Арбитражный суд Пермского края
614990, г.Пермь, ул.Луначарского, д. 3
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
08 декабря 2011 года № дела А50-16409/2011
Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2011 года
Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2011 года
Арбитражный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мещеряковой Т.И., судей: Катаевой М.А., Байдиной И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Плотниковой Т.Ю.,
при участии:
от заявителя - товарищества собственников жилья «Водники-1» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>): ФИО1 по доверенности № 07 от 11.01.2011, предъявлен паспорт, ФИО2 по доверенности от 02.08.2011, предъявлен паспорт, ФИО3 по доверенности от 02.08.2011, предъявлен паспорт,
от ответчика - администрации города Перми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>): ФИО4 по доверенности № СЭД-01-44-147 от 02.06.2011, предъявлено удостоверение,
от третьих лиц - Департамента планирования и развития территории г.Перми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>): ФИО4 по доверенности № СЭД-22-01-27-48 от 28.12.2010, предъявлено удостоверение,
от администрации Кировского района г.Перми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) – не явились, извещены надлежащим образом,
от товарищества собственников жилья «Новые Водники» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) - ФИО5 предъявлен протокол собрания членов правления от 22.09.2010 об избрании председателя, паспорт; ФИО6 по доверенности от 01.12.2011, предъявлен паспорт,
от товарищества собственников жилья «Адмирала ФИО8 55» (ИНН: <***>,ОГРН: <***>)- ФИО7 по доверенности от 12.01.2011 № 55-36, предъявлен паспорт,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «Водники-1» к администрации города Перми
при участии третьих лиц: Департамента планирования и развития территории г.Перми, администрации Кировского района г.Перми, товарищества собственников жилья «Новые Водники», товарищества собственников жилья «Адмирала ФИО8 55»
о признании нормативного правового акта недействующим в части
установил:
Товарищество собственников жилья «Водники-1» (далее – заявитель, ТСЖ «Водники-1») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании недействующим Постановления Администрации г. Перми от 29.04.2011г. № 189 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной ул. Адмирала ФИО8, ул. ФИО9, ул. Волгодонской, ул. 5-й Каховской, ул. Калинина, ул. Танцорова, ул. Капитанской, ул. Юнг Прикамья, ул. Сокольской, ул. Светлогорской, 19 жилого района Нижняя Курья Кировского района города Перми" в части земельных участков под номерами : 25 под многоквартирным домом ул. Адмирала ФИО8 55/2, 32 под многоквартирным домом ул. Адмирала ФИО8 59/3, 19 под многоквартирным домом ул. Адмирала ФИО8 55, 13 и 7 под многоквартирным домом ул.Адмирала ФИО8 55/1.
Определениями Арбитражного суда Пермского края от 18.08.2011, 28.09.2011, 08.11.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамент планирования и развития территории г.Перми (далее – департамент), администрация Кировского района г.Перми, товарищество собственников жилья «Новые Водники», товарищество собственников жилья «Адмирала ФИО8 55» (далее – ТСЖ «Новые Водники», ТСЖ «Адмирала ФИО8 55»).
Заявленное требование основано на ст.ст. 42, 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), ч.1 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ), п.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), абзаце 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). В обоснование заявленных требований заявитель указывает на нарушение процедуры проведения публичных слушаний, а также на то обстоятельство, что проект планировки подготовлен без учета фактического пользования земельным участком, что нарушает законные права и интересы заявителя.
В судебном заседании 06.12.2011 на основании п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ ввиду нахождения судьи Торопицина С.В. в очередном отпуске, произведена замена судьи Торопицина С.В. на судью Катаеву М.А. Рассмотрение дела после замены судьи производится с самого начала.
Представители заявителя на заявленных требованиях настаивают. Представили письменные пояснения в порядке ст.81 АПК РФ в обоснование своей позиции.
Администрация города Перми (далее – ответчик, администрация г.Перми) с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменных отзывах, пояснил, что оспариваемое постановление принято с соблюдением процедуры утверждения проекта планировки и проекта межевания территории, установленной ГрК РФ, площади земельных участков были определены с учетом действующих нормативов.
Представитель департамента поддерживает позицию ответчика.
Администрация Кировского района г.Перми о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направила. Представила письменный отзыв, из которого следует, что третье лицо поддерживает позицию ответчика.
