ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-14425/15 от 24.09.2015 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, дом 177, г. Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

24 сентября 2015 года

Дело № А50-14425/2015

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Дубова А.В., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства дело по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Харинская основная общеобразовательная школа» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Региональной службе по тарифам Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административного правонарушения от 22.06.2015,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Харинская основная общеобразовательная школа» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Региональной службы по тарифам Пермского края (далее – административный орган, РСТ) от 22.06.2015 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 100 000 руб.

В обоснование требований учреждение указывает, что штраф в назначенном размере не соответствует степени вины и характеру нарушения. Также заявитель ссылается на отсутствие у него средств для уплаты штрафа. Кроме того, несмотря на отсутствие знаний и опыта работы в сфере экономики и бухгалтерского учета, которые требуются при размещении необходимой информации на сайте административного органа, заявителем предпринимаются все возможные меры для устранения нарушения. Также учреждение просит признать деяние малозначительным.

Административный орган представил материалы по делу об административном правонарушении и отзыв на заявление, в котором указывает на законность и обоснованность вынесенного постановления, в удовлетворении заявленного требования просит отказать, считая, что оснований для признания нарушения малозначительным не имеется.

Рассмотрев в порядке, установленном статьями 228-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представленные сторонами доказательства и изложенные в письменном виде пояснения, возражения и доводы, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, при осуществлении контроля за соблюдением теплоснабжающими организациями Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 № 570 (далее – Стандарты, Стандарты раскрытия информации) административным органом установлено, что учреждение, являясь теплоснабжающей организацией, должно было раскрыть в установленные Стандартами сроки следующую информацию:

об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности) (пункт 19 Стандартов);

о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (пункт 22 Стандартов).

Настоящая информация учреждением на официальном сайте административного органа rst.permkrai.ru по состоянию на 19.05.2015 не раскрыта.

Указанные нарушения отражены в акте от 19.05.2015 и послужили основанием для составления 04.06.2015 в отношении заявителя протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения протокола РСТ вынесено постановление от 22.06.2015, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Полагая, что данное постановление является незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Согласно части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ).

В силу пункта 18 статьи 2 Закона № 190-ФЗ деятельность в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежит в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.

Постановлением РСТ от 08.10.2014 № 125-т установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Харинская основная общеобразовательная школа» (Гайнский район).

В соответствии с частями 9, 10 статьи 7 Закона № 190-ФЗ теплоснабжающие организации, теплосетевые организации обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования. Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации.

Такие Стандарты утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570.

Поскольку учреждение является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии (то есть регулируемый вид деятельности), у него существует обязанность раскрытия информации, предусмотренной Стандартами.

Контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), и (или) на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае их наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов), и (или) на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации.

На территории Пермского края органом, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), а также в части соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями является РСТ (пункт 3.2.14 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013 № 1057-п).

Согласно пункту 15 Стандартов раскрытия информации регулируемой организацией подлежит раскрытию в том числе следующая информация: об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности) (подпункт «в»); о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (подпункт «е»).

Информация, указанная в пункте 22 настоящего документа, а именно о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация (пункт 32 Стандартов).

Таким образом, сведения, предусмотренные пунктом 22 Стандартов, за 1 квартал 2015 года подлежали раскрытию в срок до 30.04.2015.

В силу пункта 29 Стандартов информация, указанная в пункте 19 настоящего документа (об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности), раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Следовательно, в данном конкретном случае, информация, предусмотренная пунктом 19 Стандартов, за 2014 год подлежала раскрытию в срок не позднее 5 мая 2015 года (с учетом пункта 7 статьи 6.1 НК РФ).

Административным органом установлено и заявителем не оспаривается, что информация, предусмотренная пунктами 19 и 22 Стандартов, им в установленный срок на сайте РСТ не раскрыта, что свидетельствует о наличии объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Привлекая заявителя к ответственности, административный орган исходил из того, что у заявителя имелась возможность для опубликования необходимой информации в установленный срок, однако им не были приняты все зависящие от него меры для своевременного выполнения требований действующего законодательства. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для своевременного опубликования информации, учреждение суду не представило.

Доводы заявителя об отсутствии у него знаний и опыта, необходимых для размещения указанной информации, судом отклоняется, поскольку планируя осуществление какой-либо деятельности, хозяйствующий субъект обязан предусмотреть и обеспечить наличие средств, необходимых для осуществления этой деятельности, в том числе выполнения обязанностей, которые установлены законом для субъекта такой деятельности.

Отсутствие у работников заявителя необходимых знаний и навыков по размещению информации является внутренней проблемой организации и не может освобождать от административной ответственности.

Устранение нарушений по предписанию от 22.06.2015 также не свидетельствует об отсутствии вины заявителя в выявленных нарушениях и не освобождает его от административной ответственности.

Таким образом, состав правонарушения по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в бездействии заявителя суд признает доказанным.

Существенных процессуальных нарушений закона при производстве  по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Обществу обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему  законом правами и гарантиями. О времени и месте составления протокола об административной правонарушении  и рассмотрения дела заявитель извещен надлежащим образом, что свидетельствует о соблюдении  административным органом требований статей 25.1, 28.2 КоАП РФ

При назначении наказания в качестве отягчающего ответственность обстоятельства в оспариваемом постановлении административный орган указал на повторное совершение однородного правонарушения в течение года.

Постановлением РСТ от 10.03.2015 учреждение привлечено к ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Как усматривается из общедоступных сведений, расположенных на сайте ras.arbitr.ru в сети Интернет, указанное постановление оспаривалось учреждением в Арбитражном суде Пермского края в рамках дела №А50-6070/2015. Решением от 26.05.2015, вступившим в законную силу 10.06.2015, требования учреждения удовлетворены частично, постановление от 10.03.2015 в части наложения штрафа в размере, превышающем 50 000 руб., признано незаконным и отменено.

В пункте 2 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.

В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления (22.06.2015) о привлечении к ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, общество являлось лицом, подвергнутым наказанию за совершение аналогичного правонарушения (по постановлению от 10.03.2015).

Однако несмотря на отягчающее обстоятельство, административное наказание назначено учреждению по нижней границе санкции части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах, оснований для снижения штрафа у суда не имеется.

Как следует из материалов дела, общество не обеспечило своевременное раскрытие информации в сфере теплоснабжения. С момента выявления нарушения (19.05.2015) до момента вынесения постановления (22.06.2015) заявителем не предпринималось никаких мер по исполнению своей обязанности как теплоснабжающей организации.

Таким образом, суд не может сделать вывод о том, что учреждение стремилось к выполнению установленных законом требований.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в результате совершения настоящего правонарушения заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публичных обязанностей, в связи с чем вменяемое ему административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Решение административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности является законным и обоснованным, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 168-170, 211, 227, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

Отказать муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Харинская основная общеобразовательная школа» в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным  постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 22.06.2015 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                         А.В. Дубов