ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-1065/18 от 05.02.2019 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь 

12 февраля 2019 года                                                  Дело № А50-1065/2018

Резолютивная часть решения вынесена 05 февраля 2019 года. Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2019 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 02.11.2017 № 18939 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),

третьи лица: 1) Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе
г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>), 2) Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю
(ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Отдела судебных приставов по Мотовилихинскому району г. Перми,

при участии представителей:

от заявителя – не явился, извещен надлежащим образом;

от налогового органа – ФИО3, по доверенности
от 19.10.2018, предъявлено служебное удостоверение;

от третьих лиц – не явились, извещен надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения заказным письмом
с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – заявитель, ИП ФИО2, предприниматель, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Пермского края к Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (далее – налоговый орган, Инспекция) с заявлением о признании недействительным решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 02.11.2017
№ 18939 (с учетом принятого уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 2, заявления предпринимателя от 24.01.2019 (вх. от 24.01.2019)).

Определениями Арбитражного суда Пермского края от 31.08.2018,
от 28.12.2018 к участию в деле в статусе третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены
в порядке статьи 51 АПК РФ: 1)
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском г. Перми (далее также - Управление ПФР, фонд, третье лицо 1)), Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю
в лице Отдела судебных приставов по Мотовилихинскому району г. Перми (далее также - Отдел судебных приставов, третье лицо 2)).

Уточненные требования заявителя мотивированы незаконностью реализации Инспекцией процедуры повторного принудительного взыскания недоимки по страховым взносам и пени в сумме 22 596,08 руб., неправомерностью осуществления двойного взыскания публичных платежей.

Инспекция с заявленными требованиями не согласилась, в том числе
по основаниям, изложенным в письменном отзыве, письменных пояснениях полагая, что заявление предпринимателя удовлетворению не подлежит, наличие недоимки по страховым взносам и пеней подтверждено представленными документами, фактического нарушения прав заявителя
в связи с возвращением территориальным органом Федеральной службы судебных приставов вынесенного после оспариваемого решения
от 02.11.2017 исполнительного документа не имеется.

Третье лицо 1) - Управление ПФР представило в суд отзыв на заявление, отражающий пояснения по обстоятельствам спора, и относящиеся к спору документы.

От третьего лица 2) - Отдела судебных приставов отзыв на заявление, иные документы, ходатайства в суд не поступали.

Представленные сторонами и Управлением ПФР в ходе рассмотрения спора процессуальные документы и доказательства приобщены судом
к материалам настоящего судебного дела.

Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения представителя Инспекции, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами и третьими лицами, заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 18.05.1995 (до 01.01.2004), впоследствии 02.12.2004 прошел перерегистрацию в налоговом (регистрирующем) органе по месту учета и, исходя из положений статьи 5 Федерального закона
от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего в спорный период - до 01.01.2017 (далее – Закон № 212-ФЗ), пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 11 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию и плательщиком страховых взносов.

В порядке реализации компетенции по контролю за полнотой и своевременностью уплаты администрируемых до 01.01.2017 страховых взносов по факту выявления недоимки по страховых взносам, в том числе
за 2016 год и нарушения срока уплаты страховых взносов, предопределяющего начисление пеней, Управлением ПФР сформированы документы о наличии у заявителя недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

На основании положений Федерального закона от 03.07.2016
№ 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий
по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вступивших в силу с 01.01.2017,
в связи с изменением порядка администрирования страховых взносов и передачей компетенции по контролю за их уплатой Федеральной налоговой службе и ее территориальным органам, сведения о наличии
у заявителя недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням направлены Управлением ПФР в адрес Инспекции. 

Налоговым органом на основании полученных от Управления ПФР сведений в адрес ИП ФИО2 направлены, в числе прочих, требование № 72749 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 11.07.2017, которым страхователю предложено не позднее 31.07.2017 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016 год в сумме 19 356,48 руб. и 62,54 руб. (общая сумма недоимки - 19 419,02 руб.), а также пени, начисленные в связи с неуплатой в установленный срок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 3 177,06 руб., в том числе пени
в сумме 2 950,09 руб., и пени в сумме 226,97 руб. (том 1 л.д.129-129оборот),  требование № 73928 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей)
по состоянию на 11.07.2017, которым заявителю предложено не позднее 31.07.2017 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год в сумме 3 796,85 руб., а также пени, начисленные в связи с неуплатой в установленный срок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское
в общей сумме 5 772,59 руб. (том 1 л.д.130-130оборот).