ТСЖ «Новые Водники» письменный отзыв не представило.
Представитель ТСЖ «Новые Водники» в судебном заседании поддержал позицию ответчика, представил в материалы дела переписку с администрацией Кировского района г.Перми и департаментом в обоснование своей позиции.
ТСЖ «Адмирала ФИО8 55» письменный отзыв не представило.
Представитель в судебном заседании поддержал позицию ответчика.
Изучив материалы дела, оценив доводы, приведенные в заявлении и отзывах, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Пермского края пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела ТСЖ «Водники-1» является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирных домах по адресам <...>/2, 76 (л.д.31 т.2).
Многоквартирные дома по адресу <...>/2, находятся на земельном участке, предоставленном на основании решения Исполнительного комитета Пермского городского Совета народных Депутатов от 28.05.1984 г. №104 «г» «Об изъятии земельных участков из гослесфонда и отводе их предприятиям и организациям под строительство и для других надобностей».
Из ответа департамента земельных отношений администрации города Перми от 29.01.2009 №И-21-01-09-1277 на запрос ТСЖ «Водники-1» от 16.12.2008 №372 (л.д.32 т.2) следует, что приказом управления земельных отношений администрации города Перми от 27.12.2006 №2-ф сформирован земельный участок площадью 3 900,85 кв.м под многоквартирный дом по ул. Адмирала ФИО8,55/1. Земельный участок по ул. Адмирала ФИО8,76 был предоставлен ФГУП «Пермский завод им. С.М. Кирова» в аренду на 15 лет под жилой дом постановлением администрации города Перми от 25.08.1997 №1353, заключен договор аренды земельного участка от 22.09.1997 №293-97, который расторгнут 01.11.2004. Относительно земельного участка по ул. Адмирала ФИО8, 55/2 сведения о формировании земельного участка в департаменте земельных отношений отсутствуют.
Согласно письму департамента от 17.08.2009 № И-22-08-03-4658 на запрос заявителя от 06.08.2009 №90 (л.д.33 т.2) сообщено, что утвержденного в установленном порядке проекта межевания по ул. Адмирала ФИО8,76 нет. Копия проекта межевания по ул. Адмирала ФИО8, 55/2, а также ксерокопия постановления администрации города Перми от 09.11.2005 №2643 направлена в адрес ТСЖ «Водники-1».
Письмом от 30.04.2010 №И-22-01-06/22-2390 (л.д.34 т.2) департаментом сообщено, что участок по ул. Адмирала ФИО8, 55/2 расположен в границах территории, проект межевания которой выполнен за счет средств бюджета города и находится у разработчика. Указано на проведение публичных слушаний, предположительно в 3 квартале 2010года. В отношении земельного участка по ул. Адмирала ФИО8,76 в связи с постановкой на государственный кадастровый учет рекомендовано за правоустанавливающими документами обратиться в Пермский территориальный отдел Управления Роснедвижимостью по Пермскому краю.
29.04.2011 постановлением администрации города Перми №189 утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной ул. Адмирала ФИО8, ул. ФИО9, ул. Волгодонской, ул. 5-й Каховской, ул. Калинина, ул. Танцорова, ул. Капитанской, ул. Юнг Прикамья, ул. Сокольской, ул. Светлогорской, 19 жилого района Нижняя Курья Кировского района города Перми", в том числе в части земельных участков под номерами: 25 под многоквартирным домом ул. Адмирала ФИО8 55/2, 32 под многоквартирным домом ул. Адмирала ФИО8 59/3, 19 под многоквартирным домом ул. Адмирала ФИО8 55, 13 и 7 под многоквартирным домом ул.Адмирала ФИО8 55/1.
Постановлением администрации г. Перми от 27.06.2011 N 308 внесены изменения в Постановление администрации от 29.04.2011 N 189 в части кварталов N 3113, 3120а, ограниченных ул. Калинина, ул. ФИО9, ул. Танцорова, ул. Капитанской, и в части кварталов N 3203, 4563, 4890, ограниченных ул. Адмирала ФИО8, ул. ФИО9, ул. Волгодонской жилого района Нижняя Курья Кировского района города Перми, в редакции без изменения границ земельного участка.
ТСЖ «Водники-1», полагая, что постановлением № 189 в оспариваемой части нарушаются права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении Пленума от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 4 и 5 ст. 194 АПК РФ).
