ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-11102/13 от 01.08.2013 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

08 августа 2013 года

Дело № А50-11102/2013

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 08 августа 2013 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Виноградова А.В. при ведении протокола помощником судьи Гилязетдиновой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению 13 отдела надзорной деятельности по Кунгурскому городскому округу, Кунгурскому, Березовскому и Кишертскому муниципальным районам по пожарному надзору управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю к обществу с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие «Сфера МиК-Кунгур» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя - ФИО1, доверенность от 19.06.2013, ФИО2, доверенность от 18.07.2013,

У С Т А Н О В И Л:

13 отдел надзорной деятельности по Кунгурскому городскому округу, Кунгурскому, Березовскому и Кишертскому муниципальным районам по пожарному надзору управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю (далее – Отдел) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие «Сфера МиК-Кунгур» (далее – Общество) к администра­тивной ответст­венности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Фе­дерации об административ­ных правонарушениях (да­лее – КоАП РФ). Требо­вание заявления мотивировано осуществлением от­ветчиком предпринимательской деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в отсутствие лицензии на производство таких работ.

Представители заявителя в судебном заседании требование заявления поддержали.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен по доводам, изложенным в отзыве, указывает на отсутствие события вменяемого административного правонарушения и составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебном разбирательства в порядке, установленном ст. ст. 123-124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в т. ч. публично в сети Интернет, он извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав представленные доказательства, заслушав пояснения представителей заявителя, суд приходит к следую­щим выводам.

Ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица. Для осуществления частной охранной деятельности ответчиком оформлена лицензия от 08.04.2011 ЛСП № 639 (л.д. 26-27).

В период с 16.05.2013 по 30.05.2013 Отделом на основании распоряжения от 06.05.2013 № 125 (л.д. 12-13) проведена плановая выездная проверка ООО «Стоматология Денс», осуществляющего деятельность по адресу: <...> (далее – Объект).

Проверкой было установлено, что Обществом до 15.05.2013 на основании заключенного с ООО «Стоматология Денс» договора возмездного оказания услуг по охране с помощью технических средств № 30Н от 03.08.2012 (далее – Договор) осуществлялась охрана здания по указанному адресу, включающая в себя централизованное наблюдение за состоянием средств сигнализации (автоматической пожарной) на объекте во время его работы, централизованное наблюдение за средствами сигнализации (охранной и автоматической пожарной) в течение охраняемого периода и своевременное реагирование по сигналам «Тревога», «Пожар».

Полагая, что ответчиком осуществляется деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения в отсутствие лицензии, 14.06.2013 государственным инспектором отделения надзорной деятельности по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району Отдела ФИО1 составлен в отношении Общества протокол об ад­министратив­ном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии законного представителя Общества – директора ФИО3, которому разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ, вручена копия протокола. По факту вменяемого нарушения ФИО3 пояснил, что Общество оказывало услуги только по охране и обслуживанию технических средств охраны. Никаких других услуг Общество не предоставляло (л.д. 8-9).

Для привлечения Общества к ответ­ствен­но­сти по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ административный орган в соответствии с ч. 3 ст. 23.1, ст. 28.8 КоАП РФ напра­вил в арбит­ражный суд заявление с протоколом и прило­женными ма­териалами проверки.

Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществле­ние предпринимательской деятельности без специального разрешения (ли­цензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон № 99-ФЗ) деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии.

Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225, (далее – Положение о лицензировании) определен порядок лицензирования производства таких работ, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Лицензирование производства указанных работ осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.п. 1 и 2 Положения).

Согласно п. 3 названного Положения лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению, в п. 2 которого указано, что к лицензируемому виду деятельности относится, в том числе, монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Таким образом, в данном деле объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в отсутствие лицензии на осуществление такой деятельности.

Факт осуществления Обществом деятельности по техническому обслуживанию систем ОПС и их элементов заявителем доказан, подтверждается Договором, заключенным между ответчиком (Исполнитель) и ООО «Стоматология Денс» (Заказчик), дополнительным соглашением к Договору от 01.09.2012, платежными документами об оплате услуг технической охраны за январь-апрель 2013, актом технического состояния средств охранной и пожарной сигнализации от 14.05.2013, объяснениями работников Общества ФИО4 и ФИО5, выкопировкой из должностных инструкций оперативного дежурного и оператора ПЦН о действиях работников при получении сигнала «Пожар», утвержденных ответчиком (л.д. 20-24).

