Арбитражный суд Пермского края
ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
14 ноября 2016 года
Дело № А50-13716/2016
Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2016 года. Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго-Комфорт»
(ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
(ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Восточного территориального отдела
о признании незаконным и отмене постановления по делу
об административном правонарушении от 31.05.2016 № 288-В,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – 1) Прокуратура г. Гремячинска, 2) общество
с ограниченной ответственностью «Жил-Комфорт» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии представителей:
от заявителя – ФИО2, по доверенности от 15.01.2016, предъявлен паспорт; ФИО3 (директор, протокол общего собрания участников от 04.04.2016), предъявлен паспорт;
от административного органа – не явились, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц – не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго-Комфорт» (далее – заявитель, Общество, общество «Теплоэнерго-Комфорт») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
от 31.05.2016 № 288-В, вынесенного Управлением Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела (далее – Отдел, административный орган), которым заявителю назначено административное наказание по части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)
в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 14.07.2016 (том 1 л.д.1-4) рассмотрение настоящего дела назначено в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 14.09.2016 рассмотрение настоящего дела назначено по общим правилам административного судопроизводства (том 2 л.д.196-199), к участию в деле
в статусе третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены: Прокуратура г. Гремячинска (далее - третье лицо, прокуратура) и общество
с ограниченной ответственностью «Жил-Комфорт» (далее - третье лицо, общество «Жил-Комфорт»).
В обоснование доводов, изложенных в заявлении, заявитель со ссылкой на нормативные положения и разъяснения Минрегионразвития России, указывает, на отсутствие оснований для его привлечения
к административной ответственности, поскольку факты нарушения
не доказаны. Также заявитель отмечает наличие ошибок в сведениях
о квартире и площади дома при описании в постановлении Отдела события нарушения.
Административный орган представил в материалы дела отзыв на заявление, копии документов из материалов административного дела в срок, установленный определением суда о принятии заявления к производству.
Административный орган с заявленными требованиями не согласен
в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменном отзыве
от 26.07.2016 (том 2 л.д.1-6), полагает, что привлечение к административной ответственности произведено правомерно, состав административного проступка, в том числе вина заявителя в его совершении доказаны,
к ответственности привлечено надлежащее лицо, процедурных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении
не допущено, оснований для признания оспариваемого постановления незаконным не имеется.
От третьих лиц отзывы на заявление, документы, ходатайства в суд
не поступали.
Представленные сторонами в ходе рассмотрения настоящего спора процессуальные документы и доказательства приобщены судом
к материалам настоящего судебного дела.
Неявка в судебное заседание 09.11.2016 представителей Отдела, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в силу части 2, части 3 статьи 156, части 2 статьи 210 АПК РФ
не препятствовала проведения судебного заседания в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения представителей заявителя, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной должностным лицом прокуратуры (старшим помощником прокурора города Гремячинска) с привлечением сотрудника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в отношении Общества проверки выявлены нарушения нормативных требований, зафиксированные в составленной старшим помощником прокурора справке (акте) от 07.04.2016 (том 2 л.д.179).
По факту выявленных нарушений в порядке реализации компетенции, предоставленной статьями 28.4, 25.11 КоАП РФ, статьями 22, 25 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурором города Гремячинска 21.04.2016 вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества дела
об административном правонарушении в связи с наличием признаков совершения заявителем административного проступка, ответственность
за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ (том 2 л.д.183-188).
Вынесенное прокурором города Гремячинска постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.04.2016 и иные материалы дела направлены прокуратурой на основании
статьи 28.8 КоАП РФ в адрес Отдела.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении должностным лицом Отдела вынесено оспариваемое заявителем постановление от 31.05.2016 № 288-В (том 1 л.д.24-29, том 2 л.д.189-194), которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статье 14.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 14.7 КоАП РФ послужили установленные факты нарушения заявителем требований статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в частности: как отражено в оспариваемом постановлении Отдела
от 31.05.2016 Общество, имея статус ресурсоснабжающей организации, являясь исполнителем во взаимоотношениях с потребителями - собственниками и нанимателями помещений в многоквартирных домах при начислении и предъявлении платы за коммунальную услугу отопления за март 2016 года занижает или увеличивает общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах № 3, № 9, по ул. Попова, № 3 по ул. Свердлова, № 158, № 160, № 168, № 276 по ул. Ленина, № 12, № 14
по ул. Молодежная, № 10 по ул. К. Либнехта, № 8, № 12, № 16, № 22, № 24,
№ 26 по ул. Ушакова, № 7, № 10, № 12, № 16, № 19, № 20, № 20а, № 22,
№ 26, № 28 по ул. Грибоедова, № 4 по ул. Восточная, № 57 по ул. Кольцевая города Гремячинска Пермского края, не учитывает показатели общедомового прибора учета энергии.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество
с соблюдением установленного статьей 208 АПК РФ срока (том 1 л.д.13, 23, 158, том 2 л.д.195), с учетом части 3 статьи 128 АПК РФ, обратилось
в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании указанного постановления незаконным и его отмене.