По факту неисполнения указанных требований Инспекции № 72749 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 11.07.2017 и № 73928 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 11.07.2017 налоговым органом в порядке статей 46,
47 НК РФ осуществлены последующие процедуры принудительного взыскания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням, начисленным за неуплату в установленный срок страховых взносов.

При отсутствии в распоряжении Инспекции информации об открытых расчетных счетах заявителя в банках, должностным лицом Инспекции вынесены, в числе прочих: решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 05.09.2017 № 16546 и постановление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 05.09.2017 № 15946, исходя из которых со страхователя подлежат взысканию недоимка по страховым взносам в общей сумме 23 215,87 руб., и пени в сумме 8 949,65 руб. (том 1 л.д.142-142оборот, 144-144оборот), а также решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 02.11.2017 № 18939 и постановление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 02.11.2017 № 18366, в соответствии с которыми со страхователя подлежат взысканию недоимка по страховым взносам
в общей сумме 19 419,02 руб., и пени в сумме 3 177,06 руб. (том 1 л.д.140-140оборот, 145-145оборот).

В адрес Отдела судебных приставов направлены соответствующие постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), в том числе
от 05.09.2017 № 15946, от 02.11.2017 № 18366, на принудительное взыскание недоимки по страховым взносам и пеней.

ИП ФИО2 обжаловала ненормативные акты Инспекции
в вышестоящий налоговый орган – Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (том 1 л.д.13-16, 76а-78).

На основании обращений предпринимателя в его адрес направлялись соответствующие письма Инспекции, Управления ПФР, Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (том 1 л.д.15, 17-20, 62-65, 83-84, 124-127, том 2 л.д.16-16оборот).

Полагая, что решение Инспекции от 02.11.2017 № 18939,
не соответствует Кодексу, нарушает права и законные интересы заявителя
в сфере экономической деятельности, и приняты меры к досудебному урегулированию спора, заявитель обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании указанного ненормативного акта налогового органа недействительным, уточнив заявленные требования в порядке
статьи 49 АПК РФ.

Суд полагает, что следует признать соблюденным установленный пунктом 2 статьи 138 Кодекса досудебный порядок урегулирования налогового спора в части оспаривания решения Инспекции от 02.11.2017
№ 18939 (статья 138 НК РФ, часть 5 статьи 4, пункт 1 части 1 статьи 126 АПК РФ), также заявителем соблюден установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок обращения в суд, с учетом части 3 статьи 128 АПК РФ, и его заявление (с учетом принято арбитражным судом уточнения требований
в порядке статьи 49 АПК РФ) об оспаривании указанного решения налогового органа от 02.11.2017 № 18939 подлежит рассмотрению судом
по существу.

При этом суд исходит из положений статьи 2 АПК РФ, принимает
во внимание неоднократно выраженные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости ограничения конституционного права на судебную защиту исключительно по формальным основаниям, правовые позиции, отраженные в пункте 71 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ полагает, что уточненные требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно части 1 статьи 1 Закона № 212-ФЗ, действовавшего
до 01.01.2017, этим Федеральным законом регулировались отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности
за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Исходя из положений части 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ, органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (за исключением страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), являлся Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

На основании положений статьи 5 Закона № 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, являлись плательщиками страховых взносов.

Подпунктами 2 и 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона
от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьей 17 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что страхователи обязаны, в том числе уплачивать
в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы, вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику
в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с положениями пунктов 1, 3, 4, 5 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов были обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам; представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов; выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах,
а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Как предусматривалось статьей 20 Федерального закона от 16.07.1999
№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом № 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии со статьями 7, 8 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для их исчисления для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, за исключением сумм, указанных в статье 9 указанного закона.
В соответствии с положениями пунктов 1, 3, 4, 5 части 2 статьи 28 Закона
№ 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; представлять
в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам; представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов; выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Статьей 14 Закона № 212-ФЗ определялся алгоритм определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

В частности, согласно части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Федерального закона (в частности, индивидуальные предприниматели,
не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), уплачивали соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии
с частями 1.1 и 1.2 этой статьи.

