Арбитражный суд Пермского края
ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
20 июля 2020 года Дело № А50-12100/2020
Резолютивная часть решения вынесена 13 июля 2020 года. Полный текст решения изготовлен 20 июля 2020 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным решения от 25.02.2020
№ 203S19200003243 о привлечении страхователя к ответственности
за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,
встречному заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к акционерному обществу «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании финансовых санкций в общей сумме 1 017 000 рублей,
в заседании приняли участие представители:
от заявителя – ФИО2, по доверенности от 26.12.2019, предъявлен паспорт, диплом юриста;
от заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности
от 09.01.2020 № 04-90, предъявлено служебное удостоверение, диплом юриста;
в качестве слушателя – ФИО4, предъявлен паспорт;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения заказным письмом
с уведомлением, а также размещения данной информации
на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы» (далее также - заявитель, Общество, общество «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы», страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (далее также – Управление, Управление ПФР, заинтересованное лицо, фонд) о признании недействительным решения от 25.02.2020 № 203S19200003243
о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации
об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 03.06.2020
по делу № А50-12100/2020 заявление Общества принято к производству.
В свою очередь, Управление ПФР обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с Общества финансовых санкций
в общей сумме 1 017 000 руб., в том числе финансовой санкции
в размере 1 015 000 руб., примененной на основании оспариваемого страхователем решения фонда от 25.02.2020. Определением Арбитражного суда Пермского края от 05.06.2020 по делу № А50-13063/2020 заявление Управления к Обществу принято к производству.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 02.07.2020
в порядке статьи 130 АПК РФ судебные дела № А50-12100/2020
и № А50-13063/2020 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера № А50-12100/2020.
Исходя из заявленных Обществом требований, с учетом уточнения их основания в порядке статьи 49 АПК РФ, ненормативный акт фонда
от 25.02.2020 № 203S19200003243, которым заявителю за выявленное нарушение назначен штраф в размере 1 015 000 руб. оспаривается обществом «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы» по мотивам неправомерного применения штрафа в связи с допущенной при формировании отчетности по форме СЗВ-М за отчетный период -
ноябрь 2019 года технической ошибкой в реквизите отчетного периода и последующим устранением допущенных несоответствий до обнаружения фондом отмеченных неточностей реквизита отчетности. Кроме того, безотносительно к недоказанности состава правонарушения страхователь указывает на наличие смягчающих ответственность обстоятельств и просит снизить размер штрафа не менее чем до 3 000 рублей.
В обоснование заявленных требований заявитель, по приведенным
в заявлении доводам, указывает на недоказанность оснований для привлечения его к ответственности, отмечает, что сведения в отчетности
по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 года отправлены в фонд своевременно 08.12.2019, при этом в отчете допущена ошибка в указании реквизита отчетного месяца (вместо «ноябрь» - цифровое обозначение отчетного периода - «11» указан «декабрь» - цифровое обозначение отчетного периода - «12»), в дальнейшем Общество после обнаружения указанной ошибки направило в Управление соответствующее соответствующую форму отчетности за ноябрь 2019 года, с кодом «исх» (исходная форма), отражающую сведения о застрахованных лиц за ноябрь 2019 года.
Заинтересованное лицо с требованием заявителя не согласно
по мотивам, приведенным в отзыве на заявление, и указывает, что оспариваемое решение Управления ПФР от 25.02.2020 № 203S19200003243 является законным и обоснованным, факт нарушения заявителем нормативно установленного срока представления отчетности за ноябрь 2019 года доказан, правомочием на снижение размера финансовой санкции фонд не наделен, решение признанию недействительным не подлежит.
