ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-12479/16 от 01.08.2016 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь 

01.08.2016 года                                                                                           Дело № А50-12479/16

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Саксоновой А.Н.,  

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице отдела инспекции в Пермском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении – Открытому акционерному обществу «Уралгидросталь» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ,

установил:

Государственный инспектор Отдела инспекций в Пермском крае Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО «Уралгидросталь» (далее – Общество, ответчик) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Заявление мотивировано тем, что Общество осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). 

В силу ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) участники процесса извещены надлежащим образом.

От ответчика поступил письменный отзыв, из которого следует, что выявленные в ходе проверки нарушения были незамедлительно устранены, в связи с чем, в удовлетворении требований заявителя Общество просит отказать.

На отзыв заявитель представил возражения.

Изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

ОАО «Уралгидросталь» имеет лицензию на право изготовления оборудования для ядерной установки  ВО-12-101-2668 от 13.11.2013 (л.д.45-48).

25.05.2016 в ходе проведения плановой выездной проверки, проводимой в соответствии с распоряжением исполняющего обязанности руководителя Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора ФИО1 от 03.03.2016 № 112, в отношении ОАО «Уралгидросталь» по адресу - 614030, <...>, выявлен факт не выполнения требований абзаца 2 пункта 2.3. условий действия лицензии, а именно не обеспечено соблюдение требований «Программы обеспечения качества при изготовлении оборудования, изделий и систем, важных для безопасности атомных станций (ОИАЭ) ПОК (И) ОАО «Уралгидросталь» (утвержденная генеральным директором предприятия 01.06.2014, согласована письмом ОАО «Концерн «Росэнергоатом» от 02.07.20 1 4 № 9/02-04/861, приказом генерального директора предприятия от 07.07.2014 № 149 введена в действие с 07.07.2014 как стандарт предприятия СШ-12-СМК-11-14) в части:

- не изолированы, устаревшие (утратившие силу) версии документов с целью предотвращения их непреднамеренного использования: ПНАЭ Г-1-028-91, ПНАЭ Г-7-008-89, ПНАЭ Г-7-016-89, ОПБ-88/97 (НП-001-97, ПНАЭ Г-7-011-97), НП-011-99, РД-3-3-95, РД-03-41-97, РД-03-47-99 (п.4.1.3. (ОИАЭ) ПОК (И) ОАО «Уралгидросталь»  установлено, что «Все документы должны быть в актуализированном состоянии, а все устаревшие версии документов - изолированы с целью предотвращения их непреднамеренного использования»);

- не проведена очередная (через три года) проверка знаний НТД по безопасности в области использования атомной энергии у инженера-конструктора ФИО2 и инженера-конструктора ФИО3 (протокол от 21.02.2013 № 83) (пп б п.3.4.8. (ОИАЭ) ПОК (И) ОАО «Уралгидросталь» - установлено, что «очередная проверка знаний НТД по безопасности в области использования атомной энергии проводится через три года»);

- отсутствуют Графики проведения внутренних проверок ПОК (И) на 2015-2016 гг. (п. 12.1.10. (ОИАЭ) ПОК (И) ОАО «Уралгидросталь» установлено, что «Плановые внутренние проверки проводятся не реже, чем 1 раз в год в сроки, определяемые «Графиком проведения внутренних проверок ПОК (И) ОАО «Уралгидросталь». График разрабатывается техническим директором и утверждается генеральным директором»);

- отсутствуют Программы плановых внутренних проверок ПОК (И) ОАО «Уралгидросталь» на 2015-2016 гг. (п. 12.1.13. ПОК установлено, что «Для организации и определения порядка проведения плановой внутренней проверки ПОК (И) ОАО «Уралгидросталь», в рамках данного документа разрабатывается «Программа плановой внутренней проверки ПОК (И) ОАО «Уралгидросталь»);

- отсутствуют Отчёты о результатах внутреннего аудита ПОК (И) за 2015 год и 1 квартал 2016 года (п.12.5.4. ПОК установлено, что «Отчёт о результатах внутреннего аудита составляется поквартально, но не позднее 7 рабочих дней после проведения последнего аудита в квартале»).

По результатам проверки 18.04.2016 административным органом составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ (л.д.6-13). Протокол составлен полномочным лицом в силу п.1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

При составлении протокола присутствовал генеральный директор Общества ФИО4, которому разъяснены права, предусмотренные ст.ст.25.5, 25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, проведено ознакомление с протоколом и вручена его копия.