Статьей 15 Закона № 212-ФЗ устанавливалось, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производили исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц)
с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (части 3, 4, 5 статьи 15 Закона № 212 -ФЗ).

Исходя из части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляли в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета установленную отчетность в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе
не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего
за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом,
- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Частью 1 статьи 16 Закона № 212-ФЗ, определяющей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, закреплялось, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производился ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачивались плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное
не предусмотрено этой статьей.

Сумма страховых взносов исчислялась плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (часть 3 статьи 16 Закона № 212 -ФЗ).

В соответствии со статьей 10 Закона 212-ФЗ расчетным периодом по уплате страховых взносов являлся год, а отчетными периодами – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Исходя из положений статьи 25 Закона № 212-ФЗ, в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению
с установленными законом сроки страхователь должен был уплатить пени, начисляемые за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Сумма соответствующих пеней уплачивалась помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2
статьи 25 Закона 212-ФЗ).

Пени начислялись за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего
за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно; пени уплачивались одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (части 3, 7статьи 25 Закона 212-ФЗ. Пени за каждый день просрочки определялись в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, при этом, процентная ставка пеней принималась равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (части 5, 6 статьи 25 Закона
№ 212-ФЗ).

Исходя из части 8 статьи 25 Закона 212-ФЗ, пени могли быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.

Статьями 19, 20 Закона № 212-ФЗ нормативно устанавливался порядок взыскания с плательщиков страховых взносов недоимок по страховым взносам, образовавшимся в результате неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщиков страховых взносов, и иного их имущества.

Исходя из пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016
№ 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вступившего в силу
с 01.01.2017 (пункт 1 статьи 5 этого закона), органы управления Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов обязаны сообщить до 1 февраля 2017 года в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов международных организациях, обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, патентных поверенных и иных физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, по состоянию на 1 января 2017 года в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016
№ 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении
к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Порядок и процедуры принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов нормативно регламентированы статьями 46, 47 Налоговым кодексом Российской Федерации, которые также с 01.01.2017 применяются и в отношении страховых взносов, пеней за нарушение срока уплаты страховых взносов и штрафов.

Как предусмотрено пунктом 7 статьи 46 НК РФ, положения которой применяются при взыскании страховых взносов и пеней за несвоевременную уплату страховых взносов (пункты 9, 10 статьи 46 НК РФ), при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации
о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя
в соответствии со статьей 47 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 47 Кодекса, положения которой применяются при взыскании страховых взносов и пеней за несвоевременную уплату страховых взносов (пункты 8, 9 статьи 47 НК РФ), в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных
в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме
в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пунктом 2 статьи 47 НК РФ предусмотрены реквизиты постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Как установлено частью 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вступившего в силу с 01.01.2017 (статья 24 этого Федерального закона), передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года,
а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 этого Федерального закона
и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие
до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения
о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В силу статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие
до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из пункта 1 статьи 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога,
а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено
в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Предусмотренные статьей 69 НК РФ правила применяются также
в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (пункт 8
статьи 69 НК РФ).

Как определено пунктом 1 статьи 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное
не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В силу пункта 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога
по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Предусмотренные статьей 70 НК РФ правила применяются также
в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 Кодекса (пункт 3 статьи 70 НК РФ).

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2010 № 13065/10, от 17.03.2011 № 14044/10, от 17.03.2011 № 14223/10.

На основании пункта 12 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики, плательщики страховых взносов имеют право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 22 НК РФ налогоплательщикам, плательщикам страховых взносов гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов (пункт 2 статьи 22 НК РФ).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.

Пунктом 2 статьи 32 НК РФ установлено, что наряду с обязанностями, предусмотренными пунктом 1 этой статьи, налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами. При этом должностные лица налоговых органов, в частности обязаны действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (подпункт 1 статьи 33 НК РФ).

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 2 мотивировочной части Определения
от 07.11.2008 № 1049-О-О, специфика юридической природы налоговых отношений, имеющих публично-правовой характер, и обусловленная Конституцией Российской Федерации обязанность государства по обеспечению равного налогового бремени и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций как налогоплательщиков, определяют применение, главным образом, императивного метода налогового правового регулирования и, соответственно, связанность свободы усмотрения субъектов налогового права, в том числе налоговых органов, наличием прямых нормативно-правовых предписаний налогового законодательства.