В заявлении фонда о взыскании с Общества финансовых санкций, проводятся доводы о том, что решением от 25.02.2020 № 203S19200003243 страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа
в размере 1 015 000 руб. за непредставление в установленный срок необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета
в системе обязательного пенсионного страхования сведений
о застрахованных лицах за ноябрь 2019 года, решением от 12.03.2020
№ 203S19200004591 страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 2 000 руб. за непредставление в установленный срок необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета
в системе обязательного пенсионного страхования сведений
о четырех застрахованных лицах за декабрь 2019 года, в адрес Общества направлены требования об уплате финансовых санкций в общей
сумме 1 017 000 руб., вместе с тем, финансовые санкции страхователем
не уплачены и подлежат взысканию в судебном порядке.
Обществом представлен и приобщен судом к материалам дела отзыв на заявление Управления ПФР о взыскании финансовых санкций, в котором приведены доводы страхователя о необоснованности требований фонда. С позиции Общества, исправленные сведения о застрахованных лицах представлены в Управление ПФР хотя и с нарушением нормативного предусмотренного срока, но до обнаружения этого факта фондом, что исключает применение финансовых санкций. Наряду с этим, Общество указывает на наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 02.07.2020 судебное разбирательство по настоящему делу откладывалось в порядке
статьи 158 АПК РФ на 13.07.2020.
Представленные сторонами в ходе рассмотрения спора процессуальные документы и доказательства приобщены судом к материалам настоящего судебного дела.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, общество «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы» зарегистрировано в качестве юридического лица 31.08.1995 (до 01.07.2002), впоследствии прошло 07.09.2002 перерегистрацию в регистрирующем (налоговом) органе по месту учета с присвоением ОГРН <***>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации», статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статье 11 Федерального закона
от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования» обязано представлять
в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» определено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные этим Федеральным законом.
Как установлено статьей 5 Закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, соответствующие функции реализуются также его территориальными органами.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, (далее – Закон № 27-ФЗ), страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, а редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет
о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации
о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Исходя из части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, за непредставление страхователем
в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов
на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»
в статью 17 Закона № 27-ФЗ внесены изменения, действующие с 01.01.2017.
Исходя из части 15 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты
не указан в этом требовании (часть 16 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
Как установлено частью 17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций
по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, по факту выявления нарушения заявителем срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 2 030 застрахованных лиц по форме СЗВ-М
за ноябрь 2019 года: нормативно предусмотренный срок представления
(с учетом выходных дней) - не позднее 16.12.2019, фактически представлены - 21.01.2020, должностным лицом Управления ПФР составлен 28.01.2020
акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования № 203S18200001173, фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
По результатам рассмотрения акта от 28.01.2020 № 203S18200001173 и иных документов, возражений общества «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы», уполномоченным должностным лицом Управления ПФР вынесено решение о привлечении страхователя
к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования от 25.02.2020
№ 203S19200003243, которым заявитель привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 015 000 рублей.
В адрес страхователя Управлением ПФР направлено заказным почтовым отправлением требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.03.2020 № 203S01200004684, которым страхователю предложено уплатить примененную финансовую санкцию до 07.04.2020.
Как следует из материалов дела, по факту выявления нарушения Обществом срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (тип «дополняющая») за декабрь 2019 год
в отношении 4 застрахованных лиц: нормативно предусмотренный срок представления - не позднее 15.01.2020, фактически представлены - 28.01.2020, должностным лицом Управления ПФР 30.01.2020 составлен акт
о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 203S18200001510, фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
По результатам рассмотрения акта от 30.01.2020 № 203S18200001510 и иных документов, уполномоченным должностным лицом Управления ПФР вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности
за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.03.2020 № 203S19200004591, которым должник привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
В адрес Общества заказным почтовым отправлением фондом направлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации
об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.04.2020 № 203S01200005596, которым предложено уплатить примененную финансовую санкцию не позднее 24.04.2020.
Не согласившись с решением фонда от 25.02.2020 № 203S19200003243, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта недействительным.
