АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
440000, г. Пенза, ул. Кирова, д. 35/39, тел.: (8412) 52-99-37, факс: 52-70-42, Email: info@penza.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Пенза Дело № А49-9545/2012
Резолютивная часть решения объявлена 4 февраля 2013 года.
Текст решения изготовлен 5 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Табаченкова М.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Касаткиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия (440008, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (44000, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ведущий специалист-эксперт ФИО2 (доверенность №01-17/36 от 09.04.2012г.);
от лица, привлекаемого к административной ответственности, - не явились;
установил: Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия (далее - административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – Предприниматель) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление деятельности по перевозке пассажиров с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В судебном заседании представитель административного органа поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебное заседание не явился.
Копия определения о принятии заявления к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства от 18.12.2012г., копия определения о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства от 20.12.2012г. и копия определения о назначении судебного разбирательства от 14.01.2013г. были направлены в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, по последнему известному его месту жительства. Однако, несмотря на почтовые извещения, индивидуальный предприниматель ФИО1 не являлся за получением копий судебных актов, направленных арбитражным судом в установленном порядке. Копии указанных судебных актов вернулись в адрес суда с отметкой организации почтовой связи на почтовых конвертах «по истечении срока хранения».
При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель ФИО1 считается извещенным надлежащим образом.
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения заявителя, суд приходит к следующему.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации от 24.11.2004г. серия 58 №001087096, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица <***>.
Предприятие осуществляет лицензируемую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, в соответствии с лицензией АСС 58 44518 от 15.08.2008г. сроком по 14.08.2013г.
11.10.2012г. за управление неисправным транспортным средством ГАЗ – 322123 государственный регистрационный знак АТ 400/58 на водителя ФИО3, работающего на ИП ФИО4, был составлен административный материал по ст. 12.5 КоАП РФ.
15.11.2012г. Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения сообщило о данном факте Начальнику Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия.
В связи с этим на основании распоряжения начальника административного органа от 20.11.2012г. №656 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 в период с 22 ноября по 19 декабря 2012г. проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.
В ходе проверки выявлены нарушения установленных лицензионных требований в части несоблюдения режима труда и отдыха водителей, которые зафиксированы в акте проверки от 30.11.12 №656 и протоколе об административном правонарушении от 30.11.12 № 022303 серии ПЗО. Деяния Предпринимателя квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. При проведении проверки, составлении акта и протокола об административном правонарушении Предприниматель присутствовал. Какие-либо замечания или возражения со стороны проверяемого лица при проведении проверки и составлении процессуальных документов по ее результатам не поступили. В соответствии с положениями статьи 23.1 КоАП РФ на основании названного выше протокола об административном правонарушении Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа, в частности, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 14.1 Кодекса понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования (часть 2 статьи 8 Закона о лицензировании).
Лицензионные требования к деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом определены в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.04.12 № 280 (далее - Положение о лицензировании).
Подпункт «з» пункта 4 Положения о лицензировании относит к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривает, в частности, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
В силу пункта 5 Положения о лицензировании под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г» - «и» пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.
Согласно пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Требования к режиму труда и отдыха водителей определены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России от 20.08.04 № 15 (далее – Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха).
Согласно пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.
В силу пункта 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Пункт 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха предусматривает, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10,11,12 Положения.
В соответствии с пунктом 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7,9,10 и 11 настоящего Положения.
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
Пунктом 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха установлены периоды времени, помимо непосредственной работы, которые также включаются в рабочее время. К их числу относится время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии (подпункт «г» пункта 15).
В соответствии с пунктом 24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
Пунктом 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха предусмотрено, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Согласно путевым листам ФИО3 11.10.2012г. работал на линии 22 ч. 43 мин. в смену, путевой лист №3898, 23.11.2012г. работал на линии – 16ч 03 мин. в смену, путевой лист №4619, 22.11.2012г. работал на линии – 14 ч.20 мин. в смену, путевой лист №4636, водитель ФИО5 06.11.2012г. работал на линии – 15 ч.12 мин. в смену, путевой лист №4350; водитель ФИО6 П.22.11.2012г. работал на линии – 17ч.39 мин. в смену, путевой лист №4629; 23.11.2012г. работал на линии – 17ч.07 мин. в смену, путевой лист №4653 от 22.11.2012г. работал на линии – 17ч. 39 мин. в смену, путевой лист №4629.
Поскольку продолжительность рабочей смены водителей Предпринимателя с учетом установленной законодательством максимальной продолжительности перерыва для отдыха и питания в 2 часа превысила 12 часов, то административный орган обоснованно составил по выявленному факту протокол об административном правонарушении и правильно квалифицировал допущенное нарушение как грубое нарушение лицензионных требований.
Суду не представлены документы, объясняющие причины нахождения на рабочем месте водителей сверх установленного предельно допустимого времени и включения данного времени в путевые листы работника. Не доказано Предпринимателем и факта разделения рабочего дня водителей на две части в порядке, предусмотренном пунктом 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха. Данных о разделении рабочего дня водителей на части, а также об определении перерывов между частями рабочего дня и их продолжительности, ни Управлению, ни суду не представлено. Не имеется в представленных ответчиком материалах и сведений о продолжительности перерывов для отдыха и питания.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд приходит к выводу о доказанности материалами дела факта осуществления Предпринимателем деятельности по перевозке пассажиров с грубым нарушением условий лицензии. Ответственность за выявленные нарушения предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен полномочным должностным лицом (часть 3 статьи 28.3 Кодекса).
Срок давности привлечения к административной ответственности за данные правонарушения не истек.
Таким образом, арбитражный суд в ходе рассмотрения дела установил, что в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 имеется событие административного правонарушения - осуществление предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями условий, предусмотренных лицензией от 15.08.2008г. №ААС 58 44518, факт совершения которого и вина предпринимателя подтверждаются материалами дела.
Обстоятельств, исключающих привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности, судом не установлено. При этом арбитражный суд не усматривает обстоятельств, которые могли бы указать на малозначительность совершенных индивидуальным предпринимателем ФИО1 правонарушений, поскольку осуществляемый им вид деятельности в виде перевозок пассажиров автотранспортом безусловно связан с повышенной угрозой жизни и здоровью граждан, в связи с чем перечисленные выше допущенные в этой сфере нарушения в области обеспечения безопасности перевозок явно имеют существенную общественную опасность и не могут быть признаны малозначительными.
В связи с этим суд считает необходимым назначить ответчику наказание в виде административного штрафа в размере 4500 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя 24.11.2004) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Штраф подлежит уплате в течение тридцатидневного срока со дня вступления настоящего решения в законную силу по следующим реквизитам:
получатель УФК по Пензенской области (Межрегиональное УГАДН по Пензенской области и Республике Мордовия);
ИНН <***>;
КПП 583601001;
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Пензенской области г. Пенза;
расчётный счёт <***>;
БИК 045655001;
КБК 10611690040046000140;
ОКАТО 56401000000.
На настоящее решение в десятидневный срок со дня его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Пензенской области.
Судья М.В.Табаченков