На основании правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в Постановлении от 16.07.2004 № 14-П, Определении от 27.12.2005 № 503-О, превышение налоговыми органами
(их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 1, часть 1; статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 503-О, требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке).

Исходя из правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее также - ВАС РФ) от 08.10.2013 № 3589/13, к однородным с экономической точки зрения отношениям при отсутствии специальных нормативных указаний в законодательстве должны применяться единые публичные последствия.

Таким образом, нижеизложенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и ВАС РФ по вопросам установления реализации процедур взыскании налогов подлежат применению и к сходным в правовом регулировании отношениям по взысканию публичных платежей - страховых взносов.  

Исходя из правовой позиции, приведенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 № 1988-О, нарушение сроков, установленных статьей 70 НК РФ, не может приводить
к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.

На основании правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 01.11.2011 № 8330/11, пропуск налоговым органом срока, определенного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения предельного срока
на принудительное взыскание таких платежей и сам по себе при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в абзаце первом пункта 3 статьи 46 НК РФ, не является основанием для признания требования недействительным. Корреспондирующая позиция содержится в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»: доводы о несоблюдении налоговым органом сроков при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля, могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 НК РФ, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 НК РФ.

Согласно правовому подходу, отраженному в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.

В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о порядке взыскания налогов и пеней в принудительном порядке, нарушение срока выставления требования не прерывает течение общего срока на принудительное взыскание пеней
(пункт 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71).

Таким образом, на момент выставления требования об уплате налога, пени, как меры публичного принуждения, должна существовать сама возможность применения принуждения, в том числе не может быть утрачена возможность взыскания истребуемой недоимки и задолженности.

Корреспондирующий правовой подход отражен в Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2017 № 309-КГ17-3798.

Применительно к положения статьи 70 НК РФ, Кодексом предусмотрены различные сроки направления требования об уплате налога
в зависимости от того, была ли выявлена налоговая задолженность
в результате проведения налоговой проверки (выездной или камеральной) и установления обстоятельств, свидетельствующих о занижении налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, либо недоимка образовалась вследствие неисполнения налогоплательщиком обязанности
по уплате в срок суммы налога, самостоятельно им исчисленной и задекларированной (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.09.2011 № 3147/11, от 29.05.2012
№ 17259/11).

В силу правовой позиции, отраженной в пункте 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной
в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа). В срок, предусмотренный пунктом 1
статьи 70 Кодекса, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.

Исходя из правовых позиций, выраженных в постановлении Президиума ВАС РФ от 21.06.2011 № 16705/10, от 28.05.2013 № 333/13, пропуск налоговым органом установленного статьей 70 Кодекса срока на направление требования об уплате налоговой задолженности не влечет изменения порядка определения начального момента исчисления и пролонгации предусмотренных статьями 46 и 47 Кодекса сроков для принятия решений об обращении взыскания как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика.

Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении
от 18.03.2008 № 13084/07, регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения проверок, направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57
«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении пункта 3 статьи 75 НК РФ судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в случае отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика названный орган также вправе сразу принять в порядке статьи 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет иного имущества такого налогоплательщика.

Из обстоятельств дела следует, что предприниматель в период
с 01.01.2013 по 31.07.2015 был освобожден от обязанности по уплате страховых взносов.

Применительно к пункту 1 части 2 статьи 12, части 1, пункту 1 части 1.1 статьи 14, статье 16 Закона № 212-ФЗ, фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2016 год, подлежащий уплате заявителем как плательщиком страховых взносов не позднее 31.12.2016, составил 19 356,48 руб. (= 6 204 руб. (минимальный размер оплаты труда в месяц на начало 2016 года, установленный статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», в редакции Федерального закона от 14.12.2015 № 376-ФЗ)
× 26% (тариф страховых взносов (пункт 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ) × 12). В свою очередь, на основании к пункту 3 части 2 статьи 12, части 1, части 1.2 статьи 14, статье 16 Закона № 212-ФЗ, фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию за 2016 год, подлежащий уплате заявителем как плательщиком страховых взносов
не позднее 31.12.2016, составил 3 796,85 руб. (= 6 204 руб. (минимальный размер оплаты труда в месяц на начало 2016 года, установленный статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», в редакции Федерального закона от 14.12.2015 № 376-ФЗ)
× 5,1% (тариф страховых взносов (пункт 3 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ) × 12).