Поскольку добровольно в установленный требованием Управления ПФР от 19.03.2020 № 203S01200004684 и требованием Управления ПФР
от 06.04.2020 № 203S01200005596 сроки штрафы в размере 1 015 000 руб. и 2 000 руб., соответственно, страхователем не уплачены, фонд обратился
в арбитражный суд с заявлением взыскании с общества «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы» финансовых санкций.
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ полагает, что требования общества «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы» подлежат удовлетворению, а встречные требования Управления ПФР удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Учитывая, что решение фонда вынесено от 25.02.2020,
а с заявлением Общество обратилось в арбитражный суд 22.05.2020 (л.д.45-45оборот), следовательно, заявителем, соблюден установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок обжалования ненормативного акта и его заявление подлежит рассмотрению судом по существу.
Управлением ПФР соблюден установленный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании финансовых санкций и срок обращения
в арбитражный суд с требованиями о взыскании с Общества финансовых санкций (части 15, 16, 17 статьи 17 Закона № 27 (в редакции, действующей
с 01.01.2017), статьи 213, 214 АПК РФ) и заявление Управления о взыскании финансовых санкций также подлежит рассмотрению судом по существу.
Положения части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5
статьи 200 АПК РФ возлагают на заинтересованное лицо обязанность
по доказыванию факта правонарушения, что предполагает необходимость установления в ходе проверки конкретных обстоятельств, подтвержденных документально и свидетельствующих о совершении плательщиком страховых взносов вменяемого ему нарушения законодательства.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2010 № 13065/10, от 17.03.2011 № 14044/10.
Применительно к части 4 статьи 215 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. Частью 6
статьи 215 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов
на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», действовавшей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет
о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии
у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения представляются по форме СЗВ-М «Сведения
о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.
В поле «Тип формы» отчета по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации
от 01.02.2016 № 83п, предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»: - код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период; - код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; - код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения
о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Обязанность по представлению страхователями названной отчетности
в территориальные органы ПФР введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 01.04.2016 (статья 2, часть 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ).
Таким образом, исходя из нормативных требований, отчетность
по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 года и декабрь 2019 года, как отчетные периоды, отражающую сведения о застрахованных лицах, страхователи обязаны представить в территориальные органы Пенсионного
фонда Российской Федерации, с учетом выходных дней, не позднее
16 декабря 2019 года и 15 января 2020 года, соответственно.
Как установлено частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2
статьи 11 этого Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, Обществом 08.12.2019 в фонд направлена и 09.12.2019 принята форма СЗВ-М с кодом «исх» (исходная форма) в отношении 2 027 застрахованных лиц с указанием реквизита отчетного периода - «12» - декабрь 2019 года.
Впоследствии 09.12.2019 заявителем в фонд направлена форма СЗВ-М за ноябрь 201 года с кодом «доп» (дополняющая форма) в отношении 1 застрахованного лица, которая принята фондом.
По факту выявления ошибки в ранее направленной 08.12.2019
в Управление ПФР отчетности за ноябрь 2019 года (вместо «ноябрь» - цифровое обозначение отчетного периода - «11» указан «декабрь» - цифровое обозначение отчетного периода - «12») страхователем направлен
в фонд сформированный отчет ноябрь 2019 года на 2 031 застрахованное лицо.
Посчитав, что отчет по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 года кодом «исх» (исходная форма) в отношении 2 030 застрахованных лиц представлен страхователем 21.01.2020, при нормативно установленном сроке представления отчетности (с учетом выходных дней) 16.12.2019, должностное лицо Управления ПФР составило акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.01.2020 № 203S18200001173, по итогам рассмотрения которого, иных документов и возражений Общества, уполномоченным должностным лицом Управления ПФР вынесено решение
о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации
об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.02.2020 № 203S19200003243. Этим решением Общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона
№ 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 015 000 руб. (размер санкции исчислен фондом исходя из численного состава застрахованных лиц, в отношении которых несвоевременно представлены сведения (2 030 лиц), и размера санкции, определенного частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (500 руб.)).