 С соответствующим заявлением о привлечении Общества к административной ответственности административный орган обратился в арбитражный суд.

Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

В силу с п.п. 2, 3, 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Абзацем 2 пункта 2.3. условий действия лицензии ВО-12-101-2668 от 13.11.2013 установлена обязанность лицензиата соблюдать требования документов действующей в организации системы качества и требований, установленных в программах обеспечения качества.

Генеральным директором предприятия 01.06.2014 утверждена, согласована письмом ОАО «Концерн «Росэнергоатом» от 02.07.20 1 4 № 9/02-04/861 и приказом генерального директора предприятия от 07.07.2014 № 149 введена в действие с 07.07.2014 как стандарт предприятия СШ-12-СМК-11-14 «Программа обеспечения качества при изготовлении оборудования, изделий и систем, важных для безопасности атомных станций (ОИАЭ) ПОК (И) ОАО «Уралгидросталь».

Пунктом 4.1.3. (ОИАЭ) ПОК (И) ОАО «Уралгидросталь»  установлено, что «Все документы должны быть в актуализированном состоянии, а все устаревшие версии документов - изолированы с целью предотвращения их непреднамеренного использования».

Очередная проверка знаний НТД по безопасности в области использования атомной энергии проводится через три года (п.п. «б» п.3.4.8. (ОИАЭ) ПОК (И) ОАО «Уралгидросталь»).

Плановые внутренние проверки проводятся не реже, чем 1 раз в год в сроки, определяемые «Графиком проведения внутренних проверок ПОК (И) ОАО «Уралгидросталь». График разрабатывается техническим директором и утверждается генеральным директором (п. 12.1.10. (ОИАЭ) ПОК (И) ОАО «Уралгидросталь»).

Для организации и определения порядка проведения плановой внутренней проверки ПОК (И) ОАО «Уралгидросталь», в рамках данного документа разрабатывается «Программа плановой внутренней проверки ПОК (И) ОАО «Уралгидростальп (п. 12.1.13. ПОК (И) ОАО «Уралгидросталь»).

Отчёт о результатах внутреннего аудита составляется поквартально, но не позднее 7 рабочих дней после проведения последнего аудита в квартале (п.12.5.4. ПОК (И) ОАО «Уралгидросталь»).

Волжским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора в ходе проверки общества по адресу - 614030, <...>, установлен факт осуществления ответчиком деятельности с нарушением лицензионных требований в части не выполнения требований абзаца 2 пункта 2.3. условий действия лицензии, а именно не обеспечено соблюдение требований «Программы обеспечения качества при изготовлении оборудования, изделий и систем, важных для безопасности атомных станций (ОИАЭ) ПОК (И) ОАО «Уралгидросталь».

Факт осуществления обществом деятельности по изготовлению ядерной установки с нарушением лицензионных требований подтверждается материалами дела, ответчиком не опровергнут, что как следствие свидетельствует о наличии в действии (бездействии) общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3  ст. 14.1  КоАП РФ.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд, оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что административным органом доказан факт совершения ответчиком отраженного в протоколе правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. При этом вина ответчика состоит в том, что у него имелась возможность для соблюдения указан­ных правил и норм, но им не были приняты для этого все меры. Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований и норм действующего законодательства, равно как и доказательств принятия им всех зависящих от него мер по их соблюдению, материалы дела не содержат.

Субъектами нарушения могут выступать индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, и юридические лица. Таким образом, Общество является субъектом ответственности за выявленные нарушения.

На основании изложенного, наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.

Каких-либо иных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ по данному делу на момент рассмотрения дела не истек.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и квалификации нарушения в качестве малозначительного суд не усматривает.

Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ, а также нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.

Согласно п. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Учитывая характер выявленного нарушения, принимая во внимание, что правонарушение совершено впервые и отсутствуют негативные последствия, суд полагает возможным назначить наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 205, 206, 229 Арбитражного процессуального  кодекса  Российской  Федерации,  Арбитражный суд  Пермского края

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь Открытое акционерное общество «Уралгидросталь» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения (регистрации): 614030, <...>) к административной ответственности на основании ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                                           А.Н.Саксонова