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016
№ 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание выявленных и подлежащих уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, осуществляется налоговыми органами именно в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, в спорной ситуации порядок реализации мер принудительного взыскания с предпринимателя недоимки по страховым взносам в фиксированном размере и начисленных за неуплату
в установленный срок страховых взносов пеней, поскольку Управлением ПФР требование об уплате недоимки и пеней не выставлено, осуществляется налоговым органом в порядке и сроки, установленные НК РФ.

Инспекцией в адрес предпринимателя, наряду с иными, направлено требование № 72749 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 11.07.2017, которым заявителю предлагалось не позднее 31.07.2017 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016 год в сумме 19 356,48 руб. и 62,54 руб. (общая сумма недоимки - 19 419,02 руб.), а также пени, начисленные в связи с неуплатой в установленный срок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 3 177,06 руб., в том числе пени
в сумме 2 950,09 руб., и пени в сумме 226,97 руб. (том 1 л.д.129-129оборот). Также налоговым органом в адрес предпринимателя направлено требование № 73928 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей)
по состоянию на 11.07.2017, которым заявителю предлагалось не позднее 31.07.2017 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год в сумме 3 796,85 руб., а также пени, начисленные в связи с неуплатой в установленный срок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское
в общей сумме 5 772,59 руб. (том 1 л.д.130-130оборот).

Неисполнение ИП ФИО2 требования № 72749 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 11.07.2017 и требования № 73928 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 11.07.2017 обусловило реализацию
Инспекцией в порядке статей 46, 47 НК РФ последующих процедур принудительного взыскания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням, начисленным за неуплату в установленный срок страховых взносов: в связи с отсутствие в распоряжении Инспекции информации об открытых расчетных счетах предпринимателя в банках, должностным лицом Инспекции вынесены: решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 05.09.2017 № 16546 и постановление
о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов
за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 05.09.2017 № 15946, исходя из которых со страхователя подлежат взысканию недоимка по страховым взносам в общей сумме 23 215,87 руб., и пени в сумме 8 949,65 руб. (том 1 л.д.142-142оборот, 144-144оборот), а также решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 02.11.2017 № 18939 и постановление
о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов
за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 02.11.2017 № 18366,
в соответствии с которыми со страхователя подлежат взысканию
недоимка по страховым взносам в общей сумме 19 419,02 руб., и пени
в сумме 3 177,06 руб. (том 1 л.д.140-140оборот, 145-145оборот).

Нормативно предусмотренные пунктом 1 статьи 70, статьей 69, статьями 46, 47 НК РФ сроки реализации мер принудительно безакцептного взыскания недоимки по страховым взносам и пеней в той продолжительности исчисления сроков, которая установлена Кодексом,
и не подлежит изменению при нарушении срока направления требования
об уплате недоимки и пеней, на момент вынесения оспоренного решения
от 02.11.2017 не истекли.

Из материалов судебного дела следует, что основанием для вынесения должностным лицом Инспекции решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 05.09.2017 № 16546 и постановления
о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов
за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 05.09.2017 № 15946,
на основании которых со страхователя подлежат взысканию недоимка
по страховым взносам в общей сумме 23 215,87 руб., и пени
в сумме 8 949,65 руб. (том 1 л.д.142-142оборот, 144-144оборот) явилось неисполнение ИП ФИО2 указанных требований № 72749
и № 73928 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 11.07.2017, при этом общий размер недоимки - 23 215,87 руб. и пеней - 8 949,65 руб. сформирован суммой страховых взносов и пеней подлежащих уплате по этим двум требованиям Инспекции № 72749
и № 73928 по состоянию на 11.07.2017.

В свою очередь, основанием для вынесения должностным лицом налогового органа решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 02.11.2017 № 18939 и постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 02.11.2017 № 18366 послужило неисполнение предпринимателем требования № 73928 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 11.07.2017 (которым предложено в срок не позднее 31.07.2017 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016 год в сумме 19 356,48 руб. и 62,54 руб. (всего 19 419,02 руб.), а также пени, начисленные в связи
с неуплатой в установленный срок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 3 177,06 руб. (том 1 л.д.129-129оборот)).