В дальнейшем Управлением ПФР страхователю направлено требование от 19.03.2020 № 203S01200004684 об уплате примененной финансовой санкции до 07.04.2020.
Из обстоятельств дела также следует, что Общество первоначально сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2019 год, тип «исх.» (исходная форма), представлены в пределах нормативно предусмотренного срока – 14.01.2020.
Впоследствии Обществом в фонд направлена 27.01.2020 и зарегистрирована 28.01.2020 форма отчетности за декабрь 2019 год с типом «доп» («дополняющая форма) в отношении 4 застрахованных лиц.
Приведенные обстоятельства явились основанием для составления должностным лицом фонда акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.01.2020 № 203S18200001510, в котором отражено, что заявителем нарушен срок представления сведений о 4 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2019 год, а в дальнейшем вынесения должностным лицом Управления решения о привлечении страхователя
к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования от 12.03.2020
№ 203S19200004591, которым страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Вместе с тем, арбитражный суд, оценив законность ненормативного акта Управления ПФР и правомерность взыскания финансовых санкций, отмечает и учитывает следующее.
Статьей 16 Закона № 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения
в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. Кроме этого, этой статьей Закона № 27-ФЗ установлено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных этим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Как закреплено пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение
о дополнении (уточнении) лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.
Согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление направленных на устранение ошибок и несоответствий сведений предусмотрено пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н.
Для представления исправленных сведений в Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений
о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России
от 21.12.2016 № 766н, предусмотрен срок - в течение 5 рабочих дней; этот срок исчисляется со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений. Исходя из пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В настоящее время порядок производства по делам о нарушениях
в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования нормативно регламентируется частями 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
Арбитражный суд учитывает, что с 01.01.2017 отношения, связанные исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, нормативно регламентируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), что также предполагает применения положений глав 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Соответственно, на правоотношения, связанные с контролем
за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании; к указанным правоотношениям применимы,
в частности, положения глав 14, 15 НК РФ. Соответствующая сохраняющая актуальность правовая позиция изложена в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных
с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании».
Исходя из положений статей 101, 101.4, 106, 108, 110 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 13 АПК РФ), привлекая Общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона
№ 27-ФЗ, Управление ПФР должно не только констатировать факт представления сведений с расхождениями показателей, но и обязано определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе виновность привлекаемого к ответственности лица (правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженные
в Постановлениях от 27.04.2001 № 7-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 14.07.2003 № 12-П).
Ни акт проверки от 28.01.2020, ни оспоренное решение фонда
от 25.02.2020 не содержат конкретных обстоятельств правонарушения, сведений о виновных противоправных ошибках, искажениях, допущенных страхователем.
Заполнение формы отчетности с ошибками, без исследования причин,
в результате которых они были допущены, само по себе не свидетельствует
о противоправном характере действий страхователя.
Из материалов дела следует, что Общество до истечения нормативно предусмотренного срока (16.12.2019) представило в фонд 08.12.2019 отчет по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 года, при этом при заполнении реквизита отчетного периода допущена техническая ошибка: вместо отчетного периода «ноябрь 2019 года» (цифровое обозначение отчетного периода - «11») ошибочно указан отчетный период «декабрь 2019 года» (цифровое обозначение отчетного периода - «12»).
При выявлении отмеченной технической ошибки в ранее направленной 08.12.2019 в Управление ПФР отчетности за ноябрь 2019 года заявителем
сформирован и направлен отчет за период ноябрь 2019 года
на 2 031 застрахованных лиц.
Фактором, указывающим на допущенную техническую ошибку, является обстоятельства представления отчетности за спорный период
в пределах установленного срока - 08.12.2019 (срок представления отчетности за ноябрь 2019 года - не позднее 16.12.2019), по состоянию
на 08.12.2019 заявителем не могла быть предоставлена отчетность за декабрь месяц 2019 года, поскольку отчетным периодом является истекший месяц (ноябрь), а не текущий.