Как следует из содержания ст.ст. 2, 7, 48, 78 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), принятые органами местного самоуправления по вопросам местного значения муниципальные правовые акты, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер, а также решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Исходя из правовой позиции, высказанной в п. 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. ст. 2, 17, п. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Органы местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ (в редакции действующей в спорный период) к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно ст.34 Закона №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Уставом города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 13.03.1996г. (п.п. 11, 26 статьи 8, статьи 8.1 и 9 Устава города Перми) вопросы утверждения плана планировки и утверждения проекта межевания отнесены к компетенции администрации города Перми.
Исходя из анализа ст.14 Закона №131-ФЗ и Устава следует, что по вопросам местного значения, в том числе издаются постановления администрации.
Таким образом, оспариваемое постановление является муниципальным правовым актом исполнительно – распорядительного органа, т.е. администрацией. При этом, согласно п.13 ст.46 ГрК РФ глава местной администрации принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации.
В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Оспариваемое постановление опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь № 32 от 06.05.2011.
Суд считает, что оспариваемое постановление обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит обязательные предписания, влекущие юридические последствия, носит общеобязательный характер, адресовано неопределенному кругу лиц, принято специально уполномоченным на то субъектом, отражает юридически властное волеизъявление уполномоченного субъекта в сфере планировки территории, рассчитано на неоднократное применение.
Согласно п. 2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона №189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании п. 4 ст. 16 Федерального закона №189-ФЗ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно пункту 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N 10/22) собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Частью 1 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.
Статьей 46 ГрК РФ регламентируются вопросы, связанные с особенностями подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, в том числе вопросы проведения публичных слушаний.
В пункте 67 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 указано, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с условиями муниципального контракта №202/019 от 14.08.2009 заключенного ОАО «ЧелябинскНИИгипрозем» и департаментом разработан проект межевания территории №86 Кировского района города Перми.
Территория №86 состоит из трех частей. Третья часть ограничена улицами Адмирала ФИО8, ФИО9, Волгодонской и 5-й Каховской.
В результате разработки плана межевания сформировано 93 земельных участка.
При выполнении работ, как усматривается из материалов дела и подтверждено департаментом были использованы Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 №143, обновленные топографические планы, каталоги координат и схемы прохождения красных линий, кадастровый план территорий, представленный уполномоченными на ведение кадастрового учета органами, данные из Департамента земельных отношений о принадлежности земельных участков, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ранее разработанные проекты межевания, утвержденные постановлением Главы города Перми от 09.11.2005 №2643, постановлением администрации города Перми от 30.06.2006 №1119, а также утвержденные по результатам публичных слушаний в 2008 году проекты межевания территории, разработанные в 2007 году.
Исходя из заявленных требований ТСЖ «Водники-1» спорными являются земельные участки № 25 под многоквартирным домом ул. Адмирала ФИО8 55/2, № 32 под многоквартирным домом ул. Адмирала ФИО8 59/3, № 19 под многоквартирным домом ул. Адмирала ФИО8 55, № 13 и № 7 под многоквартирным домом ул.Адмирала ФИО8 55/1.
В обоснование заявленных требований заявителем указано на нарушение процедуры публичных слушаний.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 ГрК РФ.
Порядок организации и проведения публичных слушаний урегулирован в ст.46 ГрК РФ.
Согласно ч.ч. 5, 6 ст. 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения таких публичных слушаний определяется с учетом требований ГрК РФ уставом муниципального образования или нормативными актами представительного органа муниципального образования.
В соответствии с решением Пермской городской Думы от 22.02.2005 №32 «Об утверждении Положения о публичных слушаниях в городе Перми» (далее – Положение о публичных слушаниях) органом, уполномоченным на проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории города Перми является Департамент планирования и развития территории администрации города Перми, осуществляющий базовую подготовку к публичным слушаниям по вопросам градостроительной деятельности, необходимое организационное сопровождение и общую координацию действий иных уполномоченных органов по их проведению. В компетенцию Департамента входит оценка представленной документации на предмет ее соответствия требованиям градостроительного законодательства.
До назначения и проведения публичных слушаний по проекту планировки и межевания, соответствующий проект был рассмотрен Департаментом на соответствие требованиям, установленным ч.10 ст. 45 ГрК РФ (ч.4 ст. 46 ГрК РФ).