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Стороны согласно статье 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
По делам об оспаривании решений административных органов
о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения
к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7
статьи 210 АПК РФ).
Из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ следует, что обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Согласно части 1 статьи 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) установлено, что гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Согласно статье 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ
«О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны
в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными
в соответствии с ним иными правовыми актами.
В силу абзаца 1 преамбулы Закона Российской Федерации
от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов,
а также определяет механизм реализации этих прав.
Пунктом 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми
в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Потребитель, согласно данному Закону, - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При этом каких-либо исключений в отношении потребителей коммунальных услуг названный Закон о защите прав потребителей
не содержит, соответственно его требования распространяются, в том числе, и на спорные правоотношения.
В силу положений статей 8, 10 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация
в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Статьей 10 Закона о защите прав потребителей установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1). Информация о товарах (работах, услугах)
в обязательном порядке должна содержать, в том числе, сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг) (пункт 2).
Из положений пункта 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен
в любое время на основании его решения. Решение общего собрания
о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9
статьи 161 ЖК РФ).
Договор управления многоквартирным домом заключается
в письменной форме или в электронной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме
с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме
и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Исходя из части 7 статьи 156 ЖК РФ, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 этого Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичные нормы содержатся и в пункте 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
Отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Подпунктом «в» пункта 3 Правил № 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно
в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям
к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
Согласно пункту 2 Правил «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условии использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод); «коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пунктам 2, 31 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 4 Правил № 354 установлено, что потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг как отопление,
- подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях
в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной
в пункте 15 приложения № 1 к данным Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
На основании пункта 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Пунктом 42(1) Правил № 354 установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Исходя из пункта 44 Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета,
за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется
в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила № 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Исходя из определения терминов, приведенных в пункте 2 Правил
№ 306: «норматив потребления коммунальной услуги» - определяемый
в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета; «норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях»
- норматив потребления, применяемый для расчета размера платы
за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении; «норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды» - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы
за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса (пункт 5 Правил № 306).
Как закреплено пунктом 19 Правил № 306, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются
с применением метода аналогов или расчетного метода, при этом расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил № 306).
Применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг методы указываются в нормативном правовом акте
об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 23 Правил № 306).
Формулы расчета соответствующих нормативов приведены
в Приложении № 1 к Правилам № 306.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, исходя из договора энергоснабжения тепловой энергией от 01.01.2015 № 75 заявитель (энергоснабжающая организация) обязался подавать обществу «Жил-Комфорт» (абонент) на возмездной основе через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии, также общество «Теплоэнерго-Комфорт» (агент) на основании агентского договора от 01.01.2015 (с учетом дополнительного соглашения от 20.04.2015) с обществом «Жил-Комфорт» (принципал) осуществляет от имени и за счет принципала расчет объема и стоимости тепловой энергии, поставляемой потребителям при использовании жилого (нежилого) помещения, а также начисление сумм платы
за потребленную тепловую энергию; формирование и ведение баз данных принципала по потребителям; прием оплат по вставленным квитанциям, поступивших через кассы агента (заявителя), кредитные и прочие организации, с которыми у агента заключены договоры на прием платежей. Такие квитанции на оплату коммунальной услуги отопления за март 2016 года предъявлены заявителем собственникам помещений и нанимателям жилых домов: № 3, № 9, по ул. Попова, № 3 по ул. Свердлова, № 158, № 160, № 168, № 276 по ул. Ленина, № 12, № 14 по ул. Молодежная, № 10
по ул. К. Либнехта, № 8, № 12, № 16, № 22, № 24, № 26 по ул. Ушакова, № 7, № 10, № 12, № 16, № 19, № 20, № 20а, № 22, № 26, № 28 по ул. Грибоедова, № 4 по ул. Восточная, № 57 по ул. Кольцевая города Гремячинска Пермского края.