Таким образом, материалами дела подтверждено и Управлением
не опровергнуто, что спорная отчетность за ноябрь 2019 года фактически представлена Обществом 08.12.2019 - до истечения нормативного установленного срока (16.12.2019), а впоследствии страхователем
до обнаружения ошибки Управлением 21.01.2020 представлена актуальная форма отчета на ноябрь 2019 года, содержащая верное цифровое обозначение отчетного периода – «11» и дополнительные сведения в отношении численного состава застрахованных лиц.
Вступившая в силу в 2017 году и действующая на момент рассмотрения данного спора часть 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений
о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России
от 21.12.2016 № 766н, нормативно закрепляют, что представление страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений
в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений либо до обнаружения расхождений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации освобождает страхователя от применения финансовых санкций.
Само по себе представление отчета по форме СЗВ-М с неверным указанием отчетного периода, при устранении ошибки и дополнении сведений о застрахованных лицах в установленном порядке на основании нормативных положений (статья 15 Закона № 27-ФЗ, пункт 39 Инструкции
о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России
от 21.12.2016 № 766н), до выявления фондом, не свидетельствует
о нарушении заявителем нормативных требований и не является достаточным основанием для привлечения к ответственности (при отсутствии иных нарушений).
Представление формы отчетности в фонд в пределах установленного Законом № 27-ФЗ срока, при наличии явной технической ошибки
в указании отчетного периода, самостоятельное исправление страхователем на основании нормативных положений допущенной ошибки и последующее представление актуальных сведений о застрахованных лицах до выявления таких несоответствий фондом, не образует состав правонарушения, ответственность за который предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона
№ 27-ФЗ.
Заполнение формы отчетности с ошибками, без исследования причин,
в результате которых они были допущены, само по себе не свидетельствует
о противоправном характере действий страхователя.
Кроме того, как следует из материалов дела, ошибки выявлены, исправлены и актуальная отчетность представлена Обществом как страхователем самостоятельно. Доказательств предшествующего представлению страхователем исправленной формы СЗВ-М за указанный отчетный период выявления нарушения фондом из материалов дела
не следует и Управлением ПФР иное не доказано (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, часть 4 статьи 215 АПК РФ).
Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем,
не могут расцениваться как недостоверные, неполные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующими нормативными требованиями. При факте, указывающем на своевременное представление
(до 16.12.2019) сведений о застрахованных лицах за спорный отчетный период (ноябрь 2019 года), предопределившие привлечение
к ответственности выводы Управления ПФР о нарушении страхователем срока представления сведений являются неправомерными.
По аналогичным основаниям фондом не доказано наличие
правовых оснований для взыскания с Общества финансовой санкции
в сумме 2 000 рублей.
Как следует из материалов дела, ошибки выявлены, исправлены и дополняющая форма отчета за декабрь 2019 год представлена 28.01.2020 Обществом как страхователем самостоятельно. Доказательств предшествующего представлению Обществом дополняющей формы СЗВ-М за указанный отчетный период выявления нарушения фондом из материалов дела не следует и фондом иное не доказано (часть 1 статьи 65, часть 4
статьи 215 АПК РФ).
Таким образом, исправление в установленном порядке ранее представленных страхователем в фонд сведений, как реализация правомочий страхователя, предусмотренных статьей 15 Закона № 27-ФЗ, пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н само по себе не может свидетельствовать
о наличии состава правонарушения, в частности по критерию отсутствия признаков противоправности и виновности.
Суд принимает во внимание положение о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем
до момента ее обнаружения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, что установлено пунктом 39 действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений
о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России
от 21.12.2016 № 766н.
Таким образом, исправление в установленном порядке ранее представленных страхователем в фонд сведений само по себе не может свидетельствовать о наличии состава правонарушения, что исключает применение финансовых санкций.