Таким образом, по вынесенным после решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 05.09.2017 № 16546 и постановления
о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов
за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 05.09.2017 № 15946, решению о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 02.11.2017
№ 18939 и постановлению о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 02.11.2017 № 18366 с предпринимателя как страхователя повторно подлежала взысканию недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016 год в сумме 19 356,48 руб. и 62,54 руб. (всего 19 419,02 руб.) и пени в общей сумме 3 177,06 руб., что приводит
к повторному взысканию тех же сумм недоимки и задолженности
по пеням и нарушает конституционные принципы законности и однократности налогообложения (однократности обложения публичными платежами) (статья 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3,
45 НК РФ).

При изложенных обстоятельствах, оспоренное заявителем решение
о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов
за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 02.11.2017
№ 18939 не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает права предпринимателя и при наличии совокупности указанных условий подлежит признанию недействительным (статья 201 АПК РФ),
с возложением на налоговый орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Аргументы налогового органа (в том числе отраженные
в дополнительных письменных пояснениях от 05.02.2019 № 03-35/01556)
о том, что, несмотря на отражение в спорном решении от 02.11.2017, недоимки и пеней, подлежащих взысканию по решению и постановлению
от 05.09.2017, фактически двойного взыскания не произведено, судебным приставом-исполнителем в порядке пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление о возвращении исполнительного документа Инспекции как взыскателю, судом рассмотрены и подлежит отклонению.

Из анализа положений статей 198, 201 АПК РФ, с учетом практики Президиума ВАС РФ, следует, законность оспариваемого ненормативного акта, исходя из указанных норм АПК РФ, проверяется судом на момент его вынесения (принятия) независимо от дальнейших действий органа публичной власти по приведению этого акта в исполнение либо по его отмене, если указанным актом были нарушены законные права и интересы заявителя.

Арбитражным судом установлено, что оспариваемым решением Инспекции от 02.11.2017 № 18939, направленным на повторное принудительное взыскание недоимки и пеней, на момент его вынесения, нарушались права и охраняемые законом интересы предпринимателя,
и вынесенное с учетом этого решения от 02.11.2017 № 18939 должностным лицом Инспекции постановление от 02.11.2017 № 18366 было направлено
в территориальный орган службы судебных приставов на принудительное исполнение, а ссылка налогового органа на последующее возвращение исполнительного документа Инспекции как взыскателю определяющего значения не имеет, поскольку относится к последующим процедурам и ходу исполнительного производства.

Иные доводы сторон и третьего лица, судом исследованы и, при установленных обстоятельствах, признаны не имеющими самостоятельного правового значения для рассмотрения спора по существу.

Поскольку оспоренное решение Инспекции от 02.11.2017
№ 18939 не может быть признано законным и учетом приведенных положений НК РФ, оно подлежит признанию недействительным,
с возложением на Инспекцию обязанности устранить
допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (часть 2
статьи 201 АПК РФ). 

В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая, что законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов (органов местного самоуправления) от возмещения судебных расходов,
в связи с этим, если судебный акт принят не в пользу указанных органов, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этими органами в составе судебных расходов (пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства
о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).

Поскольку требования предпринимателя о признании недействительным решения Инспекции от 02.11.2017 № 18939 признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, расходы заявителя по уплате государственной пошлины - 300 руб. (чек-ордер от 15.01.2018, том 1 л.д.5б), с учетом статьи 110 АПК РФ, в сумме 300 руб. подлежат отнесению на Инспекцию. Остальная сумма государственной пошлины - 2 400 руб. уплаченная заявителем безналичным перечислением с банковской карты
(том 1 л.д.109, 110, том 2 л.д.6) с учетом положений статьи 104 АПК РФ, пункта 1 статьи 333.40 НК РФ, пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46
«О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», подлежит возврату предпринимателю из федерального бюджета. 

Руководствуясь статьями 104, 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

1. Требования индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

2. Признать недействительным вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми
(ОГРН <***>, ИНН <***>) решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 02.11.2017 № 18939. 

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы
по Мотовилихинскому району г. Перми (ОГРН <***>,
ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя – индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>).

3. В порядке распределения судебных расходов взыскать
с Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в счет возмещения затрат по уплате государственной пошлины 300 (триста) рублей.

4. Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 400 (две тысячи четыреста) рублей. Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и
не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                     В.В. Самаркин