правил, основания для возврата субсидии в бюджет отсутствуют.

Поддерживая исковые требования на стороне истца Федеральное Казначейство (Казначейство России) указывает, что ответчик предоставил недостоверные данные об объемах поставленной продукции (указал нулевое значение объема поставленной продукции в период с 01.10.2017 по 31.08.2018, в то время как по данным Казначейства России объем поставленной продукции составил 69505032 руб.). По мнению Казначейства России, заявленный подход об учете всего объема продукции при расчете показателя результативности использования субсидии, соответствует п. 2 Правил, утвержденных Постановлением от 26.04.2017 № 496; предоставление ответчиком недостоверных данных привело к завышению значения показателя результативности, применяемого для ранжирования организаций в проекте реестра получателей субсидий с целью заключения соглашений о предоставлении субсидии для возмещения затрат на транспортировку продукции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 496 (ред. от 21.12.2017) утверждены Правила о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции (далее - Правила № 496).

Между тем, анализ положений Правил предоставления субсидий, утвержденных ППРФ от 26.04.2017 № 496 в ред. ППРФ от 18.09.2019 № 1214 "О государственной поддержке российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции" (далее - Правила, Постановление № 496), действовавшего на момент подачи документов для целей получения субсидий, показывает, что для целей расчета показателя результативности использования субсидии необходимо в показатель объема поставленной продукции включать поставки продукции, которые подпадают под требования Правил:

- продукция включена в перечень продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности (утвержден Минпромторгом 29.03.2019 № 1021) (п. 2 Правил);

- заявителем произведены затраты на транспортировку организации (п. 2 Правил);

- заявитель является производителем (или аффилированным лицом) продукции, соответствующей требованиям постановления Правительства РФ № 719 от 17.07.2015, и не включать поставки продукции, по которой: а) не подтверждено российское происхождение и б) по которой АО "Грабовский автомобильный завод" не производило затраты на транспортировку.

Судом установлено, что в соответствии с п. 1 Правил, утвержденных Постановлением № 496, субсидия предоставляется на компенсацию части затрат на транспортировку продукции.

Таким образом, при расчете объема поставленной продукции для целей участия в ранжировании заявок и последующего получения субсидии ответчиком была правомерно исключена продукция, на транспортировку которой не были понесены затраты.

При этом, за счет исключения из расчета поставок, затраты на транспортировку которых понесены покупателем, а также продукции, в отношении которой отсутствует заключение о российском происхождении продукции, исключается нецелевое использование бюджетных средств, а также стимулирование реэкспорта. Применение иного подхода (учет поставок, затраты по которым были понесены покупателями) показатель результативности АО "Грабовский автомобильный завод" по соглашению о предоставлении субсидии от 19.12.2019 № 020-11-2019-1142 составил бы не "79,92", а "-265,1".

При этом, как следует из позиции АО "Российский экспортный центр", даже с учетом того, что показатель результативности использования субсидии был бы снижен со значения "79,92" до значения "-265,1", АО "Грабовский автомобильный завод" было бы включено в реестр получателей субсидии, с ним бы было заключено трехстороннее соглашение и обществу была бы предоставлена субсидия.

Полученные ответчиком субсидии были использованы в целях снижения затрат на поставку продукции по экспортным контрактам, что привело к увеличению объемов поставок по указанным контрактам и достижению целей роста экспорта продукции, заявленной в качестве целевой Национальным проектом (программой) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Кроме того, в соответствии с определениями из п.п. 5, 20 Постановления № 469 показатели С - предельные субсидируемые значения затрат, показатели Уфт2018, Уфт2017 определяются через термин "поставляемая продукция".

При этом, с учетом п. 26 и Приложения № 3 Правил термин "поставленная продукция" относится только к продукции, затраты на перевозку которой понесла организация. В частности, в соответствии с формой расчета размера субсидии из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции, утвержденной Приложением №3 к Постановлению № 496, установлен порядок расчета предельных затрат (графа 17) через стоимость продукции, перевезенной организацией (графа 3).

