ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-1326/11 от 05.09.2011 АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Луначарского, д. 3

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Пермь

12 сентября 2011 года Дело № А50-1326/2011

Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 12 сентября 2011 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Трефиловой Е. М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Окуловой И.А. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1

к Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края

о признании незаконным бездействия

третьи лица:

1. Управление сельского хозяйства администрации Большесосновского муниципального района Пермского;

2. Большесосновский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства и сельского развития;

3. Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края

при участии:

от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом;

от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом;

от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ) к Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края (далее – заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, выразившегося в нерассмотрении заявления Предпринимателя от 28.12.2010г. на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам субъекта малого предпринимательства и обязании Администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 от 28.12.2010г. на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам субъекта малого предпринимательства в соответствии с Порядком возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам субъектов малого и среднего предпринимательства и Положением о комиссии по отбору проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением главы Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 13.11.2010г. № 686.

Стороны, надлежащим образом в порядке ст.123 АПК РФ извещенные судом о времени и месте судебного заседания путем направления копии определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Пермского края, в заседание суда не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проведено в их отсутствие.

В обоснование заявленных требований индивидуальный предприниматель ФИО1 указывает на то, что Администрация Большесосновского муниципального района Пермского края в нарушение Порядка возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Порядок возмещения части затрат) и Положения о комиссии по отбору проектов субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Положения о комиссии), утвержденных постановлением главы Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 13.11.2010г. № 686, не рассмотрела в месячный срок письменное обращение Предпринимателя, содержащееся в заявлении вх. № 607-м от 28.12.2010г.

Администрация требования Предпринимателя не признает, указывая в своем отзыве (л.д. 27-28 т. 1) на то, что заявка ИП ФИО1 не была рассмотрена на комиссии ввиду отсутствия средств в бюджете района в текущем финансовом году по направлению «Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным в банках» районной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Большесосновском муниципальном районе на 2009-2011 годы», однако поставлена в очередь под № 1 в случае выделения по этому направлению финансирования.

Большесосновский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства и сельского развития (далее – Фонд) в своем отзыве на заявление указал на то, что в настоящее время на счету Фонда находятся денежные средства направленные на субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным в банках и по кредитам и займам, полученным в финансовых организациях района субъекта малого предпринимательства, работающих в приоритетных отраслях, всего в общей сумме 507 847 руб., под которые было издано постановление администрации Большесосновского муниципального района № 686 от 13.11.2010 г. Распоряжение Фондом указанными денежными средствами противоречит его уставным видам деятельности и Бюджетному кодексу РФ, в связи с чем, Фонд обращался в финансовое управление Администрации с письмом с целью их возврата в бюджет района, однако ответа на такое обращение не получил (л.д. 1-2 т. 2).

Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края также представило отзыв на заявление Предпринимателя, в котором отразило, что в соответствии с постановлением главы администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 13.11.2010 г. № 686 «Об утверждении Порядка возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам субъектов малого и среднего предпринимательства» причины для отказа ИП ФИО1 в рассмотрении заявки на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту на комиссии по отбору проектов субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют (л.д. 119-120 т. 2).

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил.

ФИО1 является индивидуальным предпринимателем с 31.12.1995 г. (л.д. 24 т.1).

28.12.2010 г. ИП ФИО1 обратился к главе Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края с заявлением вх. № 607-М на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам субъектам малого и среднего предпринимательства, приложив к нему соответствующие для такого возмещения документы (л.д. 7-9 т. 1).

В ответ на указанное заявление Администрация письмом от 20.01.2011г. № 607-М сообщила о том, что заявка ИП ФИО1 на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, привлеченному по договору от 27.05.2009г. № 35-НКЛ-И (М), заключенному между Предпринимателем и Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации, поступила в Комитет экономического планирования, развития и инвестиционной политики аппарата Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края и зарегистрирована за № 1, указав при этом, что заявка будет рассмотрена на комиссии по отбору проектов субъектов малого и среднего предпринимательства при поступлении средств в бюджет района в текущем финансовом году по направлению «Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученных в банках» (л.д. 18 т. 1).