Согласно заключению департамента от 03.08.2010 г. (л.д. 100-103 т. 1), представленная документация признана соответствующей требованиям градостроительного законодательства, рекомендовано принять решение о проведении публичных слушаний.
Так, в заключении указано, что проект планировки (в части установления красных линий) и проект межевания соответствуют: в части санитарно-эпидемиологического надзора – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 по санитарно-эпидемиологической безопасности населения; в части обеспечения пожарной безопасности населения – СНиП 2.07.01-89* по пожарной безопасности населения; в части обеспечения экологической безопасности населения – СНиП 2.07.01-89*; требования, установленные в Правилах землепользования и застройки города Перми, главе 5 ГрК РФ, градостроительных регламентах – соблюдены и отображены в проекте, что удостоверено начальником отдела градостроительной подготовки Департамента.
Согласно Положению о публичных слушаниях публичные слушания – это форма реализации прав жителей муниципального образования (общественности) на участие в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения в случаях, определенных законодательством.
Основными принципами организации и проведения публичных слушаний являются законность, гарантированность, добровольность, гласность, информированность.
Пунктом 7.1 указанного Положения предусмотрена обязанность оргкомитета извещать о проводимых публичных слушаниях жителей города заблаговременно, не позднее чем за 7 дней, путем опубликования соответствующей информации в средствах массовой информации и размещения на официальном сайте Пермского городского округа в сети Интернет.
Из материалов дела усматривается, что постановление Главы города Перми от 29.12.2010 № 233 «О назначении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории, ограниченной ул. Адмирала ФИО8, ул. ФИО9, ул. Волгодонской, ул. 5-й Каховской, ул. Калинина, ул. Танцорова, ул. Капитанской, ул. Юнг Прикамья, ул. Сокольской, ул. Светлогорской, 19 жилого района Нижняя Курья Кировского района города Перми» опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 31.12.2010 № 101.
Сообщение о проведении публичных слушаний опубликовано в том же «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 31.12.2010 № 101 и содержит всю предусмотренную п. 7.3 Положения о публичных слушаниях информацию (л.д.99, т.1).
Постановлением Главы администрации Кировского района № 232 от 15.11.2006 утверждено положение об организационном комитете по проведению публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности при администрации Кировского района г.Перми.
Территориальный оргкомитет согласно указанному Положению организует работу по проведению публичных слушаний, осуществляет размещение информации о публичных слушаниях в средствах массовой информации, проводит выставки, экспозиции демонстрационных материалов, обеспечивает ведение протокола публичных слушаний, готовит предложения, рекомендации для включения их в заключение о результатах публичных слушаниях.
По результатам проведения публичных слушаний, состоявшихся в установленные в вышеуказанном постановлении сроки (протокол проведения публичных слушаний - л.д. 22-28, т. 1) департаментом утверждено заключение N 7 (л.д. 104 т. 1), из содержания которого следует, что уполномоченным органом определено после корректировки направить пакет документов главе администрации города Перми для принятия решения об утверждении представленного на публичные слушания проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной ул. Адмирала ФИО8, ул. ФИО9, ул. Волгодонской, ул. 5-й Каховской, ул. Калинина, ул. Танцорова, ул. Капитанской, ул. Юнг Прикамья, ул. Сокольской, ул. Светлогорской, 19 жилого района Нижняя Курья Кировского района города Перми.
Указанное заключение в установленном порядке опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» № 16 от 11.03.2011.
Из заключения о результатах публичных слушаний № 7 следует, что в целях обеспечения возможности ознакомления заинтересованных лиц с проектом планировки и проектом межевания спорной территории территориальный оргкомитет при администрации Кировского района города Перми совместно с ОАО «ЧелябинскНИИгипрозем» разместили экспозицию в холле здания администрации Кировского района города Перми. Материалы экспозиции были представлены в виде проекта планировки в части установления красных линий, проекта межевания с экспликациями и дополнительной информации поясняющего характера.
Представителями ТСЖ «Новые Водники» и ТСЖ «ФИО8 55» в судебном заседании данная информация подтверждена. На данное обстоятельство также указано в отзыве администрации Кировского района г.Перми от 01.11.2011.