Административным органом в оспариваемом постановлении
от 31.05.2016 отражено, что общество «Теплоэнерго-Комфорт» при расчете и выставлении квитанций для целей оплаты оказываемой коммунальной услуги занижает или увеличивает общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, так в отношении <...>
: объем тепловой энергии составляет 27,985 Гкал., площадь квартиры 51,3 кв.м., площадь, указанная в платежном документе за март 2016 года, 941,40 кв.м., плата за коммунальную услугу по отоплению за март 2016 года составила 2481,74 руб., в свою очередь, при распределении объема тепловой энергии на площадь всех жилых и нежилых помещений согласно технического паспорта - 1420,20 кв.м. плата за коммунальную услугу по отоплению за март 2016 года должна составлять 1645,05 руб., разница составила 854,37 рубля. С позиции Отдела, при начислении размера платы за коммунальную услугу по отоплению
за март 2016 года во всех многоквартирных домах применен неверных количественный показатель всех жилых и нежилых помещений
в многоквартирных домах. Также констатировано, что данное нарушение может иметь место и за предыдущие месяцы отопительного периода.
Наряду с этим, Отделом в оспариваемом постановлении от 31.05.2016 указано, что в многоквартирных домах № 10, №19 по ул. Грибоедова, № 16, № 26 по ул. Ушакова, № 158, № 168 по ул. Ленина города Гремячинска неверно указан объем тепловой энергии - не исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Указанные нарушений в деятельности заявителя квалифицированы Отделом по части 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
Исходя из обстоятельств спора, структуры договорных отношений между заявителем и обществом «Жил-Комфорт», функций и действий, осуществляемых заявителем, общество «Теплоэнерго-Комфорт» может выступать субъектом ответственности по части 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства
по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений пунктов 1, 2, 3, 6, 7 статьи 26.1 КоАП РФ,
по делу об административном правонарушении выяснению подлежат,
в частности наличие события административного правонарушения (пункт 1), лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность (пункт 2); виновность лица в совершении административного правонарушения (пункт 3), обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (пункт 6), иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).
В силу требований статьи 29.1 КоАП РФ юрисдикционный орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.
На основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения исключают производство по делу
об административном правонарушении.
Статьей 29.10 КоАП РФ установлены требования к постановлению
о привлечении к административной ответственности как итоговому процессуальному документу, влекущему юридические последствия, относительно основания привлечения к административной ответственности и применения конкретного вида и меры административного наказания, несоблюдение которых может свидетельствовать о существенном нарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при производстве
по делу об административном правонарушении.
Как определено пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ,
в постановлении подлежат отражению, в частности, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Как указывает заявитель и не оспорено Отделом, при описании обстоятельств совершения правонарушения в отношении предъявления платы потребителю <...> неверно отражены сведения в отношении площади квартиры и помещений дома: квартира № 1, площадью 51,3 кв.м. находится в доме № 8А
по ул. Ушакова города Гремячинска, а не в доме № 8 по ул. Ушакова города Гремячинска (том 1 л.д.90-91, том 2 л.д.46, 48), площадь жилых помещений дома № 8А по ул. Ушакова города Гремячинска, а не в доме № 8
по ул. Ушакова города Гремячинска 941,40 кв.м. (том 1 л.д.150, том 2 л.д.46, 48, 114, 117), общая полезная площадь дома № 8 по ул. Ушакова города Гремячинска составляет 1420,20 кв.м. (том 2 л.д.117), тогда
как общая полезная площадь дома № 8А по ул. Ушакова города Гремячинска - 1452,50 кв.м. (том 1 л.д.150, том 2 л.д.114).
Таким образом, при описании обстоятельств правонарушения и арифметических расчетов в отношении дома № 8 по ул. Ушакова города Гремячинска в постановлении Отдела от 31.05.2016 отражены сведения, относящиеся к разным квартирам и домам - как 8, так и № 8А,
по ул. Ушакова города Гремячинска, что свидетельствует как о неполном установлении обстоятельств описанного нарушения, так и неверности расчетов, в связи с использованием несопоставимых показателей (относятся к разным квартирам и домам).
В дальнейшем в постановлении Отдела от 31.05.2016, без ссылок на конкретные обстоятельства дела, расчеты, сведения о конкретных многоквартирных домах, при предъявлении платы за коммунальную услугу собственникам (нанимателям) помещений в которых допущено вменяемое нарушение, приведен индуктивный вывод о неверном расчете платы
за коммунальную услугу, и носящее предположительный характер суждение о таких нарушениях в предыдущие расчетные периоды.
Также в постановлении Отдела от 31.05.2016 указано, что
в многоквартирных домах № 10, №19 по ул. Грибоедова, № 16, № 26
по ул. Ушакова, № 158, № 168 по ул. Ленина города Гремячинска неверно указан объем тепловой энергии - не исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Вместе с тем, конкретные обстоятельства указанного правонарушения, подтверждающие его наличие, сведения и расчеты, соответствующие конкретные доказательства применительно к периоду нарушения, в оспариваемом постановлении
не приведены.
