ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А49-8026/12 от 20.11.2012 АС Пензенской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 

440000, г. Пенза, ул. Кирова, д. 35/39, тел.: (8412) 52-99-09, факс: 55-36-96,веб-адрес:www. arbitr@sura.ru.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

РЕШЕНИЕ

г. Пенза Дело № А49-8026/2012

Резолютивная часть решения оглашена 20 ноября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 22 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Е.А. Стрелковой

при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Ю.А. Овчинниковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

заместителя прокурора Пензенской области

к администрации Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

третье лицо: федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пензенского филиала,

о признании незаконным бездействия,

при участии в судебном заседании:

помощника прокурора Нефедовой А.В. (служебное удостоверение),

от ответчика – ФИО1 – главы администрации (паспорт, решение от 07.09.2012 года №189-65/5),

от третьего лица – не явились, извещены,

установил:

заместитель прокурора Пензенской области (далее – прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области (далее – ответчик, администрация) по неисполнению Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 года № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пензенского филиала сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден. Прокурор просил обязать администрацию Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области предоставить Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пензенского филиала сведения об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пензенского филиала.

Третье лицо, извещенное о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило, представило отзыв по делу, в котором подтверждает факт непредставления администрацией сведений, необходимых для кадастрового учета.

Присутствующие в судебном заседании представители заявителя и ответчика не возражали против рассмотрения дела в отсутствие представителя третьего лица.

На основании частей 3 и 4 статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица по имеющимся материалам.

В судебном заседании прокурор просил удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании согласился с заявленными требованиями, а так же ходатайствовал об установлении судом срока исполнения решения суда до 01 апреля 2012 года.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора и ответчика, арбитражный суд установил следующее.

Администрация Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц 02.09.2009 года за основным государственным регистрационным номером <***> (л.д. 11-14).

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 21 части 1 статьи 4 Устава Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области к вопросам местного значения Долгоруковского сельсовета относится утверждение генерального плана Долгоруковского сельсовета, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана Долгоруковского сельсовета документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории Долгоруковского сельсовета, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования Долгоруковского сельсовета, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах Долгоруковского сельсовета для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель Долгоруковского сельсовета.

В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Решением Комитета местного самоуправления Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области от 18.07.2012 года № 174-61/5 утверждены Правила землепользования и застройки территории Долгоруковского сельсовета. Указанные Правила были опубликованы 18.07.2012 года в Бюллетене официальных документов Комитета местного самоуправления Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области «Сельские ведомости» № 16 и вступили в законную силу.

В соответствии со статьями 25-29 Правил землепользования и застройки территории Долгоруковского сельсовета на карте градостроительного зонирования территории выделено 7 видов территориальных зон: зона застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы; зона делового, общественного и коммерческого назначения; зона сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов; зона объектов сельскохозяйственного назначения; зона рекреационного назначения; зона кладбищ; зона размещения отходов потребления.

Указанные Правила землепользования и застройки разработаны на основе Генерального плана территории Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области, утвержденного решением Комитета местного самоуправления Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области от 02.08.2011 года №126-45/5.

В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных правоотношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном законом порядке.

В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации определен состав земель в Российской Федерации и предусмотрено, что их правовой режим устанавливается исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о государственном кадастре) урегулированы отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

В силу части 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

С учетом части 3 статьи 1 Закона о государственном кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Нормами статьи 3 Закона о государственном кадастре установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

В силу части 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов (часть 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре).

Состав сведений кадастра о зонах определен статьей 10 Закона о государственном кадастре. К указанным сведениям относятся: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон; реквизиты и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиям использования территорий.

Пункт 6 статьи 15 Закона о государственном кадастре устанавливает обязанность органа, в частности, местного самоуправления, в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.

В соответствии с пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 года № 618, орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета следующие документы:

- выписку из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов);

- выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.

В силу пункта 13 названного Положения орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.

Как следует из материалов дела и установлено судом, орган местного самоуправления Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области в утвержденных Правилах землепользования и застройки территории Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области установил территориальные зоны, виды разрешенного использования и в силу приведенных выше норм действующего законодательства ответчик был обязан в срок не более, чем десять рабочих дней со дня их вступления в законную силу, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости по всем 7 территориальным зонам. Однако до настоящего момента он не исполнил возложенную на него обязанность, что подтверждается письменными отзывами ответчика и третьего лица.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт противоправного бездействия ответчика нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Бездействие ответчика нарушает права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности и граждан, поскольку препятствует им в получении информации о том, соответствует ли выбранный ими вид разрешенного использования установленным видам разрешенного использования земельного участка, а также установлению возможности использования его в выбранных целях.

Согласно части 2, пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязывает ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности путем представления ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пензенского филиала сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден. Суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в три месяца со дня вступления в законную силу решения суда, имея в виду, что данные расходы подлежат включению в состав бюджетных расходов на 2013 год.

Поскольку заявитель и ответчик в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление заместителя Прокурора Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным, как противоречащее Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости» и Постановлению Правительства Российской Федерации «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», бездействие администрации Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области, выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пензенского филиала сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден.

Обязать администрацию Долгоруковского сельсовета Сердобского района Пензенской области не позднее трёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу предоставить Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пензенского филиала сведения об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.

Судья Е.А. Стрелкова