Заявителем же в нарушение ст. 65 АПК РФ доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, на стадии подготовки к публичным слушаниям всем заинтересованным предоставлен свободный и равный доступ к ознакомлению с материалами проекта планировки и межевания.
Кроме того, из протокола публичных слушаний от 16.02.2011следует, что население было информировано о планируемых публичных слушаниях. В частности в публичных слушаниях приняли участие 20 представителей различных ТСЖ (л.д.20-21, т.2). Представители ТСЖ «Новые Водники» и ТСЖ «ФИО8 55», привлеченные к участию в деле, также подтвердили в судебном заседании данный факт.
Ссылка заявителя на то, что ТСЖ было введено в заблуждение письмом департамента от 30.04.2010, которым было указано, что ориентировочное время проведения публичных слушаний – третий квартал 2010 года судом признана необоснованной. Кроме того, ТСЖ «Новые Водники» представлено письмо аналогичного содержания, но не явилось препятствием для участия в проведенных публичных слушаниях.
На основании указанных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что процедура утверждения проекта планировки и проекта межевания территории, указанных выше кварталов, администрацией г. Перми соблюдена.
В силу вышеизложенного соответствующий довод заявителя отклонен как неподтвержденный материалами дела.
Довод заявителя относительно ошибочного указания ответчиком номеров кварталов в извещении о проведении публичных слушаний, размещенном в сети Интернет, также признан судом несостоятельным. Так, данный довод заявителем документально не подтвержден. Указание в протоколе публичных слушаний на то, что представителем ТСЖ «Адмирал-1» было обращено внимание на указанную ошибку, не является доказательством нарушения процедуры проведения публичных слушаний, поскольку публичные слушания состоялись, заинтересованные лица приняли в них участие. Кроме того, данное замечание представителя ТСЖ «Адмирал-1» было устранено путем внесения изменений на сайте департамента.
Довод заявителя об изменении проекта межевания после проведения публичных слушаний судом отклонен как необоснованный и неподтвержденный материалами дела. Так, из имеющегося в материалах дела письма ТСЖ «Новые Водники» следует, что обращение о внесении изменений в межевание территории жилого многоквартирного дома по адресу ул.Адмирала ФИО8 59/3 направлено разработчику проекта - ОАО «ЧелябинскНИИгипрозем», а не в адрес ответчика. Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что данное обращение было учтено и в проект межевания территории действительно внесены изменения.
В соответствии с п.13 ст.46 ГрК РФ Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Во исполнение приведенной нормы постановлением администрации г.Перми от 29.04.2011 № 189 утвержден соответствующий проект планировки территории и проект межевания территории, ограниченной ул. Адмирала ФИО8, ул. ФИО9, ул. Волгодонской, ул. 5-й Каховской, ул. Калинина, ул. Танцорова, ул. Капитанской, ул. Юнг Прикамья, ул. Сокольской, ул. Светлогорской, 19 жилого района Нижняя Курья Кировского района города Перми.
Так, суд не усматривает, что принятие оспариваемого постановления, либо в его тексте содержатся положения, не соответствующие действующему законодательству Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 43 ГрК РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как следует из ч. 1, 5 ст. 16 Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Если земельный участок не был сформирован до введения в действие ЖК РФ, то с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Размер земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимого для их использования определяются исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации (п.3 ст.33 ЗК РФ).
Таким образом, площадь земельного участка, на котором расположено здание, строение, сооружение, не может ограничиваться только земельным участком, выделяемым по контуру объекта ("под отмостку"), но должна определяться в размере, необходимом для использования здания, строения, сооружения, путем обеспечения к ним доступа и использования прилегающего пространства.
Из материалов дела следует, что ТСЖ «Водники-1» управляет домами по адресу ул.Адмирала ФИО8 55/1 и 55/2, для которых сформированы земельные участки под номерами 7 и 13 и номер 25 соответственно.
Заявитель также полагает, что права членов ТСЖ «Водники-1» нарушены утвержденными границами земельных участков №№ 19 и 32, занятых многоквартирными домами по адресам ул. Адмирала ФИО8 55 ул. Адмирала ФИО8 59/3.
Между тем, ТСЖ «Водники-1» не управляет указанными домами.
Как было указано выше проект межевания территории выполнен ОАО «ЧелябинскНИИгипрозем», ссылка на который есть и в заключении по результатам проверки документации и в заключении по результатам проведенных публичных слушаний.