Исходя из статей 24.1, 29.10 КоАП РФ необходимость выяснения и изложения обстоятельств, установленных при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении, направлена на одну
из фундаментальных процессуальных гарантий реализации права на государственную, в том числе судебную, защиту - мотивированность акта
о привлечении к публично-правовой ответственности.
Причем, указанные выше требования затрагивают не только ясность сути вменяемых нарушений (места, времени, обстоятельств совершения),
но и обязательные вопросы проверки наличия этих обстоятельств.
Постановление Отдела не содержит полного и точного описания обстоятельств и времени совершения вменяемых нарушений по каждому вменяемому эпизоду нарушения нормативных требований.
Суд полагает, что фактически в постановлении от 31.05.2016 административным органом лишь воспроизведены формировки постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.04.2016, при этом надлежащим образом
не исследованы, не установлены и достоверно не подтверждены факты выявленных нарушений, послужившие основанием для привлечения общества «Теплоэнерго-Комфорт» к административной ответственности.
Также из содержания постановления от 31.05.2016 не следует, что Отделом устанавливались и исследовались обстоятельства получения информации, используемой для расчетов от третьего лица - общества
«Жил-Комфорт» (достоверности и актуальности этой информации) либо произвольного изменения соответствующих показателей площадей, учитываемых при расчетах, самим заявителем. На указанное обстоятельство - использование в расчетах полученной от общества «Жил-Комфорт» и органа местного самоуправления информации указывает заявитель, приводя доводы о невозможности с его стороны внесения изменений в технические паспорта многоквартирных домов.
В оспариваемом постановлении не указана конкретная объективная сторона административного проступка по части 1 статьи 14.7 КоАП РФ (обсчет потребителей при реализации услуги либо иной обман потребителей).
Неполнота собранных при производстве по делу об административном правонарушении доказательств, неполное изложение обстоятельств допущенного правонарушения, произвольные индуктивные обобщения,
без описания конкретных обстоятельств нарушения, предположительные выводы (в частности о возможности нарушений в предшествующие
периоды) и правовая мотивация при описании события и состава административного проступка, неотражение конкретной объективной стороны правонарушения не могут быть устранены в ходе судебной проверки оспариваемого постановления, поскольку при оценке законности постановления административного органа о привлечении
к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения,
а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Исходя из статьи 1.6 КоАП РФ, части 2 статьи 211 АПК РФ, подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Поскольку наличие событие и состава административного проступка Отделом, исходя из содержания постановления, достоверно не установлены, не описаны, и не доказаны (статьи 1.6, 26.1, 29.1, 29.10 КоАП РФ, часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210 АПК РФ), основания для привлечения заявителя к административной ответственности отсутствуют (пункты 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В связи с этим оспариваемое постановление от 31.05.2016 № 288-В
не может считаться законным (статьи 1.6, 24.1, 26.1, 26.11, пункт 4 части 1
статьи 30.7 КоАП РФ) и подлежит отмене.
Иные доводы сторон судом исследованы и признаны не имеющими самостоятельного правового значения для рассмотрения спора по существу.
При указанных обстоятельствах, требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления Отдела от 31.05.2016 № 288-В
по делу об административном правонарушении подлежат удовлетворению,
а оспариваемое постановление Отдела от 31.05.2016 № 288-В признанию незаконным и отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5
статьи 30.2 КоАП РФ, пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, соответственно, распределение последней, в порядке статьи 110 АПК РФ не производится.
Уплаченная обществом «Теплоэнерго-Комфорт» при обращении
в арбитражный суд платежным поручением от 07.06.2016 № 434 (том 1 л.д.19) государственная пошлина в сумме 3 000 руб. подлежит возврату
из федерального бюджета (статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 104 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
1. Требования общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго-Комфорт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес местонахождения: 618270, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления по делу
об административном правонарушении от 31.05.2016 № 288-В, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Восточного территориального отдела, которым обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго-Комфорт» (ОГРН <***>,
ИНН <***>) назначено административное наказание
по части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа
в размере 20 000 рублей, удовлетворить.
2. Постановление по делу об административном правонарушении
от 31.05.2016 № 288-В, вынесенное Управлением Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Восточного территориального отдела, признать незаконным и отменить.
3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго-Комфорт» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
из федерального бюджета перечисленную платежным поручением
от 07.06.2016 № 434 государственную пошлину в сумме 3 000 (три
тысячи) рублей. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено
и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение
10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет: www.17aas.arbitr.ru.
Судья В.В. Самаркин