Так, в соответствии с п.п. 1.2-1.3 Договора охрана Объекта (в том числе по адресу: <...>), оборудованного средствами охранной и автоматической пожарной сигнализации, подключенных к пульту централизованного наблюдения (далее – ПЦН) с использованием системы передачи извещений – радиопередатчика (система «ОКО»), заключается в централизованном наблюдении за состоянием средств сигнализации (автоматической пожарной) на объекте во время его работы, а также в централизованном наблюдении за средствами сигнализации (охранной и автоматической пожарной) в течение охраняемого периода и своевременном реагировании по сигналам «Тревога», «Пожар», поступившим на ПЦН Общества. За предоставляемые Исполнителем услуги указанным дополнительным соглашением к Договору предусмотрена обязанность Заказчика ежемесячная оплата в размере 3000 руб., в том числе за помещение стоматологического кабинета по вышеназванному адресу в сумме 1500 руб.

Результаты проведения ответчиком на Объекте проверки технического состояния систем ОПС, средств оповещения и эвакуации людей при пожаре, осмотра всех элементов системы, проверки работоспособности в режимах «Тревога», «Пожар», «Неисправность», контроля прохождения на ПЦН сигналов ОПС, работы системы от резервного источника питания отражены в акте технического состояния средств охранной и пожарной сигнализации от 14.05.2013.

Таким образом, в нарушение требований п. 15 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ Обществом были осуществлены работы, подлежащие обязательному лицензированию в отсутствие соответствующей лицензии.

Факт отсутствия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений Общество не отрицает.

Вместе с тем, в своем отзыве Общество указывает, что предметом Договора является оказание услуг Заказчику по охране Объекта - помещения стоматполиклиники, принадлежащего Заказчику и расположенного по адресу: <...>, в том числе и средств пожарной сигнализации от противоправных действий третьих лиц. Использование средств пожарной и ОПС осуществляется только с целью передачи тревожного сигнала на ПЦН Исполнителя, свидетельствующего о противоправных действиях третьих лиц. Техническое обслуживание, ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ Обществом не осуществляется.

Учитывая, конкретные обстоятельства дела, а также то, что под диспетчеризацией понимается, как правило, процесс централизованного оперативного контроля, мониторинга, управления, координации какого-либо процесса с использованием оперативной передачи информации по каналам связи между объектами диспетчеризации и пунктом управления, суд отклоняет доводы ответчика о неосуществлении им работ по техническому обслуживанию систем пожарной и ОПС и их элементов, включая диспетчеризацию, в связи со следующим.

По условиям Договора ответчик уполномочен осуществлять охрану Объекта, включающую в себя, как было указано выше, централизованное наблюдении за состоянием средств сигнализации (автоматической пожарной) на объекте во время его работы, а также централизованное наблюдение за средствами сигнализации (охранной и автоматической пожарной) в течение охраняемого периода и своевременном реагировании по сигналам «Тревога», «Пожар», поступившим на ПЦН Общества.

Кроме того, утвержденными ответчиком должностными инструкциями оперативного дежурного и оператора ПЦН предусмотрена обязанность по реагированию на поступивший сигнал «Пожар».

Таким образом, Обществом оказываются услуги по осуществлению диспетчеризации.

Изложенный в отзыве довод ответчика о том, что в ходе проведенной 14.05.2013 проверки технического состояния системы ОПС на Объекте, производилось техническое обследование части системы, являющейся общей для охранной и пожарной составляющих, поскольку разделить проверку работоспособности пожарной и охранной систем невозможно в силу конструктивной особенности установленного на Объекте контрольного прибора, не опровергает сам факт проведения проверки технического состояния, в том числе, систем ОПС на Объекте.

Довод Общества об отсутствии у должностных лиц органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ судом отклонятся, поскольку такие полномочия указанных должностных лиц (как государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции), определены в абз. 1 ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ.

Суд, оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что заявителем доказан факт совершения ответчиком отраженного в протоколе правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. При этом вина ответчика состоит в том, что у него имелась возможность для соблюдения указан­ных правил и норм, но им не были приняты для этого все меры. Доказательств невозможности соблюдения ответчиком вышеуказанных требований законодательства суду не представлено.

Содержание протокола об административном правонарушении соответ­ствует требованиям, установленным ст. 28.2 КоАП РФ. Трехмесячный срок дав­ности привлечения к административной ответственности, исчисляемый с 14.05.2013, на момент рассмотрения дела судом не истек (ст. 4.5 КоАП РФ). Обстоятельств отягчающих или исклю­чающих административную ответственность, судом не установлено.

Вследствие изложенного, суд считает требования заявления подлежа­щими удовлетворению и, учитывая при определении наказания в качестве смягчающего от­ветственность обстоятельства совершение ответчиком правонарушения дан­ного вида впервые, полагает возможным наложить административный штраф в минимальном размере - 40000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие «Сфера МиК-Кунгур» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 617470 <...>) к администра­тивной ответственно­сти по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в сумме 40000 руб­лей 00 копеек.

Реквизиты для зачисления административного штрафа: ИНН/КПП <***>/590201001, получатель – УФК по Пермскому краю (Главное управление Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ по Пермскому краю), ОКАТО 57401000000, банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю, г. Пермь, счет 40101810700000010003, БИК 045773001, КБК 17711601000016000140.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья А. В. Виноградов