При определении нормативных размеров земельных участков многоквартирных домов применялись положения "СП 30-101-98. Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах", утвержденных Приказом Минземстроя России от 26.08.1998 N 59, которые разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.1998 N 369 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах".
Нормативные размеры площадей земельных участков многоквартирных жилых домов определялись в соответствие с методическими указаниями по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.
Данные для расчета нормативной площади земельного участка были получены из Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации» г.Перми.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, на момент принятия оспариваемого постановления земельный участок № 13 под многоквартирным домом ул.Адмирала ФИО8 55/1 был уже сформирован и поставлен на кадастровый учет, т.е. в проекте межевания данный участок просто отображен, соответственно его границы не могли быть изменены.
Из пояснений представителя ответчика следует, что площадь земельного участка № 7 была определена путем использования нормативов исходя из назначения помещений, была увеличена за счет городских земель и составила 5774,21 кв.м. При определении границ земельных участков № 25 и № 32 было учтено фактическое землепользование и определен баланс территории. Площадь земельного участка № 25 была увеличена за счет городских земель и составила 11371кв.м.
Из письма Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.08.2011 (л.д.85, т.1) следует, что земельные участки под многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: ул. Адмирала ФИО8, д.55, 55/1, 55/2 прошли государственный кадастровый учет, им присвоены соответственно кадастровые номера.
Фактические данные отражены в экспликации земельных участков проекта межевания территории (л.д.39-42, т.2).
Довод заявителя о том, что ответчиком необоснованно отведена территория, на которой расположена детская площадка, установленная по обращению жителей ТСЖ «Водники-1», который её и содержал, ТСЖ «Адмирала ФИО8, 55», судом не принят во внимание. Так, заявителем не представлено ни одного документа, подтверждающего принадлежность ему указанной детской площадки.
С размерами земельных участков заявитель не спорит.
Доказательств того, что для эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости необходим участок иной площади либо с иными границами, и, что этот участок фактически используется товарищества под принадлежащий ему объект недвижимости, материалы дела не содержат.
Довод заявителя относительно того, что жилые дома по адресам ул.Адмирала ФИО8 55/1, ул.Адмирала ФИО8 55/2, ул. Адмирала ФИО8 55 и ул. Адмирала ФИО8 59/3 являются одним объектом недвижимости и соответственно применению подлежит п. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, основан на неверном толковании норм материального права и противоречит имеющимся в материалах дела данным о фактическом пользовании земельными участками ТСЖ «Водники-1», ТСЖ «Новые Водники» и ТСЖ «ФИО8 55», а также данных о постановке участков на кадастровый учет, в связи с чем подлежит отклонению.
Суд исследовал вопрос о нарушении прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя, и пришел к выводу, что таких нарушений нет. Данный вывод соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам законодательства. С учетом положений пункта 1 статьи 36 ЖК РФ, пункта 7 статьи 36 ЗК РФ заявитель не представил доказательств того, что, для эксплуатации жилых домов ТСЖ «Водники-1» фактически необходим земельный участок с иной площадью, либо иными границами.
По изложенным основаниям суд не усматривает несоответствия оспариваемого акта требованиям указанных выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
В силу вышеизложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
Признать Постановление Администрации г. Перми от 29.04.2011г. № 189 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной ул. Адмирала ФИО8, ул. ФИО9, ул. Волгодонской, ул. 5-й Каховской, ул. Калинина, ул. Танцорова, ул. Капитанской, ул. Юнг Прикамья, ул. Сокольской, ул. Светлогорской, 19 жилого района Нижняя Курья Кировского района города Перми" в части земельных участков под номерами : 25 под многоквартирным домом ул. Адмирала ФИО8 55/2, 32 под многоквартирным домом ул. Адмирала ФИО8 59/3, 19 под многоквартирным домом ул. Адмирала ФИО8 55, 13 и 7 под многоквартирным домом ул.Адмирала ФИО8 55/1 соответствующим ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.42, 43, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд Пермского края.
Информация о деле, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы размещена в сети Интернет на соответствующих сайтах Арбитражного суда Пермского края по адресу – perm.arbitr.ru, и Федерального арбитражного суда Уральского округа – fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий Т.И. Мещерякова
Судьи И.В. Байдина
М.А. Катаева