ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-12891/20 от 21.07.2020 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, д.177, г. Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

23 июля 2020 года

    Дело № А50-12891/2020

Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 23 июля 2020 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Вавиловой Н.В.,       при ведении протокола секретарем судебного заседания Газизовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межмуниципального отдела МВД России «Суксунский» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении – открытому акционерному обществу «Суксунский оптико-механический завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ

при участии:

от ответчика – ФИО1, паспорт, доверенность от 09.01.2020,

установил:

Межмуниципальный отдел МВД России «Суксунский» (далее – отдел, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО «Суксунский оптико-механический завод» (далее – общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за установку и эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку.

Ответчик представил отзыв на заявление, в котором, возражая против заявленных требований, указал на то, что размещение рекламной конструкции было утверждено нормативным актом Администрации Суксунского муниципального района, считает, что конструкция узаконена и от органа местного самоуправления предписаний о её сносе не поступало.

Заявитель в судебное заседание представителей не направил, о времени и месте слушания дела в порядке, определенном ст. ст. 122-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ), в т. ч. публично в сети Интернет, извещен, что в силу          ч. 3 ст. 205 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.

16.04.2020 на основании представления Прокуратуры Суксунского района от 14.04.2020 № 2-21/62-20 сотрудниками полиции в отношении общества проведена проверка, в ходе которой установлено, что напротив здания по адресу: ул. Колхозная, 1, п. Суксун, Суксунского р-на, Пермского края общество допустило установку и эксплуатацию рекламной конструкции с надписью «290 лет Юбилей Суксунского завода».

По результатам проверки составлен протокол осмотра от 16.04.2020 с приложением фототаблицы.

25.05.2020 должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.14.37 КоАП РФ. Протокол составлен полномочным лицом в силу п.1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

При составлении протокола присутствовал представитель ответчика, которому разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ, а также вручена копия протокола.

С соответствующим заявлением о привлечении общества к административной ответственности отдел обратился в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление либо составивший протокол об административном правонарушении (часть 5 статьи 205 АПК РФ).

Исходя из положений статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо установить состав административного правонарушения, на основании доказательств, полученных при производстве по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе под рекламными конструкциями, на которых размещается наружная реклама, понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары и иные технические средства стабильного размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с ч. 5.8. ст. 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснил, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выданного органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. При отсутствии такого разрешения установка рекламной конструкции является самовольной.

Объективную сторону административного правонарушения составляет установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию.

В пункте 30 статьи 4 Устава Суксунского городского округа Пермского края, утвержденного Решением Думы Суксунского городского округа от 31.10.2019 № 38 «О принятии Устава муниципального образования «Суксунский городской округ Пермского края» определено, что к вопросам местного значения отнесено утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Постановлением Администрации Суксунского муниципального района от 06.09.2018 № 276 (далее – Постановление № 276) утверждена Схема размещения рекламных конструкций на территории Суксунского муниципального района (далее – Схема).

Из материалов дела следует, что спорная рекламная конструкция, расположена напротив здания по адресу: ул. Колхозная, 1, п. Суксун, Суксунского р-на, Пермского края.

Согласно представленному административным органом в материалы дела письму Администрации Суксунского городского округа Пермского края от 20.04.2020, рекламная конструкция ОАО «РОСОМЗ», не включенная в Схему и на которую не выдавалось разрешение, находится по адресу:                   ул. Кирова, п. Суксун.

Вместе с тем, согласно ориентирам рекламной конструкции, указанной в Схеме размещения рекламных конструкций на территории Суксунского муниципального района и протоколу осмотра от 16.04.2020, по адресу:                ул. Колхозная, 1, п. Суксун находится единственная рекламная конструкция под № 16, описание которой дано ранее, и эксплуатация которой разрешена Постановлением № 276.

Также, судом из общедоступных источников, размещенных в сети Интернет (2ГИС п. Суксун) установлено, что ул. Кирова не находится в непосредственной близости к месту расположения спорной рекламной конструкции.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Постановлением                 № 276 установка и эксплуатация обществом спорной рекламной конструкции, разрешена в соответствии с ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе, предписаний о её демонтаже в соответствии с указанным законом в адрес общества не поступало, доказательств обратного заявителем не представлено.

Кроме того, заслуживают внимания доводы общества о том, что рекламная конструкция была установлена в 1994 году, на тот момент разрешения на размещение подобных конструкций не требовалось, земельный участок на котором была возведена конструкция, арендовался обществом у Администрации п. Суксун по договору аренды, который был передан в дальнейшем в муниципальную собственность.

Согласно статье 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1). Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2).

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» разъяснено, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части. При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения.

В связи с изложенным с учетом положений статьи 1.7 КоАП РФ на момент рассмотрения судом первой инстанции заявления о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ, заявителем вопреки положениям статьи 65 АПК РФ не доказано наличие в действиях ответчика состава вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                           Н.В. Вавилова