Таким образом, в терминах Постановления, поставляемая продукция - это продукция, перевезенная организацией-заявителем. Показатели Уфт2018 и Уфт2017 должны определяться только для продукции, в отношении которой перевозимой организацией – заявителем на получение субсидии, были понесены затраты на транспортировку.

Суд обращает внимание на то, что в соответствии с пп. б-в п. 21 Правил предоставления субсидий, утвержденных Постановление № 496, "Российский экспортный центр" (агент) в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявлений о получении субсидии в 2019 г. проверяет:

- их комплектность;

- полноту и достоверность содержащихся в них сведений;

- соответствие целям и условиям предоставления субсидии, установленным п. 1 Правил;

- расчет размера субсидии, в том числе в соответствии с перечнем затрат, определенных агентским договором, и подтверждающими документами, представленными организацией в соответствии с п. 26 Правил (в случае, если организацией допущены ошибки в расчете размера субсидии, рассчитываемой организацией по формам согласно приложениям № 3 и (или) 4, расчет размера субсидии осуществляется Центром в установленном порядке):

по результатам проведенной проверки, в течение одного рабочего дня:

- в случае соответствия заявления о получении субсидии в 2019 году положениям подпункта "б" настоящего пункта подготавливает заключения о предоставлении субсидии в 2019 году по форме, предусмотренной агентским договором, и на основании таких заключений - проект реестра получателей субсидии в 2019 году по результатам ранжирования организаций в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил;

- при наличии ошибок в расчете размера субсидии на основании представленных документов осуществляет в установленном порядке перерасчет размера субсидии и подготавливает заключения о предоставлении субсидии в 2019 году".

В соответствии с п.п. 2, 3 "Положения об осуществлении акционерным обществом "Российский экспортный центр" (далее - центр) функций агента Правительства Российской Федерации по вопросу о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции", утвержденных Постановлением № 496, Центр выполняет функции агента Правительства Российской Федерации по вопросу о предоставлении субсидий на основании заключенного между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Центром агентского договора о предоставлении субсидий (далее - агентский договор). В агентском договоре указываются, в том числе ответственность Центра за ненадлежащее исполнение агентского договора, в том числе условие о применении к Центру в качестве меры ответственности штрафа за нарушение функций агента Правительства Российской Федерации по вопросу о предоставлении субсидий, выявленное по итогам проверок организаций, проведенных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и (или) уполномоченными органами государственного финансового контроля в соответствии с п. 37 Правил".

Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства АО "Российский экспортный центр" осуществляет проверку достоверности предоставленных в заявке данных, производит расчет размера субсидий, готовит соответствующее заключение, ранжирование и подготовку проект реестра получателей субсидий, и несет ответственность за надлежащее выполнение указанных функций.

Аналогичные обязанности Агента предусмотрены Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции № 020-11-2019-1142 от 19.12.2019, заключенным между Истцом в лице АО "Российский экспортный центр" и АО "Грабовский автомобильный завод" (п.п. 4.1.4, 4,5.1 Соглашения).

Агент не выявил нарушений при рассмотрении заявки ответчика, не осуществил перерасчет размера субсидий и включил Ответчика в перечень получателей субсидий; аналогично Агент и Минпромторг не выявили нарушения в отчете Ответчика.

Таким образом, истцом не определен и не доказан размер выявленных нарушений, являющихся основанием для возврата в бюджет субсидии, что не соответствует порядку привлечения организации к ответственности согласно п. п. 36-39 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 1214).

Пунктом 1 ст. 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Пунктом 2 ст. 9 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования о взыскании суммы субсидии в размере 201447 руб. 36 коп.

Принимая во внимание, что оснований для возврата субсидии не имеется, требования о взыскании штрафа в размере 201 447 руб. 36 коп., которые являются акцессорным, также не подлежат удовлетворению.

Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины, судом не разрешается, поскольку истец от оплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 167-171, 176 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области в месячный срок с момента его принятия.

Судья Кудинов Р.И.