Предприниматель, посчитав бездействие Администрации, выразившееся в нерассмотрении его заявления в соответствии с Порядком возмещения части затрат и Положением о комиссии, не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив в совокупности доводы лиц, участвующих в деле, изложенные в заявление и отзывах, и имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статей 9, 65, 71, 200 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действия (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Как следует из материалов дела, постановлением главы Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 13.11.2010г. № 686 (л.д. 83 т. 1) были утверждены Порядок возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам субъектов малого и среднего предпринимательства (л.д.84-98 т. 1) и Положение о комиссии по отбору проектов субъектов малого и среднего предпринимательства (л.д.99-101 т. 1).

Порядок возмещения части затрат определяет критерии отбора проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, процедуру организации, проведения отбора проектов, цели, условия, порядок предоставления и возврата бюджетных средств на возмещение части затрат на уплаты процентов по кредитным договорам и договорам займа субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 1.1 Порядка).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства в целях компенсации части процентной ставки по кредитам и займам, привлеченным не ранее 1 января 2009 года по кредитам на срок не более 5 лет и займам на срок не менее 3 месяцев. Субсидии предоставляются по кредитам и займам субъектам малого предпринимательства, привлеченным для целей реализации проекта, прошедшего отбор (п. 2.3 Порядка).

Разделом 3 Порядка определены условия предоставления субсидий, разделом 4 – организация и проведение отбора проектов.

Согласно п. 4.1.1 Комитет в целях обеспечения организации и проведения отбора осуществляет прием и регистрацию заявок МСП на участие в отборе проектов, осуществляет проверку документов, прилагаемых к заявке, доводит до сведения МСП, участвующих в отборе проектов, информацию о его результатах.

Пунктом 4.2.1 Порядка оговорено, что для участия в отборе проектов субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют в Комитет заявку на участие в отборе проектов по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, с приложением перечисленных в указанном пункте документов.

Поступившие заявки Комитет регистрирует в журнале регистрации заявок. Заявка считается принятой с момента поступления в Комитет полного пакета документов, указанных в п. 4.2.1 настоящего Порядка.

В рассматриваемых обстоятельствах заявка Предпринимателя на участие в отборе проектов Комитетом была принята. Соответствие Предпринимателя условиям предоставления субсидий и заявки установленным требованиям Администрацией не оспаривается.

Проведение отбора проектов осуществляется Комиссией по отбору проектов субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Комиссия) (п. 4.3.1 Порядка).

В этих целях в соответствии с пунктом 4.3.2 Порядка Комитет в течение 10 рабочих дней после даты приема заявки и документов, предоставляемых в соответствии с пунктом 4.2.1 настоящего Порядка, передает их в комиссию для рассмотрения и оценки. Рассмотрение заявок проводится Комиссией по мере их поступления, но не реже 1 раза в месяц.

Как следует из материалов дела, заявление Предпринимателя на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам поступило в Администрацию 28.12.2010г., в Комитет передано 29.12.2010г.

По результатам проверки заявки ИП ФИО1 и приложенных к ней документов Комитетом подготовлено заключение от 14.01.2011г., согласно которому Предприниматель был признан участником конкурса проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, так как соответствовал всем критериям отбора. Комитет также рекомендовал на рассмотрение Комиссии возможность данному конкурсанту стать победителем среди участников отбора проекта (л.д. 31 т. 1).

Таким образом, Комитет, проверив заявление ИП ФИО1 и приложенные к нему документы на соответствие критериям раздела 3 Порядка и подготовив заключение о признании Предпринимателя участником конкурса, обязан был руководствоваться пунктом 4.3.2 Порядка и передать представленные заявителем документы в Комиссию для рассмотрения и оценки.

Комиссия, в свою очередь, по результатам рассмотрения такой заявки должна была отстранить участника отбора проектов от участия в отборе или определить победителя отбора проекта, о чем принимается соответствующие решение, оформляемое протоколом заседания комиссии (пункты 4.3.3, 4.3.6, 4.3.10 Порядка). После подписания протокола Комитет в пятидневный срок направляет всем участникам отбора проектов письменное уведомление о результатах отбора проектов и в десятидневный срок готовит распоряжение главы об утверждении результатом отбора проектов (пункт 4.3.12 Порядка).

Судом установлено и не отрицается Администрацией, что Комитет не совершил действий по передаче заявки ИП ФИО1 и приложенных к ней документов для рассмотрения и оценки в Комиссию по отбору проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, а Комиссия не рассмотрела и не оценила представленную Предпринимателем на участие в конкурсе по отбору проектов субъектов малого и среднего предпринимательства заявку.