Соответствующая правовая позиция об отсутствии оснований для применения финансовых санкций в рассматриваемой ситуации, учитываемая арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела, отражена
в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018
№ 303-КГ18-99, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700, от 05.09.2018
№ 303-КГ18-5702, и закреплена в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018,
в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019
Согласно правовым подходам, приведенным в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности
за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Следует учитывать, что Закон № 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений
о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России
от 21.12.2016 № 766н, не предусматривают ограничений по количеству направляемых страхователей исправленных сведений в территориальный орган внебюджетного фонда, исправление ранее представленных страхователем сведений не свидетельствует о превышении установленного срока предоставления отчетности и совершении нарушения.
Исходя из приведенного в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, правового подхода, статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить
в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные). Согласно закрепленному Верховным Судом Российской Федерации подходу, то обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены
в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения
застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения
не подавались.
Как отражено в указанных Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700,
от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702, такой правоприменительный
подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей
в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Исходя из части 1 статьи 65, части 3 статьи 189, части 5
статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения ненормативного акта, возлагается на Управление ПФР.
При таких обстоятельствах, поскольку фондом в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказан состав вменного правонарушения, оспариваемый ненормативный акт Управления ПФР, применительно к фактическим обстоятельствам дела при существующем нормативно-правовом регулировании, подлежит признанию недействительным. На заинтересованное лицо следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (статья 201 АПК РФ).
Порядок привлечения страхователя к ответственности
Управлением ПФР соблюден, что заявителем не опровергнуто (часть 2
статьи 9, часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), вместе с тем, указанное обстоятельство,
с учетом вышеизложенного, не свидетельствует о законности применения финансовых санкций на основании ненормативных актов Управления.
При установленной незаконности ненормативного акта фонда
от 25.02.2020, которым применена финансовая санкция, недоказанности Управлением ПФР оснований для взыскания с Общества финансовой санкции в сумме 1 015 000 руб. и финансовой санкции в сумме 2 000 руб., требования фонда удовлетворению не подлежат, в удовлетворении заявленных Управлением ПФР требований следует отказать.
При недоказанности оснований для взыскания санкций иные обстоятельства, в частности соблюдение Управлением ПФР срока взыскания финансовых санкций самостоятельного правового значения для рассмотрения спора по существу не имеют.
Иные доводы лиц, участвующих в деле, судом исследованы, и признаны не имеющими самостоятельного правового значения для рассмотрения спора по существу.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.
Исходя из статьи 101 АПК РФ, судебные расходы состоят
из государственной пошлины и судебных издержек, связанных
с рассмотрением дела арбитражным судом. На основании части 1
статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими
в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с положениями части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Учитывая, что законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов, в связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46
«О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. При этом отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации). Соответствующий правовой подход отражен в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при
Поскольку требования заявителя о признании недействительным ненормативного акта Управления ПФР от 25.02.2020 № 203S19200003243 признаны обоснованными, расходы по уплате государственной пошлины
в размере 3 000 руб. - за рассмотрение заявления об оспаривании решения Управления (платежное поручение от 28.04.2020 № 4735, л.д.18),
с учетом статьи 110 АПК РФ, в сумме 3 000 руб. подлежат отнесению
на Управление ПФР. В свою очередь, ввиду того, что встречные требования Управления ПФР, освобожденного при обращении в арбитражный суд
от уплаты государственной пошлины (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), признаны не подлежащими удовлетворению, правовых оснований для взыскания с Общества государственной пошлины за рассмотрение встречных требований фонда
не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 201, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
1. Требования акционерного общества «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы» (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.
2. Признать недействительным вынесенное Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации
в Свердловском районе г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) решение от 25.02.2020 № 203S19200003243 о привлечении страхователя
к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - акционерного общества «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы»
(ОГРН <***>, ИНН <***>).
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать
с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы»
(ОГРН <***>, ИНН <***>) в счет возмещения затрат
по уплате государственной пошлины 3 000 (три тысячи) рублей.
4. Встречные требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании финансовых санкций оставить без удовлетворения.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и
не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья В.В. Самаркин