Арбитражный суд Пермского края
ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
20 июня 2019 года Дело № А50-13727/2019
Резолютивная часть решения вынесена 13 июня 2019 года. Полный текст решения изготовлен 20 июня 2019 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2
(ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств от 15.11.2018 № 30738,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО3, по доверенности от 09.01.2019, предъявлен паспорт;
от налогового органа – ФИО4, по доверенности
от 19.10.2018, предъявлено служебное удостоверение;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения заказным письмом
с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее также – заявитель, предприниматель, ИП ФИО2, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган)
о признании недействительным решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств от 15.11.2018 № 30738.
В обоснование заявленных требований ИП ФИО2 приводит доводы о наличии оснований для признания решения Инспекции незаконным в связи с неправомерным взысканием страховых взносов
в отсутствие законного основания в двойном размере в связи с отнесением заявителя, имеющего статус индивидуального предпринимателя и арбитражного управляющего к плательщикам разных категорий. С позиции заявителя, подход налогового органа является незаконным, противоречит нормативным требованиям и сформированной правоприменительной практике.
Инспекция в представленном в суд письменном отзыве
на заявление и письменных пояснениях требования заявителя отклонило, просило оставить их без удовлетворения. С позиции заинтересованного лица, исходя из приведенных в отзыве доводов, требования заявителя удовлетворению не подлежат, поскольку при наличии у заявителя статуса индивидуального предпринимателя и арбитражного управляющего страховые взносы в фиксированном размере подлежат уплате по каждому из оснований. По доводам Инспекции сроки реализации процедуры принудительного взыскания не нарушены.
Представленные сторонами в ходе рассмотрения дела процессуальные документы и доказательства приобщены судом к материалам настоящего судебного дела.
Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения представителей заявителя и Инспекции, суд приходит
к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, публичных сведений Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, размещенных на официальном сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/) и не оспаривается участвующими в деле лицами, заявитель
зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 27.07.2010
в регистрирующем (налоговом) органе по месту учета с присвоением
ОГРНИП <***>, ему присвоен номер страхователя 069003071486 и, исходя из положений статьи 19, пункта 3.4 статьи 23, пунктов 1, 3
статьи 419, пункта 1 статьи 430, пунктов 1, 3 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) имел статус страхователя и плательщика страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию.
Также ФИО2 с 29.12.2010 является арбитражным управляющим - членом некоммерческого партнерства «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса», ей по этому статусу присвоен номер страхователя 069003074633.
В порядке реализации компетенции по контролю за полнотой и своевременностью уплаты администрируемых страховых взносов по факту выявления в порядке статьи 70 НК РФ недоимки по страховых взносам
за 2017 год и нарушения срока уплаты страховых взносов, предопределяющего начисление пеней, в адрес предпринимателя направлено требование № 18733 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 29.10.2018, которым заявителю предложено в срок
до 09.11.2018 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в фиксированном размере) за 2017 год в сумме 23 069,87 руб., начисленные пени за нарушение срока уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год
в сумме 642,88 руб., недоимку по страховым взносам, зачисляемым
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за 2017 год
в сумме 4 590 руб., пени за нарушение срока уплаты страховых взносов, зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за 2017 год в сумме 325,06 рубля.
Налоговым органом обязательства заявителя как страхователя
за 2017 год определены по каждому основанию (как индивидуальному предпринимателю и как арбитражному управляющему) и по выводам Инспекции сумма подлежащих заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составит 23 400 руб. + 23 400 руб. и на обязательное медицинское страхование: 4 590 руб. + 4 590 руб., недоимка по страховым взносам определена с учетом исполнения страхователем обязательств по уплате страховых взносов и уплате страховых взносов
по одному из оснований.
По факту неисполнения указанного требования Инспекции № 18733
об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов
(для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию
на 29.10.2018 Инспекцией в порядке статьи 46 НК РФ реализована процедура принудительного взыскания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням, начисленным в связи с неуплатой в установленный срок страховых взносов во внебюджетные фонды. В частности, налоговым органом вынесено решение от 15.11.2018 № 30738 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств, в банк по месту открытия счета заявителя направлены инкассовые распоряжение от 15.11.2018 № 60619, № 60620,
№ 60621, № 60622.
ИП ФИО2 обжаловала указанное решение Инспекции
в вышестоящий по отношению к Инспекции в порядке подчиненности налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю. Решением Управления Федеральной налоговой службы
по Пермскому краю от 25.02.2019 № 18-17/3 жалоба заявителя оставлена
без удовлетворения.
Полагая, что указанное решение Инспекции, не соответствует Кодексу, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Пермского края
с заявлением о признании указанного ненормативного акта недействительным.
Установленный пунктом 2 статьи 138 Кодекса досудебный порядок урегулирования налогового спора заявителем соблюден (статья 138 НК РФ, часть 5 статьи 4, пункт 7 части 1 статьи 126 АПК РФ), как и установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок обращения в суд с заявлением
об оспаривании ненормативного акта Инспекции, в связи с чем, заявление предпринимателя подлежит рассмотрению судом по существу.
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению
в полном объеме.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2010 № 13065/10, от 17.03.2011 № 14044/10.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 19, 23 НК РФ каждый налогоплательщик (плательщик страховых взносов) обязан платить законно установленные налоги, страховые взносы.
На основании пункта 12 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики, плательщики страховых взносов имеют право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 22 НК РФ, налогоплательщикам, плательщикам страховых взносов гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов (пункт 2 статьи 22 НК РФ).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 32 НК РФ установлено, что наряду с обязанностями, предусмотренными пунктом 1 этой статьи, налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами. При этом должностные лица налоговых органов, в частности обязаны действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (подпункт 1 статьи 33 НК РФ).
Исходя из пункта 1 статьи 419 НК РФ, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов, в том числе и в случае если не осуществляют выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпункт 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 420 НК РФ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской
либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии
с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
Как предусматривалось пунктом 1 статьи 430 Кодекса, в редакции, действовавшей до 01.01.2018, плательщики страховых взносов, указанные
в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: - в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей
за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2
статьи 425 Кодекса.
Статьей 423 НК РФ нормативно определено, что расчетным периодом для целей уплаты страховых взносов признается календарный год,
а отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 425 НК РФ, тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ: 1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов; 2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 процента;
3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
На основании подпунктов 1, 3, 4, 6 пункта 9 статьи 430 НК РФ для целей ее применения доход учитывается следующим образом: - для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 210 Кодекса (в части дохода
от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности); - для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Кодекса; - для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 Кодекса; при этом для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, - облагаемые доходы от деятельности суммируются.
Согласно пункту 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей. Как закреплено пунктом 2 статьи 432 НК РФ, суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Исходя из пункта 1 статьи 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога,
а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено
в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Предусмотренные статьей 69 НК РФ правила применяются также
в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (пункт 8
статьи 69 НК РФ).
Как определено пунктом 1 статьи 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Предусмотренные статьей 70 НК РФ правила применяются также
в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 Кодекса (пункт 3 статьи 70 НК РФ).
Как определено пунктом 1 статьи 46 НК РФ, положения которой применяются также при взыскании страховых взносов, пеней за нарушение срока уплаты страховых взносов (пункты 9, 10 статьи 46 НК РФ), в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства,
за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение
о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение
о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании
с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Поручение налогового органа на перечисление сумм налога
в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 46 НК РФ).
Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно
быть произведено перечисление налога, и на сумму, подлежащую перечислению (пункт 5 статьи 46 Кодекса).
Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами и третьим лицом, что заявитель является с 27.07.2010 индивидуальным предпринимателем, по этому основанию ему как страхователю присвоен номер страхователя 069003071486, и также имеет с 29.12.2010 статус арбитражного управляющего, по этому статусу заявителю присвоен номер страхователя 069003074633.
Исходя из уплаты заявителем 26.12.2017 как индивидуальным предпринимателем и арбитражным управляющим (до истечения нормативно установленного срока) в фиксированных размерах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 23 400 руб. (платежное поручение от 26.12.2017 № 105) и страховых взносов обязательное медицинское страхование за 2017 год в сумме 4 950 руб. (платежное поручение от 26.12.2017 № 106), в связи с выводами о неуплате страхователем страховых взносов в фиксированных размерах за 2017 год по второму из его статусов (оснований) и наличием недоимки по страховым взносам, обусловливающим начисление пеней в порядке статьи 75 НК РФ, налоговым органом сформировано и направлено в адрес заявителя требование № 18733 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 29.10.2018, которым заявителю предложено в срок
до 09.11.2018 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в фиксированном размере) за 2017 год
в сумме 23 069,87 руб., начисленные пени за нарушение срока уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год
в сумме 642,88 руб., недоимку по страховым взносам, зачисляемым
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за 2017 год
в сумме 4 590 руб., пени за нарушение срока уплаты страховых взносов, зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за 2017 год в сумме 325,06 рубля.
В дальнейшем в связи с неисполнением указанного требования Инспекции № 18733 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 29.10.2018 налоговым органом в порядке статьи 46 НК РФ реализована процедура принудительного взыскания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням, начисленным в связи с неуплатой
в установленный срок страховых взносов во внебюджетные фонды: вынесено оспоренное решение от 15.11.2018 № 30738 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств, в банк по месту открытия расчетного счета предпринимателя направлены инкассовые распоряжение от 15.11.2018
№ 60619, № 60620, № 60621, № 60622.
Исходя из положений статей 45, 69, 70 НК РФ, направляемое налоговым органом налогоплательщику (плательщику страховых взносов) требование об уплате налога, взносов, сбора, пеней, штрафа должно соответствовать его действительной обязанности по уплате публичных платежей, и оно должно содержать сведения, обеспечивающие налогоплательщику (плательщику страховых взносов) возможность уяснить основания возникновения обязанности, в отношении которой направлено требование, и ее размер. Применительно к пеням требование должно содержать сведения, позволяющие налогоплательщику (плательщику страховых взносов) установить размер недоимки, на которую начислены пени, и основания ее возникновения, а также правильность начисления пеней и период, за который они начислены.
Пунктом 1 статьи 419 НК РФ нормативно установлено, что плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами
о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: - организации; - индивидуальные предприниматели; - физические лица,
не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Пунктом 2 статьи 419 Кодекса закреплено, что если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 этой статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 419 Кодекса если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 этой статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, а также доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ.
Как определено пунктом 1 статьи 6 Федерального закона
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации», страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: - организации; - индивидуальные предприниматели; - физические лица (подпункт 1); - индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой подпункт 2). Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой статьи, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
В целях Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
При этом с 01.01.2011 вступили в силу положения статьи 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части определения арбитражного управляющего в качестве субъекта профессиональной деятельности, занимающегося частной практикой, а также в части исключения обязанности регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя; определено, что арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую этим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой, что арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей.
Из данных законодательных положений следует, что арбитражные управляющие в целях обязательного пенсионного страхования, как лица, занимающиеся частной практикой, приравниваются к индивидуальным предпринимателям, соответственно, индивидуальные предприниматели и арбитражные управляющие относятся к одной категории (группе) страхователей, указанной в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ.
Аргументы Инспекции у заявителя в связи с наличием, как статуса индивидуального предпринимателя, так и арбитражного управляющего, имеется обязанность исчислить и уплатить страховые взносы отдельно по каждому основанию, является неправомерными, поскольку возникновение обязанности по исчислению и уплате страховых взносов по каждому основанию возникает исключительно при отнесении плательщика страховых взносов одновременно к нескольким категориям плательщиков, а именно:
к категории (группе) лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и к категории (группе) лиц, не производящих выплаты
и иные вознаграждения физическим лицам.
Доводы налогового органа основаны на ошибочном толковании положений пунктов 1 и 2 статьи 419 НК РФ, пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации».
В рассматриваемом случае заявителем выплаты и иные вознаграждения физическим лицам не производились, что не оспаривается налоговым органом.
Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2004 № 28-О, в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
На основании указанных выше законоположений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обстоятельства регистрации заявителя в качестве страхователя как индивидуального предпринимателя и как арбитражного управляющего в силу требований закона не влекут обязанности заявителя уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа за себя дважды. Обратное привело бы к двойному зачислению страховых взносов на индивидуальный лицевой счет заявителя как застрахованного лица, что неправомерно и приводит к двойному взысканию одной и той же суммы с одного лица по одинаковым основаниям, противоречит принципу экономического основания публичных платежей и однократности обложения.
Указанный правовой подход сформирован существующей судебной практикой, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2016
№ 307-КГ16-4752).
С учетом изложенного осуществление гражданином деятельности
в качестве индивидуального предпринимателя и арбитражного управляющего и наличие таких статусов не является основанием для исчисления страховых взносов в двойном размере.
Как следует из материалов дела, подтверждено заявителем
и не оспаривается Инспекцией заявителем как индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса обязанность по уплате страховых взносов в фиксированном размере за 2017 год исполнена до истечения установленного срока - 26.12.2017 в полном объеме.
Таким образом, вопреки позиции Инспекции, с учетом принципа экономического обоснования налога (пункт 3 статьи 3 НК РФ), принципа однократности налогообложения (однократности обложения публичными платежами), нормативно установленных оснований возникновения обязательств страхователей, арбитражный суд находит обоснованным доводы заявителя о том, что в рассматриваемой ситуации недопустимо двойное взимание страховых взносов.
Аргументы Инспекции о том, что использованный ею алгоритм определения обязательств по уплате страховых взносов соответствует позиции Министерства финансов Российской Федерации, приведенной
в письме от 19.12.2018 № 03-15-05/92617, арбитражным судом
не принимается.
Исходя из положений пункта 1 статьи 1, статей 4, 34.2 НК РФ указанное письмо Министерства финансов Российской Федерации
не относится к числу нормативных актов в сфере законодательства о налогах и сборах, и не относится к числу нормативных актов, которыми руководствуются арбитражные суды при рассмотрении споров.
Таким образом, несмотря на доводы Инспекции, на основании указанного ненормативного акта происходит взыскание страховых взносов, исчисленных в излишних размерах, и пеней, что с учетом положений законодательства и приведенных правовых позиций высших судебных инстанций, влечет отчуждение собственности заявителя в уплату взносов и пеней в излишнем размере при отсутствии законного на то основания.
Наряду с этим, безотносительно к приведенным основаниям, при оценке законности оспоренного предпринимателем ненормативного акта Инспекции, арбитражный суд учитывает следующее.
Согласно правовому подходу, отраженному в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.
Применительно к положения статьи 70 НК РФ, Кодексом предусмотрены различные сроки направления требования об уплате налога
в зависимости от того, была ли выявлена налоговая задолженность
в результате проведения налоговой проверки (выездной или камеральной) и установления обстоятельств, свидетельствующих о занижении налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, либо недоимка образовалась вследствие неисполнения налогоплательщиком обязанности
по уплате в срок суммы налога, самостоятельно им исчисленной и задекларированной (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.09.2011 № 3147/11, от 29.05.2012
№ 17259/11).
В силу правовой позиции, отраженной в пункте 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной
в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа). В срок, предусмотренный пунктом 1
статьи 70 Кодекса, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
Исходя из правовых позиций, выраженных в постановлении Президиума ВАС РФ от 21.06.2011 № 16705/10, от 28.05.2013 № 333/13, пропуск налоговым органом установленного статьей 70 Кодекса срока на направление требования об уплате налоговой задолженности не влечет изменения порядка определения начального момента исчисления и пролонгации предусмотренных статьями 46 и 47 Кодекса сроков для принятия решений об обращении взыскания как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о порядке взыскания налогов и пеней в принудительном порядке, нарушение срока выставления требования не прерывает течение общего срока на принудительное взыскание пеней
(пункт 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71).
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении
от 18.03.2008 № 13084/07, регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения проверок, направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57
«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении пункта 3 статьи 75 НК РФ судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Поскольку срок уплаты страховых взносов за 2017 год
в фиксированных размерах истекал с учетом положений статьи 6.1 НК РФ 09.01.2018, на основании положений пункта 1 статьи 70 НК РФ, правовой позиции, отраженной в пункте 50 постановления Пленума ВАС РФ
от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (о том, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа)), датой выявления недоимки по страховым взносам следует признать 10.01.2018, и требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеней должно быть направлено налоговым органом заявителю, с учетом статьи 6.1 и пункта 1 статьи 70 НК РФ, не позднее 12.03.2018, соответственно, на момент вынесения оспоренного решения от 15.11.2018
№ 30738, предусмотренные пунктом 1 статьи 70, статьей 69, пунктом 2 статьи 46 НК РФ сроки реализации мер принудительно безакцептного взыскания недоимки по страховым взносам и пеней в той продолжительности исчисления сроков, которая установлена Кодексом,
и не подлежит изменению при нарушении срока направления требования
об уплате недоимки и пеней истекли.
При изложенных обстоятельствах, вопреки несостоятельным доводам Инспекции, отраженным в дополнительных пояснениях от 10.06.2019, указанное решение в силу пункта 3 статьи 46 НК РФ является недействительным и не подлежало исполнению. Технические, внутриорганизационные аспекты деятельности налоговых органов, специфика применяемого программного обеспечения и информационных ресурсов не влияют обязанность по соблюдению установленных НК РФ сроков реализации последовательных процедур взыскания недоимки и пеней.
Учитывая приведенные обстоятельства, арбитражный суд усматривает основания для удовлетворения требований заявителя, и признания решения налогового органа недействительным.
Решение Инспекции не может быть признано законным и учетом приведенных положений НК РФ, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, нарушает права заявителя и подлежит признанию недействительным, с возложением
на Инспекцию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Иные доводы лиц, участвующих в деле, судом исследованы, и признаны не имеющими самостоятельного правового значения для рассмотрения спора по существу.
В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Учитывая, что законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов (органов местного самоуправления) от возмещения судебных расходов,
в связи с этим, если судебный акт принят не в пользу указанных органов, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этими органами в составе судебных расходов (пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства
о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).
Поскольку требования предпринимателя о признании недействительным указанного ненормативного акта Инспекции признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, расходы заявителя по уплате государственной пошлины - 300 руб. (платежное поручение
от 25.04.2019 № 47), с учетом статьи 110 АПК РФ, в сумме 300 руб. подлежат отнесению на Инспекцию.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
1. Требования индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) удовлетворить.
2. Признать недействительным вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми
(ОГРН <***>, ИНН <***>) решение от 15.11.2018 № 30738
о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов
за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы
по Мотовилихинскому району г. Перми (ОГРН <***>,
ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>).
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать
с Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО2
(ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в счет возмещения затрат по уплате государственной пошлины 300 (триста) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и
не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья В.В. Самаркин