Таким образом, Администрацией допущено бездействие не соответствующее положениям Порядка возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам субъектов малого и среднего предпринимательства и Положению о комиссии по отбору проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением главы Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 13.11.2010г. № 686.

Кроме того, оспариваемое бездействие привело к нарушению прав заявителя на рассмотрение его заявки на участие в отборе проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам в установленном законом порядке и сроке.

Ссылка заинтересованного лица на отсутствие оспариваемого бездействия в виду того, что результатом рассмотрения заявления Предпринимателя явилось направление ему ответа от 20.01.2011 за № 607-М за подписью главы Администрации, не может быть принята судом во внимание. В силу положений Порядка возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства и Положения о комиссии по отбору проектов субъектов малого и среднего предпринимательства глава Администрации не наделен полномочиями по рассмотрению заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам.

Доводы Администрации в той части, что заявка Предпринимателя на участие в отборе проектов Комиссией не могла быть рассмотрена в виду отсутствия в бюджете района в 2010 г. средства по направлению «субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученных в банках» районной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Большесосновском муниципальном районе на 2009-2011 годы», суд находит несостоятельными.

Согласно пункту 5.1 раздела 5 Порядка определено, что перечисление субсидий МСП осуществляется на основании договора о предоставлении субсидии, заключенного между администрацией Большесосновского муниципального района с победителем конкурсного отбора путем перечисления субсидии на расчетный или лицевой счет МСП. Для получения субсидии получатели субсидий предоставляют в Комитет документы, предусмотренные п. 5.2 данного Порядка. В течение пяти дней после окончания проверки поступивших документов и подписания расчетов размеров субсидии Комитет направляет получателям субсидий письменное уведомление о принятии затрат к субсидированию или об отказе в субсидировании (с указанием причин отказа) (п. 5.5 Порядка).

Пунктом 5.6 Порядка установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах ассигнований, утвержденных Решением Земского собрания Большесосновского муниципального района о бюджете Большесосновского муниципального района на текущий финансовый год и плановый период на предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплаты процентов по кредитным договорам и договорам займа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, в зависимость от наличия денежных средств в бюджете на эти цели ставится возможность заключения договора о предоставлении субсидии между Администрацией и победителем конкурсного отбора и перечисление субсидии субъекту МСП.

Следовательно, заявка субъекта малого и среднего предпринимательства должна была быть рассмотрена в соответствии с действующим Порядком вне зависимости от наличия или отсутствия в текущем финансовом году в бюджете средств на цели предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам субъектов малого и среднего предпринимательства, по результатам рассмотрения которой Комиссией должно было быть принято соответствующее решение.

То обстоятельство, что постановлением главы администрации Большесосновского муниципального района от 03.02.2011 г. № 14 отменено постановление главы Администрации от 13.11.2010 г. № 686, которым были утверждены Порядок возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства и Положение о комиссии по отбору проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, при рассмотрении настоящего спора правового значения не имеет, поскольку оспариваемое бездействия охватывается периодом времени, в котором действие постановления главы администрации Большесосновского муниципального района от 13.11.2010 г. № 686 сохранялось.

При таких обстоятельствах, бездействие Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, выразившееся в нерассмотрении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 от 28.12.2010г. на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам субъекта малого предпринимательства, следует признать незаконным.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы заявителя по уплате госпошлины в сумме 200 руб. подлежат взысканию с ответчика по делу. Излишне уплаченная по делу госпошлина в сумме 1800 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 168-170, 176, 198, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

Требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, выразившееся в нерассмотрении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 от 28.12.2010г. на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам субъекта малого предпринимательства как несоответствующее Порядку возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам субъектов малого и среднего предпринимательства и Положению о комиссии по отбору проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением главы Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 13.11.2010г. № 686.

Обязать Администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 от 28.12.2010г. на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам субъекта малого предпринимательства в соответствии с Порядком возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам субъектов малого и среднего предпринимательства и Положением о комиссии по отбору проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением главы Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 13.11.2010г. № 686.

Взыскать с Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 судебные расходы по уплате госпошлине в сумме 200 (двести) рублей. Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета 1800 (одна тысяча восемьсот) рублей госпошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 26.01.2011г. № 64. Выдать справку на возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд Пермского края.

Судья Е